Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 04:03, контрольная работа
Импрессионизм и постимпрессионизм. Название «импрессионизм» произошло от слова, означающего «впечателние» и связано с названием картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Импрессионизм в живописи стремился ухватить текучее мгновение, настроение, передвал особенности освещения или угла зрения. Для художников-импрессионистов то, как изображено, было важнее, чем то, что изображено.
С технической точки зрения импрессионисты выступали как новаторы живописи: они отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками, которые они накладывали в соответствии с теориями цвета Шеврёля, Гельмгольца и Руда. Солнечный луч расщепляется на составляющие.
Проявил себя кубизм и в фотографи. Еще задолго до появления «фотошопа», художник Серж Менджийский (1929 г.р.) руками нарезал снимки на ровные полоски. Сегодня эти работы признаны уникальным явлением современной культуры. Его творчество, начавшись под влиянием поздних импрессионистов, выразилось в форме самобытных фотоколлажей. Особенность этих работ заключается в том, что художник «разбирает» мегаполисы на сотни кусочков, чтобы потом воссоздать потрясающую фотографическую панораму. Таким образом он создает неповторимый мир, где по-новому ощущается свет, пространство, контраст и размеры.
5) Фовизм
Название «фовизм» закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса («Радость жизни») и Андре Дерена («Лондонская гавань»). К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. В отличие от сложившегося в этот же период немецкого экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.
Наконец, стоит добавить, что художники-фовисты увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Они вспомнили о детском рисунке, с 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени.
Также приемы фовизма, помимо живописи, можно обнаружить в скульптуре Руо, Дерена, Вламинка, Вольта, Дюфи, Матисса.
2. Импрессионизм
Работа «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно» принадлежит Камилю Писарро, известному представителю импрессионизма. Она входит в цикл картин с изображение бульвара Монмартр в разное время дня и в разную погоду. Подобный подход к объекту изображения характерн для импрессионистов, которые стремились ухватить текучие моменты жизни. Писарро пишет несколько раз вид на бульвар с одного ракурса, но в разное время, что определяет разницу в картинах. Рассматриваемая картина написана мелкими мазками, создаётся впечатление размытости, нечёткости. Если рассматривать картину при большой разрешении, пропадает форма предметов, остаются только мазки, но если отойти, отодвинуться от репродукции, уменьшить изображение на экране, мазки как будто «собираются» в формы, очертания становятся более ясными.
В «Болеро» Мориса Равеля много раз повторяется одна и та же ритмическая фигура, ритмической фигуры, на фоне которой также много раз проводятся две темы, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание всё новые и новые инструменты. Таким образом упор здесь идёт на оркестровку и ритм, что характерно для импрессионистов.
«Болеро» было написано под влиянием испанской народной музыки, а влияние народной музыки вообще характерно для композиторов-импрессионистов.
Из инструментов в «Болеро» задействованы деревянные (флейты, рожки, турецкий барабан, челеста и пр.) и струнные инструменты (арфа, скрипки, альты). Набор инструментов также характерный для музыкального импрессионизма.
Экспрессионизм
На картине Оскара Кокошки «Марсельский порт» изображён порт — несколько катеров и парусников, а также здания вдалеке. Кокошка использует характерные для экспрессионизма искажения форм: горизонт кажется кривым, парусники словно вот-вот упадут, облака и небо в целом написаны крупными мазками, что, конечно, не придаёт им реалистичности. Цвета яркие и контрастные. Картина оставляет чувство незавершённости, словно это только набросок.
Интересна также её композиция — ракурс как будто сверху, со стороны моря. Парусники и катера разбросаны по водному пространству словно безо всякой логики, хотя, конечно, если задуматься, то можно поймать ритм их перемещения по картине.
Фильм «Кабинет доктора Калигари», снятый в 1920 году Робертом Вине по сценарию Карла Майера, дал начало экспрессионизму в кино. В фильме передан ужас перед безумием, перед тем, что всё окружающее человека может оказаться только бредовыми видениями, вымыслом сумасшедшего. Этот страх выражается не только техническими приёмами, такими как далёкие от реальности декорации с искажёнными пропорциями, странные ракурсы съёмки, цветные фильтры (жёлтый, голубой), окрашивающее всё происходящее в тревожные, грязноватые тона. Актёры гротескно преувеличенно жестикулируют, строят странные гримасы. Всё это передаёт то, как видит мир главный герой — сумасшедший Франц.
Интересен и сюжет фильма: с самого начала зритель слушает историю героя, а в конце выясняется, что герой и упомянутые им люди — все клиенты психбольницы доктора Калигари.
Кубизм
«Герника» Пикассо написана в стиле кубизма. Картина была создана под впечатлением от уничтожения испанского города Герника и стала символом смерти, страданий и беспомощности мирных жителей перед войной. На картине изображены люди и животные, трансформированные под воздействием страдания и хаоса: можно разглядеть женщину, которая оплакивает убитого ребёнка, умирающую лошадь, лежащего на земле человека, другого человек, воздевшего руки к небу. Здесь характерным для кубизма разложению и деформации предметов придаётся идейное звучание.
«Гондольер» Александра Архипенко визуально напоминает картины кубистов: деформированные очертания, разделение цельной фигуры на плоскости. Изображение не деталировано и напоминает шарнирные модели для рисования. Обощённость, отсутствие деталировки, однако, позволяет более чётко передать движение гондольера.
Модерн
Иллюстрации к «Саломее» Оскара Уайльда Обри Бёрдслея выполнены в эстетике модерна. Изображение декоративно и условно, линии подчёркнуто изящные и тонкие, украшены разнообразными орнаментами. Изображение людей нереалистично: вытянутые, тонкие фигуры, красиво изогнтые в изящных позах.
При этом содержательно иллюстрации скорее ироничны, особенно хорошо эта ирония просматривается на изображении смерти Саломеи. В пьесе Уайльда Саломею убивают разгневанные солдаты, на рисунке Бёрдслея — её засовывают в пудреницу и закрывают там.
«Кармина Бурана» Карла Орфа уже даже набором музыкальных инструментов отражает характерные особенности модерна. Помимо флейт, гобоя, кларнета, барабанов, труб и струнных, в оркестр входят бубенчики, кастаньеты, челеста, кротали, тарелка креш (распространённая сейчас, но во время создания музыкального произведения достаточно редкая). Модернисты часто экспериментировали с музыкальными инструментами, соединяя казалось бы несоединимое.
Композиционная структура произведения во многом основана на идее вращения Колеса Фортуны.
Фовизм
Картина Анри Матисса «Первоцветы» в полном смысле слова соответствует названию направления, в рамках которого она была создана: яркие цвета, неупорядоченные, буйные линии, необычный ракурс — всё это характерно для фовизма. Мы видим только перплетённые ветви дерева, пока без листьев, зато украшенные крупными ярко-розовыми цветами. Цветение стремится обогнать листву, цветение — это радость и полнота жизни. Контраст создается за счёт тёмных веток и ярких цветов, изображённых на спокойном фоне весенней зелени.
Матисс получил заслуженное признание и в скульптуре. Его скульпутрные работы, среди которых декоративные фигурки обнажённых мужчин и женщин, как будто продолжают его живописные работы: похожая пластика фигур, подчёркнутая мужественность или женственность, эротизм. Например, декоративная фигура, изображающая сидящую женщину, — рельефное тело, выпуклая грудь, округлые бёдра, сама поза — откровенная, эротичная.
3.
Одним из направлений искусства, тесно связанных с литературой рубежа веков — это модерн. Он оказал влияние на писателей и поэтов на самых разных уровнях. Во-первых, на уровне формы. Литературные модернисты экспериментировали с формой и содержанием. Одним из изобретений модернистов является форма «потока сознания», которую активно использовали Джеймс Джойс и Вирджиния Вульф, причём последняя выписывала не столько поток сознания, сколько потом чувств героев. Однако творчество Вульф можно сравнивать скорее с импрессионизмом с его мимолетностью и преходящестью момента, чем с декоративностью, орнаментальностю модерна и его ориентированием на внешнее, а не на внутреннее.
Модернисты в своих исканиях в области формы экспериментировали с хронологией, нарушали последовательность событий (как, например, в цикле М. Пруста «В посиках утраченного времени»).
Литературные модернисты так же, как и модернисты в других областях исскусства, порвали с жизнеподобием. Реализм для них означал механическое воспроизведение окружающей действительности (реалистический подход критикуется, например, в эссе Оскара Уайльда «Упадок искусства лжи»). Модернисты в литературе выступали против традиционных форм, против гуманистической традиции.
Для модернистов в литературе характерно провозглашение примата искусства перед жизнью (эстетизм во главе с тем же Уайльдом), который можно сравнить с декоративностью, орнаментальностью, почёркнутой красивостью стиля модерн (ср., например, с рисунками Муха или Климта). Упор на визуальное, на описания предметного мира идёт, например, в романе Гюисманса «Наоборот», где внутренний мир главного героя раскрывается через его предпочтения в мире вещей (растений, мебели, цветов, украшений).
Музыкальный модернизм оказал большое влияние на творчество Томаса Манна. Уже в более позднем творчестве он создал роман «Доктор Фаустус», где система, изобретённая композитором Арнольдом Шёнбергом, приписывается главному герою романа. Отчасти под впечатлением от смерти Густава Малера была написана новелла «Смерть в Венеции». Также в этой новелле видно размышление над идеями модернизма (не только литературного, но и музыкального, живописного), столкновение их с идеалами классического искусства.
Модернисты в литературе устанавливали тесные связи с представителями иных направлений в искусстве. Например, Жан Кокто тесно взаимодействовал с Пабло Пикассо (художник), Эриком Сати (музыкант), создавая произведения, в которые вовлекались рализичные виды искусства. Тот же Кокто также был художником и режиссёром.
В целом, на рубеже веков, как никогда раньше, разные виды искусства влияли друг на друга.
Информация о работе Культурный контекст литературы рубежа веков