Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:35, курсовая работа
За короткий период времени творчество Лермонтова оставило неизгладимый след в русской литературе. Лирика поэта пропитана нитью одиночества, в которой переплелись и любовь к Родине, природе. Поэт воспевает одиночество, как само существование. Все это делает его на порядок ближе к экзистенциальной философии. По своей сути лирический герой не страдает от одиночества, не винит окружающую действительность, а принимает её как данность. Место безликому «Я», уступает одиночеству, которое автор вводит наравне с лирическим героем. Стоит разграничивать данные понятия, но мы бы хотели дать экзистенциальную оценку одиночеству в творчестве поэта.
По нашему мнению э. является философией одиночества, переоценки внутренних ценностей, собственного существования. Само понятие экзистенциализм (в переводе с лат. exsistentia-существование) подразумевает под собой философию существования.
Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песен во славу любезной...У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему “голову давит”, “шлема забрало - решетка бойницы”, щит - “дубовые двери темницы”. Заканчивается стихотворение появлением образа смерти - трагической развязки. Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало! Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу. Период “безвременья” 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам В. Г. Белинского, “нет пушкинского разгула на пиру жизни”
Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Один из современников, знавших Михаила Юрьевича, вспомнил, что Лермонтов показался ему холодным, желчным и раздражительным человеком, словно он ненавидел весь человеческий род. Быть может, он действительно таким выглядел. Мы находим в его стихах подтверждение сказанному:
«О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!
Белинский писал после встречи с Лермонтовым на гауптвахте, что Печорин как есть сам писатель. А ведь характер Григория Александровича Печорина, конечно, характер, приносящий самому его владельцу одни несчастья. И все же, между писателем и его героем была огромная разница. Один, мучаясь сам и мучая других, не оставил в жизни никакого следа. Другой, прожив всего двадцать семь лет, и поныне остается наиболее известным и любимым русским национальным поэтом. И пусть грусть охватывает нас, когда мы прикасаемся к наследию этого писателя. Эта грусть очищает души и заставляе тдумать над своей жизнью. А как часто неожиданно отзываются в нашей судьбе его стихи. Вот, например:
«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...
Но ты простишь мне!
Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели Огонь божественный»
Лермонтову было 16 лет в год его создания. Михаил Юрьевич от рождения был предрасположен к замкнутости, стремился к уединению, имел нелегкий характер. Все эти качества усиливались огромной гордостью, обострялись семейными неурядицами. Поэтому Лермонтов и признавался:
"Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя...". Тема одиночества ярко проявляется и в любовной лирике.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою,
писал он незадолго до гибели. Одним из художественных воплощений мотива одиночества в. лирике Лермонтова является- образ странника, совершающего свое путешествие в пустынной земле. Образ пустыни рассматривается в диссертации как становящееся пространство между раем и адом, добром и злом, небом и землей. Эта метафизическая*тюрьма промежутка, по мысли С. В. Савинкова, порождает в человеке демоническую силу, обрекающую его на безнадежную отверженность и абсолютное одиночество. Однако зрелый лермонтовский человек пытается выйти за пределы, земных просторов; растворяя» свое трагическое «я» в природном и космическом мирах, наделяя тем самым образ пустыни «богоподобными» (Ю. М. Лотман) свойствами. С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока,
- это страшное признание
Лермонтова сделано в
Восстань, пророк, и вождь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Скорбь и одиночество Лермонтова проходят на смену жизнеутверждающей, светлой поэзии Пушкина.
Судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье, что отразилось в стихах:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть...
Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Один из основных мотивов творчества Лермонтова - противопоставление многогранной и духовно богатой личности поэта пустоте светского общества. Эта тема нашла свое завершение в образе гонимого пророка.
Лермонтов был одинок, и тема одиночества звучит почти в каждом его произведении. Это во многом объясняется личными качествами поэта. По свидетельствам современников, он был резким, замкнутым человеком. Однако главная причина трагического одиночества Лермонтова заключается, видимо, в том, что он мало встречал в жизни людей, отвечавших его необычайно высоким нравственным и интеллектуальным требованиям. Как преображается лирический герой Лермонтова в стихотворении “Памяти А. И. Одоевского”, когда речь идет о близком, любимом друге!
Но он погиб далеко от друзей...
Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
Покрытое землей чужих полей,
Пусть тихо спит оно, как дружба наша
В немом кладбище памяти моей!
Это стихотворение рождено чувством невосполнимой утраты. Но чаще одиночество, тоска поэта выливаются в гневное презрение к людям, чью неприязнь или равнодушие он всегда вопринимал очень болезненно:
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем...
В стихотворениях “Монолог”, “I января 1841 г.” и во многих других Лермонтов шлет проклятия “светским цепям”, убивающим душу человека.
Сложный характер Лермонтова лишь обострял те противоречия, которые сложились между думающим, страстным поэтом и равнодушной, холодной светской толпой. Уже в его юношеских стихотворениях звучит возмущение жестокостью законов и униженным положением человека в России второй четверти XIX века:
...Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! этот край... моя отчизна!
Ранняя разочарованность в политической ситуации, невозможность применить свои силы на гражданском поприще в те годы, после поражения декабристов, - все это было истинной трагедией для Лермонтова. Он не раз открыто, бесстрашно выступал против сытых вельмож, полицейского надзора:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Тяжелое положение в николаевской России Лермонтов переживал, как личное горе. В стихотворениях “Дума”, “Смерть поэта”, “Родина” отразилась его боль, связанная с пассивностью молодого поколения, утратой истинных ценностей.
Скорбь и одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью неразделенности проникнута его любовная лирика:
Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.
Вся тяжесть одиночества и скорби поэта с огромной силой воплотилась в произведениях о природе. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта. Лермонтов то противопоставляет свой внутренний мир цветению природы, то сравнивает собственную судьбу с печальной историей одинокой сосны или гонимого ветром листка. Иногда автор пытается отыскать в природе спасение от преследующего его отчаянья:
Когда волнуется желтеющая нива
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка... -
...Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
Величие и мудрое спокойствие природы становятся последней отрадой осмеянного пророка.
Чувство скорби не покидает Лермонтова, когда он обращается к теме назначения поэзии. Тяжкие сомнения, боль за певца, продающего свое вдохновение, звучат в стихотворениях “Безумец я...” и “Поэт”:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
На смену “сладостному союзу” поэтов, воспетому Пушкиным, приходит одиночество Лермонтова. Пушкинское гордое безразличие к мнению толпы сменяется порывом:
...Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я - или Бог - или никто!
Но толпа не понимает и не признает своего гения. И тогда возникает “Пророк”, как крик отчаяния, как выбор, как решение судьбы. Противоборство между поэтом и окружающим миром, породившее скорбь и тоску творчества, приводит Лермонтова к трагической гибели.
Я думал: "Жалкий человек.
Чего он хочет!., небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?"
Лирика никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть на мир, на те или иные явления действительности.
Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем из противоборства с ними. Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.
Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая "Дума". Лирический герой "Думы" одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного "я". И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В "Думе" поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников. Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые "зарисовки". Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме. В стихотворении "Гляжу на будущность с боязнью..." он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Теперь смотрите, как развертывается строка "Гляжу на будущность с боязнью" в трагическую думу всего поколения: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно:
Земле я отдал дань земную.
Любви, надежд, добра и зла...
И сразу возникают в памяти "алмазной крепости" строки: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы... Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя...
…Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с "небом и землей", борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
Информация о работе Лирический герой М.Ю. Лермонтова в концепте экзистенции