Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2015 в 22:35, курсовая работа
За короткий период времени творчество Лермонтова оставило неизгладимый след в русской литературе. Лирика поэта пропитана нитью одиночества, в которой переплелись и любовь к Родине, природе. Поэт воспевает одиночество, как само существование. Все это делает его на порядок ближе к экзистенциальной философии. По своей сути лирический герой не страдает от одиночества, не винит окружающую действительность, а принимает её как данность. Место безликому «Я», уступает одиночеству, которое автор вводит наравне с лирическим героем. Стоит разграничивать данные понятия, но мы бы хотели дать экзистенциальную оценку одиночеству в творчестве поэта.
По нашему мнению э. является философией одиночества, переоценки внутренних ценностей, собственного существования. Само понятие экзистенциализм (в переводе с лат. exsistentia-существование) подразумевает под собой философию существования.
Чувством одиночества наполнены стихи о природе. Одиноко растут сосна и пальма. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна... ...Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. Вот старый утес... Одиноко Он стоит, задумался глубоко. И тихонько плачет он в пустыне. В лирическом, глубоко взволнованном монологе "Выхо-жу один я на дорогу...", написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Страшная духовная разобщенность с другими людьми — прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как "о ровном пути без цели" рождает ощущение бесполезности желаний — "что пользы напрасно и вечно желать?.." Строка: "И ненавидим мы, и любим мы случайно" логически приводит к горькому выводу: "На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно".
Стихотворение "И скучно и грустно...", названное В. Г. Белинским "похоронной песнью всей жизни", перекликается с романом "Герой нашего времени". Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении "И скучно и грустно..." и в романе "Герой нашего времени" поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там "мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли. Мы не ошибемся, если скажем, что "Парус" у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении "Я не унижусь пред тобой..." он говорит:
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем "я", страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина
Глава 2 Одиночество – состояние внутреннего «я» лирического героя.
Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, раздражительным. Другим - живым, веселым, жизнерадостным. Бесспорно одно: ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Но в своих стихах он писал обо всем, что тревожило его сердце, от чего страдала его душа, о своих разочарованиях, надеждах и мечтах, о смысле жизни, о дружбе и любви, о назначении поэта и поэзии. Поэтому его лирику можно считать поэтической автобиографией, летописью становления души, поэзией мысли.
У Лермонтова были великие предшественники и современники. Немеркнущим кумиром для него был А. С. Пушкин. Также Лермонтова увлекла бунтарская, романтическая поэзия Байрона и личность английского поэта, принимавшего участие в освободительной борьбе у себя на родине, в Италии и Греции. По сравнению с поэзией предшествующего пушкинского периода, полной светлых надежд, стихотворения Лермонтова отличаются иным эмоциональным тоном. Трудно найти в русской лирике произведения большего трагизма, чем "Гляжу на будущность с боязнью…" (1838 год), "И скучно и грустно" (1840 год), "Благодарность" (1840 год). В стихотворении "И скучно и грустно" он пишет: И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят - все лучшие годы! Одной из главных тем лирики Лермонтова стала тема одиночества. Слова с корнем "один" встречаются чаще других в создании поэтических образов: "белеет парус одинокой", "вверху горит одна звезда…".
О себе поэт говорит: "Я к одиночеству привык…" Трудно найти в поэзии более поэтическое изображение состояния человека, который жаждет смерти. Ему хочется забыться в вечном сне, сохранив при этом способность воспринимать окружающий мир. Одной из причин того, что мотивы грусти и одиночества заняли большое место в поэзии Лермонтова, являлось его отношение к обществу. Лица людей казались ему масками, прикрывающими безумие и пустоту, а жизнь - маскарадом. Тема маски неразрывно связана с проблемой потерянного поколения, впервые в русской литературе глубоко осмысленная именно Лермонтовым. Он не может примириться с тем, что люди его поколения, усвоив "поздний ум" отцов, старятся в бездействии, живут без цели, покорно склоняются перед властью. Нравственно опустошенные молодые современники не способны ни на труд, ни на подвиг, они равнодушны к наукам и искусству. Осуждая свое поколение, поэт прекрасно понимает, что он является его представителем; не отделяя себя от своих современников, обвиняет и себя, поэтому он употребляет местоимения "мы", "нас", "наше"… Страшный трагический образ "обанкротившегося" поколения создал Лермонтов в стихотворении "Дума" (1838 год): Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Лермонтову было свойственно трагическое мироощущение, он уверен, что человек не может быть счастливым в этом несовершенном мире, в стране, где "стонет человек от рабства и цепей" ("Жалобы турка", 1829 год). И поэтому у поэта очень сложное отношение к России.
Осуждение, неприятие не каких-то отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России, этой "страны рабов, страны господ", звучит в стихотворении "Прощай, немытая Россия…" (1841 год) - самом резком политическом выступлении Лермонтова, полном горьких и тяжких переживаний. Почти одновременно со стихотворением "Прощай, немытая Россия…" Лермонтов написал стихотворение "Родина", в котором раскрыл всю противоречивость своего отношения к родине. Поэт называет свою любовь к России "странной", потому что любит ее "рассудку вопреки", так как отрицает все то, что с точки зрения общепринятой морали считалось истинным патриотизмом: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Лермонтову всегда было свойственно чувство высокой ответственности перед читателем. Он отрицательно относится к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России, он не принимает поэзию, которая только воспевает "страдальческую любовь". В ряде стихотворений Лермонтов определяет свое отношение к поэзии, свои творческие задачи, непосредственно связанные с запросами общества.
С горечью признает Лермонтов, что его современники перестали понимать "простой и гордый язык" поэта. В стихотворениях о назначении поэта и поэзии звучат также мотивы одиночества, отчужденности от общества, которые находят отражение в одном из последних стихотворений -- "Пророк" (1841 год), в котором поэт-пророк встречает враждебное отношение со стороны людей. С точки зрения Лермонтова, истинный поэт является пророком, то есть человеком, который может предвидеть свое будущее и будущее своей страны. Поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства, ощущения поэта, его радости и тревоги, печали, разочарования, надежды. Она обращается к эмоциональному и духовному миру человека и поэтому всегда будет интересна.
Здесь настроение покоя и тишины вдруг резко прерывается, как от ощущения внезапной боли. Почему это происходит? Сам лирический герой задает себе тот же вопрос, пытаясь разобраться в причинах своей отъединенности от мира, своего одиночества. Торжественное величие ночи, в которой все полно гармонии, только обострило разлад в его душе, но в то же время этот слиянный мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми, желание гармонии, стремление преодолеть противоречия в отношениях с окружающим. О чем же теперь мечтает герой, если не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего?
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Эту мечту поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Но Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе, на новогоднем бале-маскараде, запечатленном в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок", "давно бестрепетных рук" светских красавиц. Из царства фальши и пустоты он уносится мечтой в незабываемый мир детства. Память рисует ему милые сердцу картины: "сад с разрушенной теплицей", "спящий пруд", "высокий барский дом". Возвращение из мира грез в шумную, веселящуюся толпу делает одиночество героя особенно невыносимым и рождает "железный стих, облитый горечью и злостью". В этом стихотворении слышится гневный протест поэта против всего того, что делает его жизнь нестерпимой, обрекает его на одиночество.
В лирическом монологе "И скучно и грустно" уже нет взрыва эмоций. Как бы отрешившись от всяких чувств, герой смотрит "с холодным вниманьем вокруг", давая трезвую оценку своего нынешнего восприятия жизни. Каждая строфа этой лирической миниатюры называет одну из ценностей жизни, чтобы затем ее опровергнуть.
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Человек не может жить без желаний: они дают ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляют поверить в себя и ощутить радость достижения цели. Но в этих двух строчках поэт говорит о бессмысленности и бесполезности желаний, которые отдаляются от него, как горизонт. И так проходит жизнь, вызывая раздражение и разочарование. Любовь. Это прекрасное чувство обогащает душу, заставляет по-новому взглянуть на окружающее, забыть горести и печали. Таково пушкинское понимание любви. Но Лермонтов признает только вечную любовь, которая навсегда связала бы его с близким и верным человеком.
Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
Страсти тоже рано или поздно утихнут, "их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка". Итак, герой лирического монолога приходит к безотрадному итогу: не остается в жизни вещей, не презираемых им. Значит — опять одиночество, только оно.
Даже в неодушевленных образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: "Белеет парус одинокий", старый утес стоит одиноко "и тихонько плачет... в пустыне", дубовый листок тоже "один и без цели носится по свету". Эти образы овеяны бесконечным одиночеством и тоской о счастье.
Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.
Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом.
Заключение
Список использованной литературы
Белецкий, А. И. В мастерской художника слова Текст. / А.И! Белецкий // Белецкий, А. И. Избранные труды по теории литературы. — М.: Просвещение, 1964.-С. 51 -233.
Белинский, В. Г. Герой нашего времени. Сочинение Лермонтова Текст. / В:Г. Белинский // Белинский, В. Г. Собрание сочинений: в 9-ти томах. Т.З: Статьи, рецензии, заметки. Февраль 1840 — февраль 1841. — М.: Художественная литература, 1978. С. 78 - 150.
Белинский, В. Г. Собрание сочинений: в 9-ти томах. Текст. / В.Г. Белинский. Т.9. Письма 1829 1848 годов. - М.: Художественная литература, 1982.-863с.
Белинский, В. Г. Стихотворения Лермонтова. Текст. / В.Г. Белинский // Белинский, В. Г. Собрание сочинений: в 9-ти томах. Т.З: Статьи, рецензии, заметки. Февраль 1840 февраль 1841. - М.: Художественная литература, 1978.-С. 216-277.
Белкина, М. И. Скрещение судеб: Попытка Цветаевой, двух последних лет ее жизни. Попытка*детей ее. Попытка времени, людей, обстоятельств. Текст.' / М.И. Белкина. М.: Книга, 1988. - 447с.
Бельская, Л. Л. Мотив одиночества, в русской, поэзии: от Лермонтова до?
Бельская, Л. Л. Мотив одиночества в русской поэзии: от Лермонтова до-Маяковского (продолжение) Текст. / Л.Л. Бельская // Русская речь. — 2001. — №5.-С. 47-53.
Бердяев, Н. А. О назначении человека. Текст. / H.A. Бердяев М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1998. - 384с.
Бердяев, Н. А. Философия свободного духа. Текст. / H.A. Бердяев>- М.: Республика, 1994. 480с.
Бицилли, П. М. Место Лермонтова в истории русской поэзии. Текст. /
Блок, А. А. О лирике. Текст. / A.A. Блок // Блок, А. А. Собрание сочинений: в 8* т. Т.5. Проза 1903 — 1917 гг. — М., JL: Художественная литература, 1962.-С. 130-159.
Бродский, И. Об одном стихотворении. Текст. / И. Бродский // Бродский,И. Меньше единицы: Избранные эссе; пер., с англ., под ред. В.Голышева. -М.: Независимая газета, 1999. С. 191 — 250.
Бродский, И. Поэт и проза. Текст. / И. Бродский // Бродский, И. Меньше единицы: Избранные эссе; пер. с англ., под ред. В. Голышева. — М.: Независимая газета, 1999. С. 175 - 190.
Информация о работе Лирический герой М.Ю. Лермонтова в концепте экзистенции