Литература об организации рабовладельческих латифундий в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Экономическая мысль древнего мира получила своё завершение в Древнем Риме. Она отразила очередную ступень эволюции рабовладения, новые формы организации рабовладельческих хозяйств, характерную для них более жестокую эксплуатацию рабов, обострение противоречий и усиление борьбы в условиях разлагавшегося рабовладельческого общества. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопросам выступали Катон Старший (234-149 гг. до нэ), Варрон (116-27 гг. до н.э.), Колумелла (I в н. э.). [5, стр. 8-10]

Файлы: 1 файл

Р - 22.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


Литература  об организации рабовладельческих  латифундий в Древнем Риме

Экономическая мысль древнего мира получила своё завершение в Древнем Риме. Она отразила очередную ступень эволюции рабовладения, новые формы организации рабовладельческих хозяйств, характерную для них более жестокую эксплуатацию рабов, обострение противоречий и усиление борьбы в условиях разлагавшегося рабовладельческого общества. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопросам выступали Катон Старший (234-149 гг. до нэ), Варрон (116-27 гг. до н.э.), Колумелла (I в н. э.). [5, стр. 8-10]

Обоснование древнеримской  формы рабовладения, методы ведения  крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение» Катоном Старшим, являвшимся крупным землевладельцем Трактат Катона отразил период подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовывать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место в сочинении Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд Катон считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении, в духе, угодном хозяину. Предусматривая возможные возмущения и выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними, своевременно освобождаться от дряхлых и больных. Рабы жестоко наказывались за малейшие проступки. Питание, одежда, жилище должны были соответствовать их положению говорящих орудий. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в до н.э. продолжил римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве». Он отразил, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, высшую степень эволюции крупных рабовладельческих экономик; с другой — новые моменты социально-экономической обстановки, связанные с углублявшимися противоречиями, все более пронизывавшими экономику Римского рабовладельческого государства.

В своем трактате Варрон высказывает серьезную тревогу  о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации. Рабов он относил к одному из трех видов сельскохозяйственных орудий: говорящим. Два других вида орудий в его классификации составляли немые (инвентарь) и издающие нечленораздельные звуки (рабочий скот).

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении  «О сельском хозяйстве» Колумелла. В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий. Колумелла писал о крайне низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. По словам Колумеллы, «латифундии погубили Италию».

В поисках выхода из кризиса римский ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Одна из страниц  истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) Гракхи. Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его.

В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов  за свое освобождение. Их требования в  обобщенном виде выдвигались во время  восстаний. Главными из них являлись уничтожение рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства. Наиболее яркие страницы антирабовладельческих выступлений связаны в Древнем Риме с крупнейшим восстанием рабов под руководством Спартака (74-71 гг.. до н.э.).

 

Российская экономическая мысль в постсоветский период с 1991 года

Отечественная экономическая мысль в 90-годы XX века. рассматривается как переход к рыночным отношениям в условиях переходной экономики.

1987- 1991 гг.

С. Шаталин, Л. Абалкин - концепция «перестройки»

осень 1991 - 1993гг.

Е. Гайдар: монетаристский путь реформы  в шоковом варианте


Общая концепция перехода России к  рыночной экономике — это концепция стратегического взаимодействия с Западом. Путь, по которому Россия реально могла пойти к новым переменам, во многом зависит от характера и степени участия Запада в этих процессах. [2, стр. 25]

В 80-90-х гг. правительству Советского Союза была предложена программа мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием «Согласие на шанс». Эта программа была разработана американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др.

В соответствии с этой программой в экономической сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.: во-первых - легализация основных Экономических прав, начиная с утверждения прав собственности; во-вторых - приватизация большей части государственных предприятий; в-третьих - демонополизация в целях создания новых предприятий и свободной конкуренции предприятий; бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных расходов, субсидий, расходов на оборону и т. п.; либерализация цен для того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке; нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии: свободные выборы республиканских и местных органов власти, отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть, принятие законов, гарантирующих независимость печатных изданий, свободу вероисповедания и выезда из страны.

Часть властных полномочий уже передана с союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления.

Качественно новый этап политических реформ открыло Заявление Президента СССР и лидеров девяти союзных республик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено: завершение работы над новым Союзным Договором между суверенными республиками; в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается новая Конституция Союза; за принятием новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти; признается право всех республик свободно определять свое членство в Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку.

Этот план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию дезинтеграции СССР. [4, стр. 234]

Принятая российским руководством в качестве базовой модели радикальная экономическая реформа по методам западной программы «шоковой терапии», поддержанная, стала своеобразной альтернативой неудавшимся попыткам союзного руководства периода «перестройки» осуществить постепенную модернизацию сверх централизованной социалистической экономики.

Согласно принятой концепции группы Е. Т. Гайдара, постсоветская экономика  не могла быть усовершенствована, она  подлежала только немедленному демонтажу  при одновременной ломке командно-бюрократической системы управления и распределения. Эта модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских методов была апробирована в Российской Федерации в 1991 — 1993 гг.

Первой радикальной реформой в  начале января 1992 г. стал отпуск цен. По прогнозам правительства, эта акция должна была привести к сравнительно небольшому (в 3 раза) росту цен. Соответственно был установлен индекс повышения зарплаты в бюджетных сферах, пенсий, стипендий и т. п. (70%). Но цены выросли сразу в 10 - 12 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства населения. Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубля и сделал невозможной финансовую и денежную стабилизацию. Это неизбежно вело к провалу гайдаровской монетаристской модели «шокотерапии» и корректировке курса реформ.

Одновременно с отпуском цен  последовал ряд мер по либерализации  торговли. В течение 1992 г. это привело  к тому, что в широких масштабах  осуществлялось «первоначальное накопление капитала» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование разницы между государственными закупочными ценами и ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием этого процесса стало накопление огромной денежной массы, оказавшейся вне сферы налогообложения. В результате значительно вырос дефицит федерального бюджета, который правительство старалось покрыть при помощи внешних займов. Эти займы в основном предоставлялись международными финансовыми организациями, поддерживавшими курс реформ в России (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития и др.). Главными условиями предоставления кредитов России являлись либерализация внутренних цен до уровня мировых и ликвидация бюджетного дефицита.

Третьей важнейшей задачей экономической модернизации являлось разгосударствление собственности в стране путем широкого акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи приватизационных чеков всему населению по номинальной стоимости 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции преобразований, должна была нейтрализовать негативные стороны радикальных реформ и создать «средний класс» - класс собственников-акционеров. Раздача чеков на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. (так было оценено все имущество приватизируемых предприятий страны) населению началась 1 октября 1992 г.

Спустя полтора года, с 1 июля 1994 г. правительство приняло решение  о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. Одновременно фактически было признано, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого эффекта и не привела к оживлению промышленного производства и появлению класса собственников.

Негативные проявления последствий  рыночных преобразований в 1993 г. протекали на фоне усилившейся конфронтации между федеральными органами исполнительной и законодательной власти. Сложившаяся ситуация грозила разрушить основные механизмы управления обществом. После октябрьских событий и принятия Конституции РФ были предприняты шаги по укреплению исполнительной федеральной власти и одновременно осуществлялась корректировка курса социально-экономических преобразований в направлении поэтапного развития рыночной экономики и гражданского общества.

Итоги рыночных преобразований в России по методам, «шокотерапии», проведенных в 1991—1993 гг. «командой» Е. Т, Гайдара, показали их внутреннюю противоречивость и утопичность. Монетаристские концепции подхода к реформированию российской экономики и рецепты макроэкономической стабилизации, своеобразное «насаждение сверху» рыночных механизмов, отразили радикально-либеральные «мечтания» российских демократов, которые не учитывали вызываемого реформами социального напряжения в обществе. Структурная перестройка экономики и массовая чековая, а затем и денежная приватизация не привели к созданию «среднего класса» - слоя собственников- акционеров. Напротив, политика Правительства в сфере экономики вылилась в произвол чиновничества, «директорскую» приватизацию, разгул организованной преступности, ставшей неотъемлемой частью российской действительности.

Важнейшими тенденциями  в развитии экономики России в 1994— 1997гг. оставались попытки стабилизации уровня неуклонно падавшего промышленного  производства, ликвидации бюджетного дефицита и окончательного обуздания инфляции, а также выравнивание доходов россиян по отраслям, регионам и различным социальным группам. Приоритетной задачей Правительства являлось проведение жесткой финансовой дисциплины и сокращение бюджетных расходов. Одной из сложнейших проблем на фоне несовершенства налоговой системы и нехватки бюджетных средств стали хронические невыплаты заработной платы и пенсий, задолженности государства по которым достигли в большинстве российских регионов огромных размеров. [2, стр. 165-180]

Важнейшим источником государственных доходов было признано привлечение средств от реализации программы приватизации. Осенью 1996 г. была развернута кампания по проведению залоговых аукционов - продажа государственного пакета акций крупнейших промышленных предприятий страны во временное управление частным кампаниям, обладающим финансовыми ресурсами, на конкурсной основе.

Радикальные экономические реформы, последовательно проводимые в стране с 1992 г., имеют результатом необратимость формирования рыночных отношений. К настоящему времени доля частного сектора в производстве валового внутреннего продукта (ВВП) составляет около 80%. (В 1992 г. эта цифра составляла около 50%.) Это обстоятельство позволяет сделать вывод о доминировании частного капитала в экономике России.

По мнению большинства экспертов  экономика России к концу 1997 г. прошла стадию затяжного структурного кризиса. Большинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствует о тенденции к некоторой стабилизации промышленного производства. Таким образом, Россия входит в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам, цен. Одним из важнейших инструментов Правительства в достижении финансовой стабилизации является жестокое регулирование обменного курса российской валюты, установление так называемого «валютного коридора» - твердых рамок колебаний соотношения рубль - доллар США. Он был введен после обвального падения российского рубля в октябре 1994 г. («черный вторник»). Фиксированный обменный курс рубля обеспечивается значительными валютными запасами Центрального банка России, составившими в середине 1997 г. около 25 млрд. долл., а также золотым государственным запасом (около 380 т). Признанием стабильности рубля явилось заявление Правительства в августе 1997 г. о предстоящей с января 1998 г. деноминации денежных знаков в соотношении 1000:1. Результатом ее стало возвращение в денежное обращение традиционной денежной единицы - копейки.

Информация о работе Литература об организации рабовладельческих латифундий в Древнем Риме