Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:36, реферат
В 80-е годы создаются произведения о рабочем классе, в которых сказывается влияние социалистических идей (произведения Марка Резерфорда, Маргарет Гаркнесс, Уильяма Морриса). Прогрессивный писатель Марк Резерфорд (Mark Rutherford) пишет книгу о жизни и борьбе рабочего класса - «Революция в Тэннерс-Лейн» (The Revolution in Tanner's Lane, 1887), обращаясь к событиям начала XIX в. Теме рабочего класса посвящена повесть «Городская девушка» (A City Girl. A Realistic Story, 1887) Маргарет Гаркнесс (Margaret Harkness), члена Социал-демократической федерации.
Введение
Литература на рубеже веков в Англии
Творчество О.Уайлда
ДЕНДИЗМ И ЭСТЕТИЗМ
Список использованной литературы
Введение
Переходная эпоха рубежа XIX-XX веков характеризуется обострением противоречий во всех сферах общественной и культурной жизни. В этот период Великобритания остается самой крупной колониальной державой. Однако она все ощутимее начинает утрачивать свои преимущества «мастерской мира» и «владычицы морей». Господство британской буржуазии на мировом рынке, характерное для викторианской эпохи, пошатнулось.
В 80-е годы
в Англии возникают первые социалистические
организации: в 1881 г. демократическая
федерация; в 1884 г. социалистическая лига.
В 1893 г. возникает независимая рабочая
партия, близкая к позиции буржуазного
либерализма. Активизируется профсоюзное
движение. В 1900 г. образовалась лейбористская
партия, включив в себя представителей
независимой рабочей партии, социал-демократической
федерации и фабианского
В этот период
появляется целый ряд литературных
течений, выдвигавших свои эстетические
программы: неоромантизм, натурализм,
эстетизм, символизм. Культурологическим
явлением 70-80-х годов стал декаданс,
связанный с кризисом западноевропейского
гуманизма. Весьма ощутимо влияние
на литературу социалистических идей.
Новыми чертами обогащается реализм.
Отчетливее всего это обновление
проявилось в жанре романа - одном
из ведущих в английской литературе.
Происходит процесс интеллектуализации
и психологизации литературы, наблюдается
дальнейшая драматизация романа, усиление
в нем трагического начала и горькой
иронии. Писатели конца XIX в. начинают часто
сознательно ориентировать
Английский
роман на рубеже веков развивается,
опираясь как на национальные традиции,
так и на творчество французских
романистов, драматургию Ибсена и
русскую литературу. Путь развития
романа во многом определяется художественными
открытиями Тургенева, Толстого, Достоевского.
Популяризации русской
Русский реализм
воздействовал на английских писателей
прежде всего такими чертами, как
пытливое и неустанное искание правды,
объективность изображения, широта
жизненных картин, искренность авторской
позиции, гуманизм и демократизм
идейного содержания, выразительность
человеческих характеров. Русский роман
привлекал оригинальностью
Критик и публицист Мэтью Арнольд (Matthew Arnold) в статье «Граф Лев Толстой» (Count Leo Tolstoy, 1887) писал о том, что английский роман уже вышел из-под влияния французского романа и начинает испытывать воздействие русского романа. «Русский роман получает теперь известность и заслуживает этого. Если новые произведения окажутся на уровне этой популярности и даже увеличат ее, то нам всем придется изучать русский язык». Мэтью Арнольд посвящает свою статью анализу романа «Анна Каренина», который, как ему кажется, ярче всего представляет особенности творчества Л. Толстого. «Анна Каренина» - это сама жизнь, это роман, создающий впечатление абсолютной реальности.
Джордж
Гиссинг в книге «Чарлз Диккенс»
(Charles Dickens. A Critical Study, 1898) сравнивает Диккенса
с Достоевским. Гиссинг отмечает
несомненное влияние Диккенса на
Достоевского и в обрисовке чудаковатых
героев, и в сочувственном отношении
к несчастным детям, и в особенностях
юмора. Однако в этом сопоставлении
двух писателей в основном подчеркивается
их различие. Главное различие заключается
в отношении того и другого
писателя к жизненным трагедиям.
Гиссинг находит печальные
Писатели-декаденты группируются вокруг журналов «Желтая книга» (The Yellow Book) и «Савой» (The Savoy). Большим влиянием среди декадентов пользовался писатель и критик Уолтер Пейтер (Walter Pater, 1839-1894), сторонник субъективизма в искусстве, которое рассматривалось вне этического содержания. Позицию эстетского субъективизма Пейтер противопоставлял реалистическому творчеству. К Пейтеру были близки символист Артур Саймонз (Arthur Symons), художник и писатель Обри Бердслей (Aubrey Beardsley).
В конце XIX
в. в английской литературе возникает
новое литературное направление - неоромантизм.
Представители этого течения
противопоставляли злу
В 80-е годы создаются произведения о рабочем классе, в которых сказывается влияние социалистических идей (произведения Марка Резерфорда, Маргарет Гаркнесс, Уильяма Морриса). Прогрессивный писатель Марк Резерфорд (Mark Rutherford) пишет книгу о жизни и борьбе рабочего класса - «Революция в Тэннерс-Лейн» (The Revolution in Tanner's Lane, 1887), обращаясь к событиям начала XIX в. Теме рабочего класса посвящена повесть «Городская девушка» (A City Girl. A Realistic Story, 1887) Маргарет Гаркнесс (Margaret Harkness), члена Социал-демократической федерации.
2.Творчество О.Уайлда
О. Уайлд
– основоположник эстетизма в
английской литературе рубежа веков, воплотивший
в своем творчестве суть декаданса.
Уже в юношеские годы, в период
учебы в Оксфорде, он становится
апостолом красоты и
Дебют
Уайлда состоялся в поэзии: в 1881 г.
выходят его первые стихотворения.
Превосходный рассказчик, Уайлд проявил
себя и в жанре рассказа, и в
драматургии. В 1887 году выходят его
первые рассказы – «Преступления
лорда Артура Сэвила», «Кентервильское
привидение», «Сфинкс без загадки».
Успех его четырех
В 1891 году появляется главное произведение Уайлда – роман «Портрет Дориана Грея». В основу эстетики этого романа положен манифест эстетизма «Упадок лжи» (1890), написанный по образцу платоновских бесед в форме диалога. Писатель создает собственный оригинальный способ беседы, используя парадокс – форму «перевернутых сравнений». Парадоксальность суждений писателя обусловлена стремлением разрушить стереотипы, поколебать уверенность в однозначности истины и общепринятых ценностей. Ложь, вынесенная в заголовок, утверждается Уайлдом как одно из основных свойств подлинного искусства, преображающего жизнь волшебным жезлом воображения и фантазии: «Ложь – суждение, в себе носящее доказательство. ...Я отстаиваю ложь в искусстве»; «Оно (искусство) может творить чудеса, когда хочет, и по одному его зову покорно из пучин выходят морские чудища. Стоит ему повелеть – и миндальное дерево расцветет зимою, и зреющая нива покроется снегом. Скажет слово, и мороз наложит свой серебряный палец на знойные уста июня, и выползут крылатые львы из расселин».
«Упадком лжи» Уайлд называет отречение искусства от вымысла, «замену творчества подражанием», фактографией. В качестве примера он приводит творчество Мопассана и Золя, которые «преподносили скучные факты под видом вымысла». «Искусство, – по определению Уайлда, – берет жизнь как часть сырого материала, пересоздает ее, перевоплощает в новые формы. Оно равнодушно к фактам, оно изобретает, фантазирует, грезит между сном и реальностью».
Искусство противопоставляется писателем природе с ее «убожеством замысла, непостижимой грубостью, изумительной монотонностью». Искусство для Уайлда – форма самовыражения, «зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». В произведениях Уайлда может появиться «луна, желтая, как отшлифованный янтарь; зерна спелого граната для него будут светиться, как камни в прекрасном колье; глаза юной девушки напомнят сияние сапфиров».
Цель искусства – создание «рукотворной красоты», не существующей в природе. «Художник – тот, кто создает прекрасное. Художник не моралист... Искусство никогда ничего не выражает, кроме самого себя», «задача каждого лжеца заключается в том, чтобы очаровывать, восхищать, доставлять удовольствие».
Эта мысль Уайлда созвучна тональности бодлеровского «Гимна красоте»:
Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно. Лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена.
Эстетизм Уайлда, абсолютизируя искусство, утверждает его преображающее воздействие на мир: «Великий художник изобретает тип, а жизнь старается скопировать его... Литература всегда предвосхищает жизнь. Она не копирует ее, но придает ей нужную форму».
Эстетизм Уайлда – не только его творческое кредо, но и способ существования, который писатель называет «дендизмом», наполняя это понятие новым содержанием: это не только дань моде и щегольству, а стремление подчинить жизнь законам Красоты, фантазии и воображения.
Символичность романа подразумевает двойной план прочтения: план традиционного повествования и философского обобщения. Такая форма романа обусловливает оригинальность образной системы. Лорд Генри Уоттон не только циник и эстет, исповедующий философию гедонизма, но и Искуситель, соблазняющий Дориана Грея вечной молодостью и Красотой. «Он поставил целью подчинить Дориана своей воле – и тогда душа прекрасного юноши будет полностью принадлежать ему». Бэзил Холлуорд не только художник, создавший прекрасный портрет Дориана Грея, но и оппонент Искусителя, воплощающий этические начала жизни. Дориан Грей – символ эстетического сознания, творящего легенду из своей жизни по законам Красоты, фантазии, воображения.
Фантастическая история Дориана Грея, вымолившего «у темных сил» вечную молодость и Красоту, является перифразой кочующего сюжета о продаже души дьяволу, который трактуется О. Уайлдом в соответствии с его концепцией эстетизма. Предостережения искусителя – лорда Генри – о быстротечности молодости, о мимолетности Красоты исторгают у Дориана роковые слова: «Как печально! Я превращусь в уродливого, безобразного старика, а мой портрет навсегда останется молодым... Ах, если б все было наоборот: если бы я навсегда оставался молодым, а состарился портрет. За это... я отдал бы все на свете! Я готов был бы душу отдать за это».
Искушение Красотой и вечной молодостью всецело отдало Дориана Грея под власть чар «демона-искусителя», лорда Генри. «Юноша был в значительной мере его творением и благодаря ему пробудился к жизни».
Для Дориана жизнь становится «великим произведением искусства». Недаром лорд Генри говорит: «Я очень рад, что вы не изваяли никакой статуи, не написали картины, вообще не создали ничего вне себя. Вашим искусством была жизнь. Вы положили себя на музыку. Дни вашей жизни – вот ваши сонеты».
Жизнь
с ее «вульгарными подробностями»,
т.е. конфликтами, страданиями, не принималась
им в расчет. Дориан творил свой миф
языческого раскольничества, потакая
порокам и желаниям, видя в них
лишь невинность чувств и ощущений,
природа которых – «