Литература рубежа веков в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:36, реферат

Описание работы

В 80-е годы создаются произведения о рабочем классе, в которых сказывается влияние социалистических идей (произведения Марка Резерфорда, Маргарет Гаркнесс, Уильяма Морриса). Прогрессивный писатель Марк Резерфорд (Mark Rutherford) пишет книгу о жизни и борьбе рабочего класса - «Революция в Тэннерс-Лейн» (The Revolution in Tanner's Lane, 1887), обращаясь к событиям начала XIX в. Теме рабочего класса посвящена повесть «Городская девушка» (A City Girl. A Realistic Story, 1887) Маргарет Гаркнесс (Margaret Harkness), члена Социал-демократической федерации.

Содержание работы

Введение
Литература на рубеже веков в Англии
Творчество О.Уайлда
ДЕНДИЗМ И ЭСТЕТИЗМ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

изл реферат эстетизм.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

Отношения актрисы Сибиллы Вейн и Дориана  Грея – своеобразная интерпретация  О. Уайлдом мифа о Нарциссе. Сибилла  поразила воображение Дориана своей талантливой игрой, воплощающей в жизнь, в реальную форму «бесплотные образы искусства» .

Человеческая  судьба Сибиллы неинтересна Дориану. Как только актриса потеряла волшебную  способность перевоплощения, она  потеряла для него всякую привлекательность: «Плохой игрой вы убили мою  любовь. Раньше вы поражали мое воображение, а теперь даже не пробуждаете любопытства».

Любовь  к Дориану, влюбленному лишь в  собственное отражение, убивает  Сибиллу Вейн. Известие о самоубийстве актрисы нисколько не тронуло  Дориана: «Ничего страшного я  в этом не вижу. Ее смерть – одна из величайших романтических трагедий нашего времени... То, что случилось, для меня лишь жуткая красота древнегреческой  трагедии, в которой я сыграл видную роль, но которая не ранила моей души». В этот же вечер Дориан отправился в оперу слушать знаменитую певицу Патти.

В своем  «стремлении пережить все то, через  что прошла мировая душа», Дориан крушит судьбы людей, развращая их жаждой наслаждений. Дружба с ним губительна для окружающих: кончает с собой  Алан Кемпбелл; Адриан Синглтон ведет  жалкую жизнь наркомана, скатившись на самое дно; навсегда опорочена  репутация кузины лорда Генри, леди Гвендолен – даже ее детям не разрешают жить с ней в одном  доме. Дориан все чаще воспринимает «зло как одно из средств того, что  он считал Красотой». «Грубые ссоры, драки, грязные притоны, полная аморальность воров и прочих подонков поражали его воображение сильнее, чем  прекрасные творения искусства».

Художник  Холлуорд с ужасом перечисляет все  преступления Дориана, который некогда  был его идеалом: «Про вас говорят, что вы развращаете всех, кого к  себе приближаете, и, входя к человеку в дом, навлекаете на этот дом позор  и несчастье». Все эти страшные истории не вяжутся с прекрасным обликом Дориана, символом ангельской чистоты и невинности, «...ведь он казался человеком, которого не коснулась  грязь жизни».

Двойственность  натуры Дориана, совмещающая в себе «ад» и «небо», небесную красоту  и сатанинское начало, изображается Уайлдом при помощи сложного вида «очуждения». Портрет Дориана наделяется элементами фантастического гротеска, становясь безобразным двойником  его пороков и преступлений. После  самоубийства Сибиллы Вейн «лицо  на портрете ему показалось неуловимо  изменившимся... в линии рта появилась складка жестокости... у Дориана появилось ощущение, будто он смотрит на себя в зеркало после совершенного им ужасного преступления» .

Внешним проявлением зла в череде преступлений Дориана становится убийство художника  Бэзила Холлуорда, которому он показал  изменившийся портрет, тем самым  раскрыв свою тайну. Дориан не испытывает угрызений совести. Это понятие  для него отсутствует. Он так комментирует свое преступление: «Друг, написавший этот роковой портрет, послуживший  причиной всех несчастий, навсегда ушел из жизни. Вот, собственно, и все». И  в тот же вечер изысканно одетый, с большой бутоньеркой из пармских фиалок, он отправился на светский прием. Но его двойник – портрет, как  в зеркале, отразил новое преступление Дориана. «На правой руке его двойника выступила отвратительная влага, красная  и блестящая, как если бы полотно  покрылось кровавым потом».

Нарциссизм  Дориана, обернувшийся «проказой порока»  и преступлений, постепенно убивал его душу. «Душа у человека есть, и это нечто до ужаса реальное. Ее можно купить, продать, променять. Уж я это знаю». Роковая молитва  о вечной молодости и Красоте  сбылась. Дориана мучила не столько  смерть Бэзила, сколько «смерть его  собственной души в живом теле». У него не осталось больше ни желаний, ни стремлений. Недаром он цитирует Гамлета: «Какой резон для человека приобретать весь мир, если он теряет собственную душу».

Отчаяние  Дориана выливается в ярость к  портрету: «Портрет этот – в сущности, его совесть. А, значит, надо уничтожить его». Дориан вонзил нож в свое изображение, но убил себя. Его мертвый облик  страшен и порочен, а к портрету возвращается его Красота. Гибель Дориана  и возрождение Красоты на портрете – фантастический гротеск, при помощи которого О. Уайлд выразил главную  идею эстетизма – торжество и  победу искусства над бренностью жизни.

В расцвете славы Уайлда ожидал громкий скандал. Обвиненный в гомосексуализме, он был  осужден на два года исправительных работ. В тюрьме родилась его покаянная  исповедь «De Profundis» (1895), в которой  он вынес себе окончательный приговор: «Я сам погубил себя». Спустя три  года в Париже было написано последнее  произведение Уайлда «Баллада Редингской тюрьмы» (1898), в котором отразилось страшное испытание, пройденное писателем  в конце жизни. Подробно воссоздавая  быт тюрьмы – «канаты рвали  и ногти, пол мыли щеткой, терли  двери», Уайлд как бы стеснялся  исповедального тона баллады, так как  считал, что «все дополнительное чуждо творчеству». Однако сдержать «крик боли» пережитых страданий не смог. Казнь, свидетелем которой был писатель в Редингской тюрьме, сравнивается с распятием Христа и средневековой легендой о рыцаре Тангейзере, которому Бог простил все прегрешения. «Баллада Редингской тюрьмы», как и исповедь «De Profundis» – это покаянное возвращение к Богу, в лоно церкви; страдания, пережитые Уайлдом, рассматриваются в обобщенно-философском плане как очищение от прежних ошибок и заблуждений. Уайлд выносит суровый и категоричный приговор дендизму, декаденству и имморализму.

  1. ДЕНДИЗМ И ЭСТЕТИЗМ

Дендизм

В начале 19-го столетия зарождается новый культурный феномен  как некая форма сопротивления  аристократии наступающим вкусам буржуазии. Стремлению буржуа считаться с общепринятыми  моральными нормами и художественными  вкусами денди противопоставляют  культ своеобразной личности, враждебной «тривиальности», и манерной пошлости. Вульгарной моде и грубоватому укладу была противопоставлена изысканность внешности, манер и обстановки; его  респектабельности и строго фарисейской  нравственности — аморальность и  демонизм.

Само культурное явление заслуживает отдельного и тщательного разбора вследствие того, что на ниве модного талмудизма уже успела порыться в поисках  «культурологических желудей» свинка от наукообразных гитик в интересах  модной индустрии и мучимых комплексами  народных масс. Мы же остановимся на ключевых моментах и в обязательном порядке акцентируем внимание читателя сего опуса на том, что само культурное явление следует отделить от моды на дендизм истинный и все его  ложные проявления. И вот почему.

Явление зародилось не спонтанно, а в силу перечисленных  выше необходимостей, и у истоков  этого движения стояли не франты, а  вполне серьезные личности, которых  действительно волновал нарождающийся  кризис буржуазного общества и опасность  распада культуры общества вследствие снижения самой формы культуры. После  Французской революции дворянство перестало быть слоем, формирующим  культуру общества. За счет развития современной  философии задающая тон буржуазия  утрачивает свой религиозный и нравственный фундамент. Само время требовало  призывов к гуманной нравственности и нравственной гуманности, придавая себе форму эстетической светскости, утонченного облагороженного вкуса. Время предполагало создание идеала достойной человека формы. У древних греков это называлось Paideia, у римлян - Humanitas. Такие формы появились на Западе в процессе распространения христианства и впервые должным образом осуществились в рыцарском обществе около 1200 года. Поэтому дендизм не возник как исключительно модное явление. Он таковым стал скорее как аномалия модной среды.

И главным проводником  этих идей стал Джон Браммель, собственной  позицией и личным примером доказав  превосходство собственных позиций  и инфицировав дендизмом английское общество.

Естественно, не стоит  излишне демонизировать фигуру Бреммеля. Его естественные для ситуации позиции  и здравые идеи разделяли многие прерафаэлиты и по мере возможностей прилагали усилия для окультуривания масс. Джон Рескин, писатель и критик пуританского происхождения (1819-1899), в  одном из своих главных детищ, журнале «Fors Clavigera» (1871-1884), апеллировал  в основном к английским рабочим  и давал рекомендации по эстетической огранке естественной жизни и  ее облагораживанию. Художники и  поэты, такие как Данте Габриел  Россетти (1828-1882) и Уильям Моррис (1834-1896), не только создавали идеалистическое  искусство, но и формировали и  блюли художественный вкус своего времени. Так, например, Моррис писал об «Искусстве народа» и о «Красоте жизни». Все  усилия были направлены на преодоление  бытийного пессимизма.

Но Джордж Браммель был исключительной фигурой, идеально подходившей для воцерковления  как спасителя именно высшего  сословия. Именно он, будучи теоретиком и практиком дендизма, ввел в моду «приватное мытье» и обязал модников носить белоснежную рубашку, которую  следовало менять несколько раз  в день. Сам Джордж Браммель, по слухам, принимал ванну ежедневно, что многих шокировало. И именно он, будучи буржуазного  происхождения, построил всю свою жизнь  как борьбу с чуханизмом и вульгарщиной. И сформулировал свой собственный  кодекс поведения, который в будущем  трансформировался в моду дендистов. Три знаменитых правила:

1) ничему не удивляться;

2) сохраняя бесстрастие,  поражать неожиданностью;

3) удаляться, как  только достигнуто впечатление.

В этих правилах сформулирован  принцип минимализма. Он универсален, распространяется не только на манеру поведения, но и на искусство одеваться, на стиль речи. Интерес к дендизму - знак переломных эпох, когда возникает особое напряжение, связанное с поиском себя.

Дендизм можно назвать  «виртуальным аристократизмом», искусством проявлять свой вкус в продуманных  мелочах и жестах, не выделяясь  в толпе. Так возникает золотая  середина между авангардным радикализмом и респектабельным консерватизмом. Второй принцип Браммеля — продуманная  небрежность и естественность костюма. Можно потратить уйму времени  на туалет, но далее необходимо держаться  так, как будто в костюме все  сложилось само собой, в порядке  случайной импровизации. «Педантическая тщательность» вульгарна, потому что  не скрывает предварительного напряжения и, следовательно, выдает новичка, который  потея постигает науку прилично одеваться. Вот почему умение завязать элегантно-небрежный узел на шейном платке стало высоко котироваться именно в эту эпоху. Так создается  «империя денди» во главе с ее некоронованным владыкой, англичанином Джорджем Бреммелем. Как и всякий император, лорд Бреммель тоже издавал законы – к примеру, вдруг начинал носить накрахмаленные галстуки или перчатки до локтей, и  никто не смел ослушаться - все носили.

ЭСТЕТИЗМ

Денди развлекает людей, избавляя их от скуки, отучает от вульгарности, а за эти функции обществу вменяется  содержать денди, как политическая партия содержит своего оратора. И вскорости  вслед за издевающейся над буржуазией аристократствующей молодежью британских улиц модное проявление получает признание  на континенте и переходит в фазу нездорового интеллектуального  и литературного дендизма. Дендизм, перекочевав на континент, становится позицией уже и многочисленных французских  художников, и поэтов, которые пытаются теоретически «зафиксировать» саму сущность дендизма. Забывая о том, что современность и постоянная работа над вкусом далеко не мертвая  позиция, а работа над примирением  между эпатажем и пуританством в  обществе. Денди постоянно присутствует в литературе XIX века как узнаваемый персонаж, а в 20-е годы в английской литературе с легкой руки издателя Генри Коулберна начинает процветать жанр «модного» романа (fashionable novel). Эпитет «модный» в данном случае имел двойной  смысл: главный герой, как правило, увлекался модой и представлял  собой тип светского денди. 

 

Но, популяризация  и превращение в моду в руках  художников и писателей приводит к тому, что ориентация денди-художника  на искусственность начинает признаваться его основным достоинством и принимает  форму протеста. Выдавая созданные  им миры за «реальную действительность», искусство создает новый порядок, противостоящий хаосу мира. Так же как и индустрия моды, культивирующая современные героические образы.

Дендизм воспринимается уже не только как манера жить, мода получает практическое обоснование  как некая политическая платформа  для изменения положения в  обществе. Сами же представители «истинного»  дендизма, в отличие от героев французской  моды, справедливо возражали против вульгарного понимания этого  термина как щегольства, модничанья. Бреммель представляет не только моду, но и форму культуры. Он не герой  моды, а культурно-аристократическая  личность, которая в области моды в несовершенном обществе себя блюдет и утверждает. Но дендизм, до поры являвшийся знаком победительной мужественности, постепенно превращается в модное увлечение  и средство.

На континенте оплотом  материальной формы общества и модной среды становятся театр и джентльменские клубы для зажиточной среды, культивировавшие актрис и светских дам как героинь  моды. Так же как и уличные фланеры  по кабаре и кафе для простолюдинов, в которых резвились художники  и поэты, возвеличивая проституток  и танцовщиц как объекты для  общественного поклонения. Все эти  шутовские выходки Лотрека и  эпатажные издевательства над буржуазией и аристократией Фелисьена Ропса  создавали иллюзию крушения социальных рамок и приличий, и аристократы  сами начинают посещать откровенно трущобные  места, упиваясь своей двойственной игрой.

Положение только лишь усугубляется недобрым гением дендизма Оскаром Уайльдом, который попирает основной закон дендизма – умение нарушать правила в пределах правил, быть эксцентричным и радостно непредсказуемым, оставаясь в рамках хорошего тона и безупречной светскости. По словам самого писателя, который смаковал свою двойственную жизнь: «Устав бродить  по вершинам, я добровольно опустился  в бездну. Там я искал новых  очарований. Я жаждал болезни или  безумия, а скорее всего - того и другого». Собственно, подобное можно наблюдать  во многих сферах человеческой жизни, когда на смену индивидуализму приходит эгоизм. По той же «тропинке», по которой  на смену революционерам приходят романтики-террористы. Так на смену стоического пуританства  Байрона пришел нигилизм, а на смену  эпатажу Браммеля пришла аморальность Уайльда. Которая в итоге закончилась  для писателя громким скандалом, обвинениями в растлении и  содомитстве, тюрьмой с последующим  изгнанием, а сам дендизм, точнее, его ложное модное проявление, был  на долгое время дискредитирован  в глазах консервативного английского  общества.

Без всякого сомнения, именно дендизм подразумевался под  англоманией со всеми атрибутами диктатуры элегантности в момент проникновения на российскую почву. Многие исследователи вопроса находят «налет дендизма» в жизни Чаадаева, Раевского, Пушкина и Лермонтова, термин «байроновщина» становится нарицательным определением нарастающего нигилизма в студенческом обществе. Русское купечество, тяготеющее к вульгарной моде, поддерживало театральную среду на манер европейской, вокруг которой роились начитавшиеся модной литературы прилично одетые юноши. Вне всякого сомнения, мода на дендизм затронула артистические и литературные круги периода Дягилевских сессий, групп «мирискусников» и «могучей кучки», представители которых часто выезжали в Европу и именно в модные места, где царило веселье, мода и разврат.

Кто-то склонен считать  Николая Гумилева первейшим денди  своей эпохи, но под всеми этими  определениями вряд ли уже кроется  нечто подобное, как во времена  Браммеля. Ко времени проникновения  дендистской моды на российскую почву  дендизм мог скорее уложиться  в более краткую формулировку «эстет, сноб и гурман» из-за самого построения российского общества того периода, его закрытости и восприятия эстетизма как непременного качества просвещения, царившего в масонских  и студенческих кругах. Культура собственного вкуса по-прежнему останется уделом избранных.


 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы 
    Литература на рубеже XIX-XX веков
  1. Шервашидзе В.В Западноевропейская литература ХХ века: учебное пособие-АНГЛИЙСКИЙ ЭСТЕТИЗМ

  1. http://www.kompost.ru/dendizm.html


Информация о работе Литература рубежа веков в Германии