Литературно-мировоззренческие особенности творчества У. Голдинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:43, контрольная работа

Описание работы

Роман У. Голдинга «Повелитель мух» относится к экзистенциальной литературе. Роман полностью отвечает основным показателям данного философского течения. Например, в произведении наблюдается направленность на внутренний мир человека. Голдинг выстраивает особый замкнутый мир в своем романе, который смотрится абсурдно, и именно в этом мире автор сталкивает своих героев и сложившееся общество. В этом маленьком «мальчишеском» обществе перед героями становятся проблема выбора поведения: оставаться людьми или превратиться в дикарей.

Файлы: 1 файл

Глава I.docx

— 41.49 Кб (Скачать файл)

Глава I. Литературно-мировоззренческие особенности творчества У. Голдинга.

1.1. Философия экзистенциализма  в творчестве У. Голдинга.

Экзистенциализм (от лат. exsistere — существовать, выступать, показываться, становиться, обнаруживаться), или экзистенциальная философия,— не столько единое философское направление с общей системой категорий, исходных принципов и методологических установок, сколько выражение (достаточно пестрое) «духа времени» в определенной тональности [Ивин, 2004]. Данное течение сформировалось в Западной Европе в период между Первой и Второй мировыми войнами. Оно опирается на антрополого-персоналистскую традицию, которая берет свое начало от Сократа и софистов. Далее оно получило развитие в работах теолога Серена Кьеркегора, после чего экзистенциализм и был заимствован современными философами, лишенный религиозного подтекста [Санжаревский, 2010]. Стоит отметить, что этот датский религиозный философ середины 19 века сравнивал себя с человеком, живущим на чердаке, который вот-вот должен рухнуть. "Когда над каким-либо поколением начинает нависать непогода, - писал Кьеркегор в своем дневнике, - тогда обнаруживаются личности, подобные мне" [Санжаревский, 2010]. Согласно словарю иностранных слов, антропологизм подразумевает «представление о человеке как о высшем продукте природы, биологизацию человека; непонимание его социально-исторической сущности; ненаучное объяснение явлений общественной жизни свойствами отдельных людей как биологических существ, а не на основании исторических законов развития общества» [Чудинов, 1910]. В качестве других предшественников экзистенциалисты называют Б. Паскаля, М. Унамуно, Ф.М.Достоевского, Ф. Ницше.

Говоря об экзистенциализме как о философском течении, следует  выделить две его разновидности:

1) экзистенциализм религиозный (К.Т. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, М. Бубер) предполагал метафизическую открытость человеческого бытия;

2) атеистический экзистенциализм (Жан-Поль Сартр, А, Камю, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггер). Последователи этого направления искали основания для своей философии в замкнутой человеческой экзистенции, т.е. «экзистенциализм – гуманизм» (Ж.-П. Сартр) [Фролова, 1987, 555]

Столь сильный интерес  вызван этой философией у поколения  Уильяма Голдинга, - поколения, пережившего кошмары одной войны, чтобы тут же лицом к лицу столкнуться с угрозой новой, куда более страшной, - тем, что она пытается осмыслить проблему человека, взятого в критической, кризисной ситуации - так сказать, на краю бездны, поэтому философию экзистенциализма также называют «философией кризиса». В философском контексте экзистенциализм характеризуется как зеркальное отражение глубинных потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения западной интеллигенции, пережившей I мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес, прежде всего, потому, что она обратилась к проблеме критической ситуации, в которую зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний [Грицанов, 2003, 1212]. Отсюда можно выделить основную идею философского учения – эволюция изолированной, одинокой личности перед лицом абсурдного, непознаваемого мира. Жизнь общества мыслится как бытие независимых индивидов; социальный облик эпохи определяется умонастроениями отдельных личностей, а не наоборот [Мапельман, 1997, 46].

 

 

В основе философии экзистенциализма лежат следующие взгляды:

1) катастрофические события являются основными, определяющими. Они обнаруживают неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия;

2) одну из центральных  позиций в этом философском  учении занимает проблема человека. Экзистенциализм сосредоточивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Индивид должен в первую очередь разобраться со своим внутренним миром: определить и оценить свои способности и возможности [Борев, 1986];

3) проблема внутреннего  мира человека теснейшим образом  связана с проблемой окружающего  мира. Мир абсурден по философии  экзистенциализма. Именно такое  устройство мира приводит к  безысходной неудовлетворенности, потому что человек живет в мире хаоса (абсурда). Первым лозунгом этого философского направления можно считать выражение “Человек, пробудись!”, то есть последователи экзистенциализма призывают людей занять активную жизненную позицию, действовать в этом мире и противостоять ему всеми своими силами;

4) другим центральным для экзистенциализма понятием является конфликт личности и общества, вызванный неизменностью природы человека, которая противостоит навязываемым обществом стереотипам. Поэтому противоречие между свободой и личностью, с одной стороны, и безликой обыденностью жизни с другой, рассматривается как неразрешимое явление;

5) проблема выбора. Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы, совершая те или иные поступки: индивид сам формирует себя как личность. Никто и ничто не определяет и не может определить характер его выбора. По словам Ж.П. Сартра, «человек сам себя выбирает» [Мапельман, 1997];

6) способность человека творить самого себя, а также мир вокруг себя является, с точки зрения экзистенциалистов, следствием фундаментальной характеристики человеческого существования, а именно его свободы. Понятие «человек» тождественно термину «свобода». Но свобода в экзистенциализме понимается как свобода сознания, свобода выбора духовно-нравственной позиции индивида. Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека: без свободы нет и ответственности. Если человек не свободен, если он в своих действиях постоянно детерминирован, предопределен какими-либо духовными или материальными факторами, то он, с точки зрения экзистенциалистов, не отвечает за свои действия [Грицанов, 2003, 1213].

Философия экзистенциализма распространилась из Европы почти во все страны. В Германии вопросами теории существования занимались М. Хайдеггер, К.Т. Ясперс и М. Бубери. Во Франции философию экзистенциализма разрабатывали Г. Марсель, выдвигавший идеи экзистенциализма еще во время Первой мировой войны, Жан-Поль Сартр, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар и другие. В Италии представителями теории экзистенциализма являлись Н. Аббаньяно, Э. Пачи; а в Испании данное направление ассоциируется с именем Х. Ортега-и-Гассет. В России, например, данное философское течение активно поддерживали такие учёные как Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев. В середине 20 века экзистенциализм широко распространился и в других странах, например, в США и Канаде [Затонский, 1984].

Теорию экзистенциализма также можно рассматривать в контексте других философских направлений. Следует отметить её схожесть с французским персонализмом и немецкой диалектической теологией. Например, французский персонализм ставит личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации [Фролова, 1987, 362]. Немецкая диалектическая теология, получившая распространение в начале 20 века, благодаря работам С. Кьеркегора, выдвигает бессознательное, волю, слепой порыв (т.е. вновь внутренний мир человека, индивидуальность) [Константинов, 1970].

Философия экзистенциализма тесным образом связана с другими сферами человеческой деятельности, такими как литература или искусство. В середине 20 века экзистенциализм стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных культурогенных факторов своей эпохи, что было обусловлено популярностью этого направления. Этим объясняется тот факт, что именно экзистенциализм определял интеллектуально-духовные поиски широких слоев интеллигенции, оказывал сильное влияние на литературу, литературоведение, искусство и т.д. Немало представителей экзистенциализма, плодотворно работая также в области литературы, получили широкую известность и безусловное признание и как романисты, драматурги, литературоведы. Здесь следует назвать такие имена как Уильям Голдинг, Жан-Поль Сартр, Даниэль Дефо и другие [Андреева, 1996].

Несмотря на то, что философия  экзистенциализма существует с начала 20 века, до сих пор сам термин, его понятие и определение  является достаточно спорным и условным. Это объясняется тем, что термин «экзистенциализм» используется для типологической характеристики большого количества концепций, в разной степени близких и родственных, но в то же время расходящихся, оспаривающих друг друга по ряду принципиально важных, иногда исходных, позиций. Например:

1) проблема Бога и свободы человека отражается одновременно и в религиозном экзистенциализме Марселя и в «обезбоженном» пространстве экзистенциализма Сартра;

2) понятие бытия и трактовка  человека и его отношений с  миром у Хайдеггера и Сартра;

3) понимание сознания и конституирования значений опыта у Сартра и Мерло-Понти [Ивин, 2004].

4) социально-политических позиций самих представителей этого направления также становятся причиной разногласий. Далеко не все представители экзистенциализма были согласны с подобной квалификацией, отказывались использовать данный термин для обозначения своих мировоззрений, концепций, теорий. Например, Хайдеггер прилагал все усилия, чтобы развести понятия «экзистенциализма» и своей теории; Марсель категорически отвергал это наименование применительно к своей философии и предпочитал называть свои идеи "неосократизмом", "христианским сократизмом" [Андреева, 1996].

И всё же, существуют конкретные основания для отнесения этих авторов к данному философскому направлению в их исследовательском почерке и стилистике: в их работах отражены все вышеперечисленные взгляды, характеризующие основы философии экзистенциализма.

Стоит также отметить, что  теории экзистенциализма предшествовал  рационалистический подход и теория, и исследователи часто сравнивают два этих направления (например, Сартр, Хайдеггер, Бердяев и др.). Они отмечают, что в отличие от рационалистической концепции "чистого" (беспредпосылочного, "бесплотного", автономного, абсолютного, вневременного, универсального) сознания с ее "чистыми сущностями" и "интеллектуалистскими синтезами" опыта (Мерло-Понти) теория экзистенциализма выдвигает идею "первоначальных синтезов" опытах [Пассмор, 1998, 363]. Таким образом, теоретики экзистенциализма выступают за идею деятельности человека, которая осуществляется до всякого объективного познания и до всякой рефлексии, т.е. на дорефлексивном, допредикативном уровне, в "наивном" контакте человека с миром, в непосредственном переживании им своей "заброшенности" в чужой ему мир, в непосредственном понимании себя и своей ситуации как "бытия-в-мире", т.е. человек самоопределяется в бытии, производя себя в мире как конкретную индивидуальность, определённую единицу. Посредством этого же способа одновременно конституируется мир в качестве "конкретного" [Пассмор, 1998, 365].

Отметим, что представители  теории экзистенциализма (как религиозного, так и антирелигиозного) предпринимали попытки метафизически описать универсальные характеристики существования человека, определить и исследовать его место в этом мире ("заброшенность в мир", случайность нашего присутствия, фактичность, конечность, темпоральность, "направленность на какую-либо конкретную цель", проект, свобода, "незнание" – все эти и прочие термины и понятия мы можем встретить в данном контексте), различные способы существования человека в мире, условия экзистенции. Человек, согласно теории экзистенциализма, выделяется из всего состава универсума своей способностью превосходить данное, оказываясь на несколько уровней выше,  самоопределяться в данной действительности, "давая себе факты" и беря их "на себя". По мнению представителей данной теории, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он - не некая "устойчивая субстанция", а "беспрерывная неустойчивость", "отрыв всем телом от себя", постоянное выступание вовне, в мир. Приверженцы этой теории уверены в том, что человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, и он "должен быть тем, что он есть", а не "просто быть" [Борев, 1986].

Одним из важнейших вопросов движения экзистенциализма является вопрос об аутентичности, а именно об аутентичности и неаутентичности существования человека. В связи с этим различают два вида существования:

1) аутентичное существование человека, которое подразумевает отказ от наивной веры в научно-технический прогресс, стоическую веру в возможность индивида противостоять любым формам социальных манипуляций и насилию и, придавая смысл внешним обстоятельствам и своему существованию в мире, порвать с "необходимостью факта", утвердить в мире порядок экзистенции;

2) неаутентичное существование человека, т.е. существование унифицированное, анонимное, безличное и безответственное: существование "как все" [Грицанова, 2003].

Понимание человеком специфичности  своего места, статуса и значения в универсуме, осознание им своей  участности в бытии, признание своей конечности, хрупкости, свободы и ответственности (без чего невозможно достижение аутентичного существования) сопряжены в экзистенциализме с ощущением "тревоги", "страха", "тошноты".

Таким образом, можем заключить, что особенность тематики и умонастроения  теории экзистенциализма, которые, будучи соприродными духовным исканиям человека, его поискам смысла жизни, самоопределения и собственно человеческих способов самоосуществления в мире, всегда были широко представлены в культуре в ее различных исторических, национальных и художественных формах (например, в русской культуре такими именами как А. Тарковский, В. Высоцкий, В. Распутин; в белорусской - В. Быков, в странах Европы – Сартр, Уильям Голдинг, Даниэль Дефо и др.) [Тузова, 2000].

 

 

 

 

 

 

1.2. Жанр утопии и антиутопии. Роман У. Голдинга «Повелитель мух» как антиутопия.

Существует несколько  определений жанра утопии и жанра  антиутопии. При этом стоит отметить, что все эти определения тесно  связаны с философскими учениями, направлениями, а также связаны  с политическим строем:

1) Утопия (искусственное слово, состоящее из греческого отрицания ou - «не» и topos – «место»: «нигде не находящийся») – произведение, изображающее вымысел, несбыточную мечту. «Утопией» назвал свое произведение английский мыслитель Т. Мор. В нем изображено коммунистическое общество на воображаемом острове [Тимофеев, 1987, 429]. 

2) Утопия – изображение идеального общественного строя, лишённое научного обоснования; является жанром научной фантастики [Ильичев, 1983].

3) Утопия – модель определенного  вымышленного общества как воплощения  социального идеала [Фролова, 1987, 499].

Информация о работе Литературно-мировоззренческие особенности творчества У. Голдинга