Литературные роды и жанры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

1) Представление о литературных родах. Аристотель о разных способах подражания в поэзии.
2) Эпос как литературный род.
3) Лирика как литературный род.
4) Драма как литературный род.
5) Категория жанра. Жанровое содержание. Составляющие жанровой формы.

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota_Novik_literat.docx

— 41.23 Кб (Скачать файл)

                                        Контрольная работа.

 

                                   Литературные  роды  и  жанры.

  1. Представление о литературных родах. Аристотель о разных способах подражания в поэзии.

      Литературный  род-это ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой  организации и познавательной  направленности на объект или  субъект, или сам акт художественного  высказывания: слово либо изображает  предметный мир, либо выражает  состояние говорящего, либо воспроизводит  процесс речевого общения.

        Традиционно  выделяются три рода литературы, каждый  из которых соответствует определенной функции слова (репрезентативной,  эмотивной, коммуникативной)  и  разрабатывает ее эстетическую специфику.

                 Выделяются:

  1. Эпос – род литературы, охватывающий бытие в его пластической объемности, пространственно-именной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность).
  2. Лирика – род литературы, запечатлевающий внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и  смене  впечатлений, грез, настроении, ассоциации, медитации, рефлексии (экспрессивность).
  3. Драма – род литературы, фиксирующий  речевые акты в их эмоционально волевой  устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе, и внешней обусловленности, т.е. их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы слияние черт лирики и эпоса.

Категория рода литературы связана с принципиально для  всей эстетики разграничением изобразительных, выразительных искусств, а также  с  общими  гносеологическими категориями субъекта и объекта (и их взаимодействия), что делает ее  центральной типологией и систематики литературных феноменов и исходной для их более конкретной классификации по видам.

       Исторически  роды литературы вычленяются  из синкретического хорового  обрядового действия по мере  распада духовной общности первобытного  коллектива: из него выделяется  индивидуум, который в  эпосе созерцает  народную жизнь, в лирике отдается  внутренним переживанием, в драме  вступает в конфликт с надличностным долженствованием – судьбой и ведет на равных  диалог с представителем всеобщности – хором. Дальнейшая эволюция рода литературы осуществляется в смене сопутствующих жанров (так, эпос движется от эпопеи, идиллии, басни к роману, повести, рассказу), в преимущественных связях с теми или  иными направлениями (например, классицизм принижает значение лирики, которое восстанавливается в правах романтизмом.  Род литературы в литературе 20 века тяготеет к интеграции: эпическая дистанция, лирическая изоляция, драматическая коллизия, воплощавшая эстетический комплект разобщенности и противостояние человека и мира, уступают место поискам новых словесных структур, преломляющих более подвижных и относительные границы между субъектом и объектом художественного  высказывания (это выражается в повышенном  интересе  к внутреннему монологу и сказу, в использовании традиции фольклорного синкретизма, в стирании граней между сознанием и реальностью). Традиция родового членения литературы была заложена Аристотелем в его трактате «Об искусстве поэзии» и продолжена французским классицизмом, канонизировавшим различия рода литературы в духе нормативной поэтики.

  1. Эпос как литературный род.

 

Эпос- это литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой, представлен такими жанрами, как сказка, предание, эпопея, повесть, рассказ, роман.

    Специфическая  черта эпоса в организующей  роли повествования: носитель речи  сообщает о событиях и их  подробностях как о чем-то прошедшем  и вспоминаемом, попутно прибегая  к описаниям обстановки действия  и облика персонажей, а иногда  – к рассуждениям.

    Повествовательный  пласт речи эпического произведения  непринужденно взаимодействует  с диалогами и монологами персонажей. Эпическое повествование то становится  самодавлеющим, на время  отстраняя высказывания героев, то проникается их духом в несобственно-прямой речи; то обрамляет реплики персонажей, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино все в нем изображенное. Поэтому черты эпоса во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает функцией сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в эпосе сохраняется временная дистанция: эпический поэт рассказывает «…о событии, как о чем – то отдельном от себя…»1

     Эпическое повествование ведется от лица, называемого повествовательным, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями). Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. «Дух повествования часто бывает  невесом, бесплотен и вездесущ».2  Вместе с тем повествователь может «сгущаться» в конкретное лицо, становясь рассказчиком «Гринев в  «Капитанской дочке» Пушкина. Повествовательная речь характеризует не только предмет высказывания, но и самого носителя речи. Живое восприятие читателя связано с пристальным вниманием  выразительным началам повествования, т.е. субъекты повествования, или «образу повествователя». Термин «образ повествователя» был предложен М.М. Бахтиным в его работе «Эпос и роман».3

Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создает сценические эпизоды, т.е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А.П. Шерер в первых главах «Войны и мира» Толстого», либо – в эпизодах о писателях, обзорных – говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов).

    Арсенал литературно-изобразительных  средств используется эпосом  в полном его объеме (поступки, портреты, прямые характеристики, диалоги  и монологи, пейзажи, интерьеры, жесты), что придает образам иллюзию  пластической объемности и зрительно-слуховой  достоверности.

     Эпическая  форма опирается на различного типа сюжетные построения. В одних случаях динамика событий явленно открыта и развернута (романы Достоевского), в других – изображение хода событий как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях (проза Чехова 1890гг., М. Пруста, Т.Манна;  в романах У. Фолкнера событийная  напряженность  достигается тщательной  детализацией не столько самих поворотных моментов, сколько их бытового, главное, психологического фона (подробные характеристики, раздумья и переживания героев).

 

 

  1. Лирика как литературный род.

 

Лирика- род литературы, в котором  первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому.  В  европейской эстетике взгляд на лирику как особый род литературы отчетливо  сформулирован Г. Гегелем, выдвинувшим мысль о совмещении в лирике субъекта и объекта в одном лице: если в эпосе «… поэту служит содержанием отличный от него …герой», то центральным « персонажем» лирического произведения оказывается сам его создатель и прежде всего  -его внутренний мир.4

     Поскольку  в лирике первостепенно выражение  точки зрения лирического субъекта, изображение внешнего мира также  служит здесь целям самовыражения. Даже в тех случаях, когда отсутствует  прямо выраженное «я» автора  и на первом плане оказывается к.- л. Объективное « описание», в подтексте непременно ощутим субъективный взгляд, с точки зрения которого поэт рассматривает и оценивает мир : « Предмет здесь не имеет цены сам по себе, но все зависит от того, какое значение дает ему субъект…»5

    В литературоведении  существует классификация лирики  по жанрам и темам ( любовная, гражданская, философская, пейзажная). Выделяют также лирику медитативную- размышления над вечными проблемами бытия и суггестивную, « внушающую», сосредоточенную на передаче эмоционального состояния. Тематическая классификация лирики носит условный характер; она отражает не эстетическую субстанцию лирического произведения, которое всегда, независимо от  темы, несет в себе целостное мировосприятие поэта, а служит лишь рабочим приемом, отправной точкой анализа.

  В лирическом стихотворном  тексте особое значение имеет  его интонационно- мелодическая оформленность, создающаяся при помощи ритма, метра, рифмы, аллитераций, ассонансов. Интонационная организация лирического произведения является не просто важным выразительным элементом словесного оформления текста, но нередко несет семантическую нагрузку.

Лирическое высказывание, даже самое непритязательное, тяготеет к универсальности. Емкость лирического содержания увеличивается за счет ассоциативных связей лирического слова. Каждое время вырабатывает свои поэтические формы, «для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание культурно-исторического контекста эпохи, ибо подлинно-лирический текст, более чем любое объективированное повествование, аппелирует, помимо жизненного опыта, еще и к литературной памяти читателя».6

  1. Драма  как  литературный род.

    Драма- род литературы, который принадлежит одновременно к театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Драма сформировалась на основе эволюции театральных представлений: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовала ее возникновение как рода литературы. Предназначена для коллективного восприятия, драма всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам и в самых ярких образцах становилась народной; ее  основа-социально-исторические  противоречия  или  извечные, общечеловеческие  антиномии. В драме доминирует драматизм - свойства человеческого духа, пробуждаемые ситуацией, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленным или под угрозой. Большинство драм построено на едином внешнем действии с его перипетиями (что соответствует принципу единства действия, который восходит к Аристотелю), связанным с прямым противоборством героев. В.Г. Белинский полагал, что «…в драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития и что решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события».7

 Универсальную основу  композицию драмы составляет  членение ее текстов на сценические  эпизоды, в пределах которых один  момент плотно примыкает к  другому: изображаемое, т.е. реальное  время однозначно соответствует  времени восприятия, т.е. художественному.

    Речь в драме, предназначена для произнесения  в широком пространстве театральном  помещении, рассчитанном на массовый  эффект, потенциально звучно, т.е. исполнено  театральности.

 

  1.    Категория жанра. Жанровое содержание. Составляющие жанровой формы.

 

Жанр- исторически складывающийся тип литературного произведения ( роман, поэма, баллада).

  По словам С. Н. Бройтмана, «синтез трех родов проявился в форме жанра. Жанр- искусство не просто проникать в действительность, но и еще моделировать новую реальность».8 Способ моделирования собственно и входит в компетенцию жанра.

   По мнению Н. Л. Лейдермана, « жанр- это трансисторическая категория, которая проходит через всю толщь литературы».9

  Термин « жанр»  зачастую отождествляют с понятием  « вид».

  Жанры выделяют на  основе принадлежности к тому  или иному литературному роду, по преобладающему эстетическому  качеству, а также по объему  и общей структуре произведения.

  Многие жанры подразделяют  на виды, исходя из ряда принципов:

А)  Общего характера тематики

 Роман –бытовой

             -авантюрный

             -психологический

            -исторический

            -приключенческий.

 

Б) Свойств образности

 Сатира –гротескная

               -аллегорическая

               -бурлескная

               -фантастическая.

 

В) Типа композиции:

 Лирическое стихотворение  в форме:

            -сонет

            -рондо

            -триолета

            -газель

           -хокку.

Сложной является проблема исторического развития жанра. С одной стороны, жанры непрерывно изменяются, преобразуясь в творчестве каждого выдающегося писателя. С другой стороны, жанр все же может обнаруживать громадную живучесть и устойчивость. Во многих случаях жанр возрождается в обновленном виде.

     Для каждой  литературной эпохи и направления  типичны определенные жанры:

   -Классицизм ( трагедия, комедия, ода, эпическая поэма).

   -Просвещение ( мещанская драма).

   -Романтизм ( лирическая поэма и драма, элегия, баллада).

  В середине 20 века проблема жанра приобрела острый характер в связи с тем, что представители модернистской эстетики пытались отрицать жанровую определенность и закономерность развития жанровых форм.

  Н. Л. Лейдерманом также была предложена модель жанра, в которой основными были уровень содержания и уровень формы.

   Всякий жанр склоняется  к определенному типу проблематики. Каждый жанр сопрягается с  определенным пафосом- героическим, комическим, ироническим, сатирическим.

    Важным показателем  жанра является пространственно- временная характеристика, которая  включает в себя характеристику  сюжета, систему характеров и  композиционных форм.

Информация о работе Литературные роды и жанры