Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:15, контрольная работа
1) Представление о литературных родах. Аристотель о разных способах подражания в поэзии.
2) Эпос как литературный род.
3) Лирика как литературный род.
4) Драма как литературный род.
5) Категория жанра. Жанровое содержание. Составляющие жанровой формы.
Категория рода литературы связана с принципиально для всей эстетики разграничением изобразительных, выразительных искусств, а также с общими гносеологическими категориями субъекта и объекта (и их взаимодействия), что делает ее центральной типологией и систематики литературных феноменов и исходной для их более конкретной классификации по видам.
Исторически
роды литературы вычленяются
из синкретического хорового
обрядового действия по мере
распада духовной общности
Эпос- это литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой, представлен такими жанрами, как сказка, предание, эпопея, повесть, рассказ, роман.
Специфическая
черта эпоса в организующей
роли повествования: носитель речи
сообщает о событиях и их
подробностях как о чем-то
Повествовательный
пласт речи эпического
Эпическое повествование ведется от лица, называемого повествовательным, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями). Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, об обстоятельствах «рассказывания» обычно отсутствуют. «Дух повествования часто бывает невесом, бесплотен и вездесущ».2 Вместе с тем повествователь может «сгущаться» в конкретное лицо, становясь рассказчиком «Гринев в «Капитанской дочке» Пушкина. Повествовательная речь характеризует не только предмет высказывания, но и самого носителя речи. Живое восприятие читателя связано с пристальным вниманием выразительным началам повествования, т.е. субъекты повествования, или «образу повествователя». Термин «образ повествователя» был предложен М.М. Бахтиным в его работе «Эпос и роман».3
Эпос максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создает сценические эпизоды, т.е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А.П. Шерер в первых главах «Войны и мира» Толстого», либо – в эпизодах о писателях, обзорных – говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов).
Арсенал литературно-
Эпическая форма опирается на различного типа сюжетные построения. В одних случаях динамика событий явленно открыта и развернута (романы Достоевского), в других – изображение хода событий как бы тонет в описаниях, психологических характеристиках, рассуждениях (проза Чехова 1890гг., М. Пруста, Т.Манна; в романах У. Фолкнера событийная напряженность достигается тщательной детализацией не столько самих поворотных моментов, сколько их бытового, главное, психологического фона (подробные характеристики, раздумья и переживания героев).
Лирика- род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В европейской эстетике взгляд на лирику как особый род литературы отчетливо сформулирован Г. Гегелем, выдвинувшим мысль о совмещении в лирике субъекта и объекта в одном лице: если в эпосе «… поэту служит содержанием отличный от него …герой», то центральным « персонажем» лирического произведения оказывается сам его создатель и прежде всего -его внутренний мир.4
Поскольку
в лирике первостепенно
В литературоведении
существует классификация
В лирическом стихотворном тексте особое значение имеет его интонационно- мелодическая оформленность, создающаяся при помощи ритма, метра, рифмы, аллитераций, ассонансов. Интонационная организация лирического произведения является не просто важным выразительным элементом словесного оформления текста, но нередко несет семантическую нагрузку.
Лирическое высказывание, даже самое непритязательное, тяготеет к универсальности. Емкость лирического содержания увеличивается за счет ассоциативных связей лирического слова. Каждое время вырабатывает свои поэтические формы, «для исторически верного прочтения лирического произведения необходимо знание культурно-исторического контекста эпохи, ибо подлинно-лирический текст, более чем любое объективированное повествование, аппелирует, помимо жизненного опыта, еще и к литературной памяти читателя».6
Драма- род литературы, который принадлежит одновременно к театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Драма сформировалась на основе эволюции театральных представлений: выдвижение на первый план актеров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовала ее возникновение как рода литературы. Предназначена для коллективного восприятия, драма всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам и в самых ярких образцах становилась народной; ее основа-социально-исторические противоречия или извечные, общечеловеческие антиномии. В драме доминирует драматизм - свойства человеческого духа, пробуждаемые ситуацией, когда заветное или насущное для человека остается неосуществленным или под угрозой. Большинство драм построено на едином внешнем действии с его перипетиями (что соответствует принципу единства действия, который восходит к Аристотелю), связанным с прямым противоборством героев. В.Г. Белинский полагал, что «…в драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития и что решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события».7
Универсальную основу
композицию драмы составляет
членение ее текстов на
Речь в драме,
предназначена для
Жанр- исторически складывающийся тип литературного произведения ( роман, поэма, баллада).
По словам С. Н. Бройтмана, «синтез трех родов проявился в форме жанра. Жанр- искусство не просто проникать в действительность, но и еще моделировать новую реальность».8 Способ моделирования собственно и входит в компетенцию жанра.
По мнению Н. Л. Лейдермана, « жанр- это трансисторическая категория, которая проходит через всю толщь литературы».9
Термин « жанр»
зачастую отождествляют с
Жанры выделяют на
основе принадлежности к тому
или иному литературному роду,
по преобладающему
Многие жанры подразделяют на виды, исходя из ряда принципов:
А) Общего характера тематики
Роман –бытовой
-авантюрный
-психологический
-исторический
-приключенческий.
Б) Свойств образности
Сатира –гротескная
-аллегорическая
-бурлескная
-фантастическая.
В) Типа композиции:
Лирическое стихотворение в форме:
-сонет
-рондо
-триолета
-газель
-хокку.
Сложной является проблема исторического развития жанра. С одной стороны, жанры непрерывно изменяются, преобразуясь в творчестве каждого выдающегося писателя. С другой стороны, жанр все же может обнаруживать громадную живучесть и устойчивость. Во многих случаях жанр возрождается в обновленном виде.
Для каждой
литературной эпохи и
-Классицизм ( трагедия, комедия, ода, эпическая поэма).
-Просвещение ( мещанская драма).
-Романтизм ( лирическая поэма и драма, элегия, баллада).
В середине 20 века проблема жанра приобрела острый характер в связи с тем, что представители модернистской эстетики пытались отрицать жанровую определенность и закономерность развития жанровых форм.
Н. Л. Лейдерманом также была предложена модель жанра, в которой основными были уровень содержания и уровень формы.
Всякий жанр склоняется
к определенному типу
Важным показателем
жанра является