Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:36, реферат
Цель исследования – проанализировать любовную лирику Некрасова.
Задачи – раскрыть сущность влияния жизненного опыта поэта на его творчество.
Введение……………………………………………………………….…3-4
Глава1
Строки биографии………………………………………………………..5-9
Глава2.
Любовная лирика………………………………………………………....10
§1 Особенности лирики………………………………………………10-12
§2 Стихотворения, посвященные Панаевой…………………………12-13
Жизнь Панаевой и встреча с Некрасовым………………………13-15
«Панаевский цикл»………………………………………………..15-19
«Три элегии» после расставания…………………………………19-22
§3 «Последние песни», посвященные «Зине»………………………..22-24 Вывод……………………………………………………………………..24-27
Список использованной литературы……………………………………27
Тема женщины –
одна из главных тем
Не русский – взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…
Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины. Главным же достоинством русской Женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью.
Любовная лирика Некрасова характеризуется новизной подхода к традиционной «теме любви». Сравнивая стихотворения Некрасова: «Мы с тобой бестолковые люди» и «Ах! Что изгнанье, заточенье!» и стихотворения Пушкина: «Я помню чудное мгновенье» и «Я вас любил», я наблюдаю
отличие самого «Образа любви». По выражению Г.А. Гуковского, у Пушкина
«нравственный образ любви» дан «в самом чистом, свободном и высоком явлении». У Некрасова же «любовь предстает перед нами в сложном переплетении прекрасного и прозаического, возвышенного и житейски обыденного». Образ лирической героини у Пушкина существует как прекрасный идеал, но конкретно ее облик, характер едва ли представим. У Некрасова «лирическая героиня» - это «второе лицо» стихотворения, она почти всегда существует рядом с героем – в его воспоминаниях, в его диалогах с ней – не просто как идеал, а как живой образ, характер. Например: в стихотворении – элегии «Ах! Что изгнанье, заточенье!». Здесь передано противоречивое и одновременно светлое чувство: в нем переплелись ревнивая печаль и желание счастья любимой женщине; уверенность негасимой взаимной любви и трезвое сознание невозможности вернуть счастье. То мучительное воспоминания пережитого, пережитой героями вместе жизни, где они делили друг с другом и минуты счастья, и суровую долю.
Некрасов, вслед за
Лермонтовым, идет в любовной
лирике по пути
Интимная лирика Некрасова
явилась новым словом в
§2.Стихотворения посвященные Панаевой.
Все любовные признанья поэта были по существу посвящены его единственной Музе –Авдотье Яковлевне Панаевой и известны под названием «панаевкий цикл», хотя писались они не только на протяжении многих лет их трудного «незаконного романа», но даже и после его окончания.
Жизнь Панаевой и встреча с Некрасовым.
Родилась Панаева в актерской семье и в детстве немало претерпела от жестокого обращения матери. Образование она получила довольно скудное – в казенном театральном училище. Стремясь поскорее покинуть негостеприимный родительский дом, Авдотья Яковлевна восемнадцати лет вышла замуж за уже известного тогда писателя Ивана Ивановича Панаева. Но брак этот не был счастливым. Панаев был добрым, но легкомысленным человеком. Женившись, он не расстался со своими холостяцкими привычками. Большую часть времени он проводил вне дома. А его молодая жена была предоставлена по большей части самой себе. Грустно было ей и одиноко.
Нечто подобное переживал и Некрасов. После смерти старшей сестры у него оказалось рядом ни одного близкого человека, которому он мог бы открывать свою душу. И вот в Авдотье Яковлевне он нашел такого человека. Ко всему прочему, у них было много общих интересов, их волновали одни и те же вопросы, объединяли общие симпатии и антипатии, стремления и надежды. Познакомился Некрасов с Панаевой в 1846г., когда он делал первые шаги в литературе. В доме Панаевых к молодому поэту относилась сначала довольно сдержанно и даже подтрунивали над его не очень выразительной внешностью и несветскими манерами. Но постепенно отношение к Некрасову изменилось. Более внимательно стала относиться к нему и Авдотья Яковлевна. Некрасов часто бывал у Панаевых и подолгу беседовал с хозяйкой дома. Мало-помалу они прониклись доверием друг к другу.
В середине 1840-х годов Панаева стала гражданской женой Некрасова. День встречи с Панаевой Некрасов называет самым «счастливым днем», от которого он начинает отсчет своей настоящей жизни.
Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!
Они вместе делили радости и невзгоды, успехи и неудачи. Это был трудный и все же прекрасный союз. Вспоминая годы, прожитые с Панаевой, Некрасов в одном из своих стихотворений писал:
Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас, -
Мы на один алтарь сложили -
И этот пламень не угас!
Союз с Панаевой, по словам Чернышевского,
оказал на Некрасова «благотворное влияние».
Он обрел, наконец, дом, семью и верного
друга. Их союз был еще и творческим союзом, соединившим двух литераторов-художников,
Авдотья Яковлевна помогала Некрасову
в его редакторских делах по изданию «Современника».
Она и сама была талантливой писательницей.
Ее перу принадлежат многие романы, повести
и рассказы, которые в течение полутора
десятилетий печатались в «Современнике».
И в то же время
их совместная жизнь не была
безоблачной и порой
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Некрасов любил Панаеву трудной, ревнивой любовью. В его отношениях к Авдотье Яковлевне были взлеты, когда он буквально сгорал от любви. Но были и периоды охлаждения, когда Некрасов всерьез намеревался ее оставить. Проходило время, и все возвращалось на круги своя.
Насколько сложными были между ними отношения, свидетельствуют письма поэта, написанные к самым близким людям. Так, в 1856г. он признавался В.П. Боткину: «Нет, она необходима, столько же, сколько… и не нужна». А год спустя откровенничал с Тургеневым: «…Нет, сердцу нельзя и не должно воевать против женщины, с которой столько изжито, особенно, когда она, бедная, говорит пардон. И наконец, в 1860г., когда было совершенно очевидно, что разлука неминуема, поэт писал Добролюбову: «Не желал бы, однако, да и не могу стать вовсе ей чуждым… без сомненья, наиболее зла сделала мне эта женщина, а только минутами на нее мог сердиться. Нет злости серьезной, нет даже спокойного презрения. Это, что ли, любовь? Черт бы ее взял. Когда ж она умрет! Я начинаю злиться. Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – все этой женщины я отдал, все она взяла, не поняв ( в ту пору, по крайней мере), что таких вещей даром не беру – вот теперь и черт знает, к чему пришло…»
В середине 1863г. Некрасов расстался с Панаевой. Свои чувства, свое отношение к Авдотье Яковлевне поэт передал в целом ряде удивительных по глубине выраженных в них чувств стихотворений, которые условно объединяют в так называемый «панаевкий цикл». Авдотья Яковлевна любила Некрасова и была ему благодарна за пусть даже не очень долгое счастье. Об этом свидетельствуют и написанные ею на склоне лет воспоминания, в которых имя поэта всегда упоминается с теплом и участием.
«Панаевский цикл»
« Панаевский цикл» – это своеобразный лирический дневник, поэтическая исповедь любящего сердца. Но в отличие от обычного дневника и от традиционной любовной лирики здесь говорит, чувствует, страдает не только сам поэт, но и любимая им женщина. «Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены многие эпизоды, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья. Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно…»:
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но и умная и остроумная, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на угрюмого Поэта, укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало досталось на долю Некрасова. Панаева была интересным талантливым человеком. Однако развитие отношений с Некрасовым шло драматично и нервно. Идеал любимой для Некрасова – это женщина-друг, опора в жизни. Об этом он писал Л.Толстому: «…Хорошо ли, искренно, сердечно ли (а не умозрительно только, не головою) убеждены Вы, что цель и смысл жизни – любовь? (в широком смысле). Без нее не ключа ни к собственному существованию других… Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день приближает его к уничтожению – страшного и обидного в этом много! На этом можно и с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует своей сиротливости, обидной своей ненужности, и так круговая порука…Человек создан быть опорой другому, по тому что ему самому нужна опора».
В стихах поэта любовь такой и рисуется: она согревает человека, помогает выжить в страшном, жестоком мире, где Некрасову «мерещится повсюду драма». Обращенные к Панаевой стихи: «Когда горит в твоей крови…», «Поражена потерей невозвратной…», «Я не люблю иронии твоей…», «Да наша жизнь текла мятежно…», «Так это шутка, милая моя…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Давно отвергнутый тобою…»* и др. – это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть… Именно в этом романе утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы в неуравновешенном состоянии поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.
Любовь в стихах
Некрасова светла и одновременн
Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно –
И за тебя теперь я рад!
Это стихотворение увлекает силой выраженного в нем чувства, здесь четко обозначены этапы любви. Самые первые строки – своеобразный конспект повести или романа, открывающий напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат». Любящие расстались на время – и вот в каком обилии конкретных признаков быта, с какими верными указаниями на терпеливость ожидания изображается жизнь:
Но с той поры, как все кругом меня пустынно,
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Психологически оправданное чувство ожидания уводит героя к воспоминаниям о начале любви. Там, в воспоминаниях – несомненные признаки и роста любви, и роста сомнений:
…переживаю вновь
И первое движение страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова…
Главенствующая роль в этом еще не созданном, но созидаемом союзе сердцем принадлежала вере:
Как ты хотела верить мне,
И, как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
В стихотворении имеется свой новый взгляд на счастье, на любовь, на любимую.
У Некрасова в союзе с Панаевой умерли сыновья. Смерти одного из детей Некрасов посвящает, наверное, самое горькое стихотворение в его лирике:
Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни горести, ни веры благодатной –
Постыдное бессилие раба!
Вызванное «потерей невозвратной» - смертью ребенка – состояние подавленности и полной окаменелости души, не способной ни радоваться, ни страдать, ни любить, ни ненавидеть – объединяет героя и героиню стихотворения. Они даже не способны помочь друг другу в горе – так оно безмерно. Стихотворение проникнуто ощущением смертного холода и беспросветного мрака. Мрак, холод и безразличие души героев дают почувствовать невосполнимость понесенной ими утраты. Стихотворение воспринимается как жизненная драма, которая продолжается и в других, более светлых стихах. Чувство любви в них то воспаряет, то подвергается сомнению. Однако, несмотря ни на что, поэт считает дни, проведенные с