Любовная лирика Н.А. Некрасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:36, реферат

Описание работы

Цель исследования – проанализировать любовную лирику Некрасова.
Задачи – раскрыть сущность влияния жизненного опыта поэта на его творчество.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…3-4
Глава1
Строки биографии………………………………………………………..5-9
Глава2.
Любовная лирика………………………………………………………....10
§1 Особенности лирики………………………………………………10-12
§2 Стихотворения, посвященные Панаевой…………………………12-13
Жизнь Панаевой и встреча с Некрасовым………………………13-15
«Панаевский цикл»………………………………………………..15-19
«Три элегии» после расставания…………………………………19-22
§3 «Последние песни», посвященные «Зине»………………………..22-24 Вывод……………………………………………………………………..24-27
Список использованной литературы……………………………………27

Файлы: 1 файл

Экзаменнационный реферат Некрасов..doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Панаевой счастливыми, наполненными жизненной энергией. А когда, измученные душевной борьбой, упреками и ссорами, они расстались – а расставались они неоднократно, - то Некрасов дни, проведенные без Панаевой, дни мрачной тоски и страдания, вычеркивал из жизни.

Расстаться было неизбежно –

И за тебя теперь я рад.

Но с той поры как все кругом пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно и холоден я к делу своему.

В стихотворении «Давно отвергнутый тобою…» он вспоминает о драме своей любви. Будучи в Ярославле, на родине, и бродя по берегам Волги, он вспоминает, как бывал на этих берегах с любимой, но теперь…

Теперь – один, забыт тобою

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою

Опять у этих берегов.

Как бы то ни было, Панаева была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах. На протяжении их совместной жизни она многое сделала для поэта. В 1857г. она сопровождала его в Вене, Риме, Париже, где поэт проходил лечение. В дни болезни она была с ним, поддерживала, была его Музой. Даже после окончательного расставания, она не стала для Некрасова чужой. В сердце сохранились чувства сострадания к ней и вины за несостоявшееся семейное счастье, в нем жила и непреходящая любовь.

 

         «Три элегии» после расставания.

 

 Уже после разрыва написаны лучшие стихи «панаевского цикла» - «Три элегии», которые также представляют собой самостоятельный цикл. Даже ощущение приближающейся смерти не может истребить «мечту любви, не знающей конца…». Любовь, «не знающая конца» проникает во все строки элегии. О чем бы они ни говорили: об упреках, сомнениях, разочарованиях, ожиданиях, воспоминаниях, ревности и т.д.

     Особенно страстно – жгуча первая элегия ( «Ах! Что изгнанье, заточенье!...»  Она соткана из противоречивых ощущений утраты и близости любимой. С одной стороны поэт утверждает:

…Молчу, скрываю

 Мою ревнивую печаль,

И столько счастья ей желаю,

Чтоб было прошлого не жаль!

Но тут же приходит в смятение:

Что ж, если сбудется желанье?..

О нет!

И признается:

Живет в душе моей

Неотразимое сознанье,

Чтоб без меня нет счастья ей!

Появляется надежда – она вернется!

 

Придет… и как всегда, стыдлива.

Нетерпелива и горда,

Потупит очи молчаливо.

Тогда… Что я скажу тогда?..

Последняя строфа элегии обнажает смысл происходящей душевной драмы: «Безумец! для чего тревожишь / Ты сердце бедное свое? / Простить не можешь ты ее - / И не любить ее не можешь!..»

     Вторая элегия («Бьется  сердце беспокойное…») – это романтическое воспоминание о «дальней странице» и мечта о встрече с ней в «Обетованной земле» Любви: «Розы там цветут душистее, / Там лазурней небеса, / Соловьи там голосистее, / Густолиственные леса…». Стихи проникнуты нежностью («вспоминаю очи ясные…», «стансы страстные, что сложил когда-то ей…», «зову ее, желанную»). В то же время образ любви и возлюбленной слишком обобщен, стерт романтическими штампами. Однако искренняя печаль первых строк:

Бьется сердце беспокойное,

Отуманились глаза...

И льющаяся песенность мелодики и ритмики стиха придают элегии дыхание переживаемого живого чувства.

     Завершающая трилогию  элегия («Разбиты все привязанности, разум…» кажется самой скорбный. В ней нет буйства страстей и сомнений  первой, нет приподнятости и созерцательности второй. «Все кончено!» - вот ее лейтмотив.

Вопрос решен: трудись, пока годишься,

И смерти жди! Она недалека…

Предрекает свою судьбу поэт. На самом деле этими заклинаниями он лишь пытается себя успокоить. «Вопрос» вовсе не решен, так как сердце не мирится с утратами, а «В душе неистребима, / Мечта любви, не знающей конца…» Как тут еще раз не вспомнить письмо Некрасова Л.Толстому о любви, которая есть «смысл и цель жизни».

     И все-таки «Три элегии» - это лишь неосуществимая попытка воскресить былое. Настоящее лирическое прощание с героиней «романа» произошло раньше. И венчает этот долгий, счастливый и мучительный роман трогательное, искреннее и грациозно-нежное стихотворение «Прости»:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, -

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

 

                §3. «Последние песни», посвященные «Зине».

 

Стихи Некрасова о любви – это, как удачно выразился Н.Г. Чернышевский, «стихи без тенденции». Они волнуют читателя своей достоверностью, психологизмом и бесстрашием искренности. Мерилом необычной высоты лирического самовыражения поэта стали «Последние песни», написанные в дни его тяжелейшей болезни. В «Последних песнях» он подводит жизненные

итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, Некрасов посвящает несколько стихотворений и своей новой подруге Зине (Фекле Анизимовне Викторовой), которая стала настоящей опорой в последние годы смертельно больного поэта. Зина – это имя ей дал

Некрасов – была простой крестьянкой, которую поэт, как Пигмалион, стремился развить и воспитать. Он учил ее музыке и французскому языку, посвятил поэму «Дедушка» и подарил собрание своих стихотворений с надписью на титульном листе: «Милому другу моему Зине»; незадолго до смерти Некрасов с ней обвенчался. Когда поэта не стало, Зина покинула Петербург.

     Посвященные ей стихи ( «Ты еще на жизнь имеешь право…», «Двести уж дней…», «Пододвинь перо, бумагу,  книги…») – это стихи не столько о любви, сколько о благодарности за терпение, ласку и заботу, которыми она его окружила во время смертельной болезни. Приведу одно из них:

Двести уж дней,

Двести ночей

Муки мои продолжаются,

Ночью и днем

В сердце твоем

Стоны мои отзываются…

 Мне захотелось выразить  впечатление о совсем маленьком  стихотворении – это «Зине». Почему  я пишу о нем? Я представила  больного человека. Он уже не  может сдержать стонов, его мучит  боль. И продолжается боль бесконечно:

Двести уж дней.

Двести ночей!  

А рядом любящая женщина. Ей труднее всех: я бы, например, сама лучше согласилась мучиться, чем видеть, как страдает кто-то самый близкий, и ты не можешь избавить его от боли. Но удивительнее всего не это, самое удивительное – их любовь. Она не смыкает глаз «двести уж дней, двести ночей!» он слышит не свои стоны, а как эти стоны отдаются в ее сердце. Идет время. Тянутся страшны даже смерть и болезнь, раз есть у людей такая любовь. Если бы Некрасов написал только одно это стихотворение, и то можно было бы сказать, что у него редкое сердце.

     Предрекая будущее  русской лирики, Н.В. Гоголь утверждал: «Скорбью ангела загорится наша  поэзия…». Это предсказание осуществилось  в поэзии Некрасова. Ведь у  Поэта было, по словам Достоевского, «раненое сердце». В изображении любви и страданий женского сердца, женских неукротимых и кротких характеров автор этой лаконичной и емкой формулы: «раненое сердце» - стоял ближе русских художников к создателю «панаевского цикла» - этого «романа» о неутомленной жажде страстной любви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

*Прима Ф.Я. От Пушкина до Некрасова//Некрасовский сборник.С-30

 

Вывод.

 

 

 

     От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное  на земле. И в этом убеждаешься  еще раз, когда читаешь любовную  лирику Н.А. Некрасова, особенно «панаевский  цикл»: «Страна Любви – великая страна!». Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать и страдать, требует разлук и расстояний. Такой была любовь Н.А. Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой.

     Роман с Панаевой  был настоящей, большой, но тяжелой любовью Некрасова. Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освящен любовью, дружбой, взаимопониманием. Важную роль в развитии их отношении сыграла близость духовных интересов, общее понимание смысла литературы. Об этом говорится в стихах, написанных спустя много лет после того, как они расстались:

Все, чем мы в жизни дорожили,

Что было лучшего у нас,

Мы на один алтарь сложили,

И этот пламень не угас!

 Любовь Панаевой, по мнению современников, составила «самые светлые страницы в мрачной жизни поэта». К этой поре относятся стихи, в которых Некрасов назвал ее своей «второй музой».

     Интересно, что многие  из стихов были положены на  музыку и превращались в популярные  романсы и песни еще при  жизни поэта. Стихотворение «Прости»:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,-

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Обращенному к Панаевой, дали в разное время музыкальное истолкование около 40 русских композиторов. Композиторы писали музыку к этому стихотворению, вовсе не заботясь о том, кому оно посвящено и по какому конкретному поводу написано. Это наглядный пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим, то есть интересным и нужным для всех.

     К Пушкинской традиции  в творчестве Некрасов можно отнести его любовную лирику.

             Прощание

Мы разошлись на полпути,

Мы разлучились до разлуки

И думали: не будет муки

В последнем роковом «прости»,

Но даже плакать нету сил.

      Стихи, обращенные  к А. Панаевой, составляют целый  цикл, его принято называть «панаевским». Это настоящий роман в стихах, перечитывая внимательно, который можно понять многое. Стихи образуют как бы поэму,

в которой нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Читая стихи мы узнаем, что взаимоотношения очень сложные, несмотря на любовь, герои расстаются, но жизнь без любимого и без любимой женщины утратила свой смысл. Герои испытывают сложные чувства: желают счастья и в то же время надеются, что кто-то из любимых тоскует без него или без нее.

     О любовной лирике Некрасова, в частности о «панаевском цикле», писали многие исследователи его творчества. О « песнях любви» отзывался И.И. Иванов: «каждое из этих стихотворений стоит поэмы. Так много в них силы и яркости, так просты и глубоки настроения, продиктовавшие поэму нежные речи». И это действительно так. Некрасов очень красиво писал о любви.

     Самые проникновенные  стихи Некрасов пишет и своей  матери, которую он очень сильно  любил. Наверное, не один из поэтов  не писал так о матери, именно Некрасов сумел передать чувство сыновней любви и благодарности матушке.

     Итак, какой вывод  можно сделать о любовной лирике Некрасова. Целый цикл, почти сюжетный лирический роман с одной героиней. Характер героини в развитии, в разных проявлениях самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый. В итоге мы наблюдаем  «роковую» любовь, драматичность отношений. Также в отличие от лирического цикла Тютчева, здесь герой и героиня «на равных», а не «палач» и «жертва». Новое отношение к женщине, уважение ее нравственных прав, признание равенства между любящими.

     Некрасовская лирика, напряженная, исповедальная, страстная, дает понять, что драматизм отношений  в любви, страдание и боль так  же сопровождают человеческую  жизнь, как и счастливые мгновения, дарованные влюбленным. Это понимание может уберечь от частых юношеских разочарований, ибо поэты утверждают, что дорога не только взаимная любовь, но и сама способность любить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 

  1. Бойко М.Н. Лирика Некрасова. – М., 1977г.

 

  1. Грин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Н.А. Некрасова – М., 1971г.

 

  1. Григорьев А. Стихотворения Некрасова // Дружинин А.В. Литературная критика – М., 1983г.

 

  1. Краснов Г.В. Последняя книга поэта // Некрасов Н.А. Последние песни – М., 1974г.

 

  1. Литература № 42/2004

 

  1. Литература в школе №2 1994г.

 

  1. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении – М., 1982г

 

  1. Саккулин П.Н. Н.А. Некрасов – М., 1928г.

 

  1. Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели – М., 1973г.;

 

     Литературные очерки – М., 1985г.

 

  1. Справочник «Советские поэты» - М., 1987г.

 

  1. Собрание сочинений Некрасова; - М - 1971г.

 

  1. Чуковский Корней. Мастерство Некрасова – М., 1952г.

 

  1. Якушин Н.И. «Н.А. Некрасов в жизни и творчестве».

 

  1. Якушин Н.И. Тропа к Некрасову: Документально-художественная книга о жизни и творчестве Н.А. Некрасова – М., 1987г.

 

 

 

 


Информация о работе Любовная лирика Н.А. Некрасова