Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:36, реферат
Цель исследования – проанализировать любовную лирику Некрасова.
Задачи – раскрыть сущность влияния жизненного опыта поэта на его творчество.
Введение……………………………………………………………….…3-4
Глава1
Строки биографии………………………………………………………..5-9
Глава2.
Любовная лирика………………………………………………………....10
§1 Особенности лирики………………………………………………10-12
§2 Стихотворения, посвященные Панаевой…………………………12-13
Жизнь Панаевой и встреча с Некрасовым………………………13-15
«Панаевский цикл»………………………………………………..15-19
«Три элегии» после расставания…………………………………19-22
§3 «Последние песни», посвященные «Зине»………………………..22-24 Вывод……………………………………………………………………..24-27
Список использованной литературы……………………………………27
Панаевой счастливыми, наполненными жизненной энергией. А когда, измученные душевной борьбой, упреками и ссорами, они расстались – а расставались они неоднократно, - то Некрасов дни, проведенные без Панаевой, дни мрачной тоски и страдания, вычеркивал из жизни.
Расстаться было неизбежно –
И за тебя теперь я рад.
Но с той поры как все кругом пустынно,
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно и холоден я к делу своему.
В стихотворении «Давно отвергнутый тобою…» он вспоминает о драме своей любви. Будучи в Ярославле, на родине, и бродя по берегам Волги, он вспоминает, как бывал на этих берегах с любимой, но теперь…
Теперь – один, забыт тобою
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
Как бы то ни было, Панаева была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах. На протяжении их совместной жизни она многое сделала для поэта. В 1857г. она сопровождала его в Вене, Риме, Париже, где поэт проходил лечение. В дни болезни она была с ним, поддерживала, была его Музой. Даже после окончательного расставания, она не стала для Некрасова чужой. В сердце сохранились чувства сострадания к ней и вины за несостоявшееся семейное счастье, в нем жила и непреходящая любовь.
«Три элегии» после расставания.
Уже после разрыва написаны лучшие стихи «панаевского цикла» - «Три элегии», которые также представляют собой самостоятельный цикл. Даже ощущение приближающейся смерти не может истребить «мечту любви, не знающей конца…». Любовь, «не знающая конца» проникает во все строки элегии. О чем бы они ни говорили: об упреках, сомнениях, разочарованиях, ожиданиях, воспоминаниях, ревности и т.д.
Особенно страстно – жгуча первая элегия ( «Ах! Что изгнанье, заточенье!...» Она соткана из противоречивых ощущений утраты и близости любимой. С одной стороны поэт утверждает:
…Молчу, скрываю
Мою ревнивую печаль,
И столько счастья ей желаю,
Чтоб было прошлого не жаль!
Но тут же приходит в смятение:
Что ж, если сбудется желанье?..
О нет!
И признается:
Живет в душе моей
Неотразимое сознанье,
Чтоб без меня нет счастья ей!
Появляется надежда – она вернется!
Придет… и как всегда, стыдлива.
Нетерпелива и горда,
Потупит очи молчаливо.
Тогда… Что я скажу тогда?..
Последняя строфа элегии обнажает смысл происходящей душевной драмы: «Безумец! для чего тревожишь / Ты сердце бедное свое? / Простить не можешь ты ее - / И не любить ее не можешь!..»
Вторая элегия («Бьется сердце беспокойное…») – это романтическое воспоминание о «дальней странице» и мечта о встрече с ней в «Обетованной земле» Любви: «Розы там цветут душистее, / Там лазурней небеса, / Соловьи там голосистее, / Густолиственные леса…». Стихи проникнуты нежностью («вспоминаю очи ясные…», «стансы страстные, что сложил когда-то ей…», «зову ее, желанную»). В то же время образ любви и возлюбленной слишком обобщен, стерт романтическими штампами. Однако искренняя печаль первых строк:
Бьется сердце беспокойное,
Отуманились глаза...
И льющаяся песенность мелодики и ритмики стиха придают элегии дыхание переживаемого живого чувства.
Завершающая трилогию элегия («Разбиты все привязанности, разум…» кажется самой скорбный. В ней нет буйства страстей и сомнений первой, нет приподнятости и созерцательности второй. «Все кончено!» - вот ее лейтмотив.
Вопрос решен: трудись, пока годишься,
И смерти жди! Она недалека…
Предрекает свою судьбу поэт. На самом деле этими заклинаниями он лишь пытается себя успокоить. «Вопрос» вовсе не решен, так как сердце не мирится с утратами, а «В душе неистребима, / Мечта любви, не знающей конца…» Как тут еще раз не вспомнить письмо Некрасова Л.Толстому о любви, которая есть «смысл и цель жизни».
И все-таки «Три элегии» - это лишь неосуществимая попытка воскресить былое. Настоящее лирическое прощание с героиней «романа» произошло раньше. И венчает этот долгий, счастливый и мучительный роман трогательное, искреннее и грациозно-нежное стихотворение «Прости»:
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, -
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
§3. «Последние песни», посвященные «Зине».
Стихи Некрасова о любви – это, как удачно выразился Н.Г. Чернышевский, «стихи без тенденции». Они волнуют читателя своей достоверностью, психологизмом и бесстрашием искренности. Мерилом необычной высоты лирического самовыражения поэта стали «Последние песни», написанные в дни его тяжелейшей болезни. В «Последних песнях» он подводит жизненные
итоги, пишет о своей судьбе, поэзии, о родине, о матери и о любви. Продолжая вспоминать о Панаевой, Некрасов посвящает несколько стихотворений и своей новой подруге Зине (Фекле Анизимовне Викторовой), которая стала настоящей опорой в последние годы смертельно больного поэта. Зина – это имя ей дал
Некрасов – была простой крестьянкой, которую поэт, как Пигмалион, стремился развить и воспитать. Он учил ее музыке и французскому языку, посвятил поэму «Дедушка» и подарил собрание своих стихотворений с надписью на титульном листе: «Милому другу моему Зине»; незадолго до смерти Некрасов с ней обвенчался. Когда поэта не стало, Зина покинула Петербург.
Посвященные ей стихи ( «Ты еще на жизнь имеешь право…», «Двести уж дней…», «Пододвинь перо, бумагу, книги…») – это стихи не столько о любви, сколько о благодарности за терпение, ласку и заботу, которыми она его окружила во время смертельной болезни. Приведу одно из них:
Двести уж дней,
Двести ночей
Муки мои продолжаются,
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны мои отзываются…
Мне захотелось выразить
впечатление о совсем
Двести уж дней.
Двести ночей!
А рядом любящая женщина. Ей труднее всех: я бы, например, сама лучше согласилась мучиться, чем видеть, как страдает кто-то самый близкий, и ты не можешь избавить его от боли. Но удивительнее всего не это, самое удивительное – их любовь. Она не смыкает глаз «двести уж дней, двести ночей!» он слышит не свои стоны, а как эти стоны отдаются в ее сердце. Идет время. Тянутся страшны даже смерть и болезнь, раз есть у людей такая любовь. Если бы Некрасов написал только одно это стихотворение, и то можно было бы сказать, что у него редкое сердце.
Предрекая будущее
русской лирики, Н.В. Гоголь утверждал:
«Скорбью ангела загорится
*Прима Ф.Я. От Пушкина до Некрасова//
Вывод.
От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на земле. И в этом убеждаешься еще раз, когда читаешь любовную лирику Н.А. Некрасова, особенно «панаевский цикл»: «Страна Любви – великая страна!». Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать и страдать, требует разлук и расстояний. Такой была любовь Н.А. Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой.
Роман с Панаевой был настоящей, большой, но тяжелой любовью Некрасова. Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освящен любовью, дружбой, взаимопониманием. Важную роль в развитии их отношении сыграла близость духовных интересов, общее понимание смысла литературы. Об этом говорится в стихах, написанных спустя много лет после того, как они расстались:
Все, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас,
Мы на один алтарь сложили,
И этот пламень не угас!
Любовь Панаевой, по мнению современников, составила «самые светлые страницы в мрачной жизни поэта». К этой поре относятся стихи, в которых Некрасов назвал ее своей «второй музой».
Интересно, что многие
из стихов были положены на
музыку и превращались в
Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Обращенному к Панаевой, дали в разное время музыкальное истолкование около 40 русских композиторов. Композиторы писали музыку к этому стихотворению, вовсе не заботясь о том, кому оно посвящено и по какому конкретному поводу написано. Это наглядный пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим, то есть интересным и нужным для всех.
К Пушкинской традиции в творчестве Некрасов можно отнести его любовную лирику.
Прощание
Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом «прости»,
Но даже плакать нету сил.
Стихи, обращенные к А. Панаевой, составляют целый цикл, его принято называть «панаевским». Это настоящий роман в стихах, перечитывая внимательно, который можно понять многое. Стихи образуют как бы поэму,
в которой нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Читая стихи мы узнаем, что взаимоотношения очень сложные, несмотря на любовь, герои расстаются, но жизнь без любимого и без любимой женщины утратила свой смысл. Герои испытывают сложные чувства: желают счастья и в то же время надеются, что кто-то из любимых тоскует без него или без нее.
О любовной лирике Некрасова, в частности о «панаевском цикле», писали многие исследователи его творчества. О « песнях любви» отзывался И.И. Иванов: «каждое из этих стихотворений стоит поэмы. Так много в них силы и яркости, так просты и глубоки настроения, продиктовавшие поэму нежные речи». И это действительно так. Некрасов очень красиво писал о любви.
Самые проникновенные стихи Некрасов пишет и своей матери, которую он очень сильно любил. Наверное, не один из поэтов не писал так о матери, именно Некрасов сумел передать чувство сыновней любви и благодарности матушке.
Итак, какой вывод
можно сделать о любовной
Некрасовская лирика, напряженная, исповедальная, страстная, дает понять, что драматизм отношений в любви, страдание и боль так же сопровождают человеческую жизнь, как и счастливые мгновения, дарованные влюбленным. Это понимание может уберечь от частых юношеских разочарований, ибо поэты утверждают, что дорога не только взаимная любовь, но и сама способность любить.
Список использованной литературы.
Литературные очерки – М., 1985г.