Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 19:09, статья
Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства — социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, — «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб». Лирический герой, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймали бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».
Семья. Учеба. Революционная деятельность
Маяковский
Владимир Владимирович родился 19 июля
1893 года (по новому стилю) в с. Багдади Кутаисской
губернии в дворянской семье. Отец Маяковского
служил лесничим на Кавказе; после его
смерти (1906) семья жила в Москве. Маяковский
учился в классической гимназии в Кутаиси
(1901-1906), затем в 5-й московской гимназии
(1906-1908), откуда был отчислен за неуплату.
Дальнейшее образование — художественное: обучался в подготовительном
классе Строгановского училища (1908), в
студиях художников С. Ю. Жуковского и
П. И. Келина, в фигурном классе Училища
живописи, ваяния и зодчества (1911-1914), исключен
за участие в скандальных выступлениях
футуристов).
Еще в 1905
в Кутаиси Маяковский принимал участие
в гимназических и студенческих манифестациях,
в 1908,
вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских
рабочих. Несколько раз подвергался арестам,
в 1909
провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения
называл началом своей стихотворной деятельности;
написанные стихи у него перед освобождением
были отобраны.
Маяковский
и футуризм
В 1911
завязывается дружба Маяковского с художником
и поэтом Д. Д. Бурлюком, в 1912 организовавшим
литературно-художественную группу футуристов
«Гилея». С 1912 Маяковский постоянно принимает
участие в диспутах о новом искусстве,
выставках и вечерах, проводившихся радикальными
объединениями художников-авангардистов
«Бубновый валет» и «Союз молодежи». Поэзия
Маяковского всегда сохраняла связь с
изобразительным искусством, прежде всего
в самой форме записи стихов (столбиком,
позднее «лесенкой»), которая предполагала
дополнительное, чисто зрительное, впечатление,
производимое стихотворной страницей.
Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе
группы «Гилея» «Пощечина общественному
вкусу», где был помещен и манифест, подписанный
Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых
и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме
заявлявший о разрыве с традициями русской
классики, необходимости создания нового
языка литературы, соответствующего эпохе.
Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов
о назначении и формах нового искусства
стала постановка в петербургском театре
«Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии
«Владимир Маяковский» (опубликована
в 1914). Декорации для нее писали художники
из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С.
Школьник, а сам автор выступил режиссером
и исполнителем главной роли — поэта,
страдающего в отвратительном современном
городе, изуродовавшем, растлившем своих
жителей, которые хоть и избирают поэта
своим князем, но не умеют признать и оценить
приносимую им жертву.
«Творец в горящем гимне». Поэзия 1910-х
гг.
В 1913
выходит книга Маяковского из четырех
стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах
футуристских альманахов (1913-1915) «Молоко
кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас»,
начинают печататься в периодике, издаются
поэмы «Облако
в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война
и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание»
(1916). Поэзия Маяковского наполнена бунтом против
всего мироустройства — социальных
контрастов современной урбанистической
цивилизации, традиционных взглядов на
прекрасное и поэзию, представлений о
вселенной, рае и Боге. Маяковский использует
воинственно изломанный, грубый, стилистически
сниженный язык, контрастно оттеняющий
традиционные поэтические образы, — «любовь
на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте
водосточных труб». Лирический герой,
эпатирующий обывателя резкостью, ломкой
языка и богохульством («Арканом в небе
поймали бога»), остается романтиком, одиноким,
нежным, страдающим, чувствующим ценность
«мельчайшей пылинки живого».
Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на
воспроизведение в устной форме — с эстрады, на вечерах,
диспутах (сборник «Для голоса», 1923; в журналах,
газетах и книжных изданиях стихи часто
появлялись в исковерканном цензурой
виде). Для восприятия на слух как нельзя
лучше подходили их короткие рубленые
строки, «рваный» синтаксис, «разговорность»
и нарочито фамильярная («панибратская»)
интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?». В сочетании
с высоким ростом («здоровенный, с шагом
саженьим») и зычным голосом Маяковского
все это создавало неповторимый индивидуальный
образ поэта-борца, площадного митингового
оратора, защитника «безъязыкой улицы»
в «адище города», слова которого не могут
быть красивы, они — «судороги, слипшиеся
комом».
«Любовь — это сердце всего»
Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах
Маяковского значительное место занимает любовная лирическая
тема: «Любовь мою, как апостол во время
оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь
«вымучивает душу» страдающего, одинокого
поэта.
В 1915
Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное
место в его жизни. Из своих отношений
поэт-футурист и его возлюбленная стремились
построить модель новой семьи, свободной
от ревности, предрассудков, традиционных
принципов отношений женщины и мужчины
в «буржуазном» обществе. С именем Брик
связаны многие произведения поэта, интимная
интонация окрашивает обращенные к ней
письма Маяковского. Заявляя в 1920-е годы,
что «теперь не время любовных ляс», поэт
тем не менее сохраняет верность теме
(лирические стихотворения, поэма «Про это»,
1923), которая достигает трагически надрывного
звучания в последних строках Маяковского
— в неоконченном вступлении к поэме «Во
весь голос» (1930).
«Я хочу
быть понят моей страной»
Революция
была принята Маяковским как осуществление
возмездия за всех оскорбленных в прежнем
мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов
в искусстве Маяковский утверждает как
прямую аналогию теории и практики большевиков
и пролетариата в истории и политике.
Маяковский организует в 1918 группу «Комфут»
(коммунистический футуризм), деятельно
участвует в газете «Искусство коммуны»,
в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ),
куда вошли его единомышленники — писатели
и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925)
и «Новый ЛЕФ» (1927-1928).
Стремясь использовать все художественные
средства для поддержки нового государства,
пропаганды новых ценностей, Маяковский
пишет злободневную сатиру, стихи и частушки
для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921). Грубость, четкость,
прямолинейность его поэтического стиля,
умение превращать элементы оформления
книжной и журнальной страницы в эффективные
выразительные средства поэзии — все
это обеспечивало успех «звонкой силе
поэта», целиком отданной на службу интересам
«атакующего класса». Воплощением позиции
Маяковского этих лет стали его поэмы
«150 000 000»
(1921), «Владимир
Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927).
К концу 1920-х
годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия
политической и социальной реальности вдохновлявшим
его с отроческих лет высоким идеалам
революции, в соответствии с которыми
он строил всю свою жизнь — от одежды и
походки до любви и творчества. Комедии
«Клоп»
(1928) и «Баня»
(1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии)
на обуржуазившееся
общество, забывшее о тех революционных
ценностях, ради которых создавалось.
Внутренний конфликт с окружающей действительностью
наступавшего «бронзового» советского
века несомненно оказался среди важнейших
стимулов, подтолкнувших поэта к последнему
бунту против законов мироустройства
— самоубийству.
О Владимире Маяковском рассказывает
ведущий научный сотрудник
–
Маяковский – один из немногих
советских литературных "идолов",
чья популярность менее всего
пострадала после исчезновения
советской действительности. Как
бы Вы объяснили этот феномен?
– Наверное, тем, что Маяковский
всегда оставляет место для
споров. Это фигура, которая вызывала
споры с момента своего
После Революции 1917
года Маяковский, не сразу, но
постепенно погрузившись в
И на протяжении 1920-х
годов вокруг его творчества
шла постоянная борьба. Многие
принимали его на ура. Однако
даже среди молодёжи, если судить
по вопросам на литературных
вечерах с участием поэта,
– Кто же считался идеалом?
– В 1920-е годы Маяковского ещё не "огосударствили". Он был "одним из". Всё-таки значимость поэта должна определяться как итог некоего творческого соревнования. И назначение "поэтом № 1", как это, к сожалению, произошло с Маяковским в 1930-е годы, разумеется, неправильно. Однако в 1934 году Сталин на письме Лили Брик пишет о Маяковском как о наилучшем и наиталантливейшем поэте нашей эпохи, тем самым возводя его на вершину официального поэтического Олимпа. В 1940 году проходит торжественное заседание, посвящённое десятой годовщине со дня смерти поэта. На ней выступил с большим докладом А. Фадеев, и в этом докладе уже фактически были намечены основные контуры, так сказать, официальной концепции Маяковского. Потом, уже после войны, состоялась Всесоюзная дискуссия о Маяковском в 1953 году с завершающим докладом Константина Симонова. Вот уже после этой дискуссии его канонизируют окончательно. Маяковский – первый поэт, связанный прежде всего с советской действительностью. Стало принято считать, что до Революции он только искал себя и нашёл уже вместе с революционными изменениями. На него следует равняться всем советским поэтам. Он же намечает дорогу поэзии мировой. Именно это концепция намечала пути исследования в советское время.
Хотя тенденции к
более свободному прочтению
Во время перестройки,
естественно, появились люди, в
том числе и в
– Маяковский, видимо, будет интересен прежде всего как новатор поэтического языка…
– Я остановлюсь
на вопросе новаторства
Вместе с наступлением
советского времени в его
– Тем не менее стихотворения Маяковского советского периода в достаточной степени идеологизированы. А советская идеология, в том виде, в каком она существовала в 1920-х годах, всё-таки отражает очень специфический взгляд на мир. Такой взгляд, который сейчас разделяется далеко не всеми. Насколько это влияет на современное восприятие данных стихотворений?
– Иногда говорят о том, что Маяковский прекрасно показал движение ранней советской истории, однако сейчас от этой истории мы уже давно отошли. Отчасти это, разумеется, верно. Однако тут стоит задаться вопросом: если произведение искусства рассказало о явлении, интерес к которому у следующих поколений пропал, может ли остаться интерес к самому произведению? Жизнь показывает, что если произведение создано действительно художественно, то интерес к нему всегда останется. Связь искусства и истории всегда нелинейная. Например, "Три мушкетёра", кажется, не имеют никакого отношения к исторической правде. Там переврано абсолютно всё. А его читали, читают и будут читать, поскольку атмосфера времени передаётся не следованием фактам, а совсем другими средствами.
Если "знак жизни", признак времени находится внутри художественного образа, то книга останется читаемой. У Маяковского знак "советского", безусловно, находится внутри его художественности. А потому его советские стихи всё равно будут читаться. "Грудой дел, суматохой явлений день отошёл, постепенно стемнев", – так начинается "Разговор с товарищем Лениным", а ведь это очень лиричные строки. Важно ли сейчас то, что "Левый марш" посвящён матросам? Да никому это уже не важно! Мы всё равно воспринимаем эту бешеную революционную энергетику "Левой! Левой! Левой!".
Так что, думаю, никакие
идеологические перемены не
Сегодня, когда по ряду причин ослаб интерес к серьёзной литературе, многие писатели не отброшены, но как бы отодвинуты в сторону. Тем не менее можно заметить, что Маяковский продолжает звучать и в таких условиях. В виде отдельных строф, каких-то призывов, а иногда и цитируемых стихотворений. Он всё равно никуда не ушёл.
– Если говорить о влиянии времени на интерес к тем или другим аспектам творчества Маяковского сейчас, наверное, вполне актуально вспомнить о его работе в индустрии рекламы, к которой он, как известно, относился очень серьёзно и называл работой, требующей высочайшей квалификации.
– Мы подошли к очень
важной особенности его
Маяковский сказал в своей автобиографии: "Я поэт. Этим и интересен". Тем не менее он был не только поэтом. Он драматург. Мейерхольд, оценивая "Баню" и "Клопа", называл Маяковского "советским Мольером". Сложно сказать, насколько Мейерхольд был в своём сравнении прав, но тем не менее пьесы Маяковского – вполне крепкая сатирическая драматургия. Он потрясающий полемист. Его критика очень яркая. Он неплохой актёр и автор сценариев. И, разумеется, он профессиональный художник. Маяковский, действительно, явление не только в поэзии, но и в искусстве в целом, не только в русском. Яркость оценок его творчества связана в том числе и с этим. Например, Бертольд Брехт считал Маяковского истоком своих драматических исканий. Многие французские поэты также чрезвычайно высоко отзывались о Маяковском.
– Это подводит нас к вопросу о жизни поэзии Маяковского в переводах. Когда его начали переводить на другие языки?
– Переводить Маяковского
начали ещё при жизни – на
французский, немецкий, чешский,
польский языки. Но я бы