Медицина в жизни А. П. Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Антон Павлович Чехов был не только классиком мировой литературы, но и врачом. В своих произведениях он дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир тяжелобольного, руководствуясь знаниями и опытом, полученными им в университете и в процессе учебной деятельности. Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев.

Файлы: 1 файл

Чехов и медицина.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

Введение

 Антон Павлович Чехов  был не только классиком мировой  литературы, но и врачом. В своих  произведениях он дал научно  оправданное отображение психических  и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом  нарисовать внутренний мир тяжелобольного, руководствуясь знаниями и опытом, полученными им в университете  и в процессе учебной деятельности. Естественнонаучное мышление и  литературный талант органично  соединялись в писателе, что позволило  ему глубже понимать человеческую  психологию и верно изображать  душевный мир его героев.

 В выборе темы решающую  роль сыграл личный мотив, так  как, решив связать свою дальнейшую  жизнь с медициной, а конкретно  с психологией, невропатологией  и психиатрией, я интуитивно  выбрала и тему для литературной  исследовательской работы.

 

Медицина в  жизни А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского  университета в 1879 году.

В студенческие годы Чехов  усердно изучал медицину, аккуратно  посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены и в то же время много работал в юмористических журналах

 Чехову повезло: на  медицинском факультете ему в  ту пору довелось слушать лекции  корифеев медицины: по терапии  - Г. А. Захарьина и А. А.  Остроумова, по хирургии - Н. В.  Склифосовского, по нервным болезням - А. Я. Кожевникова и др.

 Ещё в студенческие  годы А. П. Чехов устраивал  себе "производственную практику" и принимал больных в Чикинской больнице, находившейся в двух километрах от Воскресенска.

 В ноябре 1884 г. Чехов  получил свидетельство, что по надлежащем испытании он определением университетского совета от 15 сентября утверждён в звании уездного лекаря.

 Студенческие годы  позади, и Чехов с удовольствием  пишет Н.А.Лейкину, что живет  с апломбом, так как ощущает  в своём кармане лекарский  паспорт. Вскоре на дверях его  квартиры появилась дощечка с  надписью "доктор А. П. Чехов".

 

Врачебная деятельность А. П. Чехова

 Свою практическую  врачебную деятельность Антон  Павлович начал в знакомой  ему Чикинской земской больнице; некоторое время он заведовал Звенигородской больницей, замещая ушедшего в отпуск врача этой больницы С. П. Успенского. Однако много отдыхать Чехову не приходилось, так как он не только принимал больных в земской больнице, но и исполнял должность уездного врача, выезжал с судебным следователем на вскрытия, исполнял поручения местной администрации, выступал экспертом на суде.

 В период своей врачебной  деятельности в Воскресенске  и Звенигороде, а затем и  в Бабкине Антон Павлович близко  наблюдал жизнь местного населения  - крестьян, уездной интеллигенции,  помещиков. В гуще этой жизни  писатель почерпнул сюжеты для  рассказов "Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма" и др.

К Чехову обращались пациенты с самыми различными заболеваниями, что вообще было характерно для работы земского врача. Здесь и рахитичные дети, и старухи с сыпью. Есть и  семидесятилетняя старуха с рожей руки, и Чехов с тревогой пишет Лейкину, что боится, что придётся иметь дело с рожистым воспалением клетчатки: будут абсцессы, а оперировать старуху ему страшно.

 Так провёл Чехов  три года в Бабкине. Лето 1888 и 1889 гг. он проводит в имении  у Линтварёвых недалеко от г. Сум Харьковской губернии. Чехов едет туда отдыхать, однако твёрдо намерен заниматься и медицинской практикой.

В Луках у Линтварёвых, как и в Бабкине, Чехов ежедневно отдавал врачебной работе по нескольку часов.

 В 1890 г. Чехов едет  на остров Сахалин. В этой  его поездке и в работе на  острове сказались лучшие черты  Чехова-писателя, врача, гражданина.

 Поселившись в 1892 г.  в своём имении в Мелихове, Чехов установил регулярный приём  больных. 

Он и врач, принявший  в течение 1892 г. до 1000 больных, он и  организатор борьбы с эпидемией, и активный участник уездного санитарного  совета, причём, по свидетельству Куркина, не пропустил ни одного его заседания.

 Близкое знакомство  Чехова с земскими врачами  дало возможность Чехову писателю  отразить их жизнь в ряде  замечательных произведений - в рассказах  "Враги", "Неприятность", "Княгиня", в пьесе "дядя Ваня" и др.

Антон Павлович Чехов - писатель или врач?

 На протяжении всей  своей жизни, вплоть до ялтинского  периода, когда Чехов был уже  тяжело болен, он много времени отдавал практической медицине. Уже будучи знаменитым писателем, Чехов продолжал оставаться и врачом-практиком.

 Об этом следует  писать не только потому, что  эта сторона жизни А. П. Чехова  освещена недостаточно, но и потому  ещё, что некоторые биографы  Чехова считают, что, став писателем,  он практической медициной занимался,  между прочим, дилетантски, что  работа врача тяготила его. 

 

 Антон Павлович как-то  писал Суворину: "Медицина - моя  законная жена, а литература - любовница.  Когда надоест одна, ночую у  другой". Эта фраза дала повод  некоторым биографам Чехова, в  первую очередь В. М. Фриче говорить о том, что литературу Чехов любил, а медициной тяготился.

 Посмотрим, как эта  фраза звучит, не будучи выхваченной  из текста письма.

"Вы советуете мне, - пишет А. П. Чехов Суворину, - не гоняться за двумя зайцами  и не помышлять о занятиях  медициной. Я не знаю, почему  нельзя гнаться за двумя зайцами  даже в буквальном значении  этих слов? Были бы гончие, а  гнаться можно...". И далее " чувствую себя бодрее и довольнее  собой, когда сознаю, что у меня  два дела, а не одно. Медицина  моя законная жена, а литература - любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой. Это хотя  и беспорядочно, но зато не  так скучно, да и к тому же от моего вероломства обе решительно ничего не теряют..."

 Таким образом, мы  видим, что Чехов далёк был  от того, чтобы придавать этой  фразе то значение, какое приписал  ей В.М.Фриче. Наоборот, Чехов прямо заявляет, что у него хватит сил "гоняться за двумя зайцами", и что ни литература, ни медицина от этого не пострадают.

 Утверждая, что Чехов  не был и не мог быть хорошим  врачом и что медицина его  тяготила, биографы Чехова говорят  о том, что Антон Павлович  в первую очередь был писателем  и поэтому всем остальным мог  заниматься только между прочим.

 Мешала ли медицина  Чехову-писателю? И мешала, и помогала. Мешала потому, что отнимала драгоценное  время и силы от самого важного  и главного в его жизни - писательства. Но медицина и помогала  Чехову, ибо, по его собственному  признанию, обогащала его научным  пониманием психологии человека  и интимных сторон его внутреннего  мира.

 Сам Чехов на этот  вопрос отвечал по-разному. Так,  в письме к писателю Д.В.Григоровичу  он писал: "...Я врач и по  уши втянулся в свою медицину, так что поговорка о двух  зайцах никому другому не мешала  так спать, как мне" 

 Врачу И.И.Островскому  Чехов писал из Лопасни: "Медицина - моя законная жена, литература - незаконная. Обе, конечно, мешают друг другу, но не настолько, чтобы исключить друг друга" Примерно в таком же духе Антон Павлович писал и Суворину, когда речь шла о совмещении медицины и литературной деятельности.

 Знание медицины оказало  большое влияние на творчество  Чехова. Во многих его произведениях  затрагиваются вопросы медицины, он создаёт целую галерею образов  врачей.

 Возникает вопрос: в какой же мере Чехов-врач "влиял" на Чехова-писателя.

 М. Горький вспоминает, что Л. Н. Толстой, высоко  ценивший писательский талант  Чехова сказал как-то: "Ему мешает  медицина, не будь он врачом, - писал бы лучше Чехов, наоборот, считал, что медицинские, естественнонаучные  знания помогли ему избегнуть  многих ошибок в писательской деятельности, более верно, глубоко раскрыть мир чувств и переживаний героев его произведений.

 Антон Павлович Чехов  считал себя прежде всего врачом. О себе он говорил: "Я же больше врач, чем писатель..."

Медицина в творчестве А. П. Чехова

 Внутренний мир человека  с точки зрения психиатрии  в произведениях Чехова.

 Медицина занимала  большое место в жизни А.П.Чехова. Особый интерес для него, великого  художника-психолога, всегда представляла  психиатрия, которую, по его мнению, должен был бы знать каждый  писатель.

 Чехов-художник с большой  глубиной раскрывал психологию  своих героев, их чувства и  переживания, с такой научной  вероятностью показывал психопатологию  человека, что это граничило с  точностью клинического описания. Однако изображение больной и  здоровой психики никогда не  было для Чехова самоцелью:  оно давало ему материал для  художественного творчества и  больших социальных обобщений,  для беспощадного разоблачения  уродливых явлений современной  ему действительности ("Припадок", "Палата" "дуэль", "Чёрный  монах", пьеса "Иванов" и др.).

"Палата №6"

 В рассказе "Палата 1 Чехов рисует глухой провинциальный  городок дореволюционной России. В земской больнице этого городка  есть палата №6, в которой помещены  психически больные люди. Обитатели  этой палаты отданы в полную  власть больничного сторожа Никиты, человека грубого, обирающего  и безжалостно избивающего больных. 

 Чехов с большим  реалистическим мастерством нарисовал  картины жизни городка, больницы, палаты №6 Они воспринимались  читателем как символическое  изображение жизни тогдашней  России, русского народа, беспощадно  угнетаемого самодержавием. 

 Рассказ "Палата  №6" был восторженно встречен  передовыми людьми России того  времени. А.И.Ульянова-Елизарова рассказывает о том, какое большое впечатление произвело это произведение на Владимира Ильича Ленина. "Когда я дочитал вчера этот рассказ, - сказал ей Владимир Ильич, - мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел, У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате №6". Пользуясь знанием психопатологии человека и владея в совершенстве психологическим анализом людей, утративших душевное равновесие, Чехов в "Палате №6 рисует картины и образ, заключающие в себе большие социальные обобщения.

"Человек в футляре" 

 Среди сатирических  образов, получивших необычайно  большое социальное значение, выделяется  образ учителя Беликова, главного  героя рассказа "Человек в футляре".

 Учитель гимназии Беликов  с его вечной боязнью "как  бы чего не вышло", державший  в страхе в течение многих  лет не только гимназию, но  и весь город, не случайно  стал остро сатирическим социальным образом. В лепке этого образа Чехов проявил себя не только тонким психологом, но и художником, глубоко понимавшим жизнь современного ему общества.

 Однако образ Беликова  может представить социальный  интерес лишь в том случае, если он не является образом  психического больного.

 И.М.Гейзер пишет так: "Врачи-психиатры могут найти  много интересного для себя  в произведениях Чехова, и доктор  М.П.Никитин, психиатр по специальности,  мог с полным правом заявить,  что психиатры должны считать  Чехова своим союзником в деле  обозначения тех язв, борьба  с которыми составляет признание  и задачи психиатров".

 Как же расценивает  М.П.Никитин образ "Человека  в футляре"?

"...для психиатров Беликов, - считает М.П.Никитин, - кроме своего  значения как карикатуры, представляется, кроме того, человеком душевнобольным. В лице его мы узнаём знакомую  фигуру одного из тех преследуемых  преследователей, которые, не  будучи душевнобольными, нередко  играют видную и, в большинстве  случаев, печальную роль в общественной  жизни... Вопрос о них составляет  один из существенных вопросов  общественной психиатрии, и художнику,  который ставит подобный вопрос  перед обществом, мы считаем  себя вправе протянуть руку, как соратнику"

 Рисуя Беликова, Чехов  придал ему ряд черт, отличающих  его от окружавших его лиц,  но заслуга художника-психолога  и заключается в том, что  он выбирает характерные для  своего героя черты и максимально  заостряет их.

"У этого человека  наблюдалось постоянное и непреодолимое  стремление окружить себя оболочкой,  создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил  бы от внешних влияний. Действительность  раздражала его, пугала, держала  в постоянной тревоге". И дальше: "Ложась спать, он укрывался  с головой... И было страшно  под одеялом. Он боялся, как  бы чего не вышло...".

 Это не черты психического  больного. Это черты человека, которому  трудно найти контакт с окружающими.  И лечение такой болезни осуществляется, прежде всего, воздействием общества.

"Чёрный монах" 

 Идея рассказа А.  П. Чехова "Чёрный монах"  близка к идее "Палаты №6". Чехов рассказывает здесь о  том, как жизнь пошлая, мещанская  губит хороших благородных людей,  развивает мысль о слабости  и бессилии этих людей в  борьбе со злом и несправедливостью,  потому что они не знали  верных путей, которые могли  привести к преобразованию жизни  на новых началах. Все эти  злободневные для того времени  проблемы Чехов раскрывает в  истории магистра Коврина, заболевшего манией величия.

 При первом чтении  рассказа может показаться, что  Чехова больше всего интересовала  именно история болезни Коврина - так подробно и вдумчиво изображает он её от самого начала до гибели героя, так полно мотивирует все действия и поступки больного.

Информация о работе Медицина в жизни А. П. Чехова