Медицина в жизни А. П. Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Антон Павлович Чехов был не только классиком мировой литературы, но и врачом. В своих произведениях он дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир тяжелобольного, руководствуясь знаниями и опытом, полученными им в университете и в процессе учебной деятельности. Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев.

Файлы: 1 файл

Чехов и медицина.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

 Но эта "история  болезни" Коврина перерастает в обобщение большой социальной силы.

 Магистр философии  Коврин, утомлённый беспокойной городской жизнью и напряжённой умственной работой, приезжает в имение своего опекуна Песоцкого, чтобы отдохнуть и поправить своё здоровье. Однако и здесь он продолжает вести прежний образ жизни - очень много работает, читает зачастую сутками напролёт, мало спит... Он постоянно находится в состоянии очень сильного нервного напряжения, испытывает какой-то небывалый нервный подъём.

 Так Чехов постепенно  раскрывает перед читателем причины  психического заболевания Коврина. Яркая художественная изобразительность сочетается здесь с научной точностью описания начавшейся болезни. Сам Чехов впоследствии писал М.Меньшикову, что ""Чёрный монах" - это рассказ медицинский - история болезни. Трактуется в нём мания величия"

 Гуляя как-то вечером  по саду с Таней, дочерью  Песоцкого, Коврин рассказал ей легенду о черном монахе - о мираже, который носится во Вселенной и скоро должен появиться в земной атмосфере. Оставшись один, Коврин мучительно пытается вспомнить, где же это, когда и от кого услышал он легенду о чёрном монахе... Вдруг, точно смерч, поднялся с земли высокий столб, который понёсся мимо него... Коврин увидел чёрного монаха, который кивнул ему головой и, ласково улыбнувшись, исчез.

 У Коврина начинаются галлюцинации. Он часто видит теперь чёрного монаха, который говорит ему, что он, Коврин личность, "избранник божий", что вся его деятельность посвящена самому разумному и прекрасному на Земле. Чёрный монах говорит Коврину и о том, что он принадлежит к людям, которые введут человечество в царство вечной правды.

 Эти галлюцинации - встречи  с чёрным монахом - делаются  всё чаще и чаще. Коврин заболевает манией величия.

 И в изображении  бреда Коврина также поражает тонкое переплетение глубокой художественности и медицинской точности. Однако описание болезни героя Чехов использует и для того, чтобы острее, ярче раскрыть идею рассказа. Когда Коврин был болен, он верил в свою индивидуальную исключительность, им владели мысли о деятельности во имя счастья людей. "Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царства Божия, то есть избавят людей от нескольких тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать идее всё - молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, - какой высокий, какой счастливый удел!" - думал Коврин.

 Близкие Коврина заметили, что он болен, и начали лечить его. Он должен был прервать свою научную деятельность. Но, избавившись от галлюцинаций, Коврин затосковал - жизнь сытая, спокойная показалась ему скучной и ординарной. Он становится жестоким, грубым к близким, разрушает жизнь своей жены, Тани Песоцкой, забывает о прежних своих мечтах и идеалах. И только в последние мгновения своей жизни, перед смертью, когда его снова посещает чёрный монах, Коврин становится таким, каким был раньше. Он зовёт красоту и поэзию прежней жизни, с восторгом вспоминает о своей молодости, о любви в человечеству, которая жила в его сердце.

 

 Изображая последние  годы жизни Коврина, заполненные узколичными заботами и мечтами, Чехов рисует внутреннее перерождение и опустошённость Коврина.

 Были отдельные предположения,  что "Чёрный монах" написан  под влиянием нервного заболевания  писателя. Своё отношение к таким  предположениям Чехов довольно  недвусмысленно выразил в письме  к Суворину от 25 января 1904 г.: "Чёрного  монаха" писал я без всяких  унылых мыслей, по холодном размышлении.  Просто пришла охота изобразить  манию величия. Монах же, несущийся  через поле, приснился мне, и  я, проснувшись, утром рассказал  о нём Мише 

 Рассказы Чехова "Палата  №6", "Человек в футляре"  и "Чёрный монах" со всей  убедительностью показывают, что  знание медицины, и в первую  очередь психиатрии, помогло писателю  лучше и глубже изображать  психический мир человека.

Телесный недуг в художественном изображении писателя

 Французский врач Анри  Бернар Дюкло посвятил свою докторскую диссертацию теме "Антон Чехов - врач и писатель".

"В творчестве Чехова, - писал Дюкло, - множество больных, есть и описания отдельных случаев и клинические наблюдения. Но нас интересуют не патологические и эпидемиологические подробности, а то уменье, с каким Чехов несколькими штрихами, несколькими словами, даже не прибегая к научным терминам, даёт возможность читателю-медику распознать симптомы болезни и поставить диагноз. Если бы автор сам не был врачом, он поступал бы прямо противоположным образом: он называл бы болезнь, не вдаваясь в подробности, или взял бы какое-нибудь руководство по патологии и выписывал оттуда различные симптомы, ничего в них не понимая, как это делал Золя... Писателю недостаточно видеть людей, он должен уметь наблюдать и схватывать их важнейшие черты. Так именно и поступает Чехов, который избегает приводить диагноз болезни и чаще всего заменяет медицинскую терминологию выражениями, почерпнутыми из бытовой речи. В этом сказывается манера Чехова: объективное и точное описание характерных деталей без явного показа авторского отношения"

 Для изображения больного  Чехов никогда не прибегал  к детализации, как это делали  И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой  и другие. Рисуя образ больного  человека, писатель использовал  ту манеру, которую он открыл  в литературе, - изображение пейзажа  или человека несколькими скупыми,  но характерными только для  такого пейзажа или только  для такого человека штрихами. Эту манеру Чехов применил  также при изображении больного  человека. Так, например, описывая  страдающего чахоткой учителя  в одноимённом рассказе, он не  даёт трафаретный портрет истощённого  человека с красными пятнами  на лице и блестящими глазами,  как это было принято до  него. Он приводит такие черты:  больной утомился при надевании  парадного костюма. Когда же  больному принесли штиблеты, то  у него не хватило сил натянуть  их на ноги, пришлось полежать  и выпить воды.

 Вторая деталь: больного  учителя ожидают на банкете  у директора фабрики, где его  должны чествовать, но у самого  входа в квартиру к директору  он вдруг закашлялся. От кашлевых  толчков с головы слетела фуражка,  из рук вывалилась палка. Выбежавшие из квартиры нашли его сидящим на ступени и обливающимся потом... Писатель нарисовал портрет очень больного человека.

 В. Ермилов очень  точно сказал: "Чехов - гениальный  живописец словом". Он отметил  необычайно художественное и  удивительно скупое изображение  Чеховым смерти ребёнка ("Враги").

 Жена врача Кирилова  склонилась над своим сыном. 

"На кровати, у самого  окна лежал мальчик с открытыми  глазами и удивлённым выражением  лица. Он не двигался, но открытые  глаза его, казалось, с каждым  мгновением всё более темнели  и уходили во внутрь черепа...".

 Так написать мог  только "гениальный живописец  словом" и врач.

 В рассказе "Чёрный  монах", о котором речь шла  выше, психическая болезнь магистра  Коврина явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Доведённые болезнью до предела отрицательные стороны его характера разрушили его семью. Психическая же болезнь вызвала у самого Коврина чахотку.

"У него горлом шла  кровь. Он плевал кровью, но  случалось раза два в месяц, что она текла обильно, и тогда он чрезвычайно слабел и впадал в сонливое состояние. Эта болезнь не особенно пугала его, так как ему было известно, что его покойная мать жила с точно такой же болезнью десять лет, даже больше; и доктора уверяли, что это не опасно и советовали только не волноваться, вести правильную жизнь и поменьше говорить".

 Описанные в "Чёрном  монахе" ощущения Коврина, предшествующие кровотечениям, были хорошо знакомы писателю. Поэтому он так правдиво передаёт то беспокойство, похожее на страх, которое предшествует кровоизлиянию из лёгкого. Писателю были знакомы также слабость и сонливое состояние, наступающие после кровотечения. Слова - "эта болезнь не особенно пугала..." и т.д. повторяют рассуждения Чехова о своём недуге.

 Медицинское образование  и врачебная практика позволяли  Чехову расширять круг своих  наблюдений и брать из того, что он видел, самое необходимое  для своего литературного творчества.

Заключение 

 Антон Павлович Чехов  близок и дорог нам как величайший  земляк и замечательный писатель. Но не следует забывать, что  Чехов, несомненно, был образованным  врачом своего времени. Медицинские,  естественнонаучные знания обогатили  его творчество и позволили  ему глубже проникнуть в психологию  своих героев, вернее изображать  её.

 Воспитанный на передовых  идеях русской медицины, Чехов  в своих художественных произведениях  раскрывал причины массовых болезней  и показывал, что пути их  преодоления лежат в изменении  социальных условий жизни трудящихся  масс, в оздоровлении условий  их труда и быта.

 Чехову в своих произведениях  удалось изобразить больного  человека с помощью слов и  выражений, понятных для рядового  читателя, не прибегая к помощи  научных терминов и определений.  В этом-то и заключается главный  талант Чехова-писателя и Чехова-врача.


Информация о работе Медицина в жизни А. П. Чехова