Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:05, реферат
Антон Павлович Чехов был не только классиком мировой литературы, но и врачом. В своих произведениях он дал научно оправданное отображение психических и телесных страданий человека, сумел с исключительным реализмом нарисовать внутренний мир тяжелобольного, руководствуясь знаниями и опытом, полученными им в университете и в процессе учебной деятельности. Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев.
Но эта "история болезни" Коврина перерастает в обобщение большой социальной силы.
Магистр философии Коврин, утомлённый беспокойной городской жизнью и напряжённой умственной работой, приезжает в имение своего опекуна Песоцкого, чтобы отдохнуть и поправить своё здоровье. Однако и здесь он продолжает вести прежний образ жизни - очень много работает, читает зачастую сутками напролёт, мало спит... Он постоянно находится в состоянии очень сильного нервного напряжения, испытывает какой-то небывалый нервный подъём.
Так Чехов постепенно
раскрывает перед читателем
Гуляя как-то вечером по саду с Таней, дочерью Песоцкого, Коврин рассказал ей легенду о черном монахе - о мираже, который носится во Вселенной и скоро должен появиться в земной атмосфере. Оставшись один, Коврин мучительно пытается вспомнить, где же это, когда и от кого услышал он легенду о чёрном монахе... Вдруг, точно смерч, поднялся с земли высокий столб, который понёсся мимо него... Коврин увидел чёрного монаха, который кивнул ему головой и, ласково улыбнувшись, исчез.
У Коврина начинаются галлюцинации. Он часто видит теперь чёрного монаха, который говорит ему, что он, Коврин личность, "избранник божий", что вся его деятельность посвящена самому разумному и прекрасному на Земле. Чёрный монах говорит Коврину и о том, что он принадлежит к людям, которые введут человечество в царство вечной правды.
Эти галлюцинации - встречи с чёрным монахом - делаются всё чаще и чаще. Коврин заболевает манией величия.
И в изображении бреда Коврина также поражает тонкое переплетение глубокой художественности и медицинской точности. Однако описание болезни героя Чехов использует и для того, чтобы острее, ярче раскрыть идею рассказа. Когда Коврин был болен, он верил в свою индивидуальную исключительность, им владели мысли о деятельности во имя счастья людей. "Быть избранником, служить вечной правде, стоять в ряду тех, которые на несколько тысяч лет раньше сделают человечество достойным царства Божия, то есть избавят людей от нескольких тысяч лет борьбы, греха и страданий, отдать идее всё - молодость, силы, здоровье, быть готовым умереть для общего блага, - какой высокий, какой счастливый удел!" - думал Коврин.
Близкие Коврина заметили, что он болен, и начали лечить его. Он должен был прервать свою научную деятельность. Но, избавившись от галлюцинаций, Коврин затосковал - жизнь сытая, спокойная показалась ему скучной и ординарной. Он становится жестоким, грубым к близким, разрушает жизнь своей жены, Тани Песоцкой, забывает о прежних своих мечтах и идеалах. И только в последние мгновения своей жизни, перед смертью, когда его снова посещает чёрный монах, Коврин становится таким, каким был раньше. Он зовёт красоту и поэзию прежней жизни, с восторгом вспоминает о своей молодости, о любви в человечеству, которая жила в его сердце.
Изображая последние годы жизни Коврина, заполненные узколичными заботами и мечтами, Чехов рисует внутреннее перерождение и опустошённость Коврина.
Были отдельные предположения,
Рассказы Чехова "Палата №6", "Человек в футляре" и "Чёрный монах" со всей убедительностью показывают, что знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю лучше и глубже изображать психический мир человека.
Телесный недуг в
Французский врач Анри Бернар Дюкло посвятил свою докторскую диссертацию теме "Антон Чехов - врач и писатель".
"В творчестве Чехова, - писал Дюкло, - множество больных, есть и описания отдельных случаев и клинические наблюдения. Но нас интересуют не патологические и эпидемиологические подробности, а то уменье, с каким Чехов несколькими штрихами, несколькими словами, даже не прибегая к научным терминам, даёт возможность читателю-медику распознать симптомы болезни и поставить диагноз. Если бы автор сам не был врачом, он поступал бы прямо противоположным образом: он называл бы болезнь, не вдаваясь в подробности, или взял бы какое-нибудь руководство по патологии и выписывал оттуда различные симптомы, ничего в них не понимая, как это делал Золя... Писателю недостаточно видеть людей, он должен уметь наблюдать и схватывать их важнейшие черты. Так именно и поступает Чехов, который избегает приводить диагноз болезни и чаще всего заменяет медицинскую терминологию выражениями, почерпнутыми из бытовой речи. В этом сказывается манера Чехова: объективное и точное описание характерных деталей без явного показа авторского отношения"
Для изображения больного
Чехов никогда не прибегал
к детализации, как это делали
И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой
и другие. Рисуя образ больного
человека, писатель использовал
ту манеру, которую он открыл
в литературе, - изображение пейзажа
или человека несколькими
Вторая деталь: больного
учителя ожидают на банкете
у директора фабрики, где его
должны чествовать, но у самого
входа в квартиру к директору
он вдруг закашлялся. От кашлевых
толчков с головы слетела
В. Ермилов очень
точно сказал: "Чехов - гениальный
живописец словом". Он отметил
необычайно художественное и
удивительно скупое
Жена врача Кирилова склонилась над своим сыном.
"На кровати, у самого
окна лежал мальчик с
Так написать мог только "гениальный живописец словом" и врач.
В рассказе "Чёрный монах", о котором речь шла выше, психическая болезнь магистра Коврина явилась результатом его неудовлетворённого стремления к величию. Доведённые болезнью до предела отрицательные стороны его характера разрушили его семью. Психическая же болезнь вызвала у самого Коврина чахотку.
"У него горлом шла кровь. Он плевал кровью, но случалось раза два в месяц, что она текла обильно, и тогда он чрезвычайно слабел и впадал в сонливое состояние. Эта болезнь не особенно пугала его, так как ему было известно, что его покойная мать жила с точно такой же болезнью десять лет, даже больше; и доктора уверяли, что это не опасно и советовали только не волноваться, вести правильную жизнь и поменьше говорить".
Описанные в "Чёрном монахе" ощущения Коврина, предшествующие кровотечениям, были хорошо знакомы писателю. Поэтому он так правдиво передаёт то беспокойство, похожее на страх, которое предшествует кровоизлиянию из лёгкого. Писателю были знакомы также слабость и сонливое состояние, наступающие после кровотечения. Слова - "эта болезнь не особенно пугала..." и т.д. повторяют рассуждения Чехова о своём недуге.
Медицинское образование
и врачебная практика
Заключение
Антон Павлович Чехов
близок и дорог нам как
Воспитанный на передовых
идеях русской медицины, Чехов
в своих художественных
Чехову в своих произведениях
удалось изобразить больного
человека с помощью слов и
выражений, понятных для