Мертвые души

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно неизобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался ему замысел каждого произведения. Ему всегда нужен был внешний толчок, чтобы окрылить свою фантазию. Современники рассказывают, с каким жадным интересом слушал Гоголь различные бытовые истории, анекдоты, подхваченные на улице, были и небылицы. Слушал профессионально, по-писательски, запоминая каждую характерную деталь. Проходили годы, и иная из этих случайно услышанных историй оживала в его произведениях. Для Гоголя, вспоминал впоследствии П.В. Анненков, «ничего не пропадало даром».

Содержание работы

История создания поэмы «Мёртвые души»……………………………2
Замысел автора…………………………………………………………...5
Что такое «мёртвые души»?...................................................................6
Кто является «мёртвыми душами» в поэме?.........................................7
Кто такие «живые души» в поэме?.........................................................9
Заключение……………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Мертвые души.docx

— 32.38 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

История создания поэмы «Мёртвые души»……………………………2

Замысел автора…………………………………………………………...5

Что такое  «мёртвые души»?...................................................................6

Кто является «мёртвыми душами» в поэме?.........................................7

Кто такие  «живые души» в поэме?.........................................................9

Заключение……………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………12

 

 

История создания поэмы «Мёртвые души»

Есть писатели, легко и свободно придумывающие  сюжеты своих сочинений. Гоголь к  их числу не относился. Он был мучительно неизобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался ему замысел каждого  произведения. Ему всегда нужен был  внешний толчок, чтобы окрылить свою фантазию. Современники рассказывают, с каким жадным интересом слушал Гоголь различные бытовые истории, анекдоты, подхваченные на улице, были и небылицы. Слушал профессионально, по-писательски, запоминая каждую характерную  деталь. Проходили годы, и иная из этих случайно услышанных историй оживала  в его произведениях. Для Гоголя, вспоминал впоследствии П.В. Анненков, «ничего не пропадало даром».

    Сюжетом «Мертвых душ» Гоголь, как известно, был обязан А.С. Пушкину, давно побуждавшему его написать большое эпическое произведение. Пушкин рассказал Гоголю историю похождений некоего авантюриста, скупавшего у помещиков умерших крестьян, с тем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском Совете и получить под них изрядную ссуду.

Но откуда Пушкин узнал сюжет, который подарил  Гоголю?

История мошеннических  проделок с мертвыми душами могла  стать известна Пушкину во время  его Кишиневской ссылки. В начале девятнадцатого века сюда, на юг России, в Бессарабию, из разных концов страны бежали десятки тысяч крестьян, спасаясь от уплаты недоимок и различных поборов. Местные власти чинили препятствия  расселению этих крестьян. Преследовали их. Но все меры оказывались напрасными. Спасаясь от преследователей, беглые крестьяне  часто брали имена умерших  крепостных. Рассказывают, что во время  пребывания Пушкина в Кишиневской  ссылке по Бессарабии разнеслась молва, будто город Бендеры бессмертен, население же этого города называли «бессмертным обществом».

В течение  многих лет там не было зарегистрировано ни одного смертного случая. Началось расследование. Оказалось, что в  Бендерах было принято за правило: умерших «из общества не исключать», а их имена отдавать прибывшим сюда беглым крестьянам. Пушкин не раз бывал в Бендерах, и его очень занимала эта история.

Скорее  всего, именно она и стала зерном того сюжета, который почти полтора  десятилетия спустя после Кишиневской  ссылки, был пересказан поэтом Гоголю.

Надо  заметить, что затея Чичикова отнюдь не была такой уж редкостью в самой  жизни. Мошенничества с «ревизскими  душами» были в те времена довольно распространенной вещью. Можно с  уверенностью предположить, что не только один определенный случай лег  в основу гоголевского замысла.

Ядром сюжета «Мертвых душ» была авантюра Чичикова. Она только казалась невероятной  и анекдотичной, на самом же деле она была достоверной во всех мельчайших подробностях. Крепостническая действительность создавала весьма благоприятные  условия для таких авантюр.

Указом 1718 года так называемая подворная  перепись была заменена подушной. Отныне все крепостные мужского пола, «от  старого до самого последнего младенца», подвергались обложению налогом. Мертвые  души (умершие или беглые крестьяне) становились обузой для помещиков, мечтавших, естественно от нее избавиться. И это создавало психологическую  предпосылку для всякого рода махинаций. Одним мертвые души были в тягость, другие испытывали нужду  в них, рассчитывая при помощи мошеннических сделок извлечь выгоду. Именно на это и уповал Павел Иванович Чичиков. Но самое интересное в том, что фантастическая сделка Чичикова осуществлялась в совершенном согласии с параграфами закона.

В основе сюжетов  многих гоголевских произведений –  нелепый анекдот, исключительный случай, чрезвычайное происшествие. И чем  более анекдотичной и чрезвычайной кажется внешняя оболочка сюжета, тем ярче,

достовернее, типичнее предстает перед нами реальная картина жизни. Здесь – одна из своеобразных черт искусства талантливого писателя.

Гоголь  начал работать над «Мертвыми  душами» в середине 1835 года, то есть еще раньше, чем над «Ревизором». 7 октября 1835 года он сообщает Пушкину, что написал три главы «Мертвых душ». Но новая вещь еще не захватила  Николая Васильевича. Он хочет написать комедию. И лишь после «Ревизора», уже за границей, Гоголь по-настоящему берется за «Мертвые души».

Чем дальше двигалась работа над новым произведением, тем более грандиозными представлялись Гоголю его масштабы и более сложными задачи, которые перед ним стояли. Три года проходят в напряженном  труде.

Осенью 1839 года обстоятельства заставили Гоголя совершить поездку на родину, и, соответственно, сделать вынужденный перерыв  в работе. Восемь месяцев спустя Гоголь решил вернуться в Италию, чтобы ускорить работу над книгой. В октябре 1841 года он снова приезжает  в Россию с намерением напечатать свое произведение – итог упорного шестилетнего труда.

В декабре  последние исправления были закончены, и окончательный вариант рукописи поступил на рассмотрение Московского  цензурного комитета. Здесь «Мертвые души» встретило явно враждебное отношение. Как только председательствовавший на заседании цензурного комитета Голохвастов  услышал название «Мертвые души», он закричал: «Нет, я этого никогда  не позволю: душа бывает бессмертна –  мертвой души не может быть, –  автор вооружается против бессмертия!»

Голохвастову  растолковали, что речь идет о ревизских  душах, но он пришел в еще большую  ярость: «Этого и подавно нельзя позволить… это значит против крепостного  права!» Тут подхватили члены  комитета: «Предприятие Чичикова есть уже уголовное преступление!»

Когда один из цензоров попробовал было объяснить, что и автор не оправдывает  Чичикова, со всех сторон закричали: «Да, не оправдывает, а вот

он выставил его теперь, и пойдут другие брать  пример и покупать мертвые души…»

Гоголь  в конце концов был вынужден забрать  рукопись и решил отправить ее в Петербург.

В декабре 1841 года в Москве гостил Белинский. Гоголь обратился к нему с просьбой захватить с собой рукопись в  Петербург и посодействовать  ее скорейшему прохождению через  петербургские цензурные инстанции. Критик охотно согласился выполнить  это поручение и 21 мая 1842 года, с  некоторыми цензурными исправлениями, «Похождения Чичикова или Мертвые  души» вышли из печати.

Сюжет «Мертвых душ» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных  между собой звеньев: помещики, городское  чиновничество и жизнеописание  Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел  Гоголя.

 

Замысел автора  

Гоголь утверждал, что предмет (тема)"Мертвых душ" - не губерния и несколько уродливых  чиновников, а "современный человек  и нынешнее состояние его души". Название поэмы многозначно. Это  и история о покупке "мертвых  душ" как основа сюжета, и сопоставление  религиозного учения о бессмертии души и бюрократически бездушного отношения  к крепостным, и иносказание о  душах персонажей, находящихся на разных стадиях омертвения.  Поэма была задумана в форме эпической трилогии. Ее должны были составлять три части - три ступени движения к истине (падение - очищение - возрождение души), которые дол-был пройти главный герой Павел Иванович Чичиков. Такое движение было для Гоголя единственно возможным путем духовного возрождения и всей нации. Но написана и опубликована была только первая часть.

Двигающее сюжет путешествие по Руси Чичикова (с целью скупки "мертвых душ") дало Гоголю возможность нарисовать "общую картину жизни России". Автор использует пейзажные зарисовки, путевые сценки, приводит различные сведения (экономические, исторические, географические), изображает портреты, характеры героев, показывает во всей полноте жизнь губернскую, помещичью, чиновничью, крестьянскую.

"Мертвые  души" по жанру - поэма, так  как образ главного героя (Чичикова) неразрывно связан с образом  лирического героя (повествователя), который оценивает и поясняет  не только "дела и дни"  Павла Ивановича, но и жизнь  всей современной ему России. Лирический герой - полноправное  действующее лицо: "Долго еще  определено мне чудной властью  идти об руку с моими странными  героями", - так подчеркивает Гоголь  роль повествователя. "Мертвые  души", названные автором "поэмой", - новый тип русского романа. Это  взгляд на жизнь "сквозь  видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы".

   Что такое «мёртвые души»?

    Первичный смысл выражения «мертвые души» таков: это умершие крестьяне, еще числящиеся в ревизских списках. Без такого вполне конкретного значения был бы невозможен сюжет поэмы. Ведь странное предприятие Чичикова в том и состоит, что он покупает умерших крестьян, числившихся живыми в ревизских списках. И что юридически это осуществимо: достаточно лишь составить список крестьян и оформить куплю-продажу соответствующим образом, как будто предметом сделки являются живые люди. Гоголь воочию показывает, что в России властвует закон купли-продажи живого товара, и что такое положение является естественным и нормальным.

Следовательно, сама фактическая основа, сама интрига  поэмы, построенная на продаже ревизских  душ, была социальной и обличительной,

как бы ни казался повествовательный тон  поэмы безобидным и далеким от обличения.

Правда, можно вспомнить, что Чичиков  живых людей не покупает, что предмет  его сделки крестьяне умершие. Однако и здесь прячется гоголевская  ирония. Чичиков скупает мертвых  совершенно таким же образом, как  если бы он скупал живых крестьян, по тем же правилам, с соблюдением  тех же формальных и юридических  норм. Только цену при этом Чичиков  рассчитывает дать значительно меньшую - ну как бы за товар более низкого  качества, залежалый или подпорченный.

«Мертвые  души» - эта емкая гоголевская  формула начинает наполняться своим  глубоким, меняющимся смыслом. То это  условное обозначение умершего, словосочетание, за которым нет никакого лица. То эта формула оживает – и  за нею встают реальные крестьяне, которых  помещик властен продать или  купить, конкретные люди.

Многозначность  смысла запрятана уже в самом  гоголевском словосочетании. Если бы Гоголь захотел подчеркнуть одно-единственное значение, то он, скорее всего, взял бы выражение «ревизская душа». Но писатель намеренно вынес в название поэмы  словосочетание необычное, смелое, не встречавшееся в обиходной речи.

 

  Кто является «мёртвыми душами»  в поэме?

       «Мертвые души» - это заглавие носит в себе что-то, наводящее ужас… Не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и прочие - вот мертвые души и мы их встречаем на каждом шагу», - писал Герцен.

В этом своем  значении выражение «мертвые души»  обращено уже не к крестьянам - живым  и умершим, - а к хозяевам жизни, помещикам и чиновникам. И смысл  его метафорический, переносный. Ведь физически, материально, «все эти Ноздревы, Маниловы и прочие» существуют и  в большинстве своем процветают. Что может быть несомненнее, чем  медведеподобный Собакевич? Или  Ноздрев, о котором сказано: «Свет  он был

как кровь  с молоком; здоровье, казалось, так  и прыскало с лица его». Но физическое бытие еще не есть человеческая жизнь. Растительное существование далеко от настоящих духовных движений. «Мертвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. А проявляется эта бездуховность по крайней мере двояко. Прежде всего – это отсутствие каких-либо интересов, страстей. Помните, что говорится о Манилове? «От него не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свое, а у Манилова ничего не было. Большинство увлечений или страстей не назовешь высокими или благородными. Но у Манилова не было и такой страсти. У него вообще ничего своего не было. И главное впечатление, которое производил Манилов на собеседника – это ощущение неопределенности и «скуки смертельной».

Другие  персонажи – помещики и чиновники - далеко не так бесстрастны. Например, у Ноздрева и у Плюшкина есть свои страсти. Есть свой «задор» и у  Чичикова - задор «приобретательства». И у многих других персонажей есть свой «задирающий предмет», приводящий в движение самые разнообразные  страсти: алчность, честолюбие любопытство  и так далее.

Значит  в этом отношении «мертвые души»  мертвенны по-разному, в разной степени  и, так сказать, в разных дозах. Но в другом отношении они мертвенны  одинаково, без различия и исключений.

Мертвая душа! Это явление кажется противоречивым в самом себе, составленным из исключающих  друг друга понятий. Разве может  быть мертвая душа, мертвый человек, то есть то, что по природе своей  одушевлено и духовно? Не может жить, не должно существовать. Но существует.

Информация о работе Мертвые души