Мертвые души

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно неизобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался ему замысел каждого произведения. Ему всегда нужен был внешний толчок, чтобы окрылить свою фантазию. Современники рассказывают, с каким жадным интересом слушал Гоголь различные бытовые истории, анекдоты, подхваченные на улице, были и небылицы. Слушал профессионально, по-писательски, запоминая каждую характерную деталь. Проходили годы, и иная из этих случайно услышанных историй оживала в его произведениях. Для Гоголя, вспоминал впоследствии П.В. Анненков, «ничего не пропадало даром».

Содержание работы

История создания поэмы «Мёртвые души»……………………………2
Замысел автора…………………………………………………………...5
Что такое «мёртвые души»?...................................................................6
Кто является «мёртвыми душами» в поэме?.........................................7
Кто такие «живые души» в поэме?.........................................................9
Заключение……………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

Мертвые души.docx

— 32.38 Кб (Скачать файл)

От жизни  остается некая форма, от человека –  оболочка, которая, однако, исправно отправляет жизненные функции. И тут нам  открывается еще одно значение гоголевского образа «мертвые души»: ревизские мертвые  души, то есть условное обозначение  умерших крестьян. Ревизские мертвые

души  – конкретные, оживающие лица крестьян, с которыми обходятся так, как  будто это не люди. А мертвые  духом – все эти Маниловы, Ноздревы, помещики и чиновники, мертвая форма, обездушенный строй человеческих взаимоотношений…

Все это  грани одного гоголевского понятия  – «мертвые души», художественно  реализованного в его поэме. И  грани не изолированные, но составляющие единый, бесконечно глубокий образ.

Следуя  за своим героем, Чичиковым, переезжая  из одного места в другое, писатель не оставляет надежды найти таких  людей, которые бы несли в себе начало новой жизни и возрождения. Цели, которые ставит перед собой  Гоголь и его герой, в этом отношении  прямо противоположны. Чичикова интересуют мертвые души в прямом и переносном смысле этого слова – ревизские  мертвые души и люди, мертвые духом. А Гоголь ищет живую душу, в которой  горит искра человечности и справедливости.

 

Кто такие «живые души» в поэме?

 

«Мёртвым  душам» поэмы противопоставлены  «живые» – народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С  глубоким чувством патриота и верой  в великое будущее своего народа пишет о нём Гоголь. Он видел  бесправие крестьянства, его приниженное  положение и то отупение и одичание, которые явились результатом  крепостного права. Таковы дядя Митяй  и дядя Миняй, крепостная девочка  Пелагея, не отличавшая, где право, а  где лево, плюшкинские Прошка и  Мавра, забитые до крайности. Но и  в этой социальной подавленности  Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью  говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и  жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился  бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи  необыкновенной прочности и красоты. Печник

Милушкин  мог поставить печь в любом  доме. Талантливый сапожник Максим Телятников – «что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнёта неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами". Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему. За корою бездуховности, черствости, мертвечины бьются живые силы народной жизни – и то там, то здесь пробиваются на поверхность в живом русском слове, в веселье бурлаков, в движении Руси-тройки – залоге будущего возрождения родины.

Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.

 

 

Заключение

    Каждая последующая эпоха по-новому открывает классические творения и такие грани в них, которые в той или иной мере созвучны ее собственным проблемам. Современники писали о «Мертвых душах», что они «разбудили Русь» и «пробудили в нас сознание о нас самих». И ныне еще не перевелись в мире Маниловы и Плюшкины, Ноздревы и Чичиковы. Они, конечно, стали другими, чем были в те времена, но сущности своей не утратили. Каждое новое поколение открывало в гоголевских образах новые обобщения, толкавшие на раздумья о самых существенных явлениях жизни.

Такова  судьба великих произведений искусства, они переживают своих творцов  и свою эпоху, преодолевают национальные границы и становятся вечными  спутниками человечества.

«Мертвые  души» - одно из самых читаемых и  почитаемых произведений русской классики. Сколько бы времени не отделяло нас  от этого произведения, мы никогда не перестанем изумляться его глубине, совершенству и, наверное, не будем считать наше представление о нем исчерпанным. Читая «Мертвые души», впитываешь в себя благородные нравственные идеи, которые несет в себе каждое гениальное творение искусства, и незаметно для себя сам становишься и чище и прекраснее.

Во времена  Гоголя в литературной критике и  искусствознании часто употреблялось  слово «изобретение». Сейчас это  слово мы относим к продуктам  технической, инженерной мысли, но прежде оно подразумевало и художественные, литературные произведения. И означало это слово единство смысла, формы  и содержания. Ведь чтобы высказать  что-то новое, нужно изобрести – создать еще никогда не существовавшее художественное целое. Вспомним слова А.С. Пушкина: «Есть высшая смелость – смелость изобретения». Познание тайн «изобретения» – это такое путешествие, которое не сопряжено с обычными трудностями: для него не нужно ни с кем встречаться, не нужно вообще трогаться с места. Можно отправиться вслед за литературным героем, и проделать в воображении тот путь, которым он прошел. Нужно лишь время, да книга, да желание подумать над ней. Но это и самое трудное путешествие: никогда нельзя сказать, что цель достигнута, потому что за каждым понятым и осмысленным художественным образом, разгаданной тайной, встает новая – еще более трудная и увлекательная. Оттого и художественное произведение неисчерпаемо и путешествие к его смыслу бесконечно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

гоголь мертвый душа чичиков

  1. Манн Ю. «Смелость изобретения» – 2-е изд., дополн.- М.: Дет. лит., 1989. 142 с.
  2. Машинский С. «Мертвые души» Гоголя» – 2-е изд., дополн.- М.:Худож. Лит., 1980. 117 с.
  3. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы.- Полн. Собр. соч., т.3. М.,1947, с. 5-22.
  4. www.litra.ru.composition
  5. www.moskva.com
  6. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души» – Полн. собр. соч., т. VI. М., 1955, с. 209-222.
  7. Белинский В.Г. «Несколько слов о поэме Гоголя…» – Там же, с. 253-260.
  8. Сб. «Гоголь в воспоминаниях современников», С. Машинский. М., 1952.
  9. Сб. «Н.В. Гоголь в русской критике», А. Котова и М. Полякова, М., 1953.

 


Информация о работе Мертвые души