Методика изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах на примере драмы А.Н.Островского «Гроза»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление методики изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить специфику драмы как рода литературы;
-познакомиться с методикой преподавания драматического произведения в школе;
- выяснить особенности изучения пьесы А.Н.Островского «Гроза»

Содержание работы

Введение
Глава 1. Изучение драматических произведений
1.1. Специфика драмы
1.2. Чтение и вступительные занятия
1.3. Анализ драмы
1.4. Завершающие уроки
Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Гроза»
2.2. Конспект урока по изучению драмы А.Н.Островского «Гроза».
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по литературе.docx

— 69.14 Кб (Скачать файл)

Если авторские ремарки, как это зачастую бывает, не дают учащимся достаточной опоры для работы воссоздающего воображения, придется дать ряд дополнительных материалов: эскизы декораций (например, к «Грозе» Б. Кустодиева), авторские пояснения (скажем, в письмах Чехова к Станиславскому о декорациях II акта «Вишневого сада»).

Учитывая, что у школьников, как правило, отсутствуют зрительные представления о герое драматургического произведения, а процесс понимания образа героя связан со зрительным представлением о нем, надо в процессе анализа произведения по ходу развития действия выяснить, что сообщает автор о внешнем облике героя, что говорят о внешности персонажа другие действующие лица пьесы, что говорит о своей внешности сам герой, какие детали во внешнем облике героя указывают его происхождение и условия жизни, как те или другие черты личности выражаются в его внешности.

Нельзя рассчитывать, что у учащихся сложится полное представление о пьесе и ее героях в результате проведенного в классе текстуального анализа. Необходима последующая работа — синтез материалов, накопленных в процессе целостного анализа, например, обобщение наблюдений над образами героев.

Эта работа в каждом конкретном случае носит специфический характер, но можно указать и ряд общих вопросов, которые выясняются в обобщающей беседе о персонаже: Какова роль данного героя в общем потоке событий драмы? Каким внешне представляется этот герой? В каких сценах он наиболее выразительно и полно себя раскрывает? Известна ли нам его предыстория и как мы о ней узнаем? Какие мысли, взгляды, черты характера обнаруживает герой в диалогах и с кем ведет эти диалоги? Как характеризует героя его отношение к другим действующим лицам? Каков идейный смысл образа.

Необходимо определить подлинный конфликт, лежащий в основе драматургического произведения, чтобы у учащихся не создались ошибочные представления о нем.

Выявляя основной конфликт пьесы, учитель показывает ученикам, что в существе этого конфликта выражается мировоззрение автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Завершающие  уроки

Заключать изучение драматургических произведений необходимо посещением театра, просмотром фильма или школьного спектакля.

Обсуждение спектакля потребует привлечения сценической истории изучаемого произведения и некоторых сведений из истории русского театра.

Но в виду того, что посетить театр и просмотреть спектакль зачастую невозможно. То на завершающих уроках можно познакомить учащихся с важнейшими фактами из истории русского театра. Об этом писали в своих работах методисты. Сообщать эти сведения лучше всего в лекциях, заключающих изучение драматургических произведений.

Беседа о спектакле переходит в рассказ учителя о сценической судьбе пьесы. Следует отметить, как разнятся театральные трактовки одной и той же пьесы в разное время, как зависят они от задач интерпретаторов.

Хорошо познакомить учащихся с постановкой произведений русской драматургии на сцене, с историей жизни этого произведения в театре, с влиянием, которое творчество русского драматурга оказывало на формирование и становление драматургии.

Подводя беседу о просмотренном спектакле, учитель предложит ученикам примерно такие вопросы: Насколько внешность исполнителей ролей соответствует вашему зрительному представлению о героях? В каких сценах наиболее полно и ярко раскрывают актеры главные черты героев? Какими средствами внешней выразительности актеры обращают наше внимание на эти черты? Какую роль сыграли музыка, декорации и свет в раскрытии замысла произведения? С чем в спектакле мы не можем согласиться? и др.

Таким образом, методы и приемы работы, применяемые при изучении драматургических произведений, не разнятся от методов и приемов, применяемых при анализе эпических и лирических произведений, но соотношение их несколько иное. В связи с этим необходимо рассмотреть на конкретных примерах, как варьируются методы и приемы работы, используемые при изучении драматургических произведений, в зависимости от особенностей восприятия их, целей и задач изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Гроза»

При изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» необходимо поставить следующие нравственные проблемы: нравственные качества самодуров как признак их приближающейся гибели; безволие, уступчивость самодурам—условия для их процветания; разоблачение семейного гнета; борьба за человеческое достоинство; гибель Катерины как ее нравственная победа над «темным царством».

Творчество А. Н. Островского приходится на 40—70-е годы XIX в., когда реакция сменилась демократическим движением 60-х годов, а затем снова пришло время политических репрессии и засилья реакционных идей.                      

Герои его пьес — купцы, чиновники, актеры, исторические деятели, сказочные герои. Это ханжи, самодуры, невежды и люди с большим талантом, богатой поэтической душой, щедрым сердцем.

Как ни парадоксально, но многие, хотя и называют Островского создателем русского национального театра, не знают ни одной его пьесы, кроме «Грозы»

Но и пьеса «Гроза», особенно образ Катерины, вызывает много противоречивых суждений. Причина этого кроется в неисторическом подходе к их анализу. Следовательно, нужно больше внимания уделить тем условиям, в которых приходилось жить героям Островского и которые так выразительно названы Добролюбовым «темным царством».

Основное внимание рекомендуется обратить на характеристику «темного царства» с точки зрения его материальных и нравственных основ. По словам Н. А. Добролюбова, развращающее влияние «темного царства» настолько сильно, что даже самые неспособные заражаются духом самодурства.

В этой обстановке главная героиня драмы «Гроза» сразу выделяется своей искренностью и эмоциональностью, несмотря на ее необразованность и религиозность. Добролюбов посвящает Катерине достаточно страниц своей статьи «Луч света в «темном царстве».

Наиболее полно исследована пьеса «Гроза» А. И. Ревякиным (А. И. Ревякин. «Гроза» А. Н. Островского. М., Учпедгиз, 1962). В книге затронуты вопросы создания пьесы, поисков средств выразительности, дан анализ действующих лиц, прослежена история постановок. Учитель может рассказать школьникам о том, что Академия наук присудила А. Н. Островскому за «Грозу» большую Уваровскую премию, а композитор В. Н. Кашперов создал оперу на либретто Островского. Все это должно способствовать появлению интереса к творчеству и личности драматурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Конспект урока по изучению драмы А.Н.Островского «Гроза».

Тема урока:

Нравственный облик Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза»

Цель урока: создать целостное представление о нравственном облике героини драмы «Гроза» - Катерины.

Задачи урока:

  • выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
  • учить проводить исследовательскую работу по тексту.
  • учить высказывать свое мнение.

 

 Метод: эвристическая беседа в сочетании с другими дидактическими приёмами.

Оборудование: запись на доске: «Кто, по-вашему, Катерина - беззащитная жертва «темного царства» или человек, сопротивляющийся ему»?

Возможны другие варианты задания. Например: Какие качества характера Катерины проявляются в ее трагическом конфликте с «темным царством»? Или: Что такое самоубийство Катерины - протест? Невозможность жить под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной души, не снесшей тяжести греха?                                                           

 Ход урока

I. Организационный момент.

Организация учащихся к работе, отметить отсутствующих.

II. Проверка домашнего  задания.

III. Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение драмы «Гроза» А.Н.Островского и начнем с беседы по данной драме.

- Что такое жертва? (униженный, "погубленный человек").

- Какие качества мы, прежде всего, связываем с понятием "человек, сопротивляющийся унижению"? (Независимость, воля, чувство человеческого достоинства. Доброта, уважение других людей).

- Катерина в семье Кабанихи - жертва или человек сопротивляющийся? (Скорее жертва).

- Разберемся. Мог кто-либо защитить Катерину в семье? (Мог Тихон. Но безвольного, забитого Тихона Кабаниха не пустила даже вытащить труп Катерины из реки. Где уж ему было защищать ее от коварства свекрови?)

- А Варвара? ( Она хотела помочь, но защитить не могла, так как в семье тоже голоса не имела. Утешить могла, но по-своему. И, спасаясь бегством от матери, думала только о себе).

- Может быть, в городе  кто-либо мог защитить Катерину? ( Борис. Но он соглашался со своим рабским, зависимым положением и лишь жаловался на самодурство Дикого, а не протестовал. Помочь Катерине он не мог).

- Кудряш? (Кудряш, окажись на месте Бориса, мог бы защитить Катерину, так как не подчинялся Дикому).

- Нет, и Кудряш вряд  ли осмелился бы: Катерина была  замужней женщиной и уехать с ней куда-либо - значит идти на скандал. И полиция могла насильно вернуть ее мужу.

- Да, для этого надо  было любить Катерину так, как  она любила Бориса: самоотверженно. Не забывайте о Кулигине.

- Кулигин - образованный человек, не мракобес, гуманный, добрый. Но он не может и себя защитить в этом "темном царстве" от таких, как Дикой, поэтому нельзя ждать, что он поможет Катерине.

Какой же вывод?

- Катерина - жертва в доме  Кабанихи. Но беззащитная ли жертва?

- И все-таки не беззащитная: она пыталась до самой гибели  защищать свое человеческое достоинство. Например: в 5 явл. (I д.) она возражает Кабанихе: "Напраслину терпеть кому же приятно!" Ей стыдно за мужа и за себя, когда их, взрослых людей, унижает свекровь при прощании (4 явл., II д.). И когда Катерина уже не смогла дальше терпеть издевательств Кабанихи, то нашла выход в собственной смерти. И, тем самым, защитила свое человеческое достоинство. А человек с достоинством - уже не жертва.

- Нет, Катерина и человек  с достоинством, и жертва.

- Что такое конфликт? (Это столкновение, борьба людей).

- Какой конфликт мы называем трагическим? ( Тот, который заканчивается гибелью главного героя).

 - Всегда ли любой конфликт бывает трагическим? (Не всегда. Например, в   «Горе от ума" или в «Ревизоре» он не трагический).

- О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"? (О трагическом конфликте.)

- В чем же он заключается: конфликт  между семьей Кабанихи и Катериной?

или между Кабанихой и Катериной?  

Есть разница между вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.

- Конфликт идет между  Кабанихой и Катериной: между  честностью, правдивостью Катерины  и злобностью Кабанихи, которая  всех натравливает на невестку.

- Конфликт растет между  семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой  семье не было той "светлой  воли", той любви друг к другу  и доброты, что в семье Катерины.

Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?

- Мог, в том случае, если  бы Катерина подчинилась свекрови  и мужу.

А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?

- Не может терпеть старозаветные  семейные порядки, тиранство свекрови.

- Она свободолюбивая, решительная ("горячая"), с детства воспитывалась такой.

- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."

- Ее духовного мира  не понимают в семье, она там  чужая...

- Катерина была искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство. За правду женщину стали терзать попреками и угрозами.

- Катерина сравнивала  свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.

Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татьяна сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?

- У Катерины был порыв  отчаяния, порыв к счастью, которого  никогда в доме Кабанихи не  было. Разве можно ее за это  осудить?

- Она сама себя за  это жестоко осудила, каялась.

- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клятвы верности мужу, а за любовь не каялась.

Значит, можно говорить о решительности, свободолюбии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема религиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).

- Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).

- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.

- Нет, он уже по-своему  протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие  понимают?

- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осуждают ее, даже кланяются ей.

Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?

- Мы уже говорили, что  также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.

В чем же они виноваты, если обобщить?

- В том, что были покорны  и не сопротивлялись Кабанихе.

А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?

- Думаю, чтобы сказать, что  не только Кабаниха, не только ее семья были "темным царством", но и Дикой и другие, такие как он.

Наконец-то появилось это понятие - "темное царство". Кто дает ему самую точную характеристику? ( Кулигин).

IV. Чтение по ролям

Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл., I д.). Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь, у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).

Информация о работе Методика изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах на примере драмы А.Н.Островского «Гроза»