Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:00, курсовая работа
Цель работы: выявление методики изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить специфику драмы как рода литературы;
-познакомиться с методикой преподавания драматического произведения в школе;
- выяснить особенности изучения пьесы А.Н.Островского «Гроза»
Введение
Глава 1. Изучение драматических произведений
1.1. Специфика драмы
1.2. Чтение и вступительные занятия
1.3. Анализ драмы
1.4. Завершающие уроки
Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Гроза»
2.2. Конспект урока по изучению драмы А.Н.Островского «Гроза».
Заключение
Список использованной литературы
Если авторские ремарки, как это зачастую бывает, не дают учащимся достаточной опоры для работы воссоздающего воображения, придется дать ряд дополнительных материалов: эскизы декораций (например, к «Грозе» Б. Кустодиева), авторские пояснения (скажем, в письмах Чехова к Станиславскому о декорациях II акта «Вишневого сада»).
Учитывая, что у школьников, как правило, отсутствуют зрительные представления о герое драматургического произведения, а процесс понимания образа героя связан со зрительным представлением о нем, надо в процессе анализа произведения по ходу развития действия выяснить, что сообщает автор о внешнем облике героя, что говорят о внешности персонажа другие действующие лица пьесы, что говорит о своей внешности сам герой, какие детали во внешнем облике героя указывают его происхождение и условия жизни, как те или другие черты личности выражаются в его внешности.
Нельзя рассчитывать, что у учащихся сложится полное представление о пьесе и ее героях в результате проведенного в классе текстуального анализа. Необходима последующая работа — синтез материалов, накопленных в процессе целостного анализа, например, обобщение наблюдений над образами героев.
Эта работа в каждом конкретном случае носит специфический характер, но можно указать и ряд общих вопросов, которые выясняются в обобщающей беседе о персонаже: Какова роль данного героя в общем потоке событий драмы? Каким внешне представляется этот герой? В каких сценах он наиболее выразительно и полно себя раскрывает? Известна ли нам его предыстория и как мы о ней узнаем? Какие мысли, взгляды, черты характера обнаруживает герой в диалогах и с кем ведет эти диалоги? Как характеризует героя его отношение к другим действующим лицам? Каков идейный смысл образа.
Необходимо определить подлинный конфликт, лежащий в основе драматургического произведения, чтобы у учащихся не создались ошибочные представления о нем.
Выявляя основной конфликт пьесы, учитель показывает ученикам, что в существе этого конфликта выражается мировоззрение автора.
1.4. Завершающие уроки
Заключать изучение драматургических произведений необходимо посещением театра, просмотром фильма или школьного спектакля.
Обсуждение спектакля потребует привлечения сценической истории изучаемого произведения и некоторых сведений из истории русского театра.
Но в виду того, что посетить театр и просмотреть спектакль зачастую невозможно. То на завершающих уроках можно познакомить учащихся с важнейшими фактами из истории русского театра. Об этом писали в своих работах методисты. Сообщать эти сведения лучше всего в лекциях, заключающих изучение драматургических произведений.
Беседа о спектакле переходит в рассказ учителя о сценической судьбе пьесы. Следует отметить, как разнятся театральные трактовки одной и той же пьесы в разное время, как зависят они от задач интерпретаторов.
Хорошо познакомить учащихся с постановкой произведений русской драматургии на сцене, с историей жизни этого произведения в театре, с влиянием, которое творчество русского драматурга оказывало на формирование и становление драматургии.
Подводя беседу о просмотренном спектакле, учитель предложит ученикам примерно такие вопросы: Насколько внешность исполнителей ролей соответствует вашему зрительному представлению о героях? В каких сценах наиболее полно и ярко раскрывают актеры главные черты героев? Какими средствами внешней выразительности актеры обращают наше внимание на эти черты? Какую роль сыграли музыка, декорации и свет в раскрытии замысла произведения? С чем в спектакле мы не можем согласиться? и др.
Таким образом, методы и приемы работы, применяемые при изучении драматургических произведений, не разнятся от методов и приемов, применяемых при анализе эпических и лирических произведений, но соотношение их несколько иное. В связи с этим необходимо рассмотреть на конкретных примерах, как варьируются методы и приемы работы, используемые при изучении драматургических произведений, в зависимости от особенностей восприятия их, целей и задач изучения.
Глава 2.Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Гроза»
При изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» необходимо поставить следующие нравственные проблемы: нравственные качества самодуров как признак их приближающейся гибели; безволие, уступчивость самодурам—условия для их процветания; разоблачение семейного гнета; борьба за человеческое достоинство; гибель Катерины как ее нравственная победа над «темным царством».
Творчество А. Н. Островского приходится на 40—70-е годы XIX в., когда реакция сменилась демократическим движением 60-х годов, а затем снова пришло время политических репрессии и засилья реакционных идей.
Герои его пьес — купцы, чиновники, актеры, исторические деятели, сказочные герои. Это ханжи, самодуры, невежды и люди с большим талантом, богатой поэтической душой, щедрым сердцем.
Как ни парадоксально, но многие, хотя и называют Островского создателем русского национального театра, не знают ни одной его пьесы, кроме «Грозы»
Но и пьеса «Гроза», особенно образ Катерины, вызывает много противоречивых суждений. Причина этого кроется в неисторическом подходе к их анализу. Следовательно, нужно больше внимания уделить тем условиям, в которых приходилось жить героям Островского и которые так выразительно названы Добролюбовым «темным царством».
Основное внимание рекомендуется обратить на характеристику «темного царства» с точки зрения его материальных и нравственных основ. По словам Н. А. Добролюбова, развращающее влияние «темного царства» настолько сильно, что даже самые неспособные заражаются духом самодурства.
В этой обстановке главная героиня драмы «Гроза» сразу выделяется своей искренностью и эмоциональностью, несмотря на ее необразованность и религиозность. Добролюбов посвящает Катерине достаточно страниц своей статьи «Луч света в «темном царстве».
Наиболее полно исследована пьеса «Гроза» А. И. Ревякиным (А. И. Ревякин. «Гроза» А. Н. Островского. М., Учпедгиз, 1962). В книге затронуты вопросы создания пьесы, поисков средств выразительности, дан анализ действующих лиц, прослежена история постановок. Учитель может рассказать школьникам о том, что Академия наук присудила А. Н. Островскому за «Грозу» большую Уваровскую премию, а композитор В. Н. Кашперов создал оперу на либретто Островского. Все это должно способствовать появлению интереса к творчеству и личности драматурга
2.2 Конспект урока по изучению драмы А.Н.Островского «Гроза».
Тема урока:
Нравственный облик Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза»
Цель урока: создать целостное представление о нравственном облике героини драмы «Гроза» - Катерины.
Задачи урока:
Метод: эвристическая беседа в сочетании с другими дидактическими приёмами.
Оборудование: запись на доске: «Кто, по-вашему, Катерина - беззащитная жертва «темного царства» или человек, сопротивляющийся ему»?
Возможны другие варианты задания.
Например: Какие качества характера Катерины
проявляются в ее трагическом конфликте
с «темным царством»? Или: Что такое самоубийство
Катерины - протест? Невозможность жить
под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной
души, не снесшей тяжести греха?
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация учащихся к работе, отметить отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа по теме урока.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение драмы «Гроза» А.Н.Островского и начнем с беседы по данной драме.
- Что такое жертва? (униженный, "погубленный человек").
- Какие качества мы, прежде всего, связываем с понятием "человек, сопротивляющийся унижению"? (Независимость, воля, чувство человеческого достоинства. Доброта, уважение других людей).
- Катерина в семье Кабанихи - жертва или человек сопротивляющийся? (Скорее жертва).
- Разберемся. Мог кто-либо защитить Катерину в семье? (Мог Тихон. Но безвольного, забитого Тихона Кабаниха не пустила даже вытащить труп Катерины из реки. Где уж ему было защищать ее от коварства свекрови?)
- А Варвара? ( Она хотела помочь, но защитить не могла, так как в семье тоже голоса не имела. Утешить могла, но по-своему. И, спасаясь бегством от матери, думала только о себе).
- Может быть, в городе
кто-либо мог защитить
- Кудряш? (Кудряш, окажись на месте Бориса, мог бы защитить Катерину, так как не подчинялся Дикому).
- Нет, и Кудряш вряд ли осмелился бы: Катерина была замужней женщиной и уехать с ней куда-либо - значит идти на скандал. И полиция могла насильно вернуть ее мужу.
- Да, для этого надо было любить Катерину так, как она любила Бориса: самоотверженно. Не забывайте о Кулигине.
- Кулигин - образованный человек, не мракобес, гуманный, добрый. Но он не может и себя защитить в этом "темном царстве" от таких, как Дикой, поэтому нельзя ждать, что он поможет Катерине.
Какой же вывод?
- Катерина - жертва в доме Кабанихи. Но беззащитная ли жертва?
- И все-таки не беззащитная:
она пыталась до самой гибели
защищать свое человеческое
- Нет, Катерина и человек с достоинством, и жертва.
- Что такое конфликт? (Это столкновение, борьба людей).
- Какой конфликт мы называем трагическим? ( Тот, который заканчивается гибелью главного героя).
- Всегда ли любой конфликт бывает трагическим? (Не всегда. Например, в «Горе от ума" или в «Ревизоре» он не трагический).
- О каком конфликте идет речь в драме "Гроза"? (О трагическом конфликте.)
- В чем же он заключается: конфликт между семьей Кабанихи и Катериной?
или между Кабанихой и Катериной?
Есть разница между вопросами? Попытаемся разобраться, выяснить.
- Конфликт идет между Кабанихой и Катериной: между честностью, правдивостью Катерины и злобностью Кабанихи, которая всех натравливает на невестку.
- Конфликт растет между семьей Кабанихи и Катериной, потому что вообще в этой семье не было той "светлой воли", той любви друг к другу и доброты, что в семье Катерины.
Верно. Мог ли мирно разрешиться этот конфликт?
- Мог, в том случае, если
бы Катерина подчинилась
А почему Катерина доводит разрешение конфликта до трагедии?
- Не может терпеть
- Она свободолюбивая,
- Еще поэтичной была, мечтала: "Отчего люди не летают так, как птицы? Мне иногда кажется, что я птица..."
- Ее духовного мира не понимают в семье, она там чужая...
- Катерина была искренней, не могла обманывать, а тут царили скрытность и притворство. За правду женщину стали терзать попреками и угрозами.
- Катерина сравнивала свекровь со своей матерью и не могла ужиться с Кабанихой, та добра не понимала.
Как вы знаете, героиня романа "Евгений Онегин" Татьяна сохранила верность нелюбимому мужу, а Катерина - нет. Как к этому вы относитесь?
- У Катерины был порыв отчаяния, порыв к счастью, которого никогда в доме Кабанихи не было. Разве можно ее за это осудить?
- Она сама себя за это жестоко осудила, каялась.
- Ну, каялась, боясь греха, наказания за нарушения клятвы верности мужу, а за любовь не каялась.
Значит, можно говорить о решительности, свободолюбии, силе характера Катерины в этом конфликте. (Проблема религиозности Катерины не всегда заинтересовывает учеников адыгейской школы).
- Поняли ли люди, что самоубийство Катерины - это протест, как писал Добролюбов? Посмотрим, как на него реагируют действующие лица (Прочтем последнее явление).
- Кабанов понимает уже, но он слаб, подчиняется матери.
- Нет, он уже по-своему протестует: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он. А другие понимают?
- Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". Он винит, хотя и не прямо, Кабаниху, а другие обыватели не осуждают ее, даже кланяются ей.
Да, в этом смысле можно говорить о протесте. Итак, в гибели Катерины виновата Кабаниха. Но только ли она?
- Мы уже говорили, что также виноваты и Борис, и Тихон, и Варвара.
В чем же они виноваты, если обобщить?
- В том, что были покорны и не сопротивлялись Кабанихе.
А у Дикого не было невестки, его семейная жизнь почти не показана. Тогда в пьесе зачем его образ?
- Думаю, чтобы сказать, что не только Кабаниха, не только ее семья были "темным царством", но и Дикой и другие, такие как он.
Наконец-то появилось это понятие - "темное царство". Кто дает ему самую точную характеристику? ( Кулигин).
IV. Чтение по ролям
Прочтем: "Жестокие нравы, сударь..." (3 явл., I д.). Найдем продолжение этой характеристики: "Вот какой, сударь, у нас городишко!.." (3 явл., Ш д.).