Методика изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах на примере драмы А.Н.Островского «Гроза»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление методики изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить специфику драмы как рода литературы;
-познакомиться с методикой преподавания драматического произведения в школе;
- выяснить особенности изучения пьесы А.Н.Островского «Гроза»

Содержание работы

Введение
Глава 1. Изучение драматических произведений
1.1. Специфика драмы
1.2. Чтение и вступительные занятия
1.3. Анализ драмы
1.4. Завершающие уроки
Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Гроза»
2.2. Конспект урока по изучению драмы А.Н.Островского «Гроза».
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа по литературе.docx

— 69.14 Кб (Скачать файл)

А Феклуша имеет отношение к "темному царству"? А сумасшедшая барыня? Какое? ( Обе пугают людей, держат в страхе перед "темным царством").

На чем же держится "темное царство"? ( На власти богатых, на забитости и рабстве бедных, на невежестве, на предрассудках и тех, и других.)

Можно сказать, на таком общественном устройстве, в основе которого - «самодурство одних и бесправие других».

V. Сообщение учащихся

Послушайте два авторитетных мнения: Н. Добролюбова  и Д. Писарева.

Известный русский критик Н. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" писал: "В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина".

Другой известный русский критик Д. Писарев, напротив, так оценил  самоубийство  Катерины:  "Она  разрушает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой".

Кто же из них прав? Является ли самоубийство Катерины протестом против "темного царства" или минутной слабостью отчаявшегося человека?

После решения этой задачи ученики отвечают на последний вопрос учителя:

Считаете ли вы этот конфликт злободневным, а произведение А.Н. Островского - современным?

Да, потому что столкновение человеческого достоинства, независимости человека с унижением его со стороны сильных,  богатых  сейчас  является  очень  злободневным. А.Островский продолжил лучшие гуманистические традиции русской классики, всегда боровшейся за человека.

VI. Итог урока.

- Что нового вы узнали из нашего сегодняшнего урока?

- Так в чем же заключался  конфликт в драме? Какой это конфликт?

- Как можно было его  разрешить в данной ситуации?

VII. Задание на дом. Прочитать III действие и ответить на вопросы учебника.

Заключение.

Воспитание хорошего читателя связано именно с развитием способности понимания своеобразия читаемого   произведения,   творческой   индивидуальности писателя. И чем шире и разнообразнее круг сознательного чтения, при котором читатель воспринимает и оценивает различные идейно-эстетические и стилистические особенности авторов, тем глубже будет его литературное развитие, понимание общих законов художественного творчества.

Усвоение каждого художественно ценного литературного произведения оказывает влияние на развитие читателя. Каждая ступень в обучении связана с расширением и углублением развития учащихся.

В чем же заключается литературное развитие учащихся, их рост и совершенствование в процессе изучения литературных произведений?

Литературное развитие нередко понимается как степень знакомства с художественной литературой, разносторонность литературной образованности.   Широко начитанного человека называют в этом смысле литературно развитым. Однако едва ли целесообразно в этом смысле пользоваться термином «литературное развитие», так как это совпадает с понятиями «круг знаний», «степень знания литературы».

В процессе  изучения литературы осуществляется, конечно, развитие не только собственно литературное, но и нравственное, и общеэстетическое, тесно, органически связанные одно с другим. Это развитие дают чаще всего уроки литературы, где дети приобщаются к миру искусства. А именно драматические произведения тесно связывают и литературу и театр.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972.
  2. Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: Просвещение, 1968.
  4. Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974.
  5. Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.
  6. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  7. Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов  по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 .
  8. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1971.
  9. Попов А. Спектакль и режиссер. – М.: Просвещение, 1961.
  10. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.О..Ю Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

 

 

 


Информация о работе Методика изучения драматических произведений на уроках литературы в старших классах на примере драмы А.Н.Островского «Гроза»