Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:37, курсовая работа
Актуальность исследования бесспорна. В настоящее время в области логопедии и коррекционного образования в целом наблюдаются такие явления, как проблемы чистоты самого русского языка (большое количество сленговых образований), проблемы влияния телевидения и т.п., и, конечно же, проблемы социально-демографического характера. А таких условиях коррекционная работа должна проводиться наиболее интенсивно. Требования, предъявляемые детям в дошкольных учреждениях, возросли. Соответственно, возросла и ответственность логопедической работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации обучения орфографии в школе для детей с тяжелым нарушением речи 6
Глава 2. Практика обучения орфографии детей с тяжелыми нарушениями речи 10
Заключение 17
Библиография 19
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы организации обучения орфографии в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2. Практическая часть обучения орфографии детей с тяжелыми нарушениями речи
Введение
Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.
Актуальность работы. Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Указывается также, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании. Многие авторы отмечают, что языковую способность следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной ситуации, а также умение анализировать и обобщать значение отдельных слов, связывать их между собой. Развитие речи - это развитие способа общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова, определенные модели предложений.
Именно правильная организация логопедической работы в школе для детей с тяжелым нарушением речи помогает ребенку освоить связную речь, усвоить орфографию как одну из главных составляющих развития речевых способностей.
Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время актуальны проблемы речевого развития детей – учащихся специальных школ, к моменту окончания обучения они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.
Цель настоящей работы - проанализировать методику логопедической работы по обучению орфографии в образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для достижения поставленной цели мы решаем следующие задачи:
1) определить важность и необходимость логопедической работы по обучению орфографии в специальных образовательных учреждениях и выявить их специфику;
2) проанализировали основные методические требования и принципы логопедической работы в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи;
Теоретическая
база работы. Для достижения поставленной задачи
мы использовали работы М.А. Поваляевой,
Л.Н. Ефименковой, Г.Г. Мисаренко, А.В. Ястребовой,
Л.С. Волкой и других специалистов.
Актуальность исследования бесспорна.
В настоящее время в области логопедии
и коррекционного образования в целом
наблюдаются такие явления, как проблемы
чистоты самого русского языка (большое
количество сленговых образований), проблемы
влияния телевидения и т.п., и, конечно
же, проблемы социально-демографического
характера. А таких условиях коррекционная
работа должна проводиться наиболее интенсивно.
Требования, предъявляемые детям в дошкольных
учреждениях, возросли. Соответственно,
возросла и ответственность логопедической
работы.
Предметом исследования
в настоящей работе является логопедическая
работа по обучению орфографии в образовательных
учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями
речи. Соответственно, объектом исследования
выступает методика обучения орфографии
в данных учебных заведениях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, где представлены основные теоретические и практические положения по методике логопедической работы в специальных образовательных учреждениях и обучению орфографии детей с тяжелыми нарушениям речи.
Глава 1. Теоретические основы организации обучения орфографии в школе для детей с тяжелым нарушением речи
На каждого ученика
школы для детей с тяжелыми нарушениями речи ежегодно оформляется
речевая карта. В речевую карту заносятся
результаты обследования ребенка на начало
учебного года вне зависимости от того,
в каком классе он учится. В речевую карту
на протяжении учебного года вносятся
краткие записи, над какими дефектами
речевого развития работал учитель с учеником
в течение года, отмечается результативность
работы.
Для учителя, ведущего часы индивидуальной
работы, обязательным является составление
четвертного плана индивидуальной работы
с классом. Основным документом при планировании
содержания обучения орфографии в подготовительных,
1-3-х классах является программа по произношению
(раздел "Индивидуальные занятия"),
- считает М.А. Поваляева.
Принципом комплектования групп является выявление у учащихся в процессе тщательного обследования основного первичного дефекта, который в большей степени тормозит развитие речи, что приводит к грубым орфографическим ошибкам в письме учащихся. Выделение ведущего дефекта у учащихся в значительной мере условно, так как чаще страдают все компоненты речевой системы, но это помогает учителю-логопеду определить индивидуальные проявления речевых нарушений и на этой основе реализовать намеченные коррекционные задачи.
Для обучения орфографии детей с тяжелыми нарушениями речи целесообразно иметь индивидуальный план работы на каждого ученика или группу учащихся со сходными нарушениями, в котором учитель отмечает этапы коррекционной работы того или иного нарушения. Кроме того, учитель, ведущий индивидуальные занятия, составляет ежедневные планы, в которых он предусматривает виды работ, учебный и дидактический материал, который будет использован на занятии.
Домашние задания в
школе для детей с тяжелыми
нарушениями речи не рекомендуются.
А индивидуальные занятия должны
быть по форме проведения близки к естественной
ситуации общения.
Рекомендации по организации, планированию
и содержанию индивидуальных логопедических
занятий дают основные направления, которые
целесообразно реализовать в повседневной
практической деятельности с учетом конкретных
условий работы, специфики школы и особенностей
ее контингента.
Логопедическая работа
над связной речью занимает одно
из ведущих направлений
В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается тот факт, что младший школьный возраст является сензитивным для творческого воображения. Способность к фантазии помогает учащимся с речевой патологией в условиях творческого коррекционного обучения эффективно овладевать способами и средствами речи. Таким образом, у детей с дизорфографией воспитывается потребность излагать свои мысли, чувства и в письменном тексте.
Логопедическая работа над связной речью учащихся начальных классов с дизорфографией включает два направления:
1. Развитие внутреннего программирования: а) формирование внутреннего программирования связных высказываний; б) развитие внутреннего программирования отдельных высказываний, то есть глубинно-семантического структурирования.
2. Формирование языкового оформления речевого высказывания.
Логопедическое воздействие опирается на опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой. При этом учитывается, что переход к самостоятельному пересказу или рассказу возможен лишь после усвоения отношений на уровне отдельных предложений.2
Коррекционная работа над связной речью направлена на развитие сукцессивных, а также симультанных процессов. При развитии программирования отдельных высказываний на первоначальных этапах происходит формирование и совершенствование простой глубинно-семантической структуры высказывания. В дальнейшем данная структура включается в связное высказывание, в контекст. Используется речевое общение ребенка с логопедом и сверстниками в диалогической и монологической формах речи. Такая сукцессивная направленность логопедической работы не исключает развитие у школьников и симультанных процессов.
На основании теории
поэтапного формирования умственных действий
первоначальный этап коррекции включает
большое количество схем, идеограмм,
таблиц, облегчающих усвоение семантической
структуры предложения и текста
При этом, у младших школьников с дизорфографией формируются различные виды связной речи: сообщение, повествование, описание, рассуждение и т.д.
Коррекционная работа включает следующие задания: описание предметов по основным признакам; развернутое описание предметов (с включением различных признаков (микротем); сравнительное описание предметов; решение поисковых задач и нестандартных лингвистических задач; работа с проблемными вопросами; пересказ текста (сжатый и подробный); работа с деформированным текстом, воссоздание текста по плану (развернутому или краткому) и другие.
Все выявленные особенности
устной речи, а также характеристики
когнитивных процессов и
Глава 2. Практика обучения орфографии детей с тяжелыми нарушениями речи
Орфографическая тема «Ь после шипящих» входит в раздел "Части речи", в крупную тему, в одну из основных тем 2(3) класса специальной школы - "Имя существительное". По своей природе орфограмма, соответствующая данной теме, мало связана с основными орфографическими темами, с законами графики: как известно, шипящие [ж], [ш] - всегда твердые, [ч], [щ] - всегда мягкие, следовательно, постановка Ь после них или отсутствие Ь по существу не имеет смысла с точки зрения графики.
Как объяснить детям целесообразность правила? Научный подход состоит в том, чтобы сообщить учащимся смысл различительной функции Ь - то, что он является различителем мужского или женского рода имен существительных (Ь на конце имени существительного после шипящих показывает, что это существительные женского рода; отсутствие Ь показывает, сто существительные мужского рода. И смыслоразличительную функцию: тушь - туш, ложь - лож.
Первая ступень работы над орфограммами - тренировка детей в слышании пишущего слова.
Вторая ступень - сообщение правила;
Третья ступень - словообразовательная работа.
При изучении темы можно
использовать метод решения грамматико-
Решение грамматико-орфографических задач тесно связано с языковым анализом и синтезом. Оно опирается на знание грамматики, словообразования, фонетики, лексики, общее языковое развитие, понимание значений языковых единиц. В системе усложнения решаемых задач заложены возможности постепенного повышения познавательной самостоятельности и активности школьников.
Что такое учебная задача? Это цель познавательной деятельности; она всегда содержит ВОПРОС (определяющий часть задачи), УСЛОВИЯ выполнения, ПОРЯДОК выполнения (план решения) и предполагает результат решения - ОТВЕТ.
Вопрос - условия - порядок решения - ответ: такова структура задачи.
Метод решения грамматико-
Решая орфографическую задачу, учащийся должен совершить следующие действия:
во-первых, увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;
во-вторых, определить
ее вид, проверяемая или нет;
если да, то к какой грамматико-
в-третьих, определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы, от соответствующего правила;
в-четвертых, определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить (обычно - вспомнить) алгоритм решения задачи;
в-пятых, решить задачу, т.е. выполнить последовательность действия по алгоритму, не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступеней, получить результат - вывод о правильном написании.
в-шестых, написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Одним из эффективных видов упражнений для запоминания орфограмм является комментированное письмо.
Устное объяснение орфограмм
непосредственно перед