Миф в детском чтении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 12:54, реферат

Описание работы

Несмотря на более чем вековое существование детской литературы, по вопросу о задачах детского чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти древних классиков. Из русских писателей Белинский говорит, что страсть к чтению в детях не должна радовать нас: она развивает фантазию на счет других способностей духа, а это может сделать из ребенка бесполезного мечтателя. Сказки в особенности не могут быть терпимы, кроме тех, сущность которых в здоровой идее. Писарев считает детскую литературу ложной и ненужной. Большинство педагогов, однако, правильно организованному чтению книг детьми придают высокое значение.

Файлы: 1 файл

миф в детском чтении.docx

— 33.21 Кб (Скачать файл)

«Формы первобытного мышления должны привлекаться для генезиса сказки»,- писал в книге «исторические корни волшебной сказки» известный фольклорист В.Я. Пропп. Он предложил и основал подход к изучению народной сказки как трансформированного и литературного мифа. Основные положения этой методологии следующие:

1. Сказка сохранила следы исчезнувших форм социальной жизни. Изучать сказки, доходя до их основ, можно, сопоставляя их содержание с обрядами, обычаями, мифами.

2.Изучая трансформацию волшебной  сказки, надо отличать основные  формы, связанные с ее зарождением, от производных, вторичных. Причины  трансформации кроются в изменениях  быта, верований, обряда.

3. Особое внимание уделяется  анализу магической обрядности  в сказке, ибо «древней основной  сказки часто является сам колдовской обряд».

Говоря о народной сказке, нельзя не затронуть специфику обширного материала, с которыми дети, безусловно, будут иметь дело: литературно обработанных сказок и собственно литературных, так называемых авторских сказок, имеющих народную первооснову, народный прототип. Сравнение народной сказки с литературной обработкой и с литературной сказкой, созданной по народным мотивам как бы выпадает из контекста исторического анализа, решая не исследовательские вопросы, а , скорее, литературоведческие.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка предостерегает: в лес одним нельзя ходить- Маша и медведь можно попасть в беду. А уж если так случилось- не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Царевна лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. « Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами.

Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии…Часто в сказке старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и  мобилизовать моральные  силы, а еще чаще дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющейся…одной из особенностей целостной личности» (К.Г. Юнг).

 

 

 

 

 

 

                                             Заключение

Литература, как точно заметил современный американский писатель Курт Воннегут, относился к самым элитарным видам искусства. И вы должны,- подчеркивает он,- быть грамоты, глубоко грамотны, чтобы наслаждаться ею. Разумеется, не технику чтения и письма имеет в виду  Воннегут, когда говорит о грамотности, а наличие у человека читательской культуры, необходимой для полноценного восприятия художественного текста.

Чтобы овладеть ею, не  обойтись без специального обучения. Начинать его целесообразнее всего в возрасте наивысшей обучаемости, то есть в детстве.

Чтобы детская достигла благих результатов, необходим контроль за чтением, касающийся самого чтения. Выбора книг и усвоение прочитанного. Необходимо, чтобы дети читали немного, но толково и сознательно, иначе они будут подавленны массой фактов, потеряют способность вдумываться, притупят память и приучатся гоняться за новыми впечатлениями. Выбор книг должен  быть адекватен возрасту, развитию и темпераменту детей.

Важное значение имеет не только чтение, но и выбор литературы. В народных сказках применяют космогонию- т.е. законы Вселенной, которые мальчикам и девочкам нужно усваивать. А  вот демонология (произведения о нечистой силе) может деформировать детское мышление, поскольку люди выдумали эти сюжеты, когда извечная народная мудрость потеряла свою силу. Произведения ХIX- XX столетий не несут такой важной ценности, поскольку в то время люди уже были лишены высокого знания.

Современные аватары и другие персонажи- отклики демонологии. Например, черепашка Ниндзя воплощают давнюю японскую мифологию, которая нам чужда.

Безусловно, невозможно рассматривать сказку как трансформацию мифа в фольклорную фору поверхностно. Для этого учителю нужны достаточные знания фольклора (как материала исследования), истории (ориентирование в  эпохах, социальной среде, порождающей изменения, отражающиеся в фольклоре), религии (фактор влияния господствующих религиозных  воззрений в данном вопросе весьма ощутим: достаточно отметить характерный для  средневековой Руси религиозный феномен доверия, объясняющий устойчивый и яркий симбиоз древнейших и  более молодых пластов народной сказки), мифологии (законов развития мифа, его специфики и пр.), философии.

                                       Список литературы

1.Кабачек О. Чтение без принуждения. Учительская газ. 1997.№44 с.17.

2.Капица Ф.С. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. Москва 2002.

3.Мелетинский Е.М. Миф и сказка .Избранные статьи. Воспоминания.1988.с. 293.

4.Мильгина Е.Г. Русская народная  сказка в круге детского чтения. Тверь, 2001.

5.Пропп В.Я. Исторические корни  сказки.СПб,1996.с.352-353.

6.Рыбаков Б.А. Язычество древней  руси.Наука,1988, с.265.

7.Шохина В. «Святой циник».К восьмидесятилетию Курта Воннегута- «Новая газета» от 11.11.2002.

 


Информация о работе Миф в детском чтении