Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:03, контрольная работа
В неволе пробыл 5 лет. После 4 неудачных попыток к бегству выкуплен миссионерами (1580). По возвращении в Мадрид написал пасторальный роман "Галатея" (1585), патриотическую трагедию "Нумансия" и около 30 других пьес. Скудость литературного заработка вынудила Сервантеса переехать в Севилью и стать агентом по закупке провианта для флота, позже - сборщиком недоимок. Гражданская служба (1587-1603 гг.) была не более удачна, чем армейская - трижды Сервантес попадал в тюрьму.
1. Мигель де Сервантес Сааведра, его творчество.
Мигель де Сервантес Сааведра (Cervantes Saavedra) (крещен 9.10.1547, Алькала-де-Энарес, - 23.4.1616, Мадрид)- испанский писатель. Сын хирурга, бедного идальго. В молодости служил солдатом, отличился в морской битве при Лепанто (7 октября 1571 г.), в которой лишился левой руки. Возвращаясь морем на родину, Сервантес был захвачен пиратами и продан в рабство алжирскому паше. В неволе пробыл 5 лет. После 4 неудачных попыток к бегству выкуплен миссионерами (1580). По возвращении в Мадрид написал пасторальный роман "Галатея" (1585), патриотическую трагедию "Нумансия" и около 30 других пьес. Скудость литературного заработка вынудила Сервантеса переехать в Севилью и стать агентом по закупке провианта для флота, позже - сборщиком недоимок. Гражданская служба (1587-1603 гг.) была не более удачна, чем армейская - трижды Сервантес попадал в тюрьму. Соприкосновение по роду занятий с разными общественными кругами крупнейшего порта мировой империи определило более реалистический и плодотворный поздний период его творчества, который открылся первой частью романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" (1605), начатой ещё в севильской тюрьме в 1602 году. Роман во многом - итог личной жизни Сервантеса, полной героических дерзаний и катастрофических неудач. Всенародный и общеевропейский успех романа соблазнил некоего А. Фернандеса де Авельянеду выпустить "подложное" окончание. Задетый огрублением замысла и главных образов, Сервантес опубликовал вторую часть "Дон Кихота" (1615). Ранее он издал "Назидательные новеллы" (1613), "Новые восемь комедий и интермедий" (1615). На смертном одре закончил любовно-приключенческий роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" (опубликован в 1617 г.). Преследуемый нищетой и унижениями, Сервантес перед смертью вступил в Орден терциариев и был похоронен за счёт братства. Могила Сервантеса затерялась. Через всё творчество Сервантеса проходят контрасты идеальной "поэзии" душевной жизни, "романтики" непреклонных устремлений человека - и убогой "прозы" окружающего мира, иронически или юмористически освещенного. Этим контрастом отмечены два жанра его драм: пьесы о доблестных в борьбе с превратностями судьбы, о любящих, неизменно верных своему чувству ("Алжирские нравы", "Великая султанша" и др.), - и сатирические в плутовском духе интермедии ("Вдовый мошенник", "Бдительный страж", "Судья по бракоразводным делам" и др.), яркий бытовой колорит которых не потускнел до наших дней. Те же контрасты в новеллах: любовно-авантюрные истории в духе новорыцарских поэм эпохи Возрождения ("Великодушный поклонник", "Английская испанка" и др.) - и плутовские новеллы, сатирически изображающие повседневный быт ("Беседа двух собак", "Ринконетс и Кортадильо"). Синтетичны в этом смысле рассказы с идеальными героинями на фоне "низкой" (трактирной, цыганской) среды: "Высокородная судомойка", "Цыганочка", которой Сервантес открыл для европейской литературы романтику "цыганской" темы, оказавшей впоследствии влияние на Гюго, Мериме, Пушкина. Особо стоят новеллы с напряжёнными, до патологического, состояниями души героя, маниакальными персонажами: "Ревнивый эстремадурец", "Лиценциат Видриера", герой которой помешан на том, что он стал "стеклянным" (исп. vidriera); в "хрупкой" и безумной, для окружающих всего лишь забавной, "мудрости" героя этой новеллы уже сказывается грустный юмор автора "Дон Кихота".
2. Сюжет романа.
Сюжет "Дон Кихота", его основная ситуация, строится на двояком контрасте: центральная пара странствующих "безумцев" противостоит "трезвому" и пассивному социальному окружению, а рыцарь-"идеалист" - оруженосцу-"реалисту"; в обоих контрастах у каждой из сторон хватает "мудрости" (здравого смысла) лишь на то, чтобы развенчать иллюзии (безумие) другой стороны: специфически испанский национально-исторический план "донкихотской" ситуации.
Нарядившись в рыцарские доспехи и оседлав старую клячу Россинанта, Дон Кихот вместе со своим верным оруженосцем Санчо Пансой, с которым герой не расстается на протяжении почти всего произведения, выезжает из родной деревни в поисках приключений. Действительность в восприятии Дон Кихота трансформируется под воздействием прочитанных рыцарских романов. В силу этого герой попадает в смешные ситуации и неприятные переделки. Дон Кихот принимает за гигантов ветряные мельницы, вместо стада баранов видит многочисленное войско волшебников, постоялый двор в его глазах прекрасный замок. Внешний облик героя (худой и бледный господин в старых доспехах на тощем Россинанте), который удивительным образом контрастирует с наружностью толстого балагура Санчо, а также странное поведение и невероятные поступки Дон Кихота вызывают смех у окружающих и приносят ему славу сумасшедшего.
Дон Кихот считает, что мир заколдовали злые волшебники, «дабы окутывать мраком и обращать в ничто подвиги праведников и освещать и возвеличивать деяния грешников». Призвание героя — сражаться с этими волшебниками. Дон Кихот видит опасность и врага там, где их на самом деле нет, а выражение «бороться с ветряными мельницами» стало синонимом бессмысленных и нелепых действий. Поступки героя часто приводят к обратному результату. Так, например, рыцарь пытается спасти пастушка Андреса от побоев хозяина, но после того как Дон Кихот уезжает, разозлившийся хозяин избивает мальчика до полусмерти. В безудержном стремлении к справедливости Дон Кихот освобождает каторжников, осужденных на галеры, но, получившие свободу, они побивают камнями своего освободителя. Желая совершить доброе дело, Рыцарь Печального Образа только наносит вред, и в этом смысле Дон Кихота можно назвать отрицательным героем.
Несмотря на свое помешательство на рыцарских романах, Дон Кихот проявляет необычайную осведомленность и рассудительность во всех остальных вопросах. В рассуждениях о литературе, воспитании, правителях, свободе, войне и мире он выступает как мыслитель-гуманист, альтер эго самого автора. Дон Кихот становится мудрым наставником для Санчо Пансы, когда оруженосец занимает пост губернатора на воображаемом острове Баратария.
Образ Дон Кихота меняется на протяжении романа. Во втором томе с героем происходит удивительная метаморфоза: Дон Кихот прозревает и действительность предстает перед ним такой, какая она есть. В то же время окружающие, заражаясь безумием Дон Кихота и потакая его чудачествам, пытаются обмануть Рыцаря Печального Образа. Санчо Панса выдает за Дульсинею Тобосскую и ее свиту простых крестьянок и объясняет своему хозяину, который видит перед собой лишь трех сельских девушек, что волшебники заколдовали Прекрасных Дам. Во время пребывания героя и его оруженосца в герцогском замке хозяева и их челядь создают вокруг Дон Кихота и Санчо театрализованную видимость фантастического мира со всеми атрибутами рыцарских романов. Бакалавр Самсон Карраско, желая вернуть Дон Кихота домой, наряжается в странствующего рыцаря, чтобы победить героя в поединке.
Узнав о существовании пещеры Монтесиноса, одном из тех мест, с которыми связано множество народных преданий и легенд, Дон Кихот желает проникнуть туда. После его явно вымышленного рассказа о необыкновенном путешествии по заколдованному миру, обнаруженному в пещере, создается впечатление, что сам Дон Кихот обманывает окружающих и лишь надевает на себя маску безумия. Эпизод, когда Дон Кихот вполне сознательно подражает одержимости героев рыцарских романов Амадису и Роланду, обрекая себя на любовное послушничество в горах Сьерры Морены, подтверждает это. Более того, Дон Кихот не уверен, существует ли на самом деле Дульсинея Тобосская или же он придумал ее. Хотя все свои подвиги герой посвящает именно ей, кажется, что Дон Кихот делает это потому, что любому странствующему рыцарю положено иметь Даму сердца. В некоторых высказываниях героя («я не знаю, кто я») угадывается осознание им своей роли. Когда в начале второго тома становится известно, что в свет вышла первая часть романа о похождениях Дон Кихота, герой абсолютно не удивлен, так как осознает себя литературным персонажем и считает, что его подвиги заслуживают того, чтобы быть описанными хронистом.
Во втором томе Дон Кихот и Санчо Панса сталкиваются с настоящими удивительными, но вполне правдоподобными приключениями: герои встречаются с разбойником Роке Гинартом, становятся свидетелями появления у берегов Барселоны турецкого корабля, а хитроумно устроенная «говорящая голова» в доме одного кабальеро поражает не только Дон Кихота и Санчо, но и всех остальных гостей.
Похождения Дон Кихота заканчиваются, когда его мечта о необыкновенном приключении становится ощутимой реальностью и бакалавр Самсон Карраско, переодетый в Рыцаря Белой Луны, побеждает героя в поединке. Дон Кихот возвращается в Ламанчу. Перед смертью он отрекается от своих рыцарских деяний и признает, что был безумен. Дон Кихот умирает, оплакиваемый своими друзьями и близкими.
3. Главные герои произведения.
Дон Кихот Ламанчский—главный герой романа Мигеля де Сервантеса Сааведры - «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»; он же — Рыцарь Печального Образа, Рыцарь Львов. На вид ему около 50 лет. Автор описывает его как худощавого, сильного, крепкого человека, который в праздники одевает одежду из тонкого сукна и бархата. На ужин он ел кусок коровьего мяса или баранины, чечевицу в постные дни и жареного голубя по воскресеньям. Все свободное время он проводил за чтением рыцарских романов и вскоре от своего увлечения, которое переросло в страсть он потерял рассудок. И однажды в его голову пришла самая невообразимая мысль: стать странствующим рыцарем. На мир он смотрит не глазами обычного человека, а словно это происходит во времена странствующих рыцарей. Однако простой народ не понимает его мировоззрения и только смеется и шутит над ним. Только сумасшедший может отправиться на войну с этим миром. Он верит в обещания и клятвы и судит человека по его делам. Конфликт произведения заключается в сталкивании между воображаемым миром Дон Кихота и реальным миром, без которого он не может жить.
В восьмой главе первой части, в схватке с мельницами наиболее хорошо проявляется его храбрость до безрассудства,и он не побоялся выйти на бой с группой “Великанов” - мельниц. В 17-ой главе в схватке со львами он готов пожертвовать жизнью ради своих безумств. В 19-ой главе в истории с мертвыми телами проявляется его справедливость. И хотя он окончательно потерял рассудок, во второй части в споре с духовником проявляется его большая мудрость, образованность, человечность и демократизм. Также его мудрость проявляется в сцене, где он дает советы Санчо Пансе по правлению островом. Если в первом томе произведении они противопоставляются друг другу, то во втором, после скитаний по Испании и разговоров они сближаются, и между ними стирается социальная граница – они становятся единым целым.
Его друзья: Бакалавр Карраско, Цирюльник Николас и Священник смотрят на него как на сумасшедшего и соответственно так к нему и относятся, пытаются вернуть домой. Даже во время его смерти они продолжают так же к нему относиться. А Санчо Пансе очень сложно было перенести его смерть. В большинстве случаев Дон Кихота окружают злобные люди или те, кто хочет посмеяться над ним.
Сервантес был убежден в подвиге Дон Кихота во имя справедливости. Когда Дон Кихот спасает герцогиню – это его настоящий подвиг, в котором был уверен Сервантес. В конце, когда Дон Кихот умирает, автор пишет послесловие, в котором заключает большой смысл.
Санчо Панса — центральный персонаж романа «Дон Кихот». Соблазненный обещанием Дон Кихота получить в подарок один из завоеванных островов и стать губернатором, бедный крестьянин Санчо Панса оставляет жену и детей и в качестве оруженосца отправляется с Дон Кихотом на поиски приключений. Вместе со своим хозяином Санчо Панса переживает множество событий и становится свидетелем его подвигов. С одной стороны, Санчо считает Дон Кихота сумасшедшим, с другой — почитает рыцаря как одного из самых благоразумных и образованных людей, простодушно веря его рассказам. Оруженосцу достается не меньше, чем его хозяину: он часто бывает бит, его обкрадывают; окружающие подшучивают над ним, считая таким же чудаком, как и Дон Кихот. На протяжении всего романа Рыцарь Печального Образа и его оруженосец остаются неразлучными, за исключением момента, когда герцог и его супруга претворяют в жизнь давнюю мечту Санчо Пансы — стать губернатором острова. Дон Кихота и Санчо Пансо часто противопоставляют друг другу: дородный и любящий поесть Санчо не только внешне полная противоположность своему долговязому и худому хозяину. В противовес Дон Кихоту он олицетворяет собой здравый смысл и житейскую смекалку. Однако «здравомыслие» Санчо Пансы не мешает ему быть спутником, другом и главным собеседником Дон Кихота, соучастником многих его подвигов. Образ Санчо Пансы генетически связан с народной смеховой культурой (не случайно в одном из эпизодов романа шутники подбрасывают ему на одеяле — как чучело или собаку во время празднования карнавала в Испании) и образует один типологический ряд с такими персонажами, как Панург и Фальстаф. Санчо чужды высокие идеалы рыцарства Дон Кихота. Он руководствуется скорее соображениями материальной выгоды. Санчо Панса часто обманывает своего хозяина, чтобы избежать тумаков и неприятностей. В сцене с тремя крестьянками, которых он выдает за Дульсинею и ее свиту, герой сознательно вводит Дон Кихота в заблуждение, описывая смущенному хозяину красоту и прекрасное одеяние благородных дам. Когда Дон Кихот требует у оруженосца, чтобы тот бичевал себя, Санчо Панса наносит удары по буковым деревьям. По ходу романа Санчо присваивает многие черты Дон Кихота, иногда начинает рассуждать, как его хозяин. Во время своего губернаторства на вымышленном и созданном герцогом острове Баратария неотесанный и простоватый Панса, помня наставления Дон Кихота, проявляет себя как честный и мудрый правитель и поражает всех своей изысканной манерой выражаться. Посчитав, что должность губернатора не для него, что он не сможет защитить остров от нашествия врагов, ибо дело крестьянина — пахать землю, Санчо Панса возвращается в услужение к Дон Кихоту. По его словам, он вновь обретает прежнюю свободу, так как служение у господина для него не является принуждением, каковым оказалось губернаторство.
Дульсинея Тоббосская — центральный персонаж романа Сервантеса «Хитроумный Дон Кихот Ламанчский», идеальная возлюбленная, дама сердца героя, Дон Кихота. В самом начале произведения, когда Дон Кихот становится странствующим рыцарем, он, по всем законам жанра рыцарского романа, решает выбрать даму, в которую мог бы влюбиться, так как рыцарь без любви — «что тело без души». Прекрасной дамой для Дон Кихота становится простая девушка из соседней деревни — Альдонса Лоренсо, в которую он был одно время тайно влюблен. Дон Кихот нарекает возлюбленную Дульсинею Тоббосскую, так как Альдонса была родом из города Тобосо. Дон Кихот воспевает Дульсинею, во имя нее он совершает свои подвиги и, как безутешный влюбленный из рыцарских романов, безумствует в горах Сьерры Морены. При этом Дон Кихот не уверен, «существует ли Дульсинея на свете или не существует, вымышлена она или же не вымышлена…».
Таким образом, Дульсинея Тоббосская не является самостоятельным персонажем, и, кроме вышеперечисленных случаев, когда Дон Кихота обманывают и выдают за его возлюбленную других, Дульсинея на страницах романа не появляется.
Образ Дульсинеи Тоббосской, как это явствует из текста, восходит к символу Прекрасной Дамы куртуазной поэзии и прозы средневековья.
4. Дон Кихот и Санчо Панчо как олицетворение двух жизненных позиций.
Гете считал, что жизнь, прожитая
без пользы, подобна смерти. Подобной
точки зрения придерживалось большинство
гениев XIX столетия. А что думали
о содержании жизни предшественники
Гете, представители литературных кругов
эпохи Возрождения? Ведь они стояли
возле истоков новых
И Дон Кихот, и Санчо Панса представляют собой авторское понимание человеческой сущности - благородной, прекрасной, внутренне свободной, достойной увлечения. Дон Кихот и Санчо - представители разных общественных слоев. Но оба они свободные от внешних авторитетов и запретов. Дон Кихот смело порывает со своим классом, с обычным образом жизни во имя большой цели служения человечеству. Он смело берется защищать обездоленных, так как понимает, что Бог создал всех людей свободными. Даже служение мысленной Дульсинее, олицетворением которой постоянная вульгарная Альдонса, для героя тоже является частью служения человечеству.
Санчо Панса является своеобразным дополнением образа Дон Кихота. Во-первых, он представитель народа. Во-вторых, он едет за Дон Кихотом не ради высокой цели. У него есть семья, и если он не получит от своего господина обещанный остров, то, по крайней мере, заработает денег. Общим для обоих персонажей Сервантеса есть чувства собственного достоинства. Вот как об этом говорит Санчо: «Я хотя и бедность, но христианин чистокровный и никому ничего не должен. И я мечтаю об острове, а другие думают о кое-чем хуже, и все от человека зависит, значит, если я человек, то могу стать папой, а не только губернатором острова». Но Санчо Панса в своем путешествии с Дон Кихотом не забывает и о наживе: прихватывает кое-что из вещей похоронной процессии, забирает седло осла-цирюльника.
Информация о работе Мигель де Сервантес Сааведра, его творчество