Мишель Турнье Лесной царь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:49, реферат

Описание работы

Мишель Турнье — французский писатель, лауреат Гонкуровской премии. Мать Турнье — бургундка, отец — гасконец. Занимался философией в Сорбонне и Тюбингенском университете. Слушал лекции Мориса де Гандийяка. Хотел преподавать в лицее философию, но потерпел неудачу на конкурсе на должность преподавателя. Сотрудничает с газетами «Ле Монд» и «Фигаро». С 1956 года по 1968 год он работает над переводами с немецкого языка. В 1968 году с Люсьеном Клергом принимает участие в организации фотографического фестиваля в Арле.В 1967 он публикует свой первый роман «Пятница, или Тихоокеанский

Файлы: 1 файл

Мишель Турнье.docx

— 36.48 Кб (Скачать файл)

 

«Лесной царь» (фр. Le Roi des aulnes) — второй роман Мишеля Турнье, изданный во Франции в 1970 году, был отмеченГонкуровской премией.

[править]Содержание


В основе этого символического романа лежат аллюзии на древнегерманские легенды о Лесном царе, похитителе и убийце детей, и идею так называемой «фории», носительства. Первая часть  повествования представляет собой  дневник главного героя Авеля  Тиффожа, называющего себя Детоносцем, из его предвоенной жизни во Франции, вторая — рассказ от третьего лица о его пребывании в немецком плену во время Второй мировой войны.

Авель Тиффож воспитывается в школе-пансионате святого Христофора. Затем около десяти лет живет с виду обычной жизнью. После начала Второй мировой войны и мобилизации занимается почтовыми голубями, а затем попадает в плен. Через некоторое время становится помощником егеря Геринга. К 1945 году по стечению обстоятельств попадает в школу для юнгштурмовцев в замке Кальтенборн. Он свозит в замок крестьянских детей со всех окрестных деревень, за что получает прозвище Людоед из Кальтенборна.

В последние дни войны погибает в болоте, спасая еврейского мальчика, освобождённого из концентрационного  лагеря.

 

 

Мрачная, нудная, мутная и  физиологичная до тошноты книга. Обладатель Гонкуровской премии «за  раскрытие феномена фашизма». Главный  герой – Авель Тиффож – сперва просто ударенный головой автомеханик, потом – военнопленный, а затем - один из работников школы юнгштурмовцев. Он убеждён в сговоре с собственной судьбой, испытывает нездоровую тягу к мальчикам десяти-двенадцати лет, закоренелый символист, любитель засунуть поутру голову в унитаз (Добрая тётя нажала педаль Мальчик унёсся в пахучую даль) и прочесть будущее по собственным испражнениям. 

С криком: «Что за рожа! Ну что за рожа!» я вцепился обеими руками в шею и попытался отвинтить себе голову. Потом, не выдержав прилива омерзения, понесся в уборную, встал на колени перед унитазом, сунул в него голову и дернул за цепочку. Тотчас мне на голову, как нож гильотины, с грохотом обрушился ледяной водопад. После такого купания я почувствовал себя освеженным, успокоенным и слегка смущенным. Помогло-таки! Непременно повторю

 
Не правда ли, душка? Только вы не повторяйте, ладно?

На его глазах рушится  фашистская Германия, гибнут люди, из детей  лепят патриотов-смертников, Тиффож же наблюдает за происходящим отстранёно, как сквозь завесу собственного безумия. Даже его болезненная любовь к  детям – не любовь-забота, не гумбертовская  похоть, не каннибальские мечтания, а некая шизофреническая тяга, обросшая мифологией, религией и другими  продуктами полураспада мозга. 
Он набивает матрас детскими волосами и всю ночь наслаждается запахами, он часами разглядывает с лупой детскую кожу, пытаясь определить направление роста волос на спине, он оргазмирует, поднимая ребёнка на руки, а случайная смерть на учениях приводит его в содрогание от восторга.

Текст щедро разбавлен  мешаниной из самых разнообразных  сведений: размышлений о сути любого правительства, перечень всех военных  званий СС, системы и формул оценки оленьих рогов, теории древнего магического  воздействия лошади на человека, боге Анусе, рассуждений об одухотворенности детских ягодиц, есть даже целая  страстная тирада о великой роли носочков и гольфов в великой  миссии – облегании мальчишеской ноги. 

Вся сущность лошади заключена, разумеется, в ее крупе, и тот превращает ее в Гения  Дефекации, в Бога Ануса и Омеги; итак, вот он, этот волшебный ключ!Тем же вечером ему, наконец, раскрылась суть древнего магического воздействия лошади на человека и всей символичности пары, какую составляют человек и конь вместе. Сидя на гигантском, щедро-плодоносном крупе коня, всадник с неодолимым упорством пытается прильнуть к нему своими вялыми бесплодными ягодицами как можно теснее, в смутной надежде на то, что сияющая мощь Бога Ануса каким-нибудь чудом облагородит его собственные испражнения.

 
Вот в таком вот аксепте, дорогие  телезрители 
 
Здесь у меня даже любимая болезнь – синдром поиска внутреннего смысла – не разыгралась. Если уж браться за чтение, то лучше и экранизацию с Малковичем посмотреть. По крайней мере, у фильма есть сюжет и идея, он, конечно, проще, но зато обошлось без столь любимых Турнье испражнений. В фильме Тиффож сострадает и пытается своих подопечных уберечь и спасти, в книге же он просто шизофреник-летописец, чья недомания то ли изначально кастрирована, то ли просто не смогла развиться до конца и выразиться в конкретном желании – убить, поглотить, овладеть.  
Читать об этом тяжело и неприятно. А главное – надо ли?  
Купила из-за обложки и интригующего названия, пришлось сплавить на букривере. Недавно Лесной царь улетел в новую семью, в Сибирь. Удачи ему.

 

Давно уже хотела написать об этой книге из своего флэшмоба-2011, очень она меня впечатлила. Но каждый раз вспоминала ту разгромную рецензию на неё, которая появилась на сайте  в июне, и опять откладывала. В  таких случаях - когда писал определённо  интересный и неглупый человек и  само произведение явно талантливо, - я  часто начинаю сомневаться в  своём впечатлении. Решила перечитать роман. Понравился ещё больше. И я  в который раз подумала: насколько  по-разному мы воспринимаем один и  тот же текст! 
Тиффож, главный герой, в моих глазах - пожизненный пленник своей достаточно безобидной мании. Он ощущует себя вовсе не современным человеком, а неким мифическим существом, пришедшим из глубины веков. А ещё - продолжателем миссии Святого Христофора, согласно легенде - несущему на руках бремя всего мира в образе ребёнка-Христа. Причем ключевое слово здесь - ребёнок. Поэтому Тиффожа не задевают особо вещи реального мира - работа, зарплата, женщины, семья, война и связанные с ней испытания... Он пассивно подчиняется происходящему, плывёт по течению, так как полностью поглощён своей идеей и по-настоящему волнуют его только события, так или иначе связанные с ней.

...Страстная вера  в судьбу предполагала презрение  ко всему случайному, бытовому, короче, к тем милым пустячкам, которые  обычно впиваются людям в сердце, раздирая его в миг разлуки.

 
Дети для Тиффожа являются единственной отрадой в жизни, воплощением  всего лучшего и светлого, что  может в ней существовать. Как  любой маньяк, он доводит эу мысль  до логического конца, искренне считая, что настоящая жизнь заканчивается  после периода полового созревания и дальнейшее существование - только видимость. И любит он детей вовсе  не в человеческом смысле - ну, в плане  там заботиться, кормить, умиляться, своих заводить и т.п. Нет, ему  нравится ими любоваться, наблюдать  за ними, фотографировать, классифицировать, в общем - ИЗУЧАТЬ. А самое главное - поддерживать и носить на руках, каковой  процесс каждый раз приводит его  в мистическо-религиозный экстаз. Надо заметить, что Тиффож ни разу не попытался сознательно причинить  какого-либо вреда ни одному ребёнку, да это для него и невозможно, конечно. 
Может, я не права, но не нашла в романе никакого "становления фашистской идеологии внутри одной души" (цитата из одной рецензии). Попав в школу юнгштурмовцев, герой счастлив, так как получил неограниченное поле для своих изучений и умозаключений. Идеология ему в принципе до лампочки, вот символика - дело другое, она всегда его интересовала. Он не рассматривает свои действия с точки зрения "хорошо-плохо", он выполняет свои обязанности, так необыкновенно удачно совпавшие с его сокровенными желаниями: собирает мальчиков в школу со всей округи, заботится об их провианте, следит за их здоровьем - и изучает, изучает, изучает... И когда в финале романа судьба дарует Тиффожу воплощение его высшей мечты - повторить подвиг Святого Христофора, он безропотно и вдохновлённо следует по этому пути к смерти... 
Написан роман великолепно, прекрасным языком, рассуждения на попутно встречающиеся темы мне были интересны, особенно убийственно точные мысли о войне,политике, правительствах:

...Война, которая  есть абсолютное зло, ..есть черная месса, которую не таясь служит Маммона, и обманутая чернь повергается ниц перед замаранными кровью идолами, которых в своем безумье именует: Родина, Самопожертвование, Отвага, Честь.

 

Органы власти всех стран как нельзя лучше соответствуют  своим преступным функциям, ибо, производя  «обратную выбраковку», выявляют наиболее преступные элементы нации, коими и  пополняют свои ряды.

 
Что до физиологичности и копрофагии... тут Фрейд, Паланик и многие другие дадут Турнье сто очков вперёд! Он хотя бы, в отличие от Фрейда, свою копрофагию в лечении людей не пытается применять...

 

 

Очень странная книга. И даже не по задумке автора, а скорее из-за вещей на которых он концентрирует внимание: олени, фашисты, дети, копро-тематика, геральдика, физиология - это прямо скажем не самый стандартный набор интересов, особенно в таком сочетании. Из-за этого всю книгу мечешься между двумя крайностями: то считая, что Турнье на самом деле очень умный, то - что его теории поверхностная софистика, то думая, что он из пост-модернистского зуда натаскал отовсюду чего постранее, то - что он на самом деле одержим этими идеями.

Правда в таланте ему  ни в какой из фаз отказать не получается - ну разве что в начале дневников Тиффожа, через которые  довольно тяжело пробраться. Но чем  дальше, тем лучше - Тиффож из обычного болтуна становится все более  демонической фигурой, необычным вселенским зверем, случайно заглянувшим на землю  со своими таинственными интересами. Кстати благодаря его девиантной фиксации на вторичных вещах в  романе складывается очень приятное ощущение отстраненности от реальности: кругом война (про которую современники и предшественники Турнье пишут тысячи тысяч книг) - Тиффож увлеченно изучает рога оленей; пленных евреев гоняют по всей Германии - Тиффож делает себе матрас из детских волос etc. Ну и конечно вглядываться в суть вещей "Лесной царь" учит очень хорошо.


Информация о работе Мишель Турнье Лесной царь