Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 13:49, реферат
Мишель Турнье — французский писатель, лауреат Гонкуровской премии. Мать Турнье — бургундка, отец — гасконец. Занимался философией в Сорбонне и Тюбингенском университете. Слушал лекции Мориса де Гандийяка. Хотел преподавать в лицее философию, но потерпел неудачу на конкурсе на должность преподавателя. Сотрудничает с газетами «Ле Монд» и «Фигаро». С 1956 года по 1968 год он работает над переводами с немецкого языка. В 1968 году с Люсьеном Клергом принимает участие в организации фотографического фестиваля в Арле.В 1967 он публикует свой первый роман «Пятница, или Тихоокеанский
«Лесной царь» (фр. Le Roi des aulnes) — второй роман Мишеля Турнье, изданный во Франции в 1970 году, был отмеченГонкуровской премией.
[править]Содержание
В основе этого символического романа лежат аллюзии на древнегерманские легенды о Лесном царе, похитителе и убийце детей, и идею так называемой «фории», носительства. Первая часть повествования представляет собой дневник главного героя Авеля Тиффожа, называющего себя Детоносцем, из его предвоенной жизни во Франции, вторая — рассказ от третьего лица о его пребывании в немецком плену во время Второй мировой войны.
Авель Тиффож воспитывается в школе-
В последние дни войны погибает в болоте, спасая еврейского мальчика, освобождённого из концентрационного лагеря.
Мрачная, нудная, мутная и физиологичная до тошноты книга. Обладатель Гонкуровской премии «за раскрытие феномена фашизма». Главный герой – Авель Тиффож – сперва просто ударенный головой автомеханик, потом – военнопленный, а затем - один из работников школы юнгштурмовцев. Он убеждён в сговоре с собственной судьбой, испытывает нездоровую тягу к мальчикам десяти-двенадцати лет, закоренелый символист, любитель засунуть поутру голову в унитаз (Добрая тётя нажала педаль Мальчик унёсся в пахучую даль) и прочесть будущее по собственным испражнениям.
С криком: «Что за рожа! Ну что за рожа!» я вцепился обеими руками в шею и попытался отвинтить себе голову. Потом, не выдержав прилива омерзения, понесся в уборную, встал на колени перед унитазом, сунул в него голову и дернул за цепочку. Тотчас мне на голову, как нож гильотины, с грохотом обрушился ледяной водопад. После такого купания я почувствовал себя освеженным, успокоенным и слегка смущенным. Помогло-таки! Непременно повторю
Не правда ли, душка? Только вы не повторяйте,
ладно?
На его глазах рушится
фашистская Германия, гибнут люди, из детей
лепят патриотов-смертников, Тиффож
же наблюдает за происходящим отстранёно,
как сквозь завесу собственного безумия.
Даже его болезненная любовь к
детям – не любовь-забота, не гумбертовская
похоть, не каннибальские мечтания,
а некая шизофреническая тяга,
обросшая мифологией, религией и другими
продуктами полураспада мозга.
Он набивает матрас детскими волосами
и всю ночь наслаждается запахами, он часами
разглядывает с лупой детскую кожу, пытаясь
определить направление роста волос на
спине, он оргазмирует, поднимая ребёнка
на руки, а случайная смерть на учениях
приводит его в содрогание от восторга.
Текст щедро разбавлен мешаниной из самых разнообразных сведений: размышлений о сути любого правительства, перечень всех военных званий СС, системы и формул оценки оленьих рогов, теории древнего магического воздействия лошади на человека, боге Анусе, рассуждений об одухотворенности детских ягодиц, есть даже целая страстная тирада о великой роли носочков и гольфов в великой миссии – облегании мальчишеской ноги.
Вся сущность лошади заключена, разумеется, в ее крупе, и тот превращает ее в Гения Дефекации, в Бога Ануса и Омеги; итак, вот он, этот волшебный ключ!Тем же вечером ему, наконец, раскрылась суть древнего магического воздействия лошади на человека и всей символичности пары, какую составляют человек и конь вместе. Сидя на гигантском, щедро-плодоносном крупе коня, всадник с неодолимым упорством пытается прильнуть к нему своими вялыми бесплодными ягодицами как можно теснее, в смутной надежде на то, что сияющая мощь Бога Ануса каким-нибудь чудом облагородит его собственные испражнения.
Вот в таком вот аксепте, дорогие
телезрители
Здесь у меня даже любимая болезнь – синдром
поиска внутреннего смысла – не разыгралась.
Если уж браться за чтение, то лучше и экранизацию
с Малковичем посмотреть. По крайней мере,
у фильма есть сюжет и идея, он, конечно,
проще, но зато обошлось без столь любимых
Турнье испражнений. В фильме Тиффож сострадает
и пытается своих подопечных уберечь и
спасти, в книге же он просто шизофреник-летописец,
чья недомания то ли изначально кастрирована,
то ли просто не смогла развиться до конца
и выразиться в конкретном желании – убить,
поглотить, овладеть.
Читать об этом тяжело и неприятно. А главное
– надо ли?
Купила из-за обложки и интригующего названия,
пришлось сплавить на букривере. Недавно
Лесной царь улетел в новую семью, в Сибирь.
Удачи ему.
Давно уже хотела написать
об этой книге из своего флэшмоба-2011,
очень она меня впечатлила. Но каждый
раз вспоминала ту разгромную рецензию
на неё, которая появилась на сайте
в июне, и опять откладывала. В
таких случаях - когда писал определённо
интересный и неглупый человек и
само произведение явно талантливо, - я
часто начинаю сомневаться в
своём впечатлении. Решила перечитать
роман. Понравился ещё больше. И я
в который раз подумала: насколько
по-разному мы воспринимаем один и
тот же текст!
Тиффож, главный герой, в моих глазах -
пожизненный пленник своей достаточно
безобидной мании. Он ощущует себя вовсе
не современным человеком, а неким мифическим
существом, пришедшим из глубины веков.
А ещё - продолжателем миссии Святого Христофора,
согласно легенде - несущему на руках бремя
всего мира в образе ребёнка-Христа. Причем
ключевое слово здесь - ребёнок. Поэтому
Тиффожа не задевают особо вещи реального
мира - работа, зарплата, женщины, семья,
война и связанные с ней испытания... Он
пассивно подчиняется происходящему,
плывёт по течению, так как полностью поглощён
своей идеей и по-настоящему волнуют его
только события, так или иначе связанные
с ней.
...Страстная вера
в судьбу предполагала
Дети для Тиффожа являются единственной
отрадой в жизни, воплощением
всего лучшего и светлого, что
может в ней существовать. Как
любой маньяк, он доводит эу мысль
до логического конца, искренне считая,
что настоящая жизнь
Может, я не права, но не нашла в романе
никакого "становления фашистской идеологии
внутри одной души" (цитата из одной
рецензии). Попав в школу юнгштурмовцев,
герой счастлив, так как получил неограниченное
поле для своих изучений и умозаключений.
Идеология ему в принципе до лампочки,
вот символика - дело другое, она всегда
его интересовала. Он не рассматривает
свои действия с точки зрения "хорошо-плохо",
он выполняет свои обязанности, так необыкновенно
удачно совпавшие с его сокровенными желаниями:
собирает мальчиков в школу со всей округи,
заботится об их провианте, следит за их
здоровьем - и изучает, изучает, изучает...
И когда в финале романа судьба дарует
Тиффожу воплощение его высшей мечты -
повторить подвиг Святого Христофора,
он безропотно и вдохновлённо следует
по этому пути к смерти...
Написан роман великолепно, прекрасным
языком, рассуждения на попутно встречающиеся
темы мне были интересны, особенно убийственно
точные мысли о войне,политике, правительствах:
...Война, которая есть абсолютное зло, ..есть черная месса, которую не таясь служит Маммона, и обманутая чернь повергается ниц перед замаранными кровью идолами, которых в своем безумье именует: Родина, Самопожертвование, Отвага, Честь.
Органы власти всех стран как нельзя лучше соответствуют своим преступным функциям, ибо, производя «обратную выбраковку», выявляют наиболее преступные элементы нации, коими и пополняют свои ряды.
Что до физиологичности и копрофагии..
Очень странная книга. И даже не по задумке автора, а скорее из-за вещей на которых он концентрирует внимание: олени, фашисты, дети, копро-тематика, геральдика, физиология - это прямо скажем не самый стандартный набор интересов, особенно в таком сочетании. Из-за этого всю книгу мечешься между двумя крайностями: то считая, что Турнье на самом деле очень умный, то - что его теории поверхностная софистика, то думая, что он из пост-модернистского зуда натаскал отовсюду чего постранее, то - что он на самом деле одержим этими идеями.
Правда в таланте ему ни в какой из фаз отказать не получается - ну разве что в начале дневников Тиффожа, через которые довольно тяжело пробраться. Но чем дальше, тем лучше - Тиффож из обычного болтуна становится все более демонической фигурой, необычным вселенским зверем, случайно заглянувшим на землю со своими таинственными интересами. Кстати благодаря его девиантной фиксации на вторичных вещах в романе складывается очень приятное ощущение отстраненности от реальности: кругом война (про которую современники и предшественники Турнье пишут тысячи тысяч книг) - Тиффож увлеченно изучает рога оленей; пленных евреев гоняют по всей Германии - Тиффож делает себе матрас из детских волос etc. Ну и конечно вглядываться в суть вещей "Лесной царь" учит очень хорошо.