Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:23, доклад
Сила народа и, следовательно, сила России, всей русской нации непосредственно и наглядно проявились в Отечественную войну. Толстой был убежден в том, что «причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска».
«Я любЛю мысль народную вследствие войны 1812 года», — писал Л. Н. Толстой.
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (I вариант)
Сила народа и, следовательно, сила России, всей русской нации непосредственно и наглядно проявились в Отечественную войну. Толстой был убежден в том, что «причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска».
«Я любЛю мысль народную
вследствие войны 1812 года», — писал
Л. Н. Толстой. Как человек относится
к народу, близок или отдален от
него, ищет пути к нему или не задумывается
над ними, главное для Толстого.
И путь любимых толстовских героев
— прежде всего Наташи и Пьера
— это путь их духовного приближения
к народу. Чувство неосознанного
нравственного слияния с
Поиски жизненной правды, которые ведет Пьер, неизбежно приводят его к народу и постижению народной мудрости. Он находит особый смысл во встрече с солдатом Платоном Каратаевым. Мудрость Платона Каратаева — это мудрость народного восприятия жизни, и поэтому она оказывается такой близкой народу.
В наиболее высоких проявлениях
своего национального характера
русский народ изображен
Исходя из идеи русского
народа как «целого и единого»
национального организма, Толстой
осудил в романе бунт богучаровских
мужиков во главе с сельским старостой
Дроном, не пожелавших выезжать из своей
деревни перед самым захватом
ее вражеской армией. Поведение крестьян
расценено писателем как
«Мысль народная»
Народное начало — простота и героизм — присутствует в характере и поведении ротного Тимохина. Он со своей ротой так неожиданно атаковал врага, «с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». В битве под Бородином князь Андрей будет ссылаться на авторитет Тимохина как выразителя народного духа.
Один из любимых толстовских героев — капитан Тушин. Внутренняя красота, нравственная сила скрыты под непривлекательной внешностью. Бесстрашный на поле сражения, героически стойкий, инициативный, смущающийся при виде начальства — таким предстает Тушин в романе. Те человеческие, моральные и воинские качества, которые Толстой считал неотъемлемым достоинством русского солдата и всего русского народа, — героизм, сила воли, простота и скромность — воплощены в образе Тушина, являющегося выразителем народного духа.
Тихон Щербатый добровольно вступил в отряд Денисова, проявил «большую охоту и способность к партизанской войне». «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше не побрал и не побил французов...» Дух непокорности и чувство любви к своей земле, все то бунтарское, стихийно-мятежное и смелое, что писатель обнаруживал в крепостном крестьянстве, он собрал воедино и воплотил в образе Тихона, написанного тепло, с добродушно-ласковым чувством. '
Другая сторона мужицкой души, противоположные качества народного характера выражены в Платоне Каратаеве. Его мировоззрение — воплощение психологии патриархального крестьянства. Каратаев верит в то, что все в жизни людей совершается «не нашим умом, а божьим судом». Ни на что не ропщет, никого не обвиняет, незлобив, кроток, добр к каждому человеку — таков Платон Каратаев. Во всем — торжество добра. Всепрощение.
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (II вариант)
Одна из основных тем романа
«!Войиа и мир» — «мысль народная».
Л. Н. Толстой одним из первых в
русской литературе поставил себе целью
показать душу народа, ее глубину, неоднозначность,
величие. Здесь нация выступает
не безликой толпой, а вполне разумным
единством людей, двигателем истории
— ведь по его воле происходят коренные
переломы в течение пусть даже
предопределенных (по мнению Толстого)
процессов. Но изменения эти совершаются
не сознательно, а под влиянием какой-то
непознанной «роевой силы». Конечно,
влияние может оказывать и
отдельный человек, но при условии,
что он будет сливаться с общей
массой, не противореча ей. Примерно
таков Платон Каратаев — любит
всех одинаково, со смирением принимает
все жизненные невзгоды и даже
саму смерть, но нельзя сказать, что
такой мягкотелый, безвольный человек
является идеалом для писателя. Толстому
не нравится эта безынициативность,
статичность героя, тем не менее
он не относится к числу «нелюбимых
характеров» — цели у него немного
иные. Платон Каратаев несет Пьеру
народную мудрость, впитанную с молоком
матери, находящуюся на подсознательном
уровне понимания, именно этот немного
усредненный представитель
Толстой понимает, что одним или двумя достаточно четкими образами простых мужиков нельзя будет создать впечатления обо всем народе в целом, и поэтому вводит в роман эпизодические персонажи, помогающие лучше раскрыть и понять мощь народного духа.
"Взять хотя бы артиллеристов
батареи Раевского — близость
к смерти их страшит, но страх
незаметен, на лицах солдат
смех. Они, наверное, и понимают
почему, но не могут выразить
это словами; эти люди не
привыкли много говорить: вся
их жизнь проходит молча, без
внешних проявлений
Но такой духовный подъем
непостоянен — такая
Другое проявление этого напряжения нравственных сил — партизанская война — единственный, по мнению Толстого, справедливый способ ведения войны. Образ Тихона Щербатого, который можно назвать эпизодическим, выражает собой народный гнев, порой даже излишнюю, но, вероятно, оправданную жестокость. В нем воплотился этот народный дух, несколько видоизменившись с учетом особенностей характера — достаточно обычного, но в то же время неповторимого.
Нельзя не упомянуть и Кутузова — он понимает, что ничего важного изменить не может, и поэтому прислушивается к небесной воле, лишь слегка изменяя направление течения событий в соответствии со сложившейся ситуацией. Именно поэтому он любим в армии и высшая для, .него похвала, когда простая крестьянская де/? вочка Малаша, тои гсрдержащая частичку русского духа, чувству-, ет нравственную близость с ним, называя его «дедушкой».
Подобно Кутузову, почти все исторические лица проверяются мыслью народной: отдаленные от реальности проекты Сперанского, самовлюбленность Наполеона, эгоизм Бенигсена — ничто из этого не может быть одобрено простыми людьми. Но один лишь Кутузов любим и уважаем за естественность, за отсутствие желания покрыть себя славой.
То же самое происходит и с основными героями романа: Пьер приближается к ответу на свой вопрос, хотя так и не понимает глубину народной души; Наташа проявляет свое единение с «миром», с армией, беря с собой раненых солдат; лишь один человек из высшего общества может постичь высшую Истину, вероятно известную простому человеку, но известную на подсознательном уровне, — это князь Андрей. Но, постигнув это разумом, он уже'не принадлежит этому миру.
Необходимо отметить, что обозначает слово «мир» в понимании простого человека: это может быть и существующая реальность, и общность всех людей нации без различия сословий, и, в конце концов, это антипод хаосу. Молятся перед Бородинским сражением всем миром, то есть всей армией, противостоящей нашествию армии Наполеона, несущей хаос.
Перед лицом этого хаоса почти все становятся едины в своем стремлении помочь отечеству — и алчный купец Ферапонтов, и мужики Карп и Влас в едином порыве патриотизма готовы лишиться последней рубахи во благо страны.
Толстой не создает кумира
русского народа: ведь его цель —
выразить реальность, и поэтому вводится
сцена «бунта на грани смирения»,
на грани повиновения и
Почти то же самое чувство охватило армию во время кампании 1806—1807 годов — отсутствие каких-либо четких целей, понятных простому солдату, привело к аустерлицкой катастрофе. Но стоило ситуации повториться в России — и это вызвало взрыв патриотических чувств, в атаку солдаты шли уже не по принуждению: перед ними стояла конкретная цель — избавиться от нашествия. Когда цель была достигнута — французы были изгнаны, — Кутузову, как человеку, олицетворяющему народную войну, «ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».
Таким образом, мы видим, что в романе «Война и мир» первым в отечественной литературе Толстой так ярко описал психологию русского народа, погрузился в особенности национального характера.
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (III вариант)
В романе Толстого «Война и мир» главной, основной и любимой для автора мыслью, пронизывающей все главы романа от его начала до эпилога, была «мысль народная». Эта мысль живет не только в каждом герое, в каждой большой сцене романа «Война и мир», но и в каждом эпизоде, в каждой детали. Толстой пытается доказать народ не как большую группу людей, а как единое и неделимое целое, одухотворенное своей собственной, непонятной для многих дворян жизнью, своими мыслями, целями, качествами. По замыслу Толстого главной причиной победы русских, в 1812 году и была эта «мысль народная», это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать. Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту родины, в народной любви к своему отечеству. В романе «Война и мир» этот единодушный порыв русских становится как бы еще сильнее на фоне блистательно изображенного Толстым высшего света, полного интриг, сплетен, корыстных интересов, многие представители которого не понимают опасности и того трудного положения, в котором находится народ, и не видят или не хотят видеть, как народ единодушно поднимается на борьбу. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Так показана «мысль народная» в действии.
Народная война была неожиданностью
для французов, привыкших драться
по всем правилам, когда «поражение
одной армии, одной сотой всех
сил народа, заставляло покориться
народ». Русские же руководствовались
не выдуманными кем-то правилами, а
благородной целью освобождения
родины, и ради этой цели они делали
все. Толстой удивительно точно
изобразил войну 1812 года как поединок
двух фехтовальщиков, «один из которых,
почувствовав себя раненным — поняв,
что дело это не шутка, касается его
жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую
попавшуюся дубину, начал ворочать
ею». Эта «дубина народной войны»
внесла огромный вклад в победу,
что показало Бородинское сражение.
Сражение за Москву, город-символ России,
символ родины-матери. За этот символ русские
и сражались до конца, неся в своей
душе огонь любви, «скрытую теплоту,
светившуюся на всех лицах», которую
так сильно чувствовал Пьер. От этого
чувства и зависел успех дела,
во многом из-за этого чувства русские
одержали победу. Они были готовы на
все, были готовы стоять до конца, «злей
драться и себя меньше жалеть». Это
чувство объединяло войско, было «непреодолимой,
.таинственной связью, поддерживающей
во всей армии одно и то же настроение,
называемое духом армии и составляющее
главный нерв войны». Чувство «солдатского
братства», сознание того, что твои
цели совпадают с целями всех окружающих,
еще более усиливали дух
Эта победа и была целью
деятельности Кутузова, «цель наиболее
достойная и более всего
Также огромный вклад в победу внесло партизанское движение, эта «дубина народной войны», которой русский народ «гвоздит врагов до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью». По мнению Толстого, главным двигателем войны является дух войска, «то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя в наивыгоднейшие условия для драки»...
Наивыгоднейшими условиями для русских было «раздробиться и нападать поодиночке, когда представляется случай». Потому что «дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям». «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево... Были партии, перенимавшие все приемы армии; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи» никому ,не известные». Партизанская война приняла огромные масштабы. Толстой показал действия партизан на примере отрядов Денисова и Долохо-ва, они считали возможным и делали то, «о чем не смели думать начальники больших отрядов». Смелость, патриотизм, более гибкая маневренность небольших отрядов Денисова и Долохова способствовали успешным действиям. Их отряды, незаметные для противника, проводили необыкновенно рискованные, но успешные операции, рассчитанные на внезапность. Примером чего является захват транспорта французов.
Информация о работе "Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"