"Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:23, доклад

Описание работы

Сила народа и, следовательно, сила России, всей русской нации непосредственно и наглядно проявились в Отечественную войну. Толстой был убежден в том, что «причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска».
«Я любЛю мысль народную вследствие войны 1812 года», — писал Л. Н. Толстой.

Файлы: 1 файл

МЫСЛЬ НАРОДНАЯ.docx

— 26.92 Кб (Скачать файл)

Важнейшую роль в партизанских отрядах играли мужики. И одного из них Толстой показал более  крупным планом. Этот мужик —  Тихон Щербатый, типичный русский  крестьянин, как символ народа-мстителя, борющегося за свою родину. Он был «самым полезным и храбрым человеком» в  отряде Денисова, «оружие его составляли мушкетон, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами». В отряде Денисова Тихон занимал  исключительное место: «когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное  и гадкое — выворотить плечом в  грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть  в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все  указывали, посмеиваясь, на Тихона». Тихон  чувствует сильную ненависть  к французам, настолько сильную, что бывает очень жестоким. Но мы понимаем его чувства и симпатизируем  этому герою. Он всегда занят, всегда в действии, необыкновенно быстра его речь, даже его товарищи говорят  о нем ласково с иронией: «Ну, ловок», «эка бестия». Образ Тихона Щербатого близок Толстому, который  любит этого героя, как любит  весь народ, как любит «мысль народную в романе». Даже сам образ «дубина  народной войны» имеет народно-поэтические  истоки, уходящие корнями в народный фольклор. Об этом свидетельствует  выражение «выйти с дубьем» и  подлинно народная песня «Эх, дубинушка, ухнем». Дубина как символ защиты своего дома, своей родины от неприятеля, которая  при необходимости может перейти  в оружие нападения, — это удивительно  точно найденный образ, раскрывающий взгляды Толстого на движущие силы истории лучше и тоньше, чем  целые страницы иных теоретических  трудов.

ПАТРИОТИЗМ РУССКОГО НАРОДА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Роман «Война и мир» —  великое произведение русской и  мировой литературы, грандиозная  эпопея, героем которой является русский  народ, проявивший невиданный героизм  и патриотизм в борьбе за свободу  и независимость своей родины в войне 1812 года.

Огромный жизненный материал этого романа объединен единым замыслом. «Я пытался писать историю народа», — говорит Толстой. Народ, по мнению Толстого, — это не только крестьяне, но и дворяне, тб люди, которых тревожит судьба страны, кто находится в  водовороте великих событий. Колоссальная волна гнева поднялась в народе после нападения французов. Все  русские люди, за исключением небольшой  кучки придворных аристократов, не могли себе представить, как они  смогут жить под властью французов. Всякий русский поступал так, как  он находил это возможным для  себя. Кто поступал в действующую  армию, кто уходил в партизанские отряды. Такие, как Пьер Безухое, отдавали часть своих денег на снаряжение ополченцев. Многие, как смоленский купец Ферапонтов, сжигали лавки  и свое имущество, чтобы ничего не осталось врагам. А многие просто собирались и уходили из своих родных мест, уничтожая после себя все.

Толстой отмечает в русских  людях простое, порой неосмысленное  чувство патриотизма, которое выражалось не в громких фразах о любви  к отечеству, а в решительных  действиях. Жители Москвы без всякого  призыва покидали древнюю столицу. Толстой подчеркивает, что для  москвичей не могло быть вопроса  о том, что хорошо было бы под управлением  французов в Москве или дурно. Просто так нельзя было жить, так  как это было хуже всего.

То же самое происходит и в других городах и деревнях русской земли. На территории, куда враг уже вступил, он видел ненависть  и неподдельное возмущение народа. Крестьяне отказывались продавать  французам продовольствие и сено. Стихийно возникло партизанское движение, без какого бы то ни было приказа  свыше. По образному выражению Толстого, «партизаны подбирали те опавшие  листья, которые сыпались с общего дерева французского войска, а иногда и трясли это дерево».

Не только простой народ, но и передовые слои дворянства и  интеллигенции прониклись ожесточением к врагу. Недаром князь Андрей говорит, что они разбили его  дом, а теперь идут разорять Москву, оскорбляя ее каждую секунду. И поэтому, по его понятиям, они не только враги, но и преступники. Князь Андрей честно выполняет свой долг, вступая в  действующую армию в самом  начале войны, хотя до этого и решил, что никогда больше не будет военным. Он не остался в штабе, как ему  предлагали, а пошел на передний край событий. Особенно ярко проявился  героизм и неподдельная любовь россиян  к родине в Бородинском сражении. Накануне сражения Андрей Болконский говорит: «Сражение выиграет тот, кто  твердо решил его выиграть... и  кто будет злее драться... Завтра, во что бы то ни было, мы выиграем сражение».

Защищая свой дом, свою семью, свою родину, право на жизнь, русские  люди обнаружили изумительную стойкость  духа и самопожертвование, показали чудеса храбрости. Они вызывали в  непобедимом до сих пор Наполеоне  сначала удивление, а потом страх. Нельзя не гордиться русскими людьми. И можно не сомневаться, что у  такого народа великое будущее.


Информация о работе "Мысль народная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"