Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:21, реферат
Особого упоминания заслуживает самая молодая из современных литературоведческих школ в США – феминистская критика, начавшая бурно развиваться только с 70-х годов прошлого столетия и за короткое время вышедшая в число самых влиятельных исследовательских методологий в Америке. В отличие от современного ей деконструктивизма феминистская критика не тяготеет к разработке каких-то экстравагантных и оригинальных концепций, опираясь преимущественно на весьма старомодный марксизм и психоанализ. Новизна ее подходов, обеспечивающих ей популярность и достойное место в ряду других литературоведческих методологий, выражается в ее бунтарском духе. Феминисты-литературоведы подвергают резкой критике как всю современную «мужскую» цивилизацию, так и всю историю литературы, в которой женщины-писательницы дискриминировались и могли занимать лишь положение маргиналок.
Направления в западноевропейском литературоведении XX в.
В 20 веке в западноевропейском литературоведении выделялось множество направлений, которые зачастую дискутировали и опровергали друг друга.
Особого упоминания заслуживает самая молодая из современных литературоведческих школ в США – феминистская критика, начавшая бурно развиваться только с 70-х годов прошлого столетия и за короткое время вышедшая в число самых влиятельных исследовательских методологий в Америке. В отличие от современного ей деконструктивизма феминистская критика не тяготеет к разработке каких-то экстравагантных и оригинальных концепций, опираясь преимущественно на весьма старомодный марксизм и психоанализ. Новизна ее подходов, обеспечивающих ей популярность и достойное место в ряду других литературоведческих методологий, выражается в ее бунтарском духе. Феминисты-литературоведы подвергают резкой критике как всю современную «мужскую» цивилизацию, так и всю историю литературы, в которой женщины-писательницы дискриминировались и могли занимать лишь положение маргиналок.
Феминистская
критика не была «
Осуждая во многом психоанализ за его ориентацию на мужскую психологию, ряд литературоведов-феминисток все же широко опирается на учения З. Фрейда, и особенно Ж. Лакана, более подробно и тонко определившего ( по сравнению со своим учителем З. Фрейдом) специфику женской психологии.
Вместе с тем ведущие американские критики- феминистки, в частности Э. Шоуолтер, не возражая против использования марксизма или психоанализа, прилагают усилия для выработки собственной , сугубо феминистских методов исследования литературы.
Перед второй мировой войной стала набирать силу так называемая «новая критика», вскоре потеснившая и затмившая все другие исследовательские подходы. Рождение ее связано с журналом «Фьюджитив», издавшимся в Нэшвилле( штат Теннесси) еще в 20-е годы. По названию журнала группа его сотрудников – поэтов, писателей, критиков –получила название «Фьюджитивистов», или «Беглецов». Их интересы были связаны не только с литературой, но и с социальной жизнью, политикой, проблемами Юга. Крупнейшими представителями этой группы были Дж. Рэнсом, А. Тейт, Р. П. Уоррен, К. Брукс, А. Уинтерс, Р. Блэкмур. Позже, в пору наибольшего увлечения методологией «новой критики» ( а это 40-60-е годы), к ней были близки очень многие профессиональные литературоведы и университетские преподаватели литературы в США, Англии и в других странах.
«Новая критика»
рассматривает поэтическое
Подчеркивая
абсолютную автономию
Вначале
века на литературной арене
США появились психоаналитики. Это произошло после
того, как в 1909 году Америку посетил З.
Фрейд в сопровождении К. Юнга, бывшего
тогда сторонником основателя психоанализа,
но вскоре порвавшего с ним. В дальнейшем
оригинальные психологические теории
К. Юнга стали влиять на литературоведение
США не в меньшей мере, чем теории З. Фрейда.
Пик психоаналитического
литературоведения пришелся в США
на 20-е годы. В это время увлечение модным
психоанализом переживают такие известные
критики, как В.В. Брукс, Ф. Делл, Ф. Прескот,
К. Эйкен, Л. Льюисон и многие другие. Психоаналитиков-
Интерес
к марксизму был вызван
экономическим кризисом, разразившимся
в США. Вскоре после первой
мировой войны в Америке
Такое пренебрежение литературной спецификой представлялось как необходимое условие ее найчного толкования, противостоящего различным романтическим подходам. Примерно так же подходили к поэзиии и представители другого модного в 60-70 годы направления в литературоведении Европы и США – семиотики. Структурализм и семиотика – наиболее «сайентистские» методологии, претендующие на научно-бесстрастное понимание поэзии – то самое холодное ее понимание, которое считали недопустимым романтики, в частности братья Ф. и А. Шлегели, утверждавшие, что сама критика должна быть поэзией. Семиотическое литературоведение своим возникновением во многом обязано американскому философу Ч.С.Пирсу, которого часто аттестуют, наряду с Ф. де Соссюром, и в качестве основоположника структурализма. Пирс был одним из тех энтузиастов точных наук, который даже философию стремился сделать !лабораторной», опытной наукой. Семиотики-литературоведы были убеждены, что художественный текст поддается строгому научному анализу. Правда, с течением времени эта вера ослабевала. Кроме того, текст стал определяться лишь как «один из компонентов произведения искусства», включающего в себя еще и целый ряд жизненных и эстетических явлений, идей, ассоциаций, носителями которых является сам читатель. Эти идеи и ассоциации могут иметь чисто субъективных характер и, значит, быть вне досягаемости объективного научного анализа. Таким образом. Семиотика в отличие от «новой критики» была вынуждена выйти за пределы собственного текста, тем самым продемонстрировав свое бессилие определить художественное своеобразие последнего.
Текстоцентрические методы исследования художественного текста, включая и семиотику, больше других претендовали на строгую научность и на универсальность. Способные на объяснение лишь отдельных сторон творчества, они брались объяснять буквально все. Кроме того, в погоне за научной объективностью сторонники этих подходов игнорировали «человеческий фактор» в творчестве. Их мало интересовал автор и то, насколько он выразил себя в своих творениях. Далеко не главной была для них проблема восприятия произведения, в частности то, какие эмоции оно вызывает.
В противовес этим методам в западном, в том числе и в американском, литературоведении стали развиваться различные критические подходы, составившие блок «гуманистических», или «антропологических» школ. Это прежде всего феноменологическая критика, представленная в США профессором Дж.Х.Миллером (в Европе – известной Женевской школой), а также рецептивная критика, получившая наибольшее развитие в Германии, но нашедшая своих последователей и в США. В пику текстоцентристам феноменологические и рецептивные критики предложили воспринимать художественное произведение не как автономный текст, являющийся «эстетическим объектом», а в качестве «акта сознания» и средства связи автора и читателя.
В поисках антипозитивных
и антиструктуралистских
Феноменологическая школа
в литературоведении
В противовес «новым», семантическим и другим интересующимся поэтической семантикой и формой ее выражения критикам представителя и последователи Женевской школы техническую сторону художественного творчества почти полностью игнорируют. Для них неважно, как написано произведение, главное, чтобы оно наиболее емко конденсировало элементы сознания автора и стимулировало соответствующую работу сознания читателя. Творчество понимается ими как исключительно субъективный акт, в котором выражается личностное мировосприятие.
Классическим
образцом экзистенциально-
Уже упоминавшийся выше профессор Дж.Х.Миллер – крупнейший представитель «критики сознания» в США. Он усвоил основные идеи и принципы Женевской школы. Для него «литература есть форма сознания, а критика – анализ этой формы во всем ее разнообразии». Американский последователь женевских феноменологов рассматривает литературу как средство плодотворной связи сознания с сознанием, т.е. акценирует внимание на коммуникативном ее аспекте. Литература в его понимании служит средством глубокого духовного познания, причем познания синтезирующего, а не анализирующего, начного. «Произведение литературы, - пишет Миллер, - есть акт, в котором сознание проникает в пространство, время, природу и другое сознание…Литература может также выражать связь человека с Богом». Именно последний аспект литературы стал предметом исследования в упомянутой книге Дж.Х.Миллера. В ней рассмотрены «теологические перспективы» в творчестве Р.Браунинга, Э.Бронте, М.Арнольда и др. Показательно, что, интересуясь преимущественно сознанием, Миллер ставит в один ряд художников слова и критиков. В более поздних работах (после 1980 года) ДЖ.Х. Миллер, не отрекаясь от своей феноменологической ориентации, перешел на позиции деконструктивизма.
Информация о работе Направления в западноевропейском литературоведении XX в