Научно-популярная литература: свойства, характеристики, особенности создания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:22, реферат

Описание работы

Последнее время особенно вырос интерес к науке и расширились масштабы популяризации ее результатов после появления и широкого распространения современных средств массовой информации – кинематографа, радиовещания, телевидения, а также в связи с огромными успехами самой науки. Превращение науки в производительную силу, высокие темпы её развития, растущая дифференциация и интеграция, её социальный характер привлекают к научно-популярной литературе внимание читателей различных уровней образования и возраста, и поэтому актуальность темы велика В России издаётся научно-популярная литература как для высококвалифицированных специалистов другого профиля или смежных областей знания, так и для малоподготовленных читателей, а также для подростков, детей.

Содержание работы

Введение
I. Из истории развития научно-популярной литературы в России.
II. Типологическая характеристика научно-популярного издания.
1.Целевое назначение издания
2.Читательский адрес и дифференциация читателей научно-популярных изданий
3.Характер обобщаемой информации
III.Иллюстрирование научно-популярных изданий
1.Цели и задачи иллюстраций
2.Функции иллюстраций
3.Классификация иллюстраций
IV.Свойства научно-популярной литературы
Заключение

Файлы: 1 файл

Научно-популярная литература.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный  университет культуры и искусств»

Факультет информационных технологий (ФИТ)

Прикладная информатика в социальных коммуникациях (информатик-аналитик)

 

 

 

Документационное обеспечение  социально-коммуникативных процессов

 

Научно-популярная литература: свойства, характеристики, особенности создания.

 

 

Выполнила: Осинина А.С., 419 гр.

                                                                       Преподаватель: Захарчук Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

Содержание

 

Введение

I. Из истории развития научно-популярной литературы в России.

II. Типологическая характеристика научно-популярного издания.

1.Целевое назначение издания

2.Читательский адрес и дифференциация  читателей научно-популярных изданий 

3.Характер обобщаемой информации

III.Иллюстрирование научно-популярных изданий

1.Цели и задачи иллюстраций

2.Функции иллюстраций 

3.Классификация иллюстраций

IV.Свойства научно-популярной литературы

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    Научно-популярная литература – это совокупность литературных произведений, в которых научные сведения излагаются в форме, доступной для не специалистов в данной области. По целевому назначению НПЛ можно разделить на 5 основных групп:

  1. Литература для формирования и углубления мировоззрения.
  2. Литература в помощь изучению учебных дисциплин.
  3. Литература для самообразования читателя.
  4. Литература для расширения научного кругозора.
  5. Литература для разъяснения и популяризации научных сведений, необходимых читателю в его жизни и деятельности.

     Последнее время особенно вырос интерес к науке и расширились масштабы популяризации ее результатов после появления и широкого распространения современных средств массовой информации – кинематографа, радиовещания, телевидения, а также в связи с огромными успехами самой науки. Превращение науки в производительную силу, высокие темпы её развития, растущая дифференциация и интеграция, её социальный характер привлекают к научно-популярной литературе внимание читателей различных уровней образования и возраста, и поэтому актуальность темы велика В России издаётся научно-популярная литература как для высококвалифицированных специалистов другого профиля или смежных областей знания, так и для малоподготовленных читателей, а также для подростков, детей.         

Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанные в различных жанрах. [6] Проблемы науки и техники рассматриваются в них с исторических позиций, во взаимосвязи и развитии «... не как склад готовых открытий и изобретений...», а как арена борьбы, «... где конкретный живой человек преодолевает сопротивление материала и традиции».[2]         

 Лучшие популярные  сочинения пропагандируют достижения  передовой науки в форме, наиболее  доступной читателям, которым  они предназначены. В поэтической  форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т.п.[5]

 

I. Из истории развития научно-популярной литературы в России.        

 В России первые  печатные популярные произведения  о науке появились в 1-й четверти 18 в. Первые русские журналы «Примечания» к «Санкт-Петербургским ведомостям» (1728—42) и «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (1755—64) были по преимуществу научно-популярными. Передовые русские учёные, начиная с М. В. Ломоносова, были пропагандистами науки. Труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» — образец высокой научности и яркой популяризации — нанёс удар по идеализму и мистицизму. А. И. Герцен создал блестящие образцы популяризации философии и естествознания среди читателей различных возрастных категорий. Отдельные проблемы популяризации рассмотрены В. Г. Белинским, Н. А. Добролюбовым, Н. Г. Чернышевским. В статье Д. И. Писарева «Реалисты» сформулированы основные требования к популярному изложению. Огромное влияние на формирование мировоззрения целого поколения оказала популяризаторская деятельность К. А. Тимирязева. Научные открытия конца 19 — начала 20 вв. вызвали повышенный интерес к литературе о науке в широких кругах читателей, что привело к росту выпуска Н.-п. л. Огромная заслуга в популяризации научных знаний принадлежит Ф. Ф. Павленкову, издавшему «Библиотеку полезных знаний», «Научно-популярную библиотеку» В. В. Лункевича, серию «Жизнь замечательных людей» (200 книг) и др. В России выходили научно-популярные книги западно-европейских учёных, например «Мировые загадки» Э. Геккеля, «Жизнь животных» А. Э. Брема и многие другие. Для развития теории популяризации большое значение имели труды В. И. Ленина, обращенные к массовому читателю, его высказывания о цели таких выступлений, методе изложения. [9] После Октябрьской революции 1917 организация систематической пропаганды и популяризации науки являлась составной частью деятельности Коммунистической партии. В 1919 в Госиздате был образован научно-популярный отдел, который выпустил ряд общеобразовательных серий для читателей различных категорий («Наука для всех», «Начатки науки», «Книжная полка рабочего», «Природа вокруг нас» и др.). Наряду с популярными произведениями классиков русской науки серии включали лучшие произведения зарубежных популяризаторов — К. Фламмариона, Ж. А. Фабра, Дж. Тиндаля и др. Деятельность М. Горького — инициатора, организатора и редактора многих изданий — способствовала появлению произведений, пропагандирующих научные знания и успехи социалистического строительства («Рассказ о великом плане», «Горы и люди» М. Ильина, «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского и т.д.). Значительным вкладом в создание популярной биографической литературы стал выпуск Журнально-газетным объединением, а затем издательством «Молодая гвардия» серии «Жизнь замечательных людей». Большое влияние на популяризацию науки оказал С. И. Вавилов, который руководил изданием Н.-п. л. в АН СССР, был автором популярных трудов. Многие произведения, созданные учёными, писателями, журналистами — В. А. Обручевым, А. Е. Ферсманом, Я. И. Перельманом, О. Н. Писаржевским, Б. С. Житковым, В. В. Бианки, И. А. Халифманом, В. И. Орловым, Д. С. Даниным, Я. К. Головановым и др., значительно расширили представления читателей о различных явлениях науки. Советская Научно-популярная лиетратура рассказывает о развитии и достижениях отечественной и зарубежной науки и техники, способствуя формированию марксистско-ленинского мировоззрения и приобщению широких масс к активному участию в научно-технической революции, в борьбе за выполнение программы построения коммунистического общества.        

 В 1972 в СССР издано 2093 научно-популярные книги и  брошюры тиражом 66,5 млн. экз. (в  1940 — 1145 названий тиражом 12,8 млн.  экз.). Популяризации достижений  современной науки посвящены  ежегодники «Наука и человечество», «Эврика», «Пути в незнаемое», многие журналы.        

 За рубежом среди  современных произведений, популяризирующих  научные знания, особенно выделяются  книги А. Азимова, Л. де Бройля, М. Гарднера, А. Кларка, Ж. Кусто,  Г. Сиборга, Т. Хейердала.[4]

 

II. Типологическая характеристика научно-популярного издания.

   1. Целевое назначение этих изданий - повышение общекультурного и научно-технического уровня масс. При этом можно видеть три направленности: просветительную, информационную, пропагандистскую:

-задача изданий просветительной направленности - распространение научных знаний в дополнение к изданиям учебным в системе воспитательно-образовательных учреждений:

-научно-популярные издания информационной направленности можно определить как включающие сведения актуального и справочного характера о различных явлениях науки и социальной жизни.

-издания пропагандистской направленности призваны распространять и утверждать идеи, научные взгляды ради активизации практической деятельности.

   2.Читательский адрес - это предназначенность издания читателю определенного уровня общей и профессиональной подготовки, квалификации, возраста и т.д.

Читатели научно-популярных изданий, обычно называемые «широкие круги  читателей», - явление подвижное  и многообразное. Специфика научно-популярной литературы, казалось бы, не требует подобной классификации своих читателей. В роли читателя изданий данного типа литературы выступает представитель любой либо возрастной категории, либо общеобразовательной подготовки и профессиональной классификации. Важно одно обстоятельство - в каждом конкретном случае читатель выступает как «неспециалист» относительно той области знаний и сферы науки, которой посвящено издание, предлагаемое чтению. Таким образом, специалист высокой квалификации подчас оказывается в ранге массового читателя-неспециалиста, как не имеющий специального образования в данной области знаний

В процессе проектирования научно-популярных изданий аудиторию  читателей дифференцируют по:

    1. Возрасту (дети, подростки, юноши, взрослые).
    2. Степени подготовленности к восприятию информации, которая определяется с учетом: уровня и характера образования (школа, техникум, вуз и т.д.);-вида трудовой деятельности (практики, теоретики, творческие работники и т.д.); профессионального профиля.

           Определение «возрастной» характеристики читательского адреса имеет первостепенное значение. Такие признаки, как целевое назначение и характер информации, также являются определяющими и позволяют в свою очередь спроектировать целесообразное оформление и иллюстрирование.

           Подача в издании текстового сообщения читателю есть собственно организация процесса чтения, которую художник книги должен спланировать и подготовить к реализации с помощью всех наборных и иллюстративно-оформительских средств. Поэтому методически правильный анализ содержательной стороны издания необходим.[8]

       3.  Признак «характер сообщаемой информации», охватывающий содержательную сторону издания (изложение материала с определенной установкой воздействия на читателя), конкретизируется следующими основными показателями:

    1. Характер изложения материала произведений научно-популярной литературы в зависимости от двух способов осмысления, освоения и отображения действительности - научного и художественного. Художник-оформитель достигнет большей соотнесенности графической формы к текстовому сообщению при особом внимании к характеру изложения материала.
    2. Степень адаптации художника-конструктора как показатель сложности текста, включающего объем научных понятий, терминов, цифрового материала и т.д. В произведениях научнопопулярной литературы она колеблется от высокого показателя научности до значительной степени популяризации текста.
    3. Тематический охват (широта, глубина, полнота или степень систематизации взятой темы), имеющий самое непосредственное значение для иллюстрирования. Он может и должен в известной степени служить признаком для замысла серий, библиотечек и пр.

Формирование структуры  издания - необходимый и важный этап проектирования - есть этап реализации лучших условий для восприятия научной информации в «форме» издания.

Само литературное произведение - авторская рукопись - может поначалу иметь чрезвычайно простую структурную  организацию: однородный для сплошного  прочтения текст и, например, одноступенную  рубрикацию. Однако исходные авторские данные не всегда являются условием для однопланового решения издания. Простая в структурном отношении рукопись может, а часто и должна быть разработана художником как своеобразное и интересное в конструктивном плане издание. Специфика изданий научно-популярной литературы позволяет и предполагает значительное разнообразие и даже оригинальность структурных «форм» изданий.

Элементы структуры  приобретают активность в момент, когда читатель пользуется книгой. Очередность просматривания материалов определяется «движением» читателя внутри книги, которое в свою очередь должно быть запланировано художником-конструктором.

Возможны следующие схемы «движения» читающего:

    1. -от текста - к рисунку или, наоборот, от рисунка - к тексту;
    2. -от рисунка - к поясняющей подписи и к тексту;
    3. -от основного текста - к дополнительному тексту и далее к рисунку;
    4. -от колонтитула - к отдельной части текста и т.д.

Проектируя различные  пути «движения» читателя по изданию  композиционными и конструктивными  средствами, художник структурно организует издание.[10]

II.Научно-популярные иллюстрации

        1.Цели и задачи научно-популярных иллюстраций

     Само словесное изложение научно-популярного произведения нередко является уже достаточно удобной формой для усвоения научной информации. Однако это не снимает необходимости введения зрительной наглядности, а в ряде случаев просто требует ее.

            Общие цели и задачи иллюстрирования научно-популярной литературы определяются назначением изданий и читательской аудиторией. Характер иллюстрирования очерчивается издательской установкой.

       Назначение научно-познавательных иллюстраций - давать определенные, конкретные сведения из области науки и техники, создавать необходимые условия для раскрытия научного содержания изданий, создавать условия, благоприятные для целенаправленной, организованной, познавательной деятельности читателя в процессе общения с книгой.

           Конкретная задача иллюстрирования - показать нечто, о чем рассказывается. Показ может вестись с разной степенью активности. В одних случаях задача ограничивается простой, нейтральной фиксацией объекта; в других - предъявляемый изобразительный материал должен быть для читателя объектом довольно напряженного осмысления; в третьих - средством формирования эмоционального отношения к воспринимаемому. Поэтому конкретная задача иллюстрирования научно-популярных изданий не исчерпывается вопросом, что должно быть изображено. Необходимы уточнения функционального плана: для чего помещается иллюстрация, т.е. способ ее воздействия.

   2. Функции иллюстраций

  1. Поясняющую функцию можно считать наиболее распространенной для иллюстраций научно-познавательных изданий. Реализуется она наглядным предъявлением читателю описываемого в тексте и отвечает просветительной направленности изданий.
  2. При дидактической направленности иллюстрации призваны вызывать у читателя логически-осмысленное представление о прочитанном. Чтобы «прочтение», восприятие иллюстраций в должной степени опиралось на логику мышления, т.е. на активный смысловой анализ изображения, иллюстрация должна давать материал для зрительных соспоставлений, сравнений, самостоятельного раскрытия последовательности доказательств и т.д.
  3. Для изданий пропагандистской направленности, ставящих целью активно заинтересовать читателя, привлечь его внимание к научным проблемам, характерна эмоционально-оценочная функция иллюстраций. Иллюстрации, выполняющие названную функцию, призваны создавать у читателя активную эмоциональную установку на восприятие содержания, помогать формировать в его сознании правильные оценки того или иного описываемого события.
  4. Известно, что усвоение передаваемой информации зависит от ее ценности. Психологические барьеры препятствуют восприятию и усвоению, производят частичный отсев информации. Поэтому истинно полезной информацией считается не та, которую содержит сообщение по замыслу передающего, но лишь та, что воспринята и усвоена читателем. Можно обратить внимание на сообщение и воспринять сообщение, но не осознать его смысл; можно воспринять, осознать информацию, но без каких-либо эмоциональных реакций, и т.д.
  5. Эстетическая функция обязательна для любого графического изображения в изданиях научно-популярной литературы. Стремление сделать иллюстрацию художественно значимой сохраняется у художника вне зависимости от содержания изображаемого, будь то чертеж, образные или метафорические иллюстрации. Эстетическая функция облегчает восприятие и оценку изображенного.[1]

Информация о работе Научно-популярная литература: свойства, характеристики, особенности создания