Научно-популярная литература: свойства, характеристики, особенности создания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:22, реферат

Описание работы

Последнее время особенно вырос интерес к науке и расширились масштабы популяризации ее результатов после появления и широкого распространения современных средств массовой информации – кинематографа, радиовещания, телевидения, а также в связи с огромными успехами самой науки. Превращение науки в производительную силу, высокие темпы её развития, растущая дифференциация и интеграция, её социальный характер привлекают к научно-популярной литературе внимание читателей различных уровней образования и возраста, и поэтому актуальность темы велика В России издаётся научно-популярная литература как для высококвалифицированных специалистов другого профиля или смежных областей знания, так и для малоподготовленных читателей, а также для подростков, детей.

Содержание работы

Введение
I. Из истории развития научно-популярной литературы в России.
II. Типологическая характеристика научно-популярного издания.
1.Целевое назначение издания
2.Читательский адрес и дифференциация читателей научно-популярных изданий
3.Характер обобщаемой информации
III.Иллюстрирование научно-популярных изданий
1.Цели и задачи иллюстраций
2.Функции иллюстраций
3.Классификация иллюстраций
IV.Свойства научно-популярной литературы
Заключение

Файлы: 1 файл

Научно-популярная литература.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

3.Классификация научно-познавательных иллюстраций

         При всем многообразии изображений, используемых для иллюстрирования научно-популярных книг, при всем разнообразии их содержания научно-познавательные иллюстрации можно легко разделить на две основные группы:

  1. Иллюстрации конкретные, передающие объекты описательно.
  2. Иллюстрации условные, использующие тот или иной кодовый язык.

         Для квалифицированного и имеющего опыт работы с научной литературой читателя, заинтересованного в научно-информирующей литературе, достаточно небольшого числа поясняющих иллюстраций. Однако для подрастающего читателя, для детей и подростков, восприятие которых в значительной степени базируется на эмоциях, сложность и новизна темы требуют, чтобы изобразительные элементы активизировали их внутреннее отношение к содержанию. При этом важно, чтобы восприятию не мешало избыточное «содержание» иллюстраций, каким, например, могут стать детали, не имеющие существенного информационного, смыслового, тематического значения; чтобы излишки «интриги» не запутывали смысл и научную информативность; чтобы иллюстративный ряд заставлял думать, рассуждать. Для младшего возраста целесообразно включение в оформление игровых моментов.

Художник научно-популярного  издания должен средствами оформления создавать условия, обеспечивающие точную передачу научной информации. Усвоению научной информации способствуют:

  • удобочитаемость текста;
  • наглядность иллюстративных материалов;
  • зрительно удобное расположение текста, иллюстраций и подробных подрисуночных подписей;
  • ясное оформительское решение системы рубрикации.

Удобочитаемость текста обеспечивается кеглем, гарнитурой, форматом, набором, а также факторами, связанными с качеством набора.

Наглядность иллюстраций  определяется соответствием изобразительного языка содержанию излагаемого и подготовленностью (способностью) читателя его воспринимать.

Зрительно удобное расположение текста, иллюстраций и подрисуночных  подписей предполагает определенный порядок  и способ их расположения друг относительно друга:

  1. Если словесный текст переходит в изобразительный, графический «текст» иллюстраций, то последние располагаются в непосредственной близости от того текста, который они продолжают. Желательна не слишком сильная перебивка основного текста изображением. Удобно параллельное расположение рисунков на расширенных полях при обуженной полосе набора (хотя не очень экономично при малом количестве иллюстраций) или незначительное обтекание иллюстрации текстовой оборкой; зонированное расположение рисунков, например по верху и по низу страницы (однако это требует большой редакционной и макетной работы для сохранения содержательно-смысловой связи между текстом и рисунком, располагающимися на каждой из страниц издания).
  2. Если иллюстрации комментируют текст, дополняют его, не будучи связанными с ним непосредственно, или создают параллельный рассказ, то желательно, чтобы их расположение в момент рассматривания не нарушало последовательного и непрерывного процесса прочтения текста. Их размещение должно быть таково, чтобы читатель понял некоторую самостоятельность иллюстративного материала относительно текстового изложения. Оформительские средства: зонирование; отсечение линейками, рамками; сосредоточение иллюстраций в отдельных блоках, на отдельных полосах; привязывание их к рубрикационным элементам и пр.
  3. Если состав структурных элементов издания многообразен и сложен, если процесс последовательного прочтения текста заменяется выборочным восприятием материалов, то от художника требуется особо тщательная компоновка материалов на разворотах, диктующая читателю порядок их рассматривания, облегчающая ориентацию в них и улавливание смысловых связей между ними.

При сложной структуре  издания, при наличии большого количества изобразительных и текстовых  элементов размерная систематизация их помогает организовать материалы издания так, что однозначные элементы будут иметь и равнозначные решения. А это способствует правильной зрительно-смысловой ориентации читателя в книге.[7]

III. Свойства научно-популярной литературы

1.Занимательность книг о науке

Нельзя просвещать читателя помимо его воли. Популярная книга о науке должна заинтересовать читателя, а затем увлечь его на нелёгкий путь глубокого изучения предмета.

Н. Г. Чернышевский хотел  написать "Энциклопедию знания и  жизни", в самом лёгком, популярном духе, в виде почти романа, с анекдотами, сценами, остротами, так, чтобы её читали все, кто не читает ничего, кроме романов".

В. И. Ленин мечтал о  романе об электричестве. "А почему бы и нет? - говорил он А. В. Луначарскому. - Ваш Богданов написал же "Инженер Мэнни"? Плохой роман: необоснованная фантастика! А если по-научному подойти к вопросу? Теперь у нас есть план ГОЭЛРО, научно обоснованный план. Что надо ещё? Чтобы автор людей знал по-настоящему, талантливым был бы писателем..."

2.Простота и яркость языка произведений о науке

Язык научно-популярных произведений - это часть литературного  языка в широком смысле. История современного литературного языка не может не учитывать деятельности таких замечательных пропагандистов науки, как И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, С.И.Вавилов, В.А.Обручев и А.Е.Ферсман, потому что их творчество оказало воздействие на его развитие.

        Но стилистические особенности сочинений лучших пропагандистов науки почти не исследованы. Нет работ, посвящённых лексике и синтаксису общедоступных произведений. А между тем основные требования к языку и стилю популярного изложения высказаны ещё в работах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, которые в каждой рецензии на книги, предназначенные для народа или для детского чтения, подробно разбирали погрешности не только против истины, но и против грамматики.

3.Художественность изложения

4.Популярность изложения .Популярность достигается двумя средствами: конкретностью и последовательностью изложения. Ещё Д. И. Писарев утверждал, что "популярное изложение должно тщательно избегать всякой отвлечённости. Каждое общее положение должно быть подтверждено осязательными фактами и пояснено частными примерами". В противном случае читателю трудно понять объяснения автора.В книгах С. И. Вавилова, В. А. Обручева и А. Е. Ферсмана отвлечённые положения подтверждены фактами.

           Казалось бы, очень трудно придать конкретность изложению такого вопроса, как связь глаза и Солнца. Однако С. И. Вавилов нашёл примеры, известные каждому читателю. Автор рассказал о том, как, играя в "прятки", ребёнок очень часто решает спрятаться самым неожиданным образом: он зажмуривает глаза или закрывает их руками, будучи уверен, что теперь его никто не увидит. Второй пример свидетельствует о ещё более удивительном инстинктивном смешении зрения и света у взрослых: "Фотографы, т. е. люди несколько искушённые в практической оптике, нередко ловят себя на том, что закрывают глаза, когда при заряжении или проявлении пластинок нужно тщательно следить, чтобы свет не проникал в тёмную комнату".

         Автор "Занимательной минералогии", рассказывая о камне в природе и его использовании, знакомит со своей коллекцией образцов пород, проходит с читателем по залам минералогического музея и старинных дворцов, вспоминает свои поездки за камнем в пещеры гор и пустыни, показывает камень на дне озёр, болот и морей, на пашне и в поле. Описания эти так ярки, что читатель получает конкретное, образное представление об отдельных видах камня и понимает его роль в жизни человека. Только после этого автор объясняет, как построена мёртвая природа, и даёт определение понятия "минерал".

       Стремясь избежать абстрактности изложения, авторы популярных произведений пользуются различными приёмами. Рассмотрим те из них, которые встречаются в сочинениях С. И. Вавилова, В. А. Обручева и А. Е. Ферсмана.

        Следуя совету А. И. Герцена, учёные начинают изложение "с первого предмета, попавшегося на глаза, с предмета знакомого, который можно взять в руки, посмотреть". В брошюре "Холодный свет" С. И. Вавилов сначала напоминает читателю, что источники света, известные каждому из его житейского опыта - костры, спички, свечи, электрические, керосиновые и прочие лампы, - обладают теплом, что прямые солнечные лучи греют и даже жгут, и лишь после этого объясняет физическую природу тепла и света.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

        Безусловно, хорошая научно-популярная книга должна отличаться сочетанием высокого уровня дизайна и полиграфии, доступной цены и качественного содержания. При этом именно содержание является главной составляющей книги как продукта. В особенности это касается научно-популярной литературы, которую читатель воспринимает с точки зрения высокой степени доверия к авторскому тексту. Наблюдая резкое падение тиражей серьезных научно-популярных книг и журналов, которое произошло за последнее время, кое-кто склонен говорить о кризисе НПЛ как жанра и чуть ли не о вымирании литературы такого рода, вместе с обслуживающими ее авторами и издательствами. Здесь, однако, нужно различать две тенденции. С одной стороны, это временные последствия экономического коллапса, который когда-нибудь все же должен закончиться. С другой стороны, это глобальное, не зависящее от экономической ситуации, смещение акцентов внутри самого жанра НПЛ, перенос внимания читателей и издателей с взрослой НПЛ на детскую. Хотя ослабление спроса на НПЛ для взрослых - процесс вполне естественный, нынешний полный обвал этой сферы связан в основном с экономической ситуацией последних лет, которая для многих сделала книги недоступными. Для многих книги стали просто не по карману, - не говоря уже о том, что людям, поставленным на грань выживания, не до чтения научно-популярных книжек. Эту ситуацию еще больше усугубляет упадок библиотек, который сильнее всего бьет именно по НПЛ, как принципиально "библиотечному жанру", который при нормальном финансировании библиотек (учитывая, что в России их тысячи, а вместе со школьными - десятки тысяч) вполне мог бы жить за счет обслуживания библиотечных фондов. Важнейшая цель НПЛ - это не воспитание научных кадров, а формирование картины мира и максимально широкая популяризация науки и ее достижений. Это прежде всего воспитание всесторонне развитого мыслящего человека с широким кругозором, а не воспитание научного работника. Если первая задача будет выполнена на высоком уровне, то вторая решится сама собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Болховитинова C.М., Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий.-М.

2.Горький М., Собр. соч., т. 27, 1953

3. Ивич А., Поэзия науки, М., 1967

4.Лазаревич Э. А., Искусство популяризации, М., 1960

5.Лазаревич Э.А. Популяризация науки России / Э.А. Лазаревич – М., 1987.

6.Пахомов В. В. Книжное искусство: В 2 т. - М., 1961

7.Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации. - М., 1973

8. Степанов А.В. Проблемы стиля научно-популярной литературы // Вопросы стилистики. - М., 1966 
9.Разгон Л. Э Живой голос науки, М.

10.Реформатский А. А., Техническая редакция книги. - М., 1933. 416 с.


Информация о работе Научно-популярная литература: свойства, характеристики, особенности создания