Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:22, реферат
Последнее время особенно вырос интерес к науке и расширились масштабы популяризации ее результатов после появления и широкого распространения современных средств массовой информации – кинематографа, радиовещания, телевидения, а также в связи с огромными успехами самой науки. Превращение науки в производительную силу, высокие темпы её развития, растущая дифференциация и интеграция, её социальный характер привлекают к научно-популярной литературе внимание читателей различных уровней образования и возраста, и поэтому актуальность темы велика В России издаётся научно-популярная литература как для высококвалифицированных специалистов другого профиля или смежных областей знания, так и для малоподготовленных читателей, а также для подростков, детей.
Введение
I. Из истории развития научно-популярной литературы в России.
II. Типологическая характеристика научно-популярного издания.
1.Целевое назначение издания
2.Читательский адрес и дифференциация читателей научно-популярных изданий
3.Характер обобщаемой информации
III.Иллюстрирование научно-популярных изданий
1.Цели и задачи иллюстраций
2.Функции иллюстраций
3.Классификация иллюстраций
IV.Свойства научно-популярной литературы
Заключение
3.Классификация научно-познавательных иллюстраций
При всем многообразии изображений, используемых для иллюстрирования научно-популярных книг, при всем разнообразии их содержания научно-познавательные иллюстрации можно легко разделить на две основные группы:
Для квалифицированного и имеющего опыт работы с научной литературой читателя, заинтересованного в научно-информирующей литературе, достаточно небольшого числа поясняющих иллюстраций. Однако для подрастающего читателя, для детей и подростков, восприятие которых в значительной степени базируется на эмоциях, сложность и новизна темы требуют, чтобы изобразительные элементы активизировали их внутреннее отношение к содержанию. При этом важно, чтобы восприятию не мешало избыточное «содержание» иллюстраций, каким, например, могут стать детали, не имеющие существенного информационного, смыслового, тематического значения; чтобы излишки «интриги» не запутывали смысл и научную информативность; чтобы иллюстративный ряд заставлял думать, рассуждать. Для младшего возраста целесообразно включение в оформление игровых моментов.
Художник научно-популярного издания должен средствами оформления создавать условия, обеспечивающие точную передачу научной информации. Усвоению научной информации способствуют:
Удобочитаемость текста обеспечивается кеглем, гарнитурой, форматом, набором, а также факторами, связанными с качеством набора.
Наглядность иллюстраций определяется соответствием изобразительного языка содержанию излагаемого и подготовленностью (способностью) читателя его воспринимать.
Зрительно удобное расположение текста, иллюстраций и подрисуночных подписей предполагает определенный порядок и способ их расположения друг относительно друга:
При сложной структуре
издания, при наличии большого количества
изобразительных и текстовых
элементов размерная
III. Свойства научно-популярной литературы
1.Занимательность книг о науке
Нельзя просвещать читателя помимо его воли. Популярная книга о науке должна заинтересовать читателя, а затем увлечь его на нелёгкий путь глубокого изучения предмета.
Н. Г. Чернышевский хотел написать "Энциклопедию знания и жизни", в самом лёгком, популярном духе, в виде почти романа, с анекдотами, сценами, остротами, так, чтобы её читали все, кто не читает ничего, кроме романов".
В. И. Ленин мечтал о романе об электричестве. "А почему бы и нет? - говорил он А. В. Луначарскому. - Ваш Богданов написал же "Инженер Мэнни"? Плохой роман: необоснованная фантастика! А если по-научному подойти к вопросу? Теперь у нас есть план ГОЭЛРО, научно обоснованный план. Что надо ещё? Чтобы автор людей знал по-настоящему, талантливым был бы писателем..."
Но стилистические особенности сочинений лучших пропагандистов науки почти не исследованы. Нет работ, посвящённых лексике и синтаксису общедоступных произведений. А между тем основные требования к языку и стилю популярного изложения высказаны ещё в работах В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева, которые в каждой рецензии на книги, предназначенные для народа или для детского чтения, подробно разбирали погрешности не только против истины, но и против грамматики.
Казалось бы, очень трудно придать конкретность изложению такого вопроса, как связь глаза и Солнца. Однако С. И. Вавилов нашёл примеры, известные каждому читателю. Автор рассказал о том, как, играя в "прятки", ребёнок очень часто решает спрятаться самым неожиданным образом: он зажмуривает глаза или закрывает их руками, будучи уверен, что теперь его никто не увидит. Второй пример свидетельствует о ещё более удивительном инстинктивном смешении зрения и света у взрослых: "Фотографы, т. е. люди несколько искушённые в практической оптике, нередко ловят себя на том, что закрывают глаза, когда при заряжении или проявлении пластинок нужно тщательно следить, чтобы свет не проникал в тёмную комнату".
Автор "Занимательной минералогии", рассказывая о камне в природе и его использовании, знакомит со своей коллекцией образцов пород, проходит с читателем по залам минералогического музея и старинных дворцов, вспоминает свои поездки за камнем в пещеры гор и пустыни, показывает камень на дне озёр, болот и морей, на пашне и в поле. Описания эти так ярки, что читатель получает конкретное, образное представление об отдельных видах камня и понимает его роль в жизни человека. Только после этого автор объясняет, как построена мёртвая природа, и даёт определение понятия "минерал".
Стремясь избежать абстрактности изложения, авторы популярных произведений пользуются различными приёмами. Рассмотрим те из них, которые встречаются в сочинениях С. И. Вавилова, В. А. Обручева и А. Е. Ферсмана.
Следуя совету А. И. Герцена, учёные начинают изложение "с первого предмета, попавшегося на глаза, с предмета знакомого, который можно взять в руки, посмотреть". В брошюре "Холодный свет" С. И. Вавилов сначала напоминает читателю, что источники света, известные каждому из его житейского опыта - костры, спички, свечи, электрические, керосиновые и прочие лампы, - обладают теплом, что прямые солнечные лучи греют и даже жгут, и лишь после этого объясняет физическую природу тепла и света.[3]
Заключение.
Безусловно, хорошая научно-популярная книга должна отличаться сочетанием высокого уровня дизайна и полиграфии, доступной цены и качественного содержания. При этом именно содержание является главной составляющей книги как продукта. В особенности это касается научно-популярной литературы, которую читатель воспринимает с точки зрения высокой степени доверия к авторскому тексту. Наблюдая резкое падение тиражей серьезных научно-популярных книг и журналов, которое произошло за последнее время, кое-кто склонен говорить о кризисе НПЛ как жанра и чуть ли не о вымирании литературы такого рода, вместе с обслуживающими ее авторами и издательствами. Здесь, однако, нужно различать две тенденции. С одной стороны, это временные последствия экономического коллапса, который когда-нибудь все же должен закончиться. С другой стороны, это глобальное, не зависящее от экономической ситуации, смещение акцентов внутри самого жанра НПЛ, перенос внимания читателей и издателей с взрослой НПЛ на детскую. Хотя ослабление спроса на НПЛ для взрослых - процесс вполне естественный, нынешний полный обвал этой сферы связан в основном с экономической ситуацией последних лет, которая для многих сделала книги недоступными. Для многих книги стали просто не по карману, - не говоря уже о том, что людям, поставленным на грань выживания, не до чтения научно-популярных книжек. Эту ситуацию еще больше усугубляет упадок библиотек, который сильнее всего бьет именно по НПЛ, как принципиально "библиотечному жанру", который при нормальном финансировании библиотек (учитывая, что в России их тысячи, а вместе со школьными - десятки тысяч) вполне мог бы жить за счет обслуживания библиотечных фондов. Важнейшая цель НПЛ - это не воспитание научных кадров, а формирование картины мира и максимально широкая популяризация науки и ее достижений. Это прежде всего воспитание всесторонне развитого мыслящего человека с широким кругозором, а не воспитание научного работника. Если первая задача будет выполнена на высоком уровне, то вторая решится сама собой.
Список используемой литературы
1.Болховитинова C.М., Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий.-М.
2.Горький М., Собр. соч., т. 27, 1953
3. Ивич А., Поэзия науки, М., 1967
4.Лазаревич Э. А., Искусство популяризации, М., 1960
5.Лазаревич Э.А. Популяризация науки России / Э.А. Лазаревич – М., 1987.
6.Пахомов В. В. Книжное искусство: В 2 т. - М., 1961
7.Подобедова О. И. О природе книжной иллюстрации. - М., 1973
8. Степанов А.В. Проблемы стиля научно-популярной
литературы // Вопросы стилистики. - М.,
1966
9.Разгон Л. Э Живой голос науки, М.
10.Реформатский А. А., Техническая редакция книги. - М., 1933. 416 с.
Информация о работе Научно-популярная литература: свойства, характеристики, особенности создания