Научный стиль речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 09:05, реферат

Описание работы

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Файлы: 1 файл

реферат русский язык.docx

— 29.08 Кб (Скачать файл)

Научный стиль речи является средством общения в  области науки и учебно-научной  деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни  и в разной мере сталкивается с  текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому  овладение нормами научного и  научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской  устной и письменной речи.

Научный стиль принадлежит  к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими  языковыми особенностями, среди  которых:

предварительное обдумывание  высказывания,

монологический характер речи,

строгий отбор языковых средств,

стремление к нормированной  речи.

  Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века. 

1. Разновидности  научного стиля речи

   Научный стиль речи имеет разновидности (подстили):

собственно научный,

научно-технический (производственно-технический),

научно-информативный,

научно-справочный,

учебно-научный,

научно-популярный.

   Реализуясь в письменной и устной форме общения, современный научный стиль имеет различные жанры, виды текстов:  учебник, справочник, научная статья, монография, диссертация, лекция, доклад, аннотация, реферат, конспект, тезисы, резюме, рецензия, отзыв.  

   Учебно-научная речь реализуется в следующих жанрах:

сообщение,

ответ (устный ответ, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка),

рассуждение,

языковой пример,

объяснение (объяснение-пояснение, объяснение-толкование).

   Многообразие видов научного стиля речи базируется на внутреннем единстве и наличии общих внеязыковых и собственно лингвистических свойств этого вида речевой деятельности, которые проявляются даже независимо от характера наук (естественных, точных, гуманитарных) и собственно жанровых различий.

     Сфера  научного общения отличается  тем, что в ней преследуется  цель наиболее точного, логичного,  однозначного выражения мысли.  Главнейшей формой мышления в  области науки оказывается понятие,  динамика мышления выражается  в суждениях и умозаключениях, которые следуют друг за другом  в строгой логической последовательности. Мысль строго аргументирована,  подчеркивается логичность рассуждения,  в тесной взаимосвязи находятся  анализ и синтез. Следовательно,  научное мышление принимает обобщенный  и абстрагированный характер. Окончательная  кристаллизация научной мысли  осуществляется во внешней речи, в устных и письменных текстах  различных жанров научного стиля,  имеющих, как было сказано,  общие черты. Общими внеязыковыми  свойствами научного стиля речи, его стилевыми чертами, обусловленными абстрактностью (понятийностью) и строгой логичностью мышления, являются:

  • Научная тематика текстов. Обобщенность, отвлеченность, абстрактность изложения. Почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции).
  • Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
  • Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.
  • Доказательность изложения. Рассуждения аргументируют научные гипотезы и положения.
  • Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
  • Насыщенность фактической информацией, что необходимо для доказательности и объективности изложения.

Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины  явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.

     Названные  особенности научного стиля находят  выражение в его языковых характеристиках  и определяют системность собственно  языковых средств этого стиля.  Научный стиль речи включает  в себя языковые единицы трех  типов.

Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это  особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.

Межстилевые единицы, то есть стилистически нейтральные языковые единицы, используемые в равной мере во всех стилях.

Стилистически нейтральные  языковые единицы, преимущественно  функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически  значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно  маркированными единицами в научном  стиле становятся, прежде всего, некоторые  морфологические формы, а также  синтаксические конструкции.

 

2. Лексика научного  стиля

    Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

     Термин  является основной лексической  и понятийной единицей научной  сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в  текстах научного стиля термины  преобладают над другими видами  специальной лексики (номенклатурными  наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами  и пр.), в среднем терминологическая  лексика обычно составляет 15-20% общей  лексики данного стиля. В приведенном  фрагменте научно-популярного текста  термины выделены особым шрифтом,  что позволяет увидеть их количественное  преимущество по сравнению с  другими лексическими единицами:  К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть инертный газ; его порядковый номер - 85, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222.

     Для  терминов как основных лексических  составляющих научного стиля  речи, а также для других слов  научного текста характерно употребление  в одном, конкретном, определенном  значении. Если слово многозначно,  то оно употребляется в научном  стиле в одном, реже - в двух  значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый  (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.) Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). "Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный" (Балли Ш. Французская стилистика. М., 1961. С. 144, 248).

     О.Д.  Митрофанова в работе "Язык  научно-технической литературы" (М.: Изд-во МГУ, 1973. С. 30, 31) отмечает  однообразие, однородность лексики  научного стиля, что приводит  к увеличению объема научного  текста за счет многократного  повторения одних и тех же  слов. Так, по ее данным, в текстах  по химии на объем текста  в 150 тысяч лексических единиц  приведенные ниже слова употреблены  следующее число раз: вода - 1431, раствор - 1355, кислота - 1182, атом - 1011, ион - 947 и пр.

     Научный  стиль имеет и свою фразеологию,  включающую составные термины:  солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные,  деепричастный оборот, сложносочиненное  предложение, а также различного  рода клише: заключается в …,  представляет собой …, состоит  из …, применяется для …  и пр.

  

3. Морфология научного  стиля

Языку научного общения  присущи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной  речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

     Формы  единственного числа имен существительных  используются в значении множественного  числа: Волк - хищное животное  из рода собак; Липа начинает  цвести в конце июня. Вещественные  и отвлеченные существительные  нередко употребляются в форме  множественного числа: смазочные  масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

     Названия  понятий в научном стиле преобладают  над названиями действий, это  приводит к меньшему употреблению  глаголов и большему употреблению  существительных. При использовании  глаголов заметна тенденция к  их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

     Для  научной речи характерно использование  глагольных форм с ослабленными  лексико-грамматическими значениями  времени, лица, числа, что подтверждается  синонимией структур предложения:  перегонку производят - перегонка  производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

     Еще  одна морфологическая особенность  научного стиля состоит в использовании  настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо  для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. Вообще, по наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

     Отвлеченность  и обобщенность научной речи  проявляется в особенностях употребления  категории вида глагола: около  80% составляют формы несовершенного  вида, являясь более отвлеченно-обобщенными.  Немногие глаголы совершенного  вида используются в устойчивых  оборотах в форме будущего  времени, которое синонимично  настоящему вневременному: рассмотрим…,  уравнение примет вид. Многие  глаголы несовершенного вида  лишены парных глаголов совершенного  вида: Металлы легко режутся.

Информация о работе Научный стиль речи