Научный стиль речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 09:05, реферат

Описание работы

Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

Файлы: 1 файл

реферат русский язык.docx

— 29.08 Кб (Скачать файл)

     Формы  лица глагола и личные местоимения  в научном стиле также употребляются  в соответствии с передачей  отвлеченно-обобщающих значений. Практически  не используются формы 2-го  лица и местоимения ты, вы, так  как они являются наиболее  конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее  частотны в научной речи отвлеченные  по значению формы 3-го лица  и местоимения он, она, оно.  Местоимение мы, кроме употребления  в значении так называемого  авторского мы, вместе с формой  глагола часто выражает значение  разной степени отвлеченности  и обобщенности в значении "мы  совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы  можем заключить. 

4. Синтаксис научного  стиля 

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция  к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных  понятий, установлению отношений между  родовыми и видовыми понятиями, между  причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

     Обобщенно-абстрактный  характер научной речи, вневременной  план изложения материала обусловливают  употребление определенных типов  синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных  предложений. Действующее лицо  в них отсутствует или мыслится  обобщенно, неопределенно, все  внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные  и обобщенно-личные предложения  используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении  материала в примерах (Скорость  изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним  предложения).

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выше сказанному, можно утверждать, что научный  стиль представляет в настоящее  время обособленную языковую систему, служащую задачам обмена научной  информацией. Рост обособленности данного  стиля с течением времени совпадал с развитием и обособлением науки  как области человеческой деятельности.

Языковые особенности  научного стиля объясняются предназначенностью научных текстов для передачи объективной, как бы обезличенной информации о природе, человеке и обществе. Научный  стиль должен обеспечивать ясность, точность, объективность, недвусмысленность, логичность и доказательность изложения, воспроизводимость излагаемых экспериментальных научных результатов любым другим учёным, полноту информации.

Научный стиль наиболее ярко проявляется в письменной форме  речи, но с развитием просвещения  и практики проведения научных конференций  активно проникает, сохраняя свою специфику, и в устную речь. Каждый член современного общества в разное время жизни  и в разной мере сталкивается с  текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому  овладение нормами научного и  научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

1. Введенская Л.А.  Культура и искусство речи: Современная  рито-

рика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. – 332 с.

2. Головин Б.Н.  Основы культуры речи

3. Пособие по научному  стилю речи / под ред. И.Г. Проскуряко-

вой. – М.: Флинта: Наука, 2004.

4. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2008.

5. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык

для всех». – Режим  доступа: http://www.gramota.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томский Политехнический  университет 
 
 
 
 
 

Русский язык и культура речи

РЕФЕРАТ

Тема: Особенности научного стиля речи 
 
 
 
 

                                                Томск 2012 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Научный стиль речи