Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 22:08, контрольная работа
Почему я выбрала эту тему для написания реферата? Ответ прост. Ставя задачи написания этой работы. я учитывала, и хотела узнать, а какие же в то время были произведения литературы, стили, жанры и актуальность. Приступая к изучению древнерусской литературы, необходимо учитывать ее специфические черты, отличные от литературы нового времени. В моей работе рассказывается о двух основных жанрах литературы Древней Руси, которые появились в XVII веке. Это стихотворство и драматургия. В вопросах связанных с появлением стихотворства, я рассматриваю стихотворство периода смуты, Стихи И.А. Хворостина и «приказную школу» стихотворство. В этом жанре появляется силлабическая система стихосложения. Так же я рассматриваю особенности ранней русской драматургии и рождение русского театра.
Введение.
Возникновение стихотворства и драматургии.
Стихотворство периода Смуты.
Стихи И.А. Хворостина.
«Приказная школа» стихотворства.
Рождение русского театра.
Особенности ранней русской драматургии.
Заключение.
Список литературы.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина "
Факультет русской филологии и национальной культуры
Специальность: педагогическое образование (русский язык и литература)
Заочное отделение
Контрольная работа
по дисциплине:
«История русской литературы»
Тема: "Новые жанры русской литературы XVII века и их роль в создании нового героя»
Рязань 2013
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Почему я выбрала эту тему для написания реферата? Ответ прост. Ставя задачи написания этой работы. я учитывала, и хотела узнать, а какие же в то время были произведения литературы, стили, жанры и актуальность. Приступая к изучению древнерусской литературы, необходимо учитывать ее специфические черты, отличные от литературы нового времени. В моей работе рассказывается о двух основных жанрах литературы Древней Руси, которые появились в XVII веке. Это стихотворство и драматургия. В вопросах связанных с появлением стихотворства, я рассматриваю стихотворство периода смуты, Стихи И.А. Хворостина и «приказную школу» стихотворство. В этом жанре появляется силлабическая система стихосложения. Так же я рассматриваю особенности ранней русской драматургии и рождение русского театра.
В отличии от средневековых литератур Запада и Востока. Русская книжность долгое время не знала стихотворства и драматургии. Была «царством прозы». Где преобладали эпические формы. Потребность в стихе и в драме во всех слоях общества удовлетворялась за счёт фольклора и христианского культового искусства. В демократической среде и в XVII веке пользовались успехом обрядовая поэзия и представления скоморохов. Богослужение в православной церкви напоминало пышное театрализованное действие. Во время которого звучали молитвы и псалмы, имеющие четко выраженный ритмический характер. Выполняя переводы греческих стихотворных текстов, русские не стремились сохранить их силлабическую природу, не соблюдали равносложия строк, ибо главным считали содержание, а не форму текста.
Позднее появление стихотворства в Древней Руси не означало, что у наших предков отсутствовало поэтическое чувство. Прозаический текст в литературе XI – XVII веков часто был ритмически организован, напоминал сказовый стих русского эпоса, раешник скоморохов. В памятниках торжественного красноречия приём ритмизации текста применялся сознательнои последовательно, не случайно сочинения митрополита Иллариона и туровского епископа Кирилла обычно рассматривают как пограничные явления между прозой и стихом. Существование «эмбрионального» стиха в Древне Руси доказывают, обращаясь к «Слово о полку Игореве» и «Слово о погибели земли Русской». Ярко выраженный ритмический рисунок текста обнаруживают в житиях Епифания Премудрого, созданных в стиле «плетения словес». Знакомство с изощренной рифмовой техникой раешник, которой пользовались профессиональные скоморохи, видно в «Молении» Даниила Заточника:
Доброму бо господину служа, / дослужится слободы,
А злу господину служа, / дослужится болшей работы.
Кому Переславль, / а мне гореславль;
Кому Боголюбиво, / а мне горе лютое.
Органическое слияние текста и мелодии было присуще церковной гимнографии, на основе которой к XVI веку формируется жанр «стихов покаянных» - внебогослужебной лирики, где преобладали мотивы грехопадения и раскаяния, быстротечности и суетности земной жизни, неизбежности смерти и неотвратимости Страшного суда:
Господи, страха твоего боются,
А зло творя не престаю.
Кто на судищи судии не убоится,
Или кто, врачевания хотя,
Врача прогневает,
Яко и азъ?
Долготерпливе Господи,
На немоще мою умилосердился
И помилуй мя.
Этот «умиленный» жанр, где стих был свободен от рифы, а тема привычна для человека, воспитанного на христианской литературе, получил позднее широкое распространение в старообрядческой поэзии и стал использоваться с целью обличения идейных противников. Сильны традиции «покаянной» поэзии в творчестве протопопа Аввакума, который, несмотря на негативное отношение к «философским виршам» поэтов-силлабиков, никогда не предавал анафеме стихотворство и, как многие его ученики, использовал мерную и рифмованную речь. Примером может служить оригинальная молитва Аввакума – «Вопль ко Господу»:
Послушай мене, Боже, послушай мене,
Царю небесный, Свять, послушай меня!
Да не возвратится вспять ни един от нихъ,
И гробъ имъ зла, Господи приложи
И погибель имъ наведи,
Да не
забудется пророчество дьявольс
Окончательное разграничение
прозы и стих кА двух форм
художественной речи
Стихотворные фрагменты
встречаются уже в
… и лавка, государь, была уска,
и взяла меня великая тоска,
а послана рогожа, и спать не погоже…
А мужики, что ляхи, дважды приводили к плахе,
За старые шашни хотели скинуть з башни.
А на пытках пытают, а правды не знают,
Правду-де скажи, а ничего не солжи.
Как стихотворец, Иван Фуников опирался на традицию скоморошьего балагурства, откуда в произведение пришел и раешник, и общая комическая тональность. Ирония человека над своими страданиями выступает здесь как своеобразный способ противостояния ударам судьбы.
Современник Ивана
Фуникова, поэт Евстратий, в своей
стихотворной молитве (1621 г.) ориентируется
на западноевропейскую
В европейской поэзии XVI – XVII вв. были широко распространены «курьёзные» стихи, что отражало барочное стремление к эксперементу, сопряжению изобразительного и словесного искусства. «Стихотворения Ивана Фуникова и Евстратия обозначили полюсы того широчайшего диапазона, в котором предстояло развиваться русской поэзии XVII в. От скоморошьего осмеяния мира до медитативной лирики, от балагурства до «богословия в стихах», от раешника до строгой силлабики – такими были её тематические и метрические возможности, намеченные уже в Смотное время» [1].
Для развития русской поэзии XVII столетия характерна ее ориентация на поэтический опыт Польши, освоенный через посредничество Украины и Беларуссии. С конца XVI века в украинской и белорусской поэзии существовало две версификационное системы – изосиллабизм (равносложный стих) и «относительный силлабизм» (неравносложный стих), для которых была обязательна парная рифмовка стиха. Евстратий был последователем изосиллабизма и своим творчеством предвосхищал его расцвет в русской поэзии второй половины XVII в.
Второй тип силлабики,
оказавшийся более
О господь братия, христианския чада,
Избавите себя от темного ада!
Не в научениях латинских веру разумевайте,
Ихъ вредами от православия не отступайте.
Не погубите святую благодатную веру,
Не принимайте латинскую сугубую меру.
«Относительный силлабизм», как и раешник, был основан на парной рифмовке строк, использовал, наряду с женской рифмой, мужскую и дактилическую, каждой строке пытался придать интонацию и синтактическую завершенность. Несомненно влияние на поэзию хворостина, несмотря на её «западнический» характер, народно-поэтического искусства. Скоморошину напоминает двустишие поэта, приведенное в царском и патриаршем указе: «Московские люди сеют землю рожью, а живут все ложью». Оно восходит к старинной пословице : «Красно поле с рожью, а речь с ложью».
В период становления русского стихотворства еще не существовало антогонизма между высокой и низкой поэзией.Противостояние начинает намечатся в творчестве поэтов «приказной школы», которая сложилась в 1630-х гг. в Москве. В это поэтическое сообщество входили служащие Печатного двора и Посольского приказа – двух крупнейших литературных центров XVII века.
Именно в среде «приказной школы», по мнению исследователей, рождается понятие писательской корпорации, некоего «духовного союза», ведется обсуждение проблем, связанных с литературным творчеством. Первые русские стихотворцы размышляют над тем, каким должен быть поэт. Высоко ценятся такие качества «витии», как эрудиция и остроумие, «книжная премудрость» и виртуозное владение техникой «рифмоплетца». Поэта от обычных людей должно отличать развитое ассоциативное мышление, умение «мыслить» метафорами и символами. Создание стихотворения превращается в своего рода игру, соревнование с другими поэтами.
Поэзия «приказной
школы» ещё далека от
Излюбленный жанр
«приказных» поэтов – послание,
обращенное либо к собрату
по литературному труду, либо
к вышестоящему лицу с
Излюбленный постулат барокко: жизнь есть сцена, а люди – актеры, - в немалой степени способствовал развитию драматургии и рождению русского театра. Новой государевой «потехой» стал придворный театр царя Алексея Михайлович, возникший в 1672 году. С начала 60-х годов русским царем неоднократно принимались попыткинанять иностранных актеров для того, чтобы в Москве «комедию делать», т.е. давать театральное представление. «1»
Артамона Матвеева многие исследователи склонны считать инициатором создания придворного театра, делами которого по поручению царя ведал лютеранский пастор московской Немецкой слободы Иоганн-Готфринд Грегори. После его смерти (1675г.) театром руководили Гибнер, придавший репертуару более светский характер, и Чижинский, ставивший преимущественно русские пьсы.
Пастору Грегори царь поручил написание первой пьесы на сюжет библейской истории о том, как красавица-еврейка Есфирь стала женой персидского царя Артаксеркса, сумела раскрыть заговор воеводы Амана и спасла свой народ от истребления. Выбор темы был не случайным; в сознании современников история кроткой Есфири невольно соотносилась с женидьбой царя на Наталье Кирилловне Нарышкиной. Главные проблемы пьесы: об истиной царской власти и милости, о гордости и смирении – широко обсуждались в русской публицистике тех лет. Пока пьеса писалась, переводилась с немецкого на русский язык, пока её текст разучивали актеры, в селе Преображенском возводилась «комидийная храмина», где 17 октября 1672 года состоялось первое представление «Артаксерксова действа».
Пьеса состояла из пролога, эпилога и 7 действий, которые делились на явления. В её представлении участвовали 63 человека. По свидетельству современников, первый спектакль шел без перерыва 10 часов. Царь смотрел представление, сидя один в зале перед сценой, царица с детьми наблюдала за развитием действия из специальной зарешеченной ложи, бояре находились на самой сцене и смотрели спектакль стоя, как того требовал придворный этикет. Представление вызвало восторг и восхищение царя, что решило судьбу придворного театра. Несмотря на то, что он просуществовал недолго, до смерти Алексея Михайловича (1676 г.), с него началась история отечественного театра, а с «Артаксерксова действия» - история русской драматургии. «2»
Информация о работе Новые жанры русской литературы XVII века и их роль в создании нового героя