Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:40, реферат
Проблема: многие учащиеся не знают о жизни и творчестве поэтов-земляков, которые прославили Воронежский край за её пределами.
Цель нашей работы:
- изучив жизненный путь, общественную деятельность Н.В. Станкевича, определить его роль в литературной жизни России и Воронежского края; влияние его кружка на В.Г. Белинского.
Задачи:
- доказать, что роль Н.В. Станкевича в настоящее время трудно переоценить в развитии русской литературы;
- воспитание у школьников чувства патриотизма на примере жизни и деятельности Н.В. Станкевича.
I. Введение. 3
II. Основная часть.
1. Жизненный и творческий путь Н.В. Станкевича. 4
2. Жизненный и творческий путь В.Г. Белинского. 7
3. «Кружок Станкевича». 9
4. Влияние кружка Станкевича на Белинского. 11
III. Заключение. 12
Приложение. 13
Используемая литература.
Надеждам
Станкевича вернуться на
Смерть Станкевича глубоко потрясла его близких и друзей. Грановский 8 августа 1840 года писал Неверову: "Он унес с собою что-то необходимое для моей жизни. Никому на свете не был я так обязан: его влияние на меня было бесконечно и благотворно". [1; с. 404]
Имя Станкевича сохранилось в названии одной из улиц Воронежа. В с. Удеревка организован музей Станкевича, сохранилась и его могила. Лишь через полвека после смерти Станкевича впервые был издан сборник его сочинений.
2. Жизненный и творческий путь В.Г. Белинского.
Виссарион
Григорьевич родился 30 мая (11 июня) 1811
года, в семье флотского врача
Григория Никифоровича
Дед будущего
критика по отцу был
Выучившийся чтению и письму у учительницы, Виссарион был отдан в только что открывшееся в Чембаре уездное училище, откуда в 1825 году перешёл в губернскую гимназию, где проучился три с половиной года, но не окончил курса (в то время четырёхлетнего), потому что гимназия не удовлетворяла его, и задумал поступить в Московский университет. Исполнение этого замысла было очень нелегко, потому что отец, по ограниченности средств, не мог содержать сына в Москве; но юноша решился бедствовать, лишь бы только быть студентом. В августе 1829 года он был зачислен в студенты словесного факультета, а в конце того же года принят на казённый счёт. При поступлении в университет будущий критик смягчил свою фамилию на Белинский.
С 1829 по 1832 год учился на словесном отделении философского факультета Московского университета.
Поддаваясь влиянию носившейся тогда в воздухе философии и ещё более — влиянию литературного романтизма, молодой студент Белинский решился выступить на литературное поприще с трагедией в стиле шиллеровских «Разбойников», заключавшей в себе, между прочим, сильные тирады против крепостного права. Представленная в цензуру (состоявшую в то время из университетских профессоров), эта трагедия не только не была разрешена к печати, но и послужила для Белинского источником целого ряда неприятностей, которые привели, в конце концов, к исключению его из университета «по неспособности» (1832).
Именно в это время и родился один из многих знаменитых афоризмов критика: «Сила и понимание книги в её своевременном прочтении». Белинский остался безо всяких средств и кое-как перебивался уроками и переводами. Ближе познакомившись с профессором Надеждиным, основавшим в 1831 году новый журнал «Телескоп», он стал переводить небольшие статейки для этого журнала и, наконец, в сентябре 1834 года выступил с первой своей серьёзной критической статьёй, с которой, собственно, и начинается его настоящая литературная деятельность.
В 1835 году Надеждин, уезжая на время за границу, поручил издание «Телескопа» Белинскому, который старался, сколько было возможно, оживить журнал и привлечь к сотрудничеству свежие литературные силы из круга близких к нему людей; по возвращении Надеждина, Белинский также продолжал принимать очень деятельное участие в журнале до его запрещения (1836), которое оставило Белинского без всяких средств к жизни.
Он заболел
и должен был ехать на воды
на Кавказ, где провёл три месяца.
В этом безвыходном положении
он мог существовать только
с помощью друзей и долгов,
которые были для него
В 1839 году
Белинский переезжает в
Между тем здоровье Белинского, изнуряемое спешной журнальной работой, становилось всё хуже и хуже: у него уже развивалась чахотка.
Усилившаяся болезнь заставила его предпринять поездку за границу (с мая по ноябрь 1847 г.). Находящийся на лечении в немецком Зальцбрунне Белинский пишет ставшее почти легендарным открытое «Письмо к Гоголю». Лечение за границей не принесло ожидаемого облегчения; Белинский медленно угасал и скончался 26 мая (7 июня) 1848 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга.
В 1948 году город Чембар Пензенской области был переименован в город Белинский.
Его именем названы улица и переулок в г. Воронеж. Имя Виссариона Григорьевича Белинского появилось в названии улицы в 1928 году. Одновременно или немного позднее был переименован и переулок. Известный литературный критик несколько раз посещал Воронеж.
3. «Кружок Станкевича»
«Московский кружок любомудров».
Каменский З.А.
Кружок Станкевича стал заметным событием в литературной жизни России.
В 1831 году Н.В. Станкевич собрал вокруг себя группу единомышленников, с которыми пылко обсуждал вопросы «о Боге, о правде, о поэзии». В первый состав кружка входили Николай Станкевич, Януарий Неверов, Иван Клюшников, Василий Красов, Сергей Строев, Яков Почека, Иван Оболенский. В 1833 году Неверов покинул кружок, но тот вскоре пополнился новыми участниками, а именно Виссарионом Белинским, Константином Аксаковым, Александром Ефремовым, Александром Келлером, Алексеем Топорниным, Осипом Бодянским, Павлом Петровым. В 1835 г. в кружок Станкевича буквально ворвался Михаил Александрович Бакунин (1814—1876). Бакунин всегда кипел новыми идеями. В кружке Станкевича он увлеченно проповедовал учение немецкого философа Фихте и «заразил» им весь кружок. Фихте был противником сословных привилегий, признавал право народа на революцию. Бакунин и Белинский поняли его философию с радикальной точки зрения. Под влиянием Белинского и Бакунина в кружке Станкевича укреплялось критическое отношение к российской действительности.
И спрашивается: что же могло служить между ними такой тесной связью, не прерывавшейся в продолжение многих лет и после распадения кружка. Всех их сплачивало в одно — обаяние необыкновенно светлой, "истинно-идеальной" личности Станкевича. Этот-то идеализм действовал на других тем сильней, что соединялся с мягким чувством и большим светлым умом, способным разбираться в самых отвлеченных понятиях, глубоко вникать в сущность каждого вопроса. Если же прибавить к этому тонкое эстетическое чутье, глубокую любовь к искусству, хорошее знакомство с иностранной литературой, особенно немецкой и французской, что ставило его по образованию много выше большей части членов своего кружка, то станет вполне понятным, почему Станкевич сделался средоточием своего кружка, почему живая, продуманная и часто остроумная беседа его делалась необыкновенно плодотворной для всякого, кто вступал с ним в близкое общение, почему всякому спору умел сообщать он высокое направление, почему все мелкое и недостойное как-то само собой отпадало в его присутствии. Однако было бы крайним извращением истины считать Станкевича, в буквальном смысле слова, учителем Белинского, Грановского и всех, кто тесно примыкал к их товарищескому кружку. Некоторые из друзей были равны ему по познаниям, другие, как например, Бакунин и Белинский далеко превосходили его силой литературного таланта и даже диалектикой и, тем не менее, он все-таки был центром кружка. И авторитет Станкевича и кружке был всеми и свободно признаваемый авторитет, так что когда впоследствии, в бытность Станкевича за границей, один из членов кружка, а именно Бакунин, стал заявлять самолюбивые притязания на господство, Белинский резко восстал против него и указывал при этом истинное превосходство Станкевича: "Станкевич никогда и ни на кого не налагал авторитета, а всегда и для всех был авторитетом, потому что все добровольно и невольно сознавали превосходство его натуры над своею..." В другом письме тот же Белинский говорит о Станкевиче, как о человеке гениальном, призванном на великое дело. В сущности говоря, кружок Станкевича был центром, от которого исходило умственное течение в сороковых годах; здесь черпали свое вдохновение поэты, здесь поднимались и решались все высшие вопросы мышления, велись страстные споры, шли воодушевленные беседы, писались громадные письма, заменявшие собою невозможные в то время журнальные статьи.
Почти все виднейшие деятели этой, а отчасти и последующей эпохи — ученые, литераторы, профессора — вышли из этого кружка, а, следовательно, так или иначе находились и под влиянием Станкевича.
Время расцвета кружка был период с 1833—1837 годов, до отъезда Станкевича. Впрочем, кружок продолжал существование вплоть до 1839 года, но влияние его уменьшилось. В кружке рассматривались проблемы философии, истории; защищалась идея свободы человеческой личности. Не обходили своим вниманием и искусства.
В этом кружке не было места тем иерархическим отношениям, которые царили в «уставную» николаевскую эпоху.
4. Влияние кружка Станкевича на Белинского
Белинский находился под влиянием кружка Станкевича, — кружка, направившего в это время все свои умственные силы на изучение философской системы Гегеля, которая разбиралась до мельчайших подробностей и комментировалась в бесконечных спорах. Главным оратором кружка являлся М. А. Бакунин, поражавший своей начитанностью и диалектикой. Идя вслед за ним, Белинский всецело усвоил одно из основных положений Гегелевского миросозерцания: «всё действительное разумно», — и явился страстным защитником этого положения в самых крайних логических его последствиях и особенно в применении к действительности русской.
Белинский и
его друзья в те годы «жили»
философией, на всё смотрели и
всё решали с философской
Белинский утверждал,
что действительность
Заключение
Н.В. Добролюбов писал: «Большую часть писем Станкевича прочтут с удовольствием все, кому дорого развитие живых идей и чистых стремлений, происшедшее в нашей литературе в сороковых годах и вышедшее преимущественно из того кружка, средоточием которого был Станкевич. Изданные письма не составляют, конечно, всей переписки Станкевича; но уже и из них очень ясно видна степень того значения, какое имел он среди передовых тогдашних деятелей русской литературы. А это уже достаточно объясняет его права на внимание и память образованного русского общества, которое немало обязано своим развитием русской литературе, и особенно критике сороковых годов». [2]
Станкевич
был человек замечательный по
своему светлому уму, живой восприимчивости
и симпатичности своей натуры.
Его стремления были