Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:08, реферат
Одной из основных задач выяснения внутреннего единства стилистических средств литературного произведения В. В. Виноградов считает проблему речевой структуры образа автора. Образ автора — это та цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему, это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский гуманитарный институт
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Интерпретация художественного текста
На тему: "Образ автора" как объединяющий принцип стиля художественно-прозаического произведения
Выполнила: Тогумова Ж.,
Гр. ИЯ 4-5
Проверила: Шаймуканова Р.К.
Астана - 2012
Одной из основных задач выяснения внутреннего единства стилистических средств литературного произведения В. В. Виноградов считает проблему речевой структуры образа автора. Образ автора — это та цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему, это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения.
Образ автора, манифестируя внутреннее единство стилистической системы, выражает тем самым внутреннее единство и целостность прозаического произведения.
В литературном произведении отображенная действительность предстает в виде системы образов, которая в прозаическом произведении складывается из сюжета, образов действующих лиц и образа автора-повествователя.
Сюжет, образы героев и образ автора — не однопорядковые категории. Сюжет и образы героев — порождение образа автора. Дело в том, что в отличие от лирики, где состояние лирического субъекта передается им самим, в отличие от драмы, где действие представляется действующими лицами, в прозаическом произведении о действии должен кто-то рассказывать. Этим «кто-то» и является образ автора или повествователя. При чтении произведения у читателя возникает представление как о действующих лицах, обнаруживающих себя в прямой речи, так и об авторе, обнаруживающем себя в авторской речи. Всякое высказывание имеет своего автора, не бывает речи никем не произнесенной, она всегда привязана к субъекту речи. Этим субъектом речи со стороны воспринимающего в прозе и является образ автора-повествователя.
Представление об авторе складывается у читателя и тогда, когда автор не персонифицирован в произведении, т. е. не назван и никак не охарактеризован в социально-психологическом отношении. В художественной речи всегда проступает физиономия, характеристика говорящего. Даже в самом объективном повествовании присутствует образ автора, потому что эта объективность есть ни что иное, как особая конструкция, особое построение «образа автора». Тенденция к субъективизации или, наоборот, к объективизации литературного повествования, стремление отчетливо выразить авторское отношение к изображаемому или же спрятать его за образами персонажей в равной мере характеризует «образ автора». Любая прозаическая речь связана в своей основе с образом повествователя, стихотворная — с образом лирического героя.
С внутренней стороны, со стороны создателя произведения, целостность предстает как «определенная точка зрения» (И. Р. Бехер). Гете говорил: «Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не нахожу определяющую точку, из которой можно многое вывести, или, вернее, которая сама по доброй воле многое выводит и несет мне навстречу, мне остается только старательно воспринять это и осторожно, благоговейно приступить к делу».
«В любой книге интересно прежде всего найти тот особенный угол, под которым автор рассматривает жизнь. А писатели смотрят на одни и те же события с разных точек: один — с качающегося под облаками шпиля башни, другой — с непоколебимой скалы, третий — из подвала. И все это интересно. И автора нужно признать участником исторических событий именно за его книги, в которых отразился этот особенный, свой взгляд на жизнь».
А. Н. Толстой: «Когда Вы пишете... вы должны найти исходную точку зрения... Если вы описываете сцену... то... неминуемо чьими-то глазами... потому что «вообще» писать невозможно».
Слово «автор» в художественном произведении многозначно и употребляется в трех смыслах: 1) «автор» как тот или иной реальный человек, создатель произведения; например, Томас Манн, Анна Зегерс; 2) «автор» как субъект, представленный в самом произведении наряду с другими персонажами произведения. В этом случае он является одним из компонентов произведения. Он не является предметом, выраженным через некоторые элементы произведения, а представлен сам предметно; 3) «автор» как присущий данному произведению создающий субъект, который обозначается (как в своем существовании, так и в своих качествах, творческих возможностях, пристрастиях в отношении к миру и характере его восприятия и т. д.) самим произведением, так что только из самого произведения мы о нем и узнаем, иначе, «автор» как художественная личность писателя. Все эти три значения слова «автор» органически связаны между собой. Нас интересует третье значение этого слова — автор как создающий субъект, как категория, формирующая произведение. Не следует «автора» в этом смысле слова смешивать с определенным человеком, что нередко имеет место, так как произведение не является самобытным предметом, а является чьим-то созданием. О реальном авторе, как он существует вне произведения, мы можем ровно ничего не знать. И формы этого реального авторства могут быть очень различны. Какое-нибудь произведение может быть продуктом коллективного труда, может создаваться преемственным трудом ряда поколений и т. п. — все равно мы слышим в нем единую творческую волю, определенную позицию, на которую можно диалогически реагировать. Диалогическая реакция персонифицирует всякое высказывание....
Но художественное произведение нельзя оторвать от личности его создателя. Обогащение читателя благодаря художественному произведению является фактически обогащением благодаря личности художника, его жизни, переживаниям, способу его творческого отношения к вещам и событиям, его манере относиться к ним, видеть и выражать их. Отсюда произведение несет на себе отпечаток деятельности и личности своего создателя.
Так что существуют объективные причины для смешения этих понятий: создателем произведения является реальная личность, но специфика прозы и поэзии такова, что роман, новеллу, рассказ кто-то должен рассказывать. Поэтому личность писателя отходит на задний план, а его роль в произведении передается повествователю, который и воссоздает события и судьбы. Правда на отдельных участках повествования в качестве автора может выступать и реальная личность, например, в лирических и публицистических отступлениях, в документальных фрагментах и т. д.
Не следует отождествлять «образ автора» и с образами героев. Под последними разумеются воображаемые явления действительности, независимо от их художественного воплощения. «Образ автора» рождается уже в художественном воплощении, в словесном «облачении». В отличие от героев произведения, речь которых результат первичной индивидуализированности речи в самой жизни, речь повествователя — вторичная индивидуализированность. В таком виде он и воспринимается как явление словесно-стилистического порядка. Поэтому «образ автора» — не только порождение речевой практики, но как порождение писателя продукт и литературно-художественной культуры.
«Образ автора» органически связан не только с такими категориями как писатель и персонажи произведения, но и с категорией читателя. «Читатель, то есть воображаемый, нужный тебе, художнику человек, для которого ты пишешь... И он живет в тебе». Читатель живет не только в авторе-писателе, но и в авторе-повествователе, как его воображаемая публика.
В этой связи интересны рассуждения И. Р. Бехера о «триединстве» личностей в художественном произведении: «Отмечено, что в произведении искусства человек может проявляться или скрываться трояко: как личность художника, как личность изображенного или действующего в произведении человека или же как личность того, к кому произведение обращено: эти три личности словно бы стоят как три зеркала, обращенные друг к другу, и каждое отражает в себе вид обоих других зеркал... Таким образом, читатель заключен в художнике и вместе с тем в его художественных образах, причем личность художника и личность его образов опять-таки отражается в лице читателя. При этом можно говорить о триединстве личностей в художнике, и манера, в которой эти личности относятся к самим себе и друг к другу, составляет специфический характер произведения искусства, его фабулу, его развитие характеров, его стиль».
В поэтике и стилистике не существует однозначного определения категории «образ автора» и ее значения для произведения. Ниже приводится несколько определений этой категории. «Образ автора» — это художественная категория, определенная форма языковой работы писателя. «Образ автора» — речевое порождение писателя, форма его литературного артистизма. «Образ автора» — это не имя, а местоимение, за которым можно скрыть все, что угодно. Это посредник событий (Medium der Geschehnisse), языковая фикция (sprachliche Fiktion).
К. Фридеман раскрывает понятие «образа автора» как «посредника», между читателем и действительностью произведения в следующем высказывании: «Передача совершившихся событий с помощью посредника, находящегося между этими событиями и читателем, требует прежде всего, чтобы этот посредник, если он хочет, чтобы рассказ его был достоверным, мог вызвать иллюзию, будто бы он сам наблюдал эти события с определенной точки зрения.
Эта точка зрения, которую повествователь должен сохранять и благодаря которой он может представляться нам правильным зеркалом, отражающим пестрые картины жизни, обнаруживается в той роли, какую посредник сам играет в повествовании, в его местоположении, которое определяет изображение действия лица, а также в том, как он хочет, чтобы восприняли его повествование, как реальное или как вымышленное. И наконец, в дистанции, какую он занимает по отношению к изображаемым событиям».
Для понимания сущности категории «образ автора» интересна и такая интерпретация, которую мы находим у В. Кайзера: «Кто же все-таки повествователь романа, независимо от того, выступает ли он в маске личного рассказчика или в качестве схемы: повествователь в романе — это не автор и невыдуманный персонаж, который часто так интимно предстает перед нами. За этой маской стоит роман, который сам себя рассказывает, дух этого романа, всезнающий, вездесущий и творящий дух этого мира. Создается новый, единственный в своем роде мир в то время, как он облекается в образ и начинает говорить, в то время, как он сам создает его своим творящим словом. Он сам создает его, и в нем он все знает и везде присутствует».
«Образ автора» воспринимается читателем и как человеческий характер с его мыслями, чувствами, симпатиями и антипатиями. И это не случайно. Все, что видит и слышит человек, имеет физиономию. Она — обязательная форма человеческих ощущений. Подобно тому, как мы не в состоянии чувствовать вещи вне пространства и времени, мы не можем воспринимать их и без физиономии. Любой образ производит на нас эмоциональное впечатление (большей частью не осознаваемое нами), — приятное, неприятное, успокаивающее или угрожающее — так как оно напоминает нам, как бы ни отдаленно, физиономию человека.
Далее, образ автора обнаруживает себя в авторской речи, а речь, как уже об этом говорилось выше, не может быть абстрактной, никем не произнесенной, она обязательно предполагает субъекта, говорящего или пишущего. Поэтому не оправданы споры, в каждом ли произведении прозы имеется «образ автора». Субъект речи, т. е. образ автора, присутствует в любом художественном произведении, в любой его части.
«Повествователь — это не только более или менее конкретный образ, присутствующий вообще всегда в каждом литературном произведении, но и некая образная идея, принцип и облик носителя речи, или иначе — непременно некая точка зрения на излагаемое, точка зрения психологическая, идеологическая и попросту географическая, так как нельзя описывать ниоткуда и не может быть описания без описывающего... Всякое изображение в искусстве образует представление не только об изображенном, но может быть менее конкретизированное, но не менее четкое представление об изображающем, носителе изложения, но еще более важно, носителе оценок, носителе разума, понимания изображенного. Это — образ носителя сочувствия или неприязни, носителя внимания к изображенному и носителя речи, ее характера, ее культурно-общественной, интеллектуальной и эмоциональной типичности и выразительности. Это — воплощение того сознания, той точки зрения, которая определяет весь состав изображаемого в произведении, т. е. отбор явлений действительности, попадающих в поле зрения читателя и образующих и образную силу, и идейную направленность произведения, поскольку отбор и сочетание явлений действительности в искусстве играет решающую роль в формировании идейного, а также и художественного его содержания...
Автор — это носитель речи и точки зрения к изображаемым им явлениям».
Проблема «образа автора» в художественном произведении имеет два аспекта: литературоведческий и языковедческий. Литературоведы интересуются общественно-идеологической и социально-психологическор стороной, а языковеды — композиционно-речевой, стилистической стороной. Внимание литературоведов проблема «образа автора» в литературном произведении привлекает давно, в Германии, например, с середины XIX века, когда начинает разрабатываться теория романа. Объектом специальных изучений становится вопрос о роли рассказчика, повествователя в технике литературно-художественного творчества. В это время разгорается спор о целесообразности «присутствия рассказчика» в романе и новелле, о преимуществе субъективных или объективных форм повествования.
В немецком литературоведении этот спор начал Ф. Шпильхаген в своих работах о романе и технике романа. Его требование сводилось к тому, чтобы повествователь исчезал за своим материалом.