Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:08, реферат
Одной из основных задач выяснения внутреннего единства стилистических средств литературного произведения В. В. Виноградов считает проблему речевой структуры образа автора. Образ автора — это та цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему, это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения.
«Что я требую от романа? Следующее: он как гомеровский эпос должен показывать только действующих лиц, за которыми писатель полностью исчезает, причем так, что он ничем не выдает своего мнения: ни по поводу событий, ни по поводу того, как бы он хотел, чтобы восприняли его произведение или отдельные ситуации; действующие же лица должны сами представлять свой характер, желания, мечты, без подсказки автора, а своим поведением, действиями, речью и молчанием».
Позднее аналогичное мнение высказывает Т. Фонтане. Он дает такое определение стиля: «произведение тем больше обладает стилем, чем оно объективней, иначе, чем больше предмет говорит сам, чем свободней он от случайных, а иногда и противоречивых идей, подлежащих воплощению, а также качеств и привычек художника».
«Он (Келлер) всему и вся придает чересчур личный тон, который не всегда к месту». На что Т. Манн впоследствии ответил: «Он (Фонтане) также подчинил весь божественный мир Фонтане, но разве это плохо?... Натуралистическая теория стиля Фонтане не соответствует его высокой практике... Дело в том, что хотя художник и не говорит сам, а заставляет говорить вещи, но он заставляет говорить их на собственный лад».
И. В. Гёте тоже считал, что роман — это субъективная эпопея, и у писателя есть право изображать действительность своим способом. Главное, чтобы писатель обладал этим способом.
Многочисленная научная литература решает проблему роли повествователя в плане этого спора.
Так роль рассказчика в композиции новеллы как устного повествования по преимуществу исследует К. Фридеман, делая вывод, что «естественность» изображения может быть достигнута только при наличии обозначенного рассказчика.
О. Вальцель в работе «Рикарда Хух. Слово об искусстве повествования» объективный и субъективный способы повествования связывает с утончением техники в реалистическом изображении действительности.
Рассказу от 1-го лица, его морфологическим признакам и его роли в повествовательной технике посвящена книга К. Форстрейтера. В плане того же спора решается вопрос о приемах обрамления.
Весьма существенным для понимания техники повествования является устанавливаемое Э. Гиртом различие между двумя формами повествования «сообщением» и «показом».
В связи с разработкой теории романа возник вопрос и о типах рассказчиков. В обобщенном виде этот вопрос нашел отражение в монографии В. Дибелиуса «Искусство романа в Англии», где он определил основные типы рассказчиков, их дифференциацию и интеграцию в процессе исторического развития. Это был так называемый «композиционно-технический уклон» в исследовании проблемы «образа автора».
В 20-е годы появляется работа П. Леббока «Искусство вымысла», в которой в качестве основной проблемы эстетики романа выдвигается анализ «точки зрения» (point of view) в повествовании, иначе, проблема содержательной и формальной структуры «образа автора» в повествовательной прозе. В настоящее время эта проблема — кардинальный пункт современной буржуазной критики романа.
Для П. Леббока «точка зрения» является формальной технической категорией повествования, связанной в определенном смысле с писателем-автором, в основном с ремеслом писателя, но лишенная каких бы то ни было социально-исторических предпосылок. Эта категория больше всего подходит для имманентного истолкования текста.
По Лёббоку «точка зрения» повествователя — элемент формы данного произведения, соотносительный с нормативной поэтикой. Он автономен и не связан с другими элементами формы романа.
Э. Уоррен и Ф. Уэллек в «Теории литературы» определяют точку зрения как «отношение автора к своему произведению» (the relation of the author to his work).
Э. Шпрангер в работе «Проблема психологической перспективы в романе» определяет перспективу повествования как преимущественно психологическую.
Проблема «точки зрения» повествователя подвергалась и подвергается интенсивному изучению, но до сих пор остались невыясненными основные вопросы: отношение повествовательной перспективы к действительности, ее эстетическая и историческая проблематика, отношения между фиктивным повествователем и автором-повествователем и др.
В настоящее время на смену психологическому пониманию повествовательной перспективы пришло стилистическое и логико-языковое понимание этой проблемы, иначе, формальное. Даже в тех теориях, где принципы повествования кладутся в основу типологии романа или исследуются в связи с проблемой изображения времени, эта проблема решается в плане формальном, а именно в плане придания формы.
Э. Лейзи в статье «Точка зрения повествователя в современной английской прозе» определяет перспективу как место, «с которого воспринимаются и сообщаются читателю персонажи, вещи, события, это как бы место, с которого повествователь ведет «съемку».
Имеется импрессионистская точка зрения на эту проблему, согласно которой понимание категории «повествователя» выводится из впечатления читателя. И перспектива повествования в этом случае рассматривается как атрибут читателя. В таком случае «повествователь» элиминируется из произведения, он перестает быть объективной категорией, а читатель берет на себя роль фиктивного рассказчика.
В новейших работах В. Кайзер и К. Гамбургер продолжают традиции формально-технического направления, рассматривая категорию повествователя как категорию техники романа. В этих работах настойчиво подчеркивается, что писатель как художественная личность (Erzahler-Autor) и повествователь произведения — разные вещи, повествователь — это функция повествования, а это значит, что он не «лицо», а «творящая функция». Таким образом, повествователь — это «система отношений, которые категориально не имеют ничего общего с «я», переживающим каким-либо образом вымысел, а также с автором или читателем».
Р. Вейман в одной из статей отождествляет «повествователя», называя его Erzahler-Autor, с творческим методом. Для него повествователь (обычно стилизованный) является связующим звеном между «реальностью и фикцией».
Таким образом, существует три точки зрения на перспективу повествования или категорию повествователя:
1) перспектива — это способ повествования, или повествовательная техника.
2) перспектива — это историческая точка зрения писателя, содержательная категория, метод восприятия действительности.
3) перспектива — как категория, охватывающая весь творческий процесс писателя, концепция, представленная в работах Р. Веймана.
Р. Вейман предлагает уточнить понятие «точки зрения» (point of view) путем дифференциации его на «угол зрения» (Erzahlwinkel) и «местоположение автора» (Erzahlerstand-ort). Первое понятие «угол зрения» является категорией произведения и охватывает три момента: оптический, повествовательно-технический и языковый. Оно осуществляется либо в форме «сценического изображения» (szenische Darstellung), либо в форме повествования (Bericht) и определяет характер повествования — наглядный или обобщенный, — а также повествовательные формы (Ich-Bericht, Er-Bericht и т. д.) и соответственно синтактико-стилистиче-ские формы. Под «местоположением автора» (Erzahlerstand-ort) понимается социальное, этическое и психологическое отношение художника к действительности как к материалу, так и к читателю. Это выражается в отборе, оценке и тенденции изображенного, а также в эксплицитной или имплицитной позиции по отношению к читателю.
Указанный автор пытается установить характер взаимоотношений между повествователем и художником, сводя их к отношению формы и содержания.
Повествовательная перспектива основывается на социальных и индивидуальных предпосылках художника, но не всегда совпадает с его социально-общественной принадлежностью и личностью его как человека.
В. Спивок в качестве основной структуры внутренней формы прозаического произведения называет «способ повествования» (Erzahlweise), которую он расшифровывает как двойное отношение: отношение повествователя к публике и отношение повествователя к изображаемым событиям. Проблему «способа повествования» он рассматривает в связи с более широкой проблемой «перспективы повествования», а также техникой оформления времени и видов речи в связи с этими вопросами.
В качестве категории, определяющей структуру повествования, им выдвигается и «повествовательное время», в котором заложена система всех отношений, присущих эпическому произведению.
Значительно раньше аналогичную точку зрения выдвинул Г. Мюллер. Основным положением Г. Мюллера является утверждение, что отношение между временем повествования (Erzahlzeit) и фабульным временем (erzahlte Zeit) постоянно меняется в течение повествования. Это изменение в свою очередь определяет различные углы зрения, под которыми ведется повествование.
Интерес представляет и социологический подход к проблеме «образ автора», представленный в работе Л. Шюкинга «Социология литературного вкуса», в которой рассматривается социальная обусловленность писательской манеры, ее подчиненность требованиям читателей.
У нас литературоведческим аспектом «образа автора» на конкретных литературных произведениях занимались В. Эйхенбаум, И. Груздев, А. Векслер, М. Рыбникова, М. Петровский, Г. Гуковский, А. Бушмин и др.
Использованная литература:
1. Брандес М.П. Стилистический анализ (На материале немецкого языка). — М.: Высш. школа, 1971.
2. Шмелев Д.Н. Слово и образ. – М.: 1964.
3. Тимофеев Л.В. Основы теории литературы. – М.: 1959.
4. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М.: 1959.
5. Томашевский Б. Стилистика и стихосложение. – Л.: 1959.
6. К. Friedemann. Die Rolle des Erzahlers in der Epik. Leipzig, 1910.
7. E. Lammert. Bauformen des Erzahlens.
8. K. Forstreuter. Die deutsche Icherzahlung. Berlin, 1924.
9. A. Warren and F. Welle k. Theory of Literature, 1955.
План:
1. Общие понятия о категории "образ автора".
2. Определение понятия "автор".
3. Ошибочные отождествления "образа автора" с другими понятиями.
4. Интерпретация сущности категории "образ автора" различными лингвистами.
5. Два аспекта проблемы "образа автора" в художественном произведении: литературоведческий и языковедческий.
6. Проблема содержательной и формальной структуры «образа автора» в повествовательной прозе. Три точки зрения на перспективу повествования или категорию повествователя.
7. Различные подходы к проблеме "образ автора"