"Образ автора" как объединяющий принцип стиля художественно-прозаического произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Одной из основных задач выяснения внутреннего един­ства стилистических средств литературного произведения В. В. Виноградов считает проблему речевой структуры образа автора. Образ автора — это та цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную сло­весно-художественную систему, это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения.

Файлы: 1 файл

реферат ихт-образ автора.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

«Что я требую от романа? Следующее: он как гомеров­ский эпос должен  показывать только действующих лиц, за которыми писатель полностью исчезает, причем так, что он ничем не выдает своего мнения: ни по поводу событий, ни по поводу того, как бы он хотел, чтобы восприняли его произведение или отдельные ситуации; действующие же лица должны сами представлять свой характер, желания, мечты, без подсказки автора, а своим поведением, дейст­виями, речью и молчанием».

Позднее аналогичное мнение высказывает Т. Фонтане. Он дает такое определение стиля: «произведение тем боль­ше обладает стилем, чем оно объективней, иначе, чем боль­ше предмет говорит сам, чем свободней он от случайных, а иногда и противоречивых идей, подлежащих воплоще­нию, а также качеств и привычек художника».

«Он (Келлер) всему и вся придает чересчур личный тон, который не всегда к месту». На что Т. Манн впоследствии ответил: «Он (Фонтане) также подчинил весь божественный мир Фонтане, но разве это плохо?... Натуралистическая теория стиля Фонтане не соответствует его высокой прак­тике... Дело в том, что хотя художник и не говорит сам, а заставляет говорить вещи, но он заставляет говорить их на собственный лад».

И. В. Гёте тоже считал, что роман — это субъективная эпопея, и у писателя есть право изображать действитель­ность своим способом. Главное, чтобы писатель обладал этим способом.

Многочисленная научная литература решает проблему роли повествователя в плане этого спора.

Так роль рассказчика в композиции новеллы как уст­ного повествования по преимуществу исследует К. Фридеман, делая вывод, что «естественность» изображения мо­жет быть достигнута только при наличии обозначенного рассказчика.

О. Вальцель в работе «Рикарда Хух. Слово об искус­стве повествования» объективный и субъективный способы повествования связывает с утончением техники в реалис­тическом изображении действительности.

Рассказу от 1-го лица, его морфологическим призна­кам и его роли в   повествовательной технике посвящена книга К. Форстрейтера. В плане того же спора решается вопрос о приемах обрамления.

Весьма существенным для понимания техники повест­вования является устанавливаемое Э. Гиртом различие между двумя формами повествования «сообщением» и «по­казом».

В связи с разработкой теории романа возник вопрос и о типах рассказчиков. В обобщенном виде этот вопрос нашел отражение в монографии В. Дибелиуса «Искусство романа в Англии», где он определил основные типы рассказчиков, их дифференциацию и интеграцию в процессе историческо­го развития. Это был так называемый «композиционно-тех­нический уклон» в исследовании проблемы «образа автора».

 

В 20-е годы появляется работа П. Леббока «Искусство вымысла», в которой в качестве основной проблемы эсте­тики романа выдвигается анализ «точки зрения» (point of view) в повествовании, иначе, проблема содержательной и формальной структуры «образа автора» в повествователь­ной прозе. В настоящее время эта проблема — кардиналь­ный пункт современной буржуазной критики романа.

Для П. Леббока «точка зрения» является формальной технической категорией повествования, связанной в опре­деленном смысле с писателем-автором, в основном с ремес­лом писателя, но лишенная каких бы то ни было социаль­но-исторических предпосылок. Эта категория больше всего подходит для имманентного истолкования текста.

По Лёббоку «точка зрения» повествователя — элемент формы данного произведения, соотносительный с норматив­ной поэтикой. Он автономен и не связан с другими элемен­тами формы романа.

Э. Уоррен и Ф. Уэллек в «Теории литературы» опреде­ляют точку зрения как «отношение автора к своему произ­ведению» (the relation of the author to his work).

Э. Шпрангер в работе «Проблема психологической пер­спективы в романе» определяет перспективу повествова­ния как преимущественно психологическую.

Проблема «точки зрения» повествователя подвергалась и подвергается интенсивному изучению, но до сих пор остались невыясненными основные вопросы: отношение повествовательной перспективы к действительности, ее эс­тетическая и историческая проблематика, отношения между фиктивным повествователем и автором-повествователем и др.

В настоящее время на смену психологическому пони­манию повествовательной перспективы пришло стилисти­ческое и логико-языковое понимание этой проблемы, иначе, формальное. Даже в тех теориях, где принципы повество­вания кладутся в основу типологии романа или исследу­ются в связи с проблемой изображения времени, эта про­блема решается в плане формальном, а именно в плане придания формы.

Э. Лейзи в статье «Точка зрения повествователя в сов­ременной английской прозе» определяет перспективу как место, «с которого воспринимаются и сообщаются чита­телю персонажи, вещи, события, это как бы место, с кото­рого повествователь ведет «съемку».

Имеется импрессионистская точка зрения на эту про­блему, согласно которой понимание категории «повество­вателя» выводится из впечатления читателя. И перспек­тива повествования в этом случае рассматривается как атрибут читателя. В таком случае «повествователь» элими­нируется из произведения, он перестает быть объективной категорией, а читатель берет на себя роль фиктивного рас­сказчика.

В новейших работах В. Кайзер и К. Гамбургер про­должают традиции формально-технического   направления, рассматривая категорию повествователя как категорию техники романа. В этих работах настойчиво подчеркивает­ся, что писатель как художественная личность (Erzahler-Autor) и повествователь произведения — разные вещи, по­вествователь — это функция повествования, а это значит, что он не «лицо», а «творящая функция». Таким образом, повествователь — это «система отношений, которые кате­гориально не имеют ничего общего с «я», переживающим каким-либо образом вымысел, а также с автором или чита­телем».

Р. Вейман в одной из статей отождествляет «повество­вателя», называя его Erzahler-Autor, с творческим мето­дом. Для него повествователь (обычно стилизованный) яв­ляется связующим звеном между «реальностью и фикцией».

Таким образом, существует три точки зрения на пер­спективу повествования или категорию повествователя:

1)  перспектива — это способ повествования, или повест­вовательная техника.

2)  перспектива — это историческая точка зрения писа­теля,  содержательная   категория, метод восприятия дей­ствительности.

3)  перспектива — как   категория,   охватывающая   весь творческий процесс писателя, концепция, представленная в работах Р. Веймана.

Р. Вейман предлагает уточнить понятие «точки зрения» (point of view) путем дифференциации его на «угол зрения» (Erzahlwinkel) и «местоположение автора» (Erzahlerstand-ort). Первое понятие «угол зрения» является категорией произведения и охватывает три момента: оптический, по­вествовательно-технический и языковый. Оно осуществля­ется либо в форме «сценического изображения» (szenische Darstellung), либо в форме повествования (Bericht) и оп­ределяет характер повествования — наглядный или обоб­щенный, — а также повествовательные формы (Ich-Bericht, Er-Bericht и т. д.) и соответственно синтактико-стилистиче-ские формы. Под «местоположением автора» (Erzahlerstand-ort) понимается социальное, этическое и психологиче­ское отношение художника к действительности как к ма­териалу, так и к читателю. Это выражается в отборе, оцен­ке и тенденции изображенного, а также в эксплицитной или  имплицитной   позиции   по  отношению   к   читателю.

Указанный автор пытается установить характер взаимо­отношений между повествователем и художником, сводя их к отношению формы и содержания.

Повествовательная перспектива основывается на со­циальных и индивидуальных предпосылках художника, но не всегда совпадает с его социально-общественной при­надлежностью и личностью его как человека.

В. Спивок в качестве основной структуры внутренней формы прозаического произведения называет «способ по­вествования» (Erzahlweise), которую он расшифровывает как двойное отношение: отношение повествователя к пуб­лике и отношение повествователя к изображаемым собы­тиям. Проблему «способа повествования» он рассматривает в связи с более широкой проблемой «перспективы повест­вования», а также техникой оформления времени и видов речи в связи с этими вопросами.

В качестве категории, определяющей структуру повест­вования, им выдвигается и «повествовательное время», в котором заложена система всех отношений, присущих эпи­ческому произведению.

Значительно раньше аналогичную точку зрения выдви­нул Г. Мюллер. Основным положением Г. Мюллера яв­ляется утверждение, что отношение между временем повест­вования (Erzahlzeit) и фабульным временем (erzahlte Zeit) постоянно меняется в течение повествования. Это измене­ние в свою очередь определяет различные углы зрения, под которыми ведется повествование.

Интерес представляет и социологический подход к про­блеме «образ автора», представленный в работе Л. Шюкинга «Социология литературного вкуса», в которой рассмат­ривается социальная обусловленность писательской мане­ры, ее подчиненность требованиям читателей.

У нас литературоведческим аспектом «образа автора» на конкретных литературных произведениях занимались В. Эйхенбаум, И. Груздев, А. Векслер, М. Рыбникова, М. Петровский, Г. Гуковский, А. Бушмин и др.


Использованная литература:

 

1.      Брандес М.П. Стилистический анализ (На материале немецкого языка). — М.: Высш. школа, 1971.

2.      Шмелев Д.Н. Слово и образ. – М.: 1964.

3.      Тимофеев Л.В. Основы теории литературы. – М.: 1959.

4.      Виноградов В.В. О языке художественной литературы. – М.: 1959.

5.      Томашевский Б. Стилистика и стихосложение. – Л.: 1959.

6.      К. Friedemann.  Die Rolle des Erzahlers in der Epik. Leipzig, 1910.

7.      E.   Lammert.   Bauformen  des   Erzahlens.

8.      K. Forstreuter.   Die deutsche Icherzahlung. Berlin, 1924.

9.      A. Warren and  F.  Welle k.  Theory of Literature, 1955.

 


План:

 

 

1.      Общие понятия о категории "образ автора".

2.      Определение понятия "автор".

3.      Ошибочные отождествления "образа автора" с другими понятиями.

4.      Интерпретация сущности категории "образ автора" различными лингвистами.

5.      Два аспекта проблемы "образа автора" в художественном произведении: литературоведческий и языковедческий.

6.      Проблема содержательной и формальной структуры «образа автора» в повествовательной прозе. Три точки зрения на перспективу повествования или категорию повествователя.

7.      Различные подходы к проблеме "образ автора"



Информация о работе "Образ автора" как объединяющий принцип стиля художественно-прозаического произведения