Образ Евгения Онегина в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Образ автора играл значительную роль и в более ранних опытах Пушкина. Герой подчас превращался в самого поэта, а событий ряд должен был казаться тенью, отголоском событий внутренней жизни автора. Последовав этой традиции в 1-й главе «Евгения Онегина», Пушкин постепенно обособляет образ автора – и от образа гласного героя, и от своей собственной личности. Автор, каким он предстает в многочисленных «лирических отступлениях» (которые постепенно выстраиваются в особую сюжетную линию), связан с Онегиным дружескими узами, но чем дальше, тем меньше с ним совпадает во вкусах, пристрастиях, взглядах.

Файлы: 1 файл

Копия Саратовский Свято.docx

— 52.06 Кб (Скачать файл)

 

 Связь с Ленским  - этим юным мечтателем, который  так понравился нашей публике,  всего громче говорит против  мнимого бездушия Онегина. Онегин  презирал людей, 

Но правил нет без исключений:

Иных он очень отличал,

И вчуже чувство уважал.

Он слушал Ленского с улыбкой.

Поэта пылкий разговор,

И ум, еще в сужденьях  зыбкий,

И вечно вдохновенный взор, -

Онегину все было ново,

Он охладительное слово 

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет 

И юный жар и юный бред.

Меж ними все рождало споры 

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь, в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

 

 Дело говорит само  за себя: гордая холодность и  сухость, надменное бездушие Онегина  как человека произошли от  грубой неспособности многих  читателей понять так верно  созданный поэтом характер. Но  мы не остановимся на этом  и исчерпаем весь вопрос.

 

 Чудак печальный и  опасный, 

Созданье ада иль небес,

Сей ангел, сей надменный  бес,

Что ж он? - Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще 

Москвич в Гарольдовом плаще;

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?..

Уж не пародия ли он?

.........................................

Все тот же ль он, иль усмирился?

Иль корчит так же чудака?

Скажите, чем он возвратился?

Что нам представит он пока?

Чем ныне явится? Мельмотом,

Космополитом, патриотом,

Гарольдом, квакером, ханжой,

Иль маской щегольнет иной?

Иль просто будет добрый малой,

Как вы да я, как целый  свет?

По крайней мере мой совет:

Отстать от моды обветшалой.

Довольно он морочил свет... -

Знаком он вам? - "И да и нет".

- Зачем же так неблагосклонно 

Вы отзываетесь о нем?

За то ль, что мы неугомонно

Хлопочем, судим обо всем,

Что пылких душ неосторожность

Самолюбивую ничтожность 

Иль оскорбляет, иль смешит;

Что ум, любя простор, теснит;

Что слишком часто разговоры 

Принять мы рады за дела,

Что глупость ветрена и зля,

Что важным людям важны  вздоры,

И что посредственность одна

Ним по плечу и не странна?

Слажен, кто смолоду был  молод,

Влажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод 

С летами вытерпеть умел;

Кто странным снам не предавался;

Кто черни светской не чуждался;

Кто в двадцать лет был  франт иль хват,

А в тридцать выгодно женат;

Кто в пятьдесят освободился 

От частных и других долгов;

Кто славы, денег и чинов 

Спокойно в очередь  добился;

О ком твердили целый век:

N. N. прекрасный человек. 

Но грустно думать, что  напрасно

Была нам молодость  дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

Несносно видеть пред собою 

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинного толпою

Идти, не разделяя с ней 

Ни общих мнений, ни страстей.

 Эти стихи - ключ  к тайне характера Онегина.  Онегин - не Мельмот, не Чайльд-Гарольд, не демон, не пародия, не модная причуда, не гений, не великий человек, а просто - "добрый малой, как вы да я, как целый свет". Поэт справедливо называет "обветшалою модою" везде находить или везде искать все гениев да необыкновенных людей. Повторяем: Онегин - добрый малой, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет- в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность. И за то-то эта самолюбивая посредственность не только провозгласила его "безнравственным", но и отняла у него страсть сердца, теплоту души, доступность всему доброму и прекрасному. Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило совсем такое воспитание. Блестящий юноша, он был увлечен светом, подобно многим; но скоро наскучил им и оставил его, как это делают слишком немногие. В душе его тлелась искра надежды - воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы; но он скоро увидел, что перемена мест не изменяет сущности некоторых неотразимых и не от пашей воли зависящих обстоятельств:

Два дни ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий - рощи, холм и  поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон;

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука  та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Пи карт, пи балов, пи стихов.

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

 Мы доказали, что Онегин  не холодный, не сухой, не бездушный  человек, но мы до сих пор  избегали слова эгоист, - и так  как избыток чувства, потребность  изящного не исключают эгоизма,  то мы скажем теперь, что Онегин - страдающий эгоист. Эгоисты бывают  двух родов. Эгоисты первого  разряда - люди без всяких заносчивых  или мечтательных притязаний; они  не понимают, как может человек  любить кого-нибудь, кроме самого  себя, и потому они нисколько  не стараются скрывать своей  пламенной любви к собственным  их особам; если их дела идут  плохо, они худощавы, бледны, злы,  низки, подлы, предатели, клеветники; если их дела идут хорошо, они толсты, жирны, румяны, веселы, добры, выгодами делиться ни с кем не станут, но угощать готовы не только полезных, даже и вовсе бесполезных им людей. Это эгоисты по натуре или по причине дурного воспитания. Эгоисты второго разряда почти никогда не бывают толсты и румяны; по большой части это народ больной и всегда скучающий. Бросаясь всюду, везде ища то счастия, то рассеяния, они нигде не находят ни того, ни другого с той минуты, как обольщения юности оставляют их. Эти люди часто доходят до страсти к добрым действиям, до самоотвержения в пользу ближних; но беда в том, что они и в добре хотят искать то счастия, то развлечения, тогда как в добре следовало бы им искать только добра. Если подобные люди живут в обществе, представляющем полную возможность для каждого из его членов стремиться своею деятельностию к осуществлению идеала истины и блага, - о них без запинки можно сказать, что суетность и мелкое самолюбие, заглушив в них добрые элементы, сделали их эгоистами. Но наш Онегин не принадлежит ни к тому, ни к другому разряду эгоистов. Его можно назвать эгоистом поневоле; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли "fatum" (рок, судьба (лат.)). Благая, благотворная, полезная деятельность! Зачем не предался ей Онегин? Зачем не искал он в ней своего удовлетворения? Зачем? зачем? - Затем, милостивые государи, что пустым людям легче спрашивать, нежели дельным отвечать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Изд. 2-е. Л., 1971. Лотман Ю.М. Роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин»

2. А.С. Пушкин «Евгений  Онегин». http://www.rvb.ru/pushkin/01text/04onegin/01onegin/0836.htm

3.   В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Сочинения Александра Пушкина. Статья 8.

4. Бродский Н. Л. «Евгений Онегин». Роман А. С. Пушкина. Пособие для учителя, 5-е изд. М., 1964.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образ Евгения Онегина в романе Пушкина "Евгений Онегин"