Образ Христа в романе «Братья Карамазовы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является выявление и анализ архетипа Иисуса Христа в романе «Братья Карамазовы».
Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:
Ознакомиться с литературой по теме исследования, посвященной творчеству Ф.М. Достоевского.
Охарактеризовать, выделить основные черты архетипа в литературоведении.
Рассмотреть образ Христа в понимании Достоевского.
Определить образ Алексея в романе.
Сделать выводы о том, как автор раскрывает архетип Христа в романе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие архетипа и происхождение термина. Модели литературного архетипа 6
Глава 2. Архетип Христа в исследовательской литературе 9
Глава 3.Архетип Христа в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» 13
Заключение 17
Библиография 18

Файлы: 1 файл

Моськиной Т. курсовая.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение  3

Глава 1. Понятие архетипа и происхождение термина. Модели литературного архетипа  6

Глава   2. Архетип  Христа в исследовательской литературе  9

Глава 3.Архетип Христа в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» 13

Заключение   17

Библиография   18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Роман «Братья  Карамазовы», написанный и опубликованный в эпоху нарастания новой революционной  ситуации, обострившей все «проклятые вопросы» российской действительности, охватывает широчайший спектр проблем  – от остро социальных, «сиюминутных», до глубоко философских, нравственно-этических. Проблема капиталистического развития, революционного или религиозного пути, языческой («карамазовской») стихии и христианской просветленности, проблема интеллигенции и народа, национального, духовного и культурного своеобразия России, – все эти проблемы (и многие другие) сошлись в последнем романе Достоевского.

Актуальность данной работы можно объяснить тем, что архетип Христа как таковой при анализе романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» не выделялся до настоящего времени, хотя существует достаточное количество работ, в которых исследуется именно образ Иисуса Христа. А также актуальность исследования состоит в том, что все вопросы, которые волновали писателя-гуманиста, «разгадывающего тайну человека», потерявшего целостность, утратившего гармонию, находящегося в разладе с действительностью и самим собой, начинают стягиваться к своему центру, своему фокусу - к идее «еще более непосильной» - к идее Бога. Он страдает этой идеей. По выходе с каторги Достоевский рассказывает о своих раздумьях одной из «декабристок» - Н. Фонвизиной - следующее: «Я скажу Вам про себя, что я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до конца дней моих. Каких страшных мучений стоило и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост: верить, что нет ничего прекраснее, глубже и симметричнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной». 1

Иисус Христос  – это центр всего Священного Писания. А эта книга в свою очередь стала главной в библиотеке Достоевского. Никогда он не расставался с ней, она всегда лежала на виду на письменном столе, он брал ее с собой в дорогу. В этой книге около восьмидесяти помет, сделанных Достоевским, которому открылся смысл христианства. После каторги образ Христа становится для Достоевского существенным и определяющим началом его мышления – интеллектуального, эстетического и духовного. За два часа до своей кончины Достоевский, «подозвав к себе сына, передал ему Евангелие, прося бережно сохранять и никому не отдавать этой охранявшей его в жизни от всех заблуждений святыни»2Анна Григорьевна не забывала о завещании Федора Михайловича. Евангелие хранилось в семье Достоевских «как дорогая незабвенная память о нем».

Таким образом, христианский мотив играет огромную роль в творчестве писателя: достаточно вспонить такие произведения, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Мальчик у Христа на елке» и другие.

Итак, целью данной работы является выявление и анализ архетипа Иисуса Христа в романе «Братья Карамазовы».

Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:

  1. Ознакомиться с литературой по теме исследования, посвященной творчеству Ф.М. Достоевского.
  2. Охарактеризовать, выделить основные черты архетипа в литературоведении.
  3. Рассмотреть образ Христа в понимании Достоевского.
  4. Определить образ Алексея в романе.
  5. Сделать выводы о том, как автор раскрывает архетип Христа в романе.

Объектом исследования является  роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Предметом исследования является архетип Иисуса Христа в романе.

Методы  исследования: сравнительный, метод анализа и синтеза, метод наблюдения, элементы архетипического анализа.

Практическая  значимость курсовой работы заключается в том, что ее результаты могут использоваться при дальнейших научных исследованиях  по данной теме. А также в возможности использования основных положений для написания других курсовых работ и использовании их на научно-практических конференциях.

Данная работа состоит из двух частей: введения и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Понятие архетипа и происхождение термина

АРХЕТИ́П (от греч. archetypos — «древний, начальный вид, образ, облик» от arche — «начало» и typos — «отпечаток, изображение») — прообраз, изначальная идея, формирующая творческую активность. В художественной деятельности архетипом называют определенный исторически сложившийся тип, характер восприятия действительности, мироощущения и мировоззрения.3

Карл Юнг  высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.4

В ряду множества  архетипов, описанных Юнгом, стоят  мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.

Архетип – это  глубоко укоренившийся образ  в нашем сознании. Мы можем не осозновать, что он у нас есть. Отчасти Юнг считал, что архетип  имеет биологическую основу, т.е. передается генетически. Определенные ключевые ситуации человеческой жизни повторялись всегда, везде, независимо от рассы и .т. например, рождались люди – архетип младенца, везде они и умирали – архетип смерти, все это по-своему значимые события для каждой семьи. В жизни людей всегда имели огромную значимость люди, обладающие большим опытом, знаниями это – архетип мудреца, старца. Коллосальную роль также играли архетипы мужчины - воина, женщины – матери. Архетипы образуют самые глубинные структуры, формирующие наше восприятие, нашу картину мира, ценности на глубинном уровне, которые мы сами контролировать не можем. Архетипы «направляют» наше восприятие действительности.

Так, современная  психология оказывается перед лицом  вопроса, весьма напоминающего тот, что некогда стоял перед алхимиками: является ли самость символом Христа или Христос - символом самости? «Данная моя работа подтверждает вторую из альтернатив. Я попытался показать, как традиционный образ Христа концентрирует в себе характеристики архетипа -а именно, архетипа самости».5

Таким образом, мы приходим к заключению о том, что архетип является основным элементом коллективного бессознательного, так как всегда актуален в художественном творчестве.

Модели литературного  архетипа.

А. Большакова в  статье «Литературный архетип» выделяет несколько значений «архетипа» как литературной категории:

  • писательская индивидуальность (напр. о Пушкине ученые говорят как об «архаическом архетипе поэта»);
  • «вечные образы» (Гамлет, Дон-Жуан, Дон Кихот);
  • типы героев («матери», «дитяти» и т. д.);
  • образы — символы, часто природные (цветок, море).

Одно из основных свойств литературного архетипа является его типологическая устойчивость и высокая степень обобщения. По мнению А. А. Фаустова, архетип в  настоящее время может обозначать «универсальный образ или сюжетный элемент, или их устойчивые сочетания разной природы и разного масштаба (вплоть до авторских архетипов)».

Следовательно, постепенно формируется понятие  литературного архетипа, а элементы архетипического анализа наряду с другими методологическими  приемами чаще всего присутствуют в современном литературоведческом исследовании как один из аспектов общей поэтики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Архетип Христа в исследовательской литературе

Достоевский, как  свидетельствует его биография, был верующим человеком, это подтверждают и его слова, написаные выше, и то, что, как рассказывала его жена Анна Сниткина, Библия во время и после каторги стала для писателя настольной книгой. Именно Библия была для Достоевского верным ориентиром на этом нелегком пути духовных поисков. В этой книге писатель видит совсем иной уровнень  надмирного бытия. Для него это не просто книга, но и своеобразная полнота книг, то семя, в котором уже пребывают прекрасные плоды христианской словесности и шире - культуры в целом. Библия -  «алфавит духовный», без знания которого, по Достоевскому, невозможно творчество для современного художника. В “общении” с ней Достоевский открывает высшие истины, художественно запечатленные в его произведениях. Эта книга по существу в последние годы становится для писателя одним из главных источников идей, создающих философско-религиозный подтекст романов.

Жизнеописание Христа носит канонический характер, оно описано, прежде всего, в Библии. Она свидетельствует о том, что  Христос пришел на землю, чтобы искупить первородный грех, совершенный Адамом и Евой. Искупитель - одно из его имен. В жертвенной смерти Христа человечество восстало и вновь обрело бессмертие. Христос искупает последствия грехопадения уже тем, что сам рождается вне плотского греха - от непорочного зачатия. Христос - Богочеловек, пришедший, чтобы дать человечеству возможность спасения, жизни вечной. Христос - подлинный учитель («А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос» [Матф.23,8]), он пришел в мир, чтобы открыть Истину и указать Путь. («Иисус сказал ему: я есмь путь и истина жизнь» [Ин.14,6]). «Христос и приходил за тем, - пишет Достоевский в заметках к одному из своих романов, - чтобы человечество узнало, что природа духа человеческого может явиться в таком небесном блеске и в самом деле и во плоти, а не что в одной только мечте и  идеале. Последователи Христа, обоготворившие эту просиявшую плоть, засвидетельствовали в жесточайших муках, какое счастье носить в себе эту плоть, подражать совершенству этого образа и веровать в него во плоти».

Можно сделать  вывод о том, что христианство Достоевского было светлое. Идеальное  христианство, согласно его пониманию, есть действительно религия любви  и потому свободы, религия благостного  отношения ко всякому человеку и  ко всему миру. (А такое отношение как раз показывает нам Христос).

Известные русские  философы, вырабатывающие христианское миропонимание, почти все отстаивают христианство как подлинно религию  любви и свободы. Чтобы оценить  значительность этого движения, достаточно указать на следующие имена: Вл. Соловьев, кн. С.Н. Трубецкой, кн. Е.Н. Трубецкой, о. П. Флоренский, о. С. Булгаков, Н. Бердяев, Мережковский, Франк, Карсавин, Вышеславцев, Арсеньев, В. Зеньковский, Кобылинский-Эллис.

Итак, при написании  романа Достоевскому крайне близка тема христианства, Библия – это некий ориентир автора, которому он дает авторитет. Как писала его жена, Анна Сниткина: «В Библии он черпал силу  и бодрость, а вместе с тем и готовность на борьбу с открывшимися ему в бытии трудностями…»

Исследуя работы известных авторов, которые посвящены анализу христианского миропонимания Достоевского, можно выделить некоторую связь, которая ведет к понимаю образа Христа. Такой  исследователь, как Н.О. Лосский является, безусловно, самым крупным умозрительным представителем русской философии и одним из самых значительных философов 20 века вообще. На трудах Лосского воспитывалось не одно поколение мыслящих русских людей.  В своем труде «Бог и мировое зло» он пишет: «Для осуществимости идеала обожения человека нужны многие условия – своеобразное строение мира и тесная связь Бога с миром. Важнейшее из этих условий есть боговоплощение, т.е. вступление в мировой процесс Самого Сына Божия, сотворившего идею абсолютно совершенной человечности и осуществляющего ее в своей жизни. Сын Божий, снисшедший на землю в образе Иисуса Христа, служит миру примером осуществленного добра, более того, руководителем к добру и, еще важнее, благодатным содеятелем природы падшего человека, свободно полюбившего Его и жаждущего возрождения».

Таким образом, «классический» русский мыслитель разделяет библейское понимание образа Христа, подтверждая, что Он есть Сын Божий.

Другой, не менее  известный русский философ –  Николай Бердяев, нашедший столь большой отклик, признание на Западе  в своей монографии «Философия свободы» (1911г.) говорит: «Христос явился в мир как оправдание творения, как смысл, Логос творения. Христос  — предвечный Сын Бога  — усыновил человека Богу, усыновил всё творение, возвратил к Творцу Своей искупительной жертвой. То, что было не по силам человеческим, не по силам природным, оказалось по силам Сына Божьего. Жертва, принесенная человеком, его кровь и страдания, не может искупить греха, не спасает, так как не соответствует всей безмерности содеянного преступления и не есть еще действие совместное с Богом, не есть еще богодейство. Жертва не искупала греха, и не спасало исполнение закона. Закон Ветхого Завета, как и всякий закон до Христа, был лишь предварительным подготовлением человечества к принятию религии любви и свободы. Религия Христа не есть уже религия жертвы и закона, а религия любви и свободы. Христос  — центр истории, смысл истории; история шла к Нему и идет от Него».

Информация о работе Образ Христа в романе «Братья Карамазовы»