Образ Христа в романе «Братья Карамазовы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является выявление и анализ архетипа Иисуса Христа в романе «Братья Карамазовы».
Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:
Ознакомиться с литературой по теме исследования, посвященной творчеству Ф.М. Достоевского.
Охарактеризовать, выделить основные черты архетипа в литературоведении.
Рассмотреть образ Христа в понимании Достоевского.
Определить образ Алексея в романе.
Сделать выводы о том, как автор раскрывает архетип Христа в романе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие архетипа и происхождение термина. Модели литературного архетипа 6
Глава 2. Архетип Христа в исследовательской литературе 9
Глава 3.Архетип Христа в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» 13
Заключение 17
Библиография 18

Файлы: 1 файл

Моськиной Т. курсовая.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Эдвард  Ф. Эдингер в работе «Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)» пишет: 
«Единородный Сын Господа Бога отвергает свою божественность, воплотившись в образе человека вследствие непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Иисус родился в бедности, а Его рождению сопутствовал ряд событий, и вместе с тем Ему удалось избежать нескольких угрожающих Его жизни серьезных опасностей. Став взрослым, Он крестился у Иоанна Крестителя, на Него сошел Святой Дух, что свидетельствовало о Его призвании. Иисус испытал дьявольские соблазны. Он исполнил свою миссию, которая заключалась в прославлении Милости Божией и провозглашении наступления Царствия Небесного. После терзающей неопределенности Он принял свою судьбу, то есть: арест, пытки, бичевание, насмешки, издевательства и распятие. На третий день после смерти Он воскрес. В течение сорока дней Он являлся своим ученикам и говорил с ними, а затем вознесся на небеса. Десятью днями позже, на Пятидесятницу, на апостолов в качестве «Утешетиля»  сошел Святой Дух».

Из данных слов можно сделать заключение, что  жертва Христа стала искуплением греха всего человечества. Подтверждение этому мы видим и в Библии: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» - Билия, Книга Пророка Исайи, 53:5.

Проанализировав  работы известных исследователей, а  также текст четырех Евангелий, можно сделать вывод о том, что Иисус Христос – это  Бог во плоти, который пришел на Землю, чтобы послужить людям, отдать свою жизнь, чтобы  каждый мог иметь «жизнь вечную».

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Архетип Христа в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Алеша – «ранний  человеколюбец». Как любящему природу  человеку естественно встречать  благосклонным взгядом каждый цветок, каждую пробивающуюся среди камней травку, всякого жаворонка, звенящего в воздухе, и желать в случае нужды помочь его жизни, так и Алеше Карамазову свойственно желание и умение войти и понять жизнь каждого человека. Только он обладает некой всеобъемлющей любовью, она исходит их духовной связи его со всем миром, и особенно со всеми людьми, в доброе, объединяющем мир с Богом. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Евангелие от Иоанна 15:12). Чистота сердца Алеши, свободного от себялюбия, прямо вводит его в единство мира в Боге – «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Евангелие от Матфея 5:8). Только Алексей и его духовнй «наставник», учитель - Зосима умеют слушать и слышать внутренние голоса других. Поэтому все так и стремятся к беседе с ними. Алеша выступает как «лекарь», в отличие от ограниченных и неумелых «лекарей», выведенных в романе, пытающийся в личном общении, так сказать, душа с душой, принять на себя боль другого человека, показать, что зло не центр души собеседника, а нечто для него внешнее, маска, надетая на него внешними обстоятельствами. А человек под нею. Можно сказать, что Алеша (используя выражение Достоевского) «ищет человека в человеке». Это как бы «лечение души». И его «лечебную силу» герои чувствуют, начиная  уже с первых эпизодов романа. Образ старца не менее важен для нас, ведь он - это тот, у кого учится наш герой, с кого берет пример. Вот слова Зосимы, обращенные к главному герою: «С тобой Христос. Сохрани Его, и Он сохранит тебя». Достоевский рисует героя, поступающего в жизни так, как поступил бы сам Христос. Для писателя это было высшим мерилом нравственности. В неоконченном письме Кавелину он утверждал: «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна – Христос…Нравственный образец и идеал есть у меня один - Христос». Христианство Алеши, как и у старца Зосимы – светлое, приемлющее мир. Главный герой вовсе не собирается быть затворником, презирающим мир и отрекающимся от него. ( И это вполне соответствует христианской «миссии»: «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие…») Старец Зосима говорит своему воспитаннику: «Если возможешь принять на себя преступление стоящего перед тобою и судимого сердцем твоим преступника, то немедленно приими и пострадай за него сам, его же без укора отпусти». («Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» - Первое послание Апостола Петра 2:21), «…без укора отпусти» - эти слова мудрого старца напоминают историю блудницы и фарисеев из Евангелия: «Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Таким образом, Зосима есть «духовный» отец Алексея, но у него есть и физический –  Федор Павлович. Так и у Христа был отец духовный – Бог-Творец (т.к. Его рождение было «Свыше» - от семени Святого Духа (Евангелие от Луки 1:26-35)), и физический – Иосиф.

Алеша, как видится  Достоевскому, абсолютно адекватно  воспринял в себя образ Христа и следует ему в каждом своем  поступке. Не случайно в главе «Кана Галилейская» чудится Алеше, что зван он на пир к Христу, зван и призван. Писатель ориентирует образ любимого героя на высший в его представлении образец нравственности. Определенное «следование-слияние» Алеши и Христа прослеживается в художественной ткани романа. Говоря о том, что в «Братьях Карамазовых», то есть в первом романе, который «произошел еще тринадцать лет назад», Алеше «всего двадцать лет». То есть во втором, главном романе, где Алеше (по свидетельству современников) предстоял эшафот, ему было ровно тридцать три года, как и Христу в момент распятия. Эпизод, когда старец посылает Алешу, называя его сынком, в мир, пророча ему грядущие несчастия («Горе узришь великое и в горе сем счастлив будешь »), тоже имеет явную евангельскую параллель.

Итак, можем  сделать вывод о том, что Архетип  Христа был воплощен в Алекее Карамазове.

Достоевский описывает  некоторые сцены с Алексеем, которые  имеют явный библейский контекст: Вот слова Ракитина, «друга» Алеши  — неверующего интриганта и завистника, когда он за двадцать пять рублей привел Алешу к Грушеньке: «Ты теперь за двадцать пять рублей меня давешних «презираешь»? Продал, дескать, истинного друга. Да ведь ты не Христос, а я не Иуда». Ракитин, конечно, не Иуда, но поступает именно так. В Евангелиях мы находим повествование о том, как Иуда Искариот продает  своего друга и Учителя, Иисуса Христа за тридцать серебренников.

Также хочется  отметить сцену поцелуя Алеши  - в эпилоге вокруг него группируются мальчики, товарищи умершего Илюшечки, жадно внимающие каждому Алешиному слову («Всех их собралось человек двенадцать» -  число, явно ориентирующее читателя на двенадцать учеников Иисуса). Дети любят Алешу, и он их также — здесь есть параллель и со Словами из Библии, где Иисус призывает: «Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». (Евангелие от Луки 18:15)

Начало протеста, заложенное в образе Алеши (ведь сопоставление  с Христом означало крестную муку, которую за столкновение с властями должен был перенести Алеша), должно было, по всей видимости, реализоваться во втором, так и ненаписанном романе. Об этом сохранились свидетельства очевидцев. По воспоминаниям Суворина,  Достоевский  говорил, «что напишет роман, где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел его провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое  преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером…»6 Христос выступил против Синедриона (офицальной церкви) и Пилата как представителя государства. Выступая перед студентами С.-Петербургского университета с чтением главы «Великий инквизитор», поясняя свой замысел, Достоевский сказал: «Если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства».

Надо добавить, что к Алеше отношение автора не только любовное, но и в каком-то смысле интимное. Не случайно он дал  этому герою имя своего любимого, умершего в 1878 году, прямо перед началом  написания романа, трехлетнего сына. Возможно, он хотел придать герою и некоторые черты своей биографии.

Таким образом, воплощением архетипа Иисуса Христа дей ствительно стал Алексей Крамазов. Он нужен всем, только в беседе с ним герои романа находят успокоение души, мир. (Псалом 61:2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью данной работы был анализ архетипа Христа в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В ходе исследования цель была достигнута.

Нами была изучена  научная литература по данной теме, дано определение архетипа, моделей литературного архетипа, текст романа «Братья Карамазовы» проанализирован с точки зрения присутствия в нем архетипа Христа.

Теория архетипов  была разработана Карлом Густавом Юнгом. Архетип представляет собой своего рода первичное представление об окружающем мире и не зависят от личности человека, его местонахождения, рассы и т.п.архетипами можно считать то немалое количество символов (образов), которое присуще всем древним культурам.

Ф. М. Достоевский прошел долгий сложный и мучительный путь духовных поисков ответов на мировые вопросы о месте человека в действительном мире, о смысле человеческого бытия. При этом Библия и личность Христа всегда выступали для него одним из главных духовных ориентиров, определяющим нравственные, религиозные и художественные принципы писателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского, [Текст] / - Прага: Русская мысль, 1918. – 1923. - 521с.
  2. Библия. Книги Священного Писания Нового и Ветхого Завета Канонические, [Текст] / - Москва: Российское Библейское Общество, 2009. - 1217 с.
  3. Большакова А. Ю. Литературный архетип, [Текст] / А.Ю. Большакова. -  Москва: Логос — 2001. —171с.
  4. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы», [Текст] / - Санкт-Петербург: Наука, 1977. – 197 с.
  5. Достоевский Ф. М. Дневник писателя, [Текст] / - Москва: Азбука, 1999.  - 515 с.
  6. Кантор В.К. Братья Карамазовы Ф. Достоевского, [Текст] / - Москва: Художественная литература, 1983. – 192 с.
  7. Кричевский М.  Дневник А.С. Суворина, [Текст] / - Волгоград:  Л.Д.Френкель,1923. - 200с.
  8. Леонтьев К.Н. Наши новые философы: Ф. М. Достоевский и граф Толстой, [Текст] / К.Н. Леонтьев – Москва: Аспект Пресс, 1882. – 532 с.
  9. Соловьев В.С.Три речи о Достоевском, [Текст] /  - Москва: Мысль, 1884.— 323 с.
  10. Фаустов А. А. Архетип . Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий, [Текст] / — Москва: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. — 24с.
  11. Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского. - Россия и славянство, [Текст] /  - Москва: Ренессанс, 1931. -  211 с.
  12. Эдвард Ф. Эдингер Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа), Перевод с английского В.Мершавка, [Текст] / - Москва: ИНФРА-М, 2000. – 583 с.
  13. Юнг К. Г. Архетип и символ, [Текст] / К.Г. Юнг. — Москва: Ренессанс, 1991. — 298 с.

 

 

1 Письмо к Н.Ф. Фонвизиной, №61, февраль 1854 г.

2 Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М.: Азбука, 1999. 515 с.

3Фаустов А. А. Архетип // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / [гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко]. — М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. — С. 24.

4 Эдвард Ф. Эдингер "Христианский архетип (юнгианское исследование жизни Христа)"

5 Юнг К. Г. AION // гл.5 Христос, символ самости

6 А.С. Суворин. Дневник. М. – Пгр., 1923, с.16.

 


Информация о работе Образ Христа в романе «Братья Карамазовы»