Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 03:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение изображения и влияние города в произведениях Л.Н. Толстого.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить жизнь писателя в городе Москва;
Проследить за яркими событиями автора в городе;
Раскрыть образ Москвы в произведении «Война и мир»;
Отследить параллель между личными впечатлениями автора от Москвы и жизнью героя в трилогии «Детсвто» «Юность» «Отрочество»;
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................6
ГЛАВА 1.ЖИЗНЬ В СТОЛИЦЕ И МОСКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО…………………………………………………………………8
1.1 Жизнь Л.Н. Толстого в Москве……………………………….……….…...9
1.2 Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи..15
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МОСКВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХЛ.Н.ТОЛСТОГО ……18
2.1 Москва в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»......................................19
2.2 Москва в повестях «Детство», «Отрочество», «Юность».........................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................35
СПСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1.ЖИЗНЬ В СТОЛИЦЕ И МОСКОВСКИЕ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО………………………………………………
1.1 Жизнь Л.Н. Толстого в Москве……………………………….……….…...9
1.2 Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи..15
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МОСКВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХЛ.Н.ТОЛСТОГО ……18
2.1 Москва в романе Л.
Н. Толстого «Война и мир»..........................
2.2 Москва в повестях
«Детство», «Отрочество», «Юность»......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............
Московское общество всегда ярчайшим образом отражало все явления, происходящие в общественной жизни России. Образ Москвы и москвичей нашел достойное воплощение в художественной литературе как классической, так и современной, в произведениях писателей различных стилей и направлений. В данной работе я постараюсь раскрыть образ Москвы в произведениях Л.Н. Толстого, опираясь на его личные впечатления и на его творчество.
Москва для Толстого - не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала участником его произведений, она связана с очень важными этапами его жизни. Отношение писателя к великой столице менялось на протяжении всей жизни, детское восхищение величием древнего города сменялось непринятием светской пустоты. Но над всем этим всегда вставал образ Москвы, созданный в произведениях Львом Николаевичем. Толстой обогатил и украсил московскую жизнь созданиями своего гения: в Москве жили Пьер Безухов и Наташа Ростова, Андрей Болконский, Стива Облонский, Катюша Маслова. Рожденные воображением великого художника, они реальны, как сама жизнь.
Предмет исследования: жизнь ЛН. Толстого и его образ Москвы в его произведениях
Объект исследования: образ и роль города Москва в произведениях Л.Н. Толстого.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что она показывает как была изображена, и как повлияла на героев взятых произведений и самого автора Москва .
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть образ Москвы в произведениях писателя.
Целью курсовой работы является рассмотрение изображения и влияние города в произведениях Л.Н. Толстого.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Курсовая работа состоит их введения, 2 глав, в первой главе 2 параграфа, вторая глава включает в себя 2 параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Введение представляет собой обоснование актуальности темы исследования, определение предмета и объекта исследования, раскрытие теоретической и практической значимости работы, указание цели, формулирование задач исследования, а также раскрытие структуры курсовой работы.
Глава 1 даёт представление о жизни Л.Н. Толстого и его деятельностью в городе Москва
Глава 2 посвящена образу Москвы в произведениях писателя
В заключении подводятся основные выводы в их соотношении с общей целью и конкретными задачами.
Список использованной литературы содержит 26 источник.
ГЛАВА1. ЖИЗНЬ В СТОЛИЦЕ И МОСКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО
Лев Толстой приезжал в Москву более ста пятидесяти раз. Сохранились многие здания, связанные с жизнью и творчеством писателя, на улицах Плющиха, Сивцев Вражек, Воздвиженка, Тверская, Нижний Кисловский переулок, Смоленский бульвар, Земледельческий переулок, Вознесенский переулок и, наконец, Долгохамовнический переулок (совр. улица Льва Толстого) и другие. Часто бывал писатель и в Кремле, где жила семья его жены — Берсы. Толстой любил ходить по Москве пешком, причем даже зимой. Последний раз писатель приезжал в Москву в 1909 году.
Круг людей, окружавший Толстого на протяжении его долгой 82-летней жизни, необычайно широк. Кто только не был знаком с великим писателем. В его окружении были декабристы, друзья и знакомые А.С.Пушкина, государственные деятели, музыканты, художники, журналисты, и многие-многие другие. В кругу его друзей были даже представители царской крови, и при этом он общался, общался с большим желанием с многочисленными выходцами из народа. В разные периоды жизни Толстого частыми гостями в доме писателя были знаменитые деятели искусства и науки: Танеев, Мечников, Нестеров, Репин, Л. Андреев, В.Стасов и другие.
Каждое утро у дома в Ясной Поляне собирались крестьяне-просители и просто пришедшие издалека люди для того, чтобы побеседовать с великим писателем о земле, Боге, вере, правительстве, о начавшейся в стране революции. Биограф Толстого П.И.Бирюков так объяснял стремление людей общаться с писателем: «В этих людях жила потребность внутренней моральной работы... В этих людях жила потребность абсолютного, т.е. религиозного критерия нравственности. И этой потребности глубоко и широко удовлетворял Л.Н.Толстой своими религиозно-философскими сочинениями»
1.1 Жизнь Л.Н. Толстого в Москве.
В первый раз Лев Николаевич
приехал в Москву из Ясной Поляны, где
он родился и прожил безвыездно все раннее
детство, 11 января 1837 г., когда ему шел девятый
год. Он прибыл с отцом, бабушкой, тремя
старшими братьями – Николаем, Сергеем
и Дмитрием, с младшей сестрой Марией и
учителем Ф.И. Ресселем. Вся семья поселилась
в особняке на Плющихе, в доме Щербачева.
В июне того же 1837 г. в Москве скоропостижно
скончался отец Льва Николаевича– Николай
Ильич Толстой, и маленький Толстой остался
жить в Москве до следующего лета. Это
единственный случай во всей жизни Л.Н.Т.,
когда он прожил в городе
Его главный дом, построенный между 1800-м
и 1805-м гг., окружают флигель и служебные
помещения, а также большой сад с беседкой,
колодцем и насыпной горкой. В августе-сентябре
1882 г. дом был отремонтирован и существенно
расширен по указаниям Толстого. Им же
была куплена значительная часть мебели.
Семья прожила в Хамовниках с октября
1882-го по май 1901-го гг., каждое лето по-прежнему
проводя в Ясной Поляне. Из 13 детей Софьи
Андреевны и Льва Николаевича здесь жили
10: дочери Татьяна, Мария и Александра;
сыновья Сергей, Илья, Лев, Андрей, Михаил,
Алексей, Иван.
Последний раз писатель побывал на усадьбе
проездом в сентябре 1909 г., за год до своей
смерти. Обстановка дома, насчитывающая
около 6 тысяч подлинных вещей семьи, восстановлена
в соответствии с проживанием Толстых
в середине 1890-х гг. Уникальный историко-бытовой
памятник конца XIX века. В музее полностью
сохранена мемориальная обстановка, и
посетители попадают в атмосферу толстовского
дома, экспозиция которого относится ко
времени, когда писатель жил здесь в 1893-1895
гг. В кабинете, расположенном на втором
этаже, Толстым было написано около 100
В Москве, именно в Хамовниках
были написаны все лучшие произведения Льва
Однако Лев Николаевич
не любил Хамовнического дома за его шумную,
суетливую, отвлекавшую часто от работы
жизнь. Ранней весной великий писатель
"бежал в широкошумные дубравы" Ясной
Поляны, возвращаясь оттуда поздней осенью
после шести- или семимесячного там пребывания.
Уезжал Лев Николаевич из Москвы в Ясную
Поляну или в Никольское-Обольяново (имение
графов Олсуфьевых, в 20 верстах от г. Дмитрова)
и среди зимы. Все же в московском доме
писатель работал над целым рядом своих произведений.
Конечно, не только кабинет, но и все комнаты
старого дома видели в своих стенах Льва
Николаевича; во флигеле он жил вверху
в 1882 году, при перестройке дома, и бывал
внизу, когда там проживал одно время Лев
Львович, или заходя в «контору изданий».
В правом отделении большого сарая Лев
Николаевич утрами колол дрова и на веревке
относил их по черному ходу дома к печке
своего кабинета, отопляя свои две комнатки.
В сторожку — к дворнику и к кучеру и в
кухню — к повару Лев Николаевич захаживал
неоднократно. В садовой беседке писатель
правил корректуры романа «Воскресение»
в 1899 году. Из садового колодца Лев Николаевич
зимой на санках, а во время грязи — на
особой тележке, возил на себе воду в десятиведерной
бочке, разливая эту воду в бочки на кухне
или в клозетные баки. На дворе усадьбы
можно было видеть Льва Николаевича в
его нагольном овчинном тулупе или собирающегося
на лошади с бочкой на Москва-реку за водой,
или уже въезжающего с этой бочкой с улицы,
или вырубающего лед из этой бочки. Позже,
с 1895 г., на гладком, посыпанном всегда
речным песком, дворе Лев Николаевич обучался
езде на велосипеде. Из большого сарая
он часто выводил в 1880-х г. лошадь Красавчика,
а в 1890-х г. — Тарпана, чтобы или проехаться
верхом по круговой аллее сада, или выехать
за ворота на прогулку по Москве и даже
за город. На тесной площадке сада, против
большого дома, Лев Николаевич с детьми
часто кружился на коньках или смотрел,
как от флигеля по ледяной горе с шумным
весельем и смехом, на санях или больших
подносах, катались дети со своими товарищами...
За те двадцать лет (1882—1901), что Лев
Николаевич прожил в Хамовниках, в его доме перебывали самые разнообразные
лица — то домочадцы и родственники, то
гости и посетители самого Льва Николаевича,
привлекавшего к себе, подобно магниту,
людей самых различных классов, положений
и мировоззрений... |
1.2 Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи.
Накануне переписи в Москве - 20 января 1882 года - Лев Толстой поместил в газете "Современные известия" статью "О переписи в Москве". Писатель предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать истинные масштабы нищеты в Москве, помочь нуждающимся и этим, по возможности, оздоровить общество. "Надо к переписи присоединить дело любовного общения богатых, досужных и просвещенных с нищими, задавленными и темными. "Будем записывать, считать, но не будем забывать, что если нам встретится человек раздетый и голодный, то помочь ему важнее всех возможных исследований, открытий всех возможных наук; что если был бы вопрос в том, заняться ли старухой, которая второй день не ела, или погубить всю работу переписи, то пропадай вся перепись, только бы накормить старуху!" - писал он.
Другой великий современник и друг Толстого - живописец Илья Ефимович Репин - внимательно следил не только за творчеством, но и за общественной деятельностью писателя. В письме к В. В. Стасову Репин рекомендовал прочесть толстовскую статью в "Современных известиях": "...прочтите, очень любопытно, просто и сильно написано; хотя, конечно, останется гласом вопиющего в пустыне или сведется в конце концов на ту же филантропию, которой он не любит". Прочтите и вы, уважаемые читатели.
Толстой переписывал "участок Хамовнической части, у Смоленского рынка, по проточному переулку между Береговым проездом и Никольским переулком". Мало кому из современных москвичей эти названия говорят что-нибудь, кроме определения местности, но москвичам конца XIX века эти места были известны как Ржановская крепость - притон самой страшной нищеты и разврата... Толстой просил учредителей переписи назначить его счетчиком именно сюда.
По сведениям искусствоведа, старшего научного сотрудника музея-усадьбы И. Е. Репина "Пенаты" Людмилы Андрущенко, гений литературы привел на это социальное дно и гения живописи. Лев Николаевич Толстой и Илья Ефимович Репин обходили ночлежников вместе. Под впечатлением от увиденного и почувствованного художник сделал пять рисунков (один из них - "У костра" - хранится в музее Толстого на Пречистенке). Позже из-под кисти Репина вышла картина маслом - "Московская перепись". А Толстого ужасы городской нищеты так поразили, что он уехал в Ясную поляну, где написал трактат "Так что же нам делать?". Трактат носил резко оппозиционный характер и был запрещен цензурой. В России его напечатали только в 1906 году. А за границей - в Женеве - в 1886-м. Авторское название было изменено. "Какова моя жизнь?" - так был озаглавлен толстовский текст, проиллюстрирован рисунками И. Е. Репина.
Усилиями Толстого-переписчика чиновники городских департаментов получили точные статистические данные, а мы, современные читатели, - представление о жизни низов того времени. Сам же писатель получил от переписи ответ на давно волновавшие его вопросы. Можно сказать, нашел выход из своих духовных исканий.
"Так вот какие ответы
нашел я для себя на вопрос,
что нам делать. Первое: не лгать
перед самим собой, как бы
ни далек был мой путь жизни
от того истинного пути, который
открывает мне разум. Второе: отречься
от сознания своей правоты,
своих преимуществ,
Информация о работе Образ Москвы в произведениях Л.Н. Толстого