Образ Москвы в произведениях Л.Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение изображения и влияние города в произведениях Л.Н. Толстого.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить жизнь писателя в городе Москва;
Проследить за яркими событиями автора в городе;
Раскрыть образ Москвы в произведении «Война и мир»;
Отследить параллель между личными впечатлениями автора от Москвы и жизнью героя в трилогии «Детсвто» «Юность» «Отрочество»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................6
ГЛАВА 1.ЖИЗНЬ В СТОЛИЦЕ И МОСКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО…………………………………………………………………8
1.1 Жизнь Л.Н. Толстого в Москве……………………………….……….…...9
1.2 Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи..15
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МОСКВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХЛ.Н.ТОЛСТОГО ……18
2.1 Москва в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»......................................19
2.2 Москва в повестях «Детство», «Отрочество», «Юность».........................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................35
СПСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................37

Файлы: 1 файл

курсовая Управление Таможенным делом - копия.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................6

ГЛАВА 1.ЖИЗНЬ В СТОЛИЦЕ И МОСКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО…………………………………………………………………8

1.1 Жизнь Л.Н. Толстого в Москве……………………………….……….…...9

1.2 Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи..15

ГЛАВА 2. ОБРАЗ МОСКВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХЛ.Н.ТОЛСТОГО ……18

2.1 Москва в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»......................................19

2.2 Москва в повестях «Детство», «Отрочество», «Юность».........................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................35

СПСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                ВВЕДЕНИЕ

 

     Московское общество всегда ярчайшим образом отражало все явления, происходящие в общественной жизни России. Образ Москвы и москвичей нашел достойное воплощение в художественной литературе как классической, так и современной, в произведениях писателей различных стилей и направлений. В данной работе я постараюсь раскрыть образ Москвы в произведениях Л.Н. Толстого, опираясь на его личные впечатления и на его творчество.

Москва для Толстого - не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала участником его произведений, она связана с очень важными этапами его жизни. Отношение писателя к великой столице менялось на протяжении всей жизни, детское восхищение величием древнего города сменялось непринятием светской пустоты. Но над всем этим всегда вставал образ Москвы, созданный в произведениях Львом Николаевичем. Толстой обогатил и украсил московскую жизнь созданиями своего гения: в Москве жили Пьер Безухов и Наташа Ростова, Андрей Болконский, Стива Облонский, Катюша Маслова. Рожденные воображением великого художника, они реальны, как сама жизнь.

Предмет исследования:  жизнь ЛН. Толстого и его образ Москвы в его произведениях

Объект исследования: образ и роль города Москва в произведениях Л.Н. Толстого.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что она показывает как  была изображена, и как повлияла на героев взятых произведений и самого автора Москва .

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть образ Москвы в произведениях писателя.

 

Целью курсовой работы является рассмотрение изображения и влияние города в произведениях Л.Н. Толстого.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить жизнь писателя в городе Москва;
  2. Проследить за яркими событиями автора в городе;
  3. Раскрыть образ Москвы в произведении «Война и мир»;
  4. Отследить параллель между личными впечатлениями автора от Москвы и жизнью героя в трилогии «Детсвто» «Юность» «Отрочество»;

Курсовая  работа состоит их введения, 2 глав, в первой главе 2 параграфа, вторая глава включает в себя 2  параграфа, заключения и  списка использованной литературы.

Введение представляет собой обоснование актуальности темы исследования, определение предмета и объекта исследования, раскрытие теоретической и практической значимости работы, указание цели, формулирование задач исследования, а также раскрытие структуры курсовой работы.

Глава 1 даёт представление о жизни Л.Н. Толстого и его деятельностью в городе Москва

Глава 2 посвящена образу Москвы в произведениях писателя

В заключении подводятся основные выводы в их соотношении с общей целью и конкретными задачами.

Список использованной литературы содержит 26 источник.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. ЖИЗНЬ В СТОЛИЦЕ И МОСКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГО

 

     Лев Толстой приезжал в Москву более ста пятидесяти раз. Сохранились многие здания, связанные с жизнью и творчеством писателя, на улицах Плющиха, Сивцев Вражек, Воздвиженка, Тверская, Нижний Кисловский переулок, Смоленский бульвар, Земледельческий переулок, Вознесенский переулок и, наконец, Долгохамовнический переулок (совр. улица Льва Толстого) и другие. Часто бывал писатель и в Кремле, где жила семья его жены — Берсы. Толстой любил ходить по Москве пешком, причем даже зимой. Последний раз писатель приезжал в Москву в 1909 году.

Круг людей, окружавший Толстого на протяжении его  долгой 82-летней жизни, необычайно широк. Кто только не был знаком с великим  писателем. В его окружении были декабристы, друзья и знакомые А.С.Пушкина, государственные деятели, музыканты, художники, журналисты, и многие-многие другие. В кругу его друзей были даже представители царской крови, и при этом он общался, общался с большим желанием с многочисленными выходцами из народа. В разные периоды жизни Толстого частыми гостями в доме писателя были знаменитые деятели искусства и науки: Танеев, Мечников, Нестеров, Репин, Л. Андреев, В.Стасов и другие.

Каждое утро у дома в Ясной Поляне собирались крестьяне-просители и просто пришедшие  издалека люди для того, чтобы побеседовать с великим писателем о земле, Боге, вере, правительстве, о начавшейся в стране революции. Биограф Толстого П.И.Бирюков так объяснял стремление людей общаться с писателем: «В этих людях жила потребность внутренней моральной работы... В этих людях жила потребность абсолютного, т.е. религиозного критерия нравственности. И этой потребности глубоко и широко удовлетворял Л.Н.Толстой своими религиозно-философскими сочинениями»

                       

 

 

                 1.1 Жизнь Л.Н. Толстого в Москве.

 

 

В первый раз Лев Николаевич приехал в Москву из Ясной Поляны, где он родился и прожил безвыездно все раннее детство, 11 января 1837 г., когда ему шел девятый год. Он прибыл с отцом, бабушкой, тремя старшими братьями – Николаем, Сергеем и Дмитрием, с младшей сестрой Марией и учителем Ф.И. Ресселем. Вся семья поселилась в особняке на Плющихе, в доме Щербачева. В июне того же 1837 г. в Москве скоропостижно скончался отец Льва Николаевича– Николай Ильич Толстой, и маленький Толстой остался жить в Москве до следующего лета. Это единственный случай во всей жизни Л.Н.Т., когда он прожил в городе целое лето. Рассказывая в "Отрочестве" о своей первой поездке в Москву, Лев Николаевич говорит, что поездка эта оказала на него сильное влияние. Он считал, что с нею связан конец детства и начало отрочества. С этого времени произошла в нем "моральная перемена", "как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной". В Москве он понял в первый раз, "что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании".Ежегодно посещая Москву и проводя в ней все зимние месяцы, Толстой не смог остаться в стороне от противоречивых настроений шумной, многоликой столицы. Они нашли отражение во всех произведениях, написанных великим писателем. Вспомним 70-е годы XIX века– годы напряженной работы Толстого над изучением русского языка, создания классического педагогического труда "Азбука" с ее "Русскими книгами для чтения" и, наконец, написания романа "Анна Каренина". Увлеченный литературной работой, он бывал в Москве лишь на короткие сроки, хотя и довольно часто, иногда только проезжая через Москву, иногда задерживаясь в ней по делам издания новых сочинений. В большинстве случаев он останавливался в гостиницах, но иногда и у своих старых друзей – Дьякова, Перфильевых. В это время вместе с этнографом Бессоновым Толстой принимал участие в качестве учредителя в организации в Москве Общества любителей русского народного пения. Однако вернувшись в Ясную Поляну, Толстой так написал А.А. Толстой о своем пребывании в Москве: "…Вчера я вернулся из Москвы, где я заболел, с таким отвращением ко всей этой праздности, роскоши, к нечестно приобретенным и мужчинами и женщинами средствам, к этому разврату, проникшему во все слои общества, к этой нетвердости общественных правил, что решился никогда не ездить в Москву".  В течение следующих восьми лет Толстой ездил в Москву только по делам. Однако спустя почти что полвека, в середине мая 1882 года, находясь в Ясной Поляне, в одном из своих писем к жене, в Москву, Лев Николаевич Толстой говорит: "Так сделай же мне доброе — выпиши меня скорее. Я так славно займусь в Москве окончанием моих дел писательских, и покупкой, и перестройкой дома, и, главное, так радостно будет знать, что ты в хорошем воздухе с маленьким"... "Покупка и перестройка дома», о которых упоминает в своем письме к Софии Андреевне Лев Николаевич, и был дом И. А. Арнаутова в Долго-Хамовническом переулке. Этот дом был намечен супругами Толстыми к «покупке и перестройке", чтобы не тратить ежегодно тысячи рублей на наем квартир в Москве для зимы.  
Его главный дом, построенный между 1800-м и 1805-м гг., окружают флигель и служебные помещения, а также большой сад с беседкой, колодцем и насыпной горкой. В августе-сентябре 1882 г. дом был отремонтирован и существенно расширен по указаниям Толстого. Им же была куплена значительная часть мебели.  Семья прожила в Хамовниках с октября 1882-го по май 1901-го гг., каждое лето по-прежнему проводя в Ясной Поляне. Из 13 детей Софьи Андреевны и Льва Николаевича здесь жили 10: дочери Татьяна, Мария и Александра; сыновья Сергей, Илья, Лев, Андрей, Михаил, Алексей, Иван.  
Последний раз писатель побывал на усадьбе проездом в сентябре 1909 г., за год до своей смерти. Обстановка дома, насчитывающая около 6 тысяч подлинных вещей семьи, восстановлена в соответствии с проживанием Толстых в середине 1890-х гг. Уникальный историко-бытовой памятник конца XIX века. В музее полностью сохранена мемориальная обстановка, и посетители попадают в атмосферу толстовского дома, экспозиция которого относится ко времени, когда писатель жил здесь в 1893-1895 гг. В кабинете, расположенном на втором этаже, Толстым было написано около 100 произведений.  Дом Льва  Николаевича Толстого в Хамовниках сделался своеобразным культурно-просветительным центром Москвы. Сюда стекалось бесконечное количество людей: знакомых и незнакомых, москвичей и приезжих из разных углов России и из-за границы, принадлежащих к самым разнообразным слоям общества. Дом был всегда переполнен посетителями, желавшими видеть Толстого и говорить   ним. Льва  Николаевича посещают А.П. Чехов, композитор А.Н. Скрябин, пианист К.Н. Игумнов, певица М.Н. Климентова-Муромцева, композитор Н.А. Римский-Корсаков, критик -искусствовед В.В. Стасов, скульптор И.Я. Гинцбург, гравер В.В. Матэ и композитор С.И. Танеев и многие другие.

В Москве, именно в Хамовниках были написаны все лучшие произведения Льва  Николаевича. В каждом его произведении описывается Москва и московские дворы, простой люд и жизнь москвичей, часто описывается природа и природные явления. Всякий приезд Толстого в Москву производит разные впечатления на писателя. Он то восхищается ею, то уезжает, “задыхаясь от хаоса и хамства”, которые обволакивают Москву. Толстой, благодаря своей жизнедеятельной, неутомимой натуре и необыкновенной подвижности общался с самыми разнообразными слоями населения, бывал везде – от великосветских салонов до трущоб, в которых обитала самая обездоленная беднота. В Москве он видался с бесконечным количеством людей, но он нигде не был только наблюдателем. Он шел в самую гущу жизни, вникая в интересы каждого, с кем соприкасался, и потому был везде и всегда желанным гостем и близким человеком. Эта отзывчивость и внимание к человеку были одной из основных черт в его многогранной личности.  В романе "Война и мир" много страниц Толстой посвятил Москве, жизни, быту ее жителей, начиная с дворянской знати и до низших слоев населения – мастеровых, торгового люда и прочих. Он описывает пожар и разрешение Москвы в 1812 г. и пишет о ее восстановлении, об энтузиазме русских людей.  С глубоким проникновением в прошлое описываются Кремль и хорошо знакомые москвичам многие районы, улицы переулки и дома Москвы. Из домов и старых барских усадеб Москвы, упоминаемых в романе, прежде всего, следует остановиться на "большом, всей Москве известном доме графини Ростовой на Поварской". Много раз упоминается в "Войне и мире" Английский клуб, в котором часто бывал Толстой в дни своей молодости. В те времена Английский клуб находился в доме князя Гагарина на Страстном (Нарышкинском) бульваре, у Петровских ворот. В "Войне и мире" упоминаются несколько раз Сокольники, Яузский мост, девичье поле, Подновинское и особенно часто Арбат с прилегающей к нему Староконюшенной улицей и другие районы. В Сокольниках было выбрано "место для поединка между Пьером Безуховым и Долоховым в марте 1806 г.".

     Однако Лев Николаевич не любил Хамовнического дома за его шумную, суетливую, отвлекавшую часто от работы жизнь. Ранней весной великий писатель "бежал в широкошумные дубравы" Ясной Поляны, возвращаясь оттуда поздней осенью после шести- или семимесячного там пребывания. Уезжал Лев Николаевич из Москвы в Ясную Поляну или в Никольское-Обольяново (имение графов Олсуфьевых, в 20 верстах от г. Дмитрова) и среди зимы. Все же в московском доме писатель работал над целым рядом своих произведений. 
Конечно, не только кабинет, но и все комнаты старого дома видели в своих стенах Льва Николаевича; во флигеле он жил вверху в 1882 году, при перестройке дома, и бывал внизу, когда там проживал одно время Лев Львович, или заходя в «контору изданий». В правом отделении большого сарая Лев Николаевич утрами колол дрова и на веревке относил их по черному ходу дома к печке своего кабинета, отопляя свои две комнатки. В сторожку — к дворнику и к кучеру и в кухню — к повару Лев Николаевич захаживал неоднократно. В садовой беседке писатель правил корректуры романа «Воскресение» в 1899 году. Из садового колодца Лев Николаевич зимой на санках, а во время грязи — на особой тележке, возил на себе воду в десятиведерной бочке, разливая эту воду в бочки на кухне или в клозетные баки. На дворе усадьбы можно было видеть Льва Николаевича в его нагольном овчинном тулупе или собирающегося на лошади с бочкой на Москва-реку за водой, или уже въезжающего с этой бочкой с улицы, или вырубающего лед из этой бочки. Позже, с 1895 г., на гладком, посыпанном всегда речным песком, дворе Лев Николаевич обучался езде на велосипеде. Из большого сарая он часто выводил в 1880-х г. лошадь Красавчика, а в 1890-х г. — Тарпана, чтобы или проехаться верхом по круговой аллее сада, или выехать за ворота на прогулку по Москве и даже за город. На тесной площадке сада, против большого дома, Лев Николаевич с детьми часто кружился на коньках или смотрел, как от флигеля по ледяной горе с шумным весельем и смехом, на санях или больших подносах, катались дети со своими товарищами...

За те двадцать лет (1882—1901), что Лев  Николаевич прожил в Хамовниках, в его доме перебывали самые разнообразные лица — то домочадцы и родственники, то гости и посетители самого Льва Николаевича, привлекавшего к себе, подобно магниту, людей самых различных классов, положений и мировоззрений... 
     Современники-очевидцы, как домочадцы, так и случайные посетители, свидетельствуют, что Лев Николаевич и в 1890-х годах продолжал домашние работы по самообслуживанию (уборка комнаты, вынос на помойку ведра с нечистотами, пилка дров и топка своей печи); кроме того его видали и с боченком воды, привозимой им на санках из садового колодца к дому и кухне; видали его и едущего с бочкой на Москва-реку за водой; видали с метлой и железным совком, подметающего вместо дворника мостовую. Не оставлял Лев Николаевич и своих спортивных привычек. В его рабочей комнате, на полу возле умывальника или на подоконнике, лежала пара семифунтовых гантелей. В передней, возле парадной лестницы наверх, стоял велосипед писателя, подарок Общества любителей велосипедной езды; на этом велосипеде, подаренном в 1895 г., писатель совершал прогулки до 1898 г. Сохранившиеся фотографии 1898 г. говорят о прогулках Льва Николаевича по Москве верхом на Тарпане, о его катании на коньках в саду — на домашнем, поливаемом им самим катке. Продолжал он также и свои пешие прогулки по Москве, особенно любя пройтись по Девичьему полю и пустынным улицам Москвы в ночное время.7 (20) ноября, в 6 час. 5 мин. утра, Лев Николаевич Толстой умер на станции Астапово, Рязано-Уральской железной дороги. Туда ездил к отцу из Хамовников проживавший в доме Сергей Львович, похоронивший отца 9 (22) ноября в яснополянском лесу — «Старом Заказе».


 

 

         1.2 Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи.

 

Накануне переписи в Москве - 20 января 1882 года - Лев Толстой поместил в газете "Современные известия" статью "О переписи в Москве". Писатель предлагал воспользоваться  переписью для того, чтобы узнать истинные масштабы нищеты в Москве, помочь нуждающимся и этим, по возможности, оздоровить общество. "Надо к переписи присоединить дело любовного общения  богатых, досужных и просвещенных с  нищими, задавленными и темными. "Будем  записывать, считать, но не будем забывать, что если нам встретится человек  раздетый и голодный, то помочь ему  важнее всех возможных исследований, открытий всех возможных наук; что  если был бы вопрос в том, заняться ли старухой, которая второй день не ела, или погубить всю работу переписи, то пропадай вся перепись, только бы накормить старуху!" - писал он.

Другой великий современник  и друг Толстого - живописец Илья Ефимович Репин - внимательно следил не только за творчеством, но и за общественной деятельностью писателя. В письме к В. В. Стасову Репин рекомендовал прочесть толстовскую статью в "Современных  известиях": "...прочтите, очень  любопытно, просто и сильно написано; хотя, конечно, останется гласом вопиющего  в пустыне или сведется в конце  концов на ту же филантропию, которой  он не любит". Прочтите и вы, уважаемые  читатели.

     Толстой переписывал "участок Хамовнической части, у Смоленского рынка, по проточному переулку между Береговым проездом и Никольским переулком". Мало кому из современных москвичей эти названия говорят что-нибудь, кроме определения местности, но москвичам конца XIX века эти места были известны как Ржановская крепость - притон самой страшной нищеты и разврата... Толстой просил учредителей переписи назначить его счетчиком именно сюда.

      По сведениям искусствоведа, старшего научного сотрудника музея-усадьбы И. Е. Репина "Пенаты" Людмилы Андрущенко, гений литературы привел на это социальное дно и гения живописи. Лев Николаевич Толстой и Илья Ефимович Репин обходили ночлежников вместе. Под впечатлением от увиденного и почувствованного художник сделал пять рисунков (один из них - "У костра" - хранится в музее Толстого на Пречистенке). Позже из-под кисти Репина вышла картина маслом - "Московская перепись". А Толстого ужасы городской нищеты так поразили, что он уехал в Ясную поляну, где написал трактат "Так что же нам делать?". Трактат носил резко оппозиционный характер и был запрещен цензурой. В России его напечатали только в 1906 году. А за границей - в Женеве - в 1886-м. Авторское название было изменено. "Какова моя жизнь?" - так был озаглавлен толстовский текст, проиллюстрирован рисунками И. Е. Репина.

     Усилиями Толстого-переписчика чиновники городских департаментов получили точные статистические данные, а мы, современные читатели, - представление о жизни низов того времени. Сам же писатель получил от переписи ответ на давно волновавшие его вопросы. Можно сказать, нашел выход из своих духовных исканий.

"Так вот какие ответы  нашел я для себя на вопрос, что нам делать. Первое: не лгать  перед самим собой, как бы  ни далек был мой путь жизни  от того истинного пути, который  открывает мне разум. Второе: отречься  от сознания своей правоты,  своих преимуществ, особенностей  перед другими людьми и признать  себя виноватым. Третье: исполнять  тот вечный, несомненный закон  человека - трудом всего существа  своего, не стыдясь никакого труда,  бороться с природою для поддержания  жизни своей и других людей", - пишет Толстой в своем знаменитом  трактате.

Информация о работе Образ Москвы в произведениях Л.Н. Толстого