Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 03:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение изображения и влияние города в произведениях Л.Н. Толстого.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить жизнь писателя в городе Москва;
Проследить за яркими событиями автора в городе;
Раскрыть образ Москвы в произведении «Война и мир»;
Отследить параллель между личными впечатлениями автора от Москвы и жизнью героя в трилогии «Детсвто» «Юность» «Отрочество»;
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................6
ГЛАВА 1.ЖИЗНЬ В СТОЛИЦЕ И МОСКОВСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО…………………………………………………………………8
1.1 Жизнь Л.Н. Толстого в Москве……………………………….……….…...9
1.2 Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи..15
ГЛАВА 2. ОБРАЗ МОСКВЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХЛ.Н.ТОЛСТОГО ……18
2.1 Москва в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»......................................19
2.2 Москва в повестях «Детство», «Отрочество», «Юность».........................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................35
СПСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................37
Известно, что в одном
из вариантов к повести «Детство»
есть глава под названием «Прогулка»
«Как мила была Сонечка Валахина, когда она против меня танцевала французскую кадриль с неуклюжим молодым князем… Все это как теперь перед моими глазами, и ещё слышится мне кадриль из «Девы Дуная», под звуки которой все это происходило… Володя, Ивины, молодой князь, я, мы все были влюблены в Сонечку и, стоя на лестнице, провожали глазами. Кому в особенности кивнула она головой, я не знаю, но в ту минуту я твердо был убежден, что сделано было для меня»2. Кстати, именно в диалоге с Сонечкой впервые косвенно упоминается о прогулках мальчиков по Москве.
Повесть «Отрочество» начинается с описания возвращения всей семьи в
Москву после похорон матери. Рассказывая в повести «Отрочество» о своей
первой поездке в Москву,
Толстой пишет, что она оказала сильное
влияние, не только на его отношение к
другим людям, но и на становление личности
молодого человека. После выхода второй
части трилогии — “Отрочество” Н.Г.Чернышевский
писал: “Чрезвычайная наблюдательность,
тонкий анализ душевных движений, отчетливость
и поэзия в картинах природы, изящная простота
— отличительная черта таланта графа
Толстого”.
У меня создалось впечатление, что все
шесть лет из жизни Николеньки Иртеньева
прошли перед глазами (читатель знакомится
с мальчиком, когда ему исполняется 10 лет,
а расстается, когда ему 16), однако в трилогии
нет последовательного, день за днем, описания
жизни героев. Это рассказ всего о нескольких,
но значительных эпизодах.
В Москве он понял в первый раз, что не все интересы вертятся около нас,а что существует другая жизнь людей. Впечатления, полученные в Москве, как утверждает сам писатель, послужили первым толчком для расширения и углубления его интереса к жизни других людей, общества.
Среди других реальных событий жизни Льва Толстого, отраженных в повести
«Отрочество», главное место занимают смерть бабушки, подготовка к
поступлению в Университет, а также конфликт с новым гувернером Сен-Тома(Сен-Жером). Прежде безоблачный мир детства обнаруживал свои более жесткие, более суровые стороны. Горячо любимый учитель Федор Иванович Рессель (Карл Иванович в «Детстве») был заменен гувернером-французом Проспером Сен-Тома, изображенным в «Отрочестве» и «Юности» как Сен-Жером. Грубый, грозящий детям розгой за провинности, Сен-Тома, по признанию, сделанному Толстым в его «Воспоминаниях», навсегда внушил ему «ужас и отвращение перед всякого рода насилием». К счастью, со временем резкость в отношениях с гувернером исчезла и вспышки ненависти к гувернеру проявлялись все реже, хотя чувство одиночества у маленького Льва (Николеньки) по-прежнему было очень сильным. Он был самым маленьким мальчиком в семье, он был некрасив и чувствовал себя одиноким, ему казалось, что никто его не понимает. Мальчик жил напряженной внутренней жизнью. Честолюбивые мечты о военной славе, жажда необыкновенных подвигов уживались с очень энергичной работой
сознания, со стремлением разрешить отвлеченные вопросы о назначении
человека и о смысле человеческой жизни. То, что сказано об этом в отношении Николеньки Иртеньева в повести «Отрочество», целиком характеризует и отроческие годы самого Толстого.
События повести «Юность»
связано уже с переездом
«Первый визит был, по местности, к Валахиной, на Сивцевом Вражке… Валахины жили в маленьком, чистеньком, деревянном домике, вход в который был со двора»2.
«Второй визит по дороге был к Корнаковым. Они жили в бельэтаже
большого дома на Арбате. Лестница была чрезвычайно парадна и опрятна, но не роскошна. Везде лежали полосушки, прикрепленные чисто-начисто вычищенными медными прутами, но ни цветов, ни зеркал не было. Зала, через светло налощенный пол которой я прошел в гостиную, была также строго, холодно и опрятно убрана, всё блестело и казалось прочным, хотя и не совсем новым, но ни картин, ни гардин, никаких украшений нигде не было заметно»3.
«Но прежде, чем к князю, по дороге надо было заехать к Ивиным. Они жили на Тверской, в огромном красивом доме. Не без боязни вошел я на парадное
крыльцо, у которого стоял швейцар с булавой»4.
«Ну, теперь последний визит на Никитскую»,-сказал я Кузьме, и мы
покатили к дому князя Ивана Иваныча».
…«Кроме того, я увидел у
крыльца два экипажа и
робость»5.
В юности Николенька постоянно
с переменным успехом играет какую-нибудь
роль. То роль влюбленного с оглядкой
на прочитанные им романы, то — философа,
так как в свете его мало
замечали, а задумчивостью можно
было замаскировать свой неуспех, то
— большого оригинала. Все это
отодвигало на задний план его настоящие
чувства и мысли.
Николенька стремится к тому, чтобы его
любили, старается понравиться. Но как
бы герой не желал походить на окружающих
людей, автор показывает, что этого не
удается сделать потому, что свет в нравственном
отношении чужд ему. Эти люди никогда не
создавали нравственных ценностей и не
пытались им следовать, тем' более не мучились
от того, что их не удается реализовать
в жизни. Они, в отличие от Николеньки,
всегда пользовались теми нравственными
законами, которые были приняты в их среде
и считались обязательными.
Род Толстых был прочно связан с Москвой.
В 70-е годы 18 века прадед
Толстого Андрей Иванович служил в Москве
и был президентом Главного московского
магистрата (городского управления). Дед
Илья Андреевич после военной службы,
выйдя в отставку, жил в Москве и славился
радушием и хлебосольством. Восемнадцатилетним
юношей отправился из Москвы на военную
службу в гусарский полк отец Толстого
Николай Ильич. За участие в
Отечественной войне 1812 года он был произведен
в офицеры и имел награды.
Когда многие языковеды читают последние произведения Льва Николаевича Толстого, они все склоняются к одному выводу – у него была очень большая любовь к человечеству. Если изучить литературу последних дней знаменитого поэта, можно убедится что он в своих последних словах имел ввиду то, что нужно помнить не только о своих близких, а обо всех страдающих людях на земле, помогать им. В своих произведениях он всячески наводил примеры заботе о людях, а его последние слова были: «Помните одно: есть на свете пропасть народу, кроме Льва Толстого, а вы все смотрите на одного Льва».
Лев Толстой в любимых своих героях подчёркивает способность преодолевать привычные рамки бытия, не коснеть, но постоянно изменяться и обновляться, «течь», что и является залогом перемен, что даёт им опору для противостояния отрицательным и косным элементам в окружающей его среде. Лев Толстой противопоставляет в своих повествованиях столичную, светскую и деревенскую жизнь героя. Стоит Иртеньеву оказаться в родной стихии, как он забывает о том, что он человек «comme il faut », и становится самим собой, исчезает «иноплемённое» слово и появляется чисто русское. В портретах простых людей, в пейзажных описаниях, в образе старого дома заключена одна из главных идей трилогии - мысль о национальном характере и национальном образе жизни как первооснове исторического бытия. В описаниях природы, в сценах охоты, в картинах деревенского быта Лев Толстой открывает читателям родную страну Россию.
1.Толстой
Л.Н. Собрание сочинений в
«Художественная литература», 1985г., тома:
1,3, 17, 18, 21.
2. Толстая
А.Л. «Отец. Жизнь Льва
3. Гольденвейзер А.Б «Вблизи Толстого», Москва, 1959 год.
4. Гудзий
Н.К, «Лев Толстой. Критико-
5. Гусев Н.Н. «Л.Н.Толстой: материалы к биографии
с 1828 по 1855 год»
Москва. 1954г.
6.Островский А.Г.«Молодой Толстой» Москва
«Планета», 1998г.
7. Родионов Н. «Москва в жизни и творчестве
Л.Н.Толстого»
«Московский рабочий»,1948 год
8. Родионов Н. «Л.Н.Толстой в Москве», «Московский
рабочий»,
1958 год
9.«Толстой в Москве», Москва «Планета»,
1985 г.
10. Русские писатели в Москве. Москва, «Московский рабочий», 1977 год.
11.
Стародуб. К., Емельянова. В., Краусова
И., «От Кремля до Садовых.
Путеводитель по литературным местам
Москвы». Москва,
«Московский рабочий» 1984 год.
12. Л.Н.Толстой «Воспоминания» Цит. по книге «Толстой в Москве»
13. Толстой Л.Н. Война и мир. – М., 1981. – Т. 2. – С. 84-85.
14. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. – М., 1978. С. 379, 397 – 398.
15. Халищев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1983. С. 45-51.
16. Гулин А.В. Лев Толстой и пути русской истории. – М., 2004. С.120-178.
17. Камянов В. Поэтический мир эпоса, о романе Толстого «Война и мир». - М., 1978. С. 14-21.
18. Громов П.П. О стиле Льва Толстого. «Диалектика души» в «Войне и мире». - Л., 1977. С. 220-223.
19. Бочаров С.Г. Роман Толстого «Война и мир». – М., 1978. С. 5.
20.
Анненков П.В. Критические
21. Анненков П.В. Литературные воспоминания. – М., 1989. С. 438-439.
22. Гринева «Война и мир» Л.Т. Толстого: заметки о мастерстве и стиле – Тула: Пермское книжное издательство, 1976.
23. Громов П. О стиле Льва Толстого «Диалектика души в «Войне и мире» - Л.: Художественная литература Ленинградское отделение, 1977.
24. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник – М.: Советский писатель, 1963.
25. «Русские писатели. Библиографический словарь» Ч 2. / Сост. Б.Ф. Егоров, П.А. Николаев и др., - М.: Просвещение, 1990.
26.
Толстой А.К. Драматическая
Информация о работе Образ Москвы в произведениях Л.Н. Толстого