Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:58, реферат
Цель моей работы – проследить, как меняется видение Петербурга на примере произведений Пушкина А.С., Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М. Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
· используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя и Достоевского;
· определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей;
· установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга.
1. Введение ……………………………………………...…2 стр.
2. «Петербург неугомонный»………………………...…... 3стр.
3. Гоголевский Петербург………………………….……12 стр.
4. Петербург Оборотень…………………………………17 стр.
«Сколько в нем разных наций, столько и разных слоев общества. Эти общества совершенно отдельны: аристократы, служащие чиновники, ремесленники, англичане, немцы, купцы – все составляют совершенно отдельные круги, резко отличающиеся между собою…» Вот эту топографию Петербурга, его строгую чиновную и профессиональную иерархию и показывает писатель в своих петербургских повестях. Гоголь раскрывает социальную «физиологию», нравы и быт этих «кругов», различных сословных слоев общества.
Облик Петербурга, города «кипящей меркантильности»,
парадов, чиновников и раскрывает Гоголь.
Его Петербург во многом отличен
от пушкинского Петербурга – «Медного
всадника» и «Пиковой дамы» - с
его строгой прямолинейностью улиц
и площадей, величием и красотой
города, построенного дерзкой волей
преобразователя России – Петра I. Гоголь
показывает Петербург мелких чиновников
и «значительных лиц», бюрократических
канцелярий и мрачных многоквартирных
доходных домов, угрюмое бесчеловечие
столицы, которое не в силах прикрыть блестящая,
но «лгущая» «выставка» Невского проспекта.
Это тот Петербург, который в дальнейшем
в его острых социальных контрастах с
такой взволнованной силой покажет в своих
романах и повестях Достоевский. В письме
к матери от 30 апреля 1829 года Гоголь писал
о чуждом ему безнациональном характере
столицы: «Петербург вовсе не похож на
прочие европейские столицы или на Москву.
Каждая столица вообще характеризуется
своим народом, набрасывающим на нее печать
национальности, - на Петербурге же нет
никакого характера: иностранцы, которые
поселились сюда, обжились и вовсе не похожи
на иностранцев, а русские в сою очередь
обыностранились и сделались ни тем ни
другим». Вот против этого враждебного
народу бюрократически-
«Невский проспект» - наиболее программная повесть Гоголя, намечающая тот круг вопросов, к которым он неоднократно возвращается в цикле своих петербургских повестей.
В «Невском проспекте» показан анатомический
разрез Петербурга, столицы самодержавно-
Невский проспект – это зеркало
столицы, отражающее ее контрасты. За блестящей
парадностью Невского проспекта
еще сильнее и трагичнее
Невский проспект является «выставкой»,
местом для показа всего этого
наглого, пошлого, лицемерного, что
отличает обладателей чинов и
богатства. После двадцати часов
на Невском проспекте появляются
те, кто отличается «благородством
своих занятий и привычек», как
насмешливо говорит Гоголь, - люди, имеющие
«прекрасные должности и
Итак, блеск и великолепие Невского проспекта – лишь видимость, лишь ложь и фальшь. За его парадною внешностью скрывается или трагическая судьба скромного труженика, или чудовищный эгоизм и пошлость преуспевающих поручиков Пироговых. С беспощадной резкостью Гоголь показывает картины нищеты и падения, неизбежных спутников большого города. С суровой простотой написана обстановка грязного притона, в котором жила красавица Пискарева: «…жилище жалкого разврата, порожденного мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы». «Мебели, довольно хорошие, были покрыты пылью; паук застилал своею паутиною лепной карниз», «голые стены и окна без занавес» - такова была грубая «существенность».
Тема призрачности, иллюзорности Невского
проспекта отнюдь не означает романтической
отрешенности от действительности или
ее идеализации, как это было у
немецких романтиков. Для Гоголя «призрачность»
и лживость Невского проспекта выражают
самую реальность общественных отношений,
несоответствие внешнего великолепия
и внутренней пустоты и бесчеловечности.
Поэтому-то столь часты в повести
образы, подчеркивающие эту призрачность,
неуловимость, эфемерность Невского
проспекта: вечернее освещение, искусственный
свет ламп придают всему «какой-то
заманчивый, чудесный свет». Именно в
эту пору Пискарев принимает свою
незнакомку за «Перуджинову Бианку»: ведь
даже ее очаровательная улыбка, так
очаровавшая художника –
Эта мысль об обманчивости, иллюзорности той внешней красивости и эффектности, которая служит лишь для прикрытия антигуманистической, жестокой, меркантильной сущности Невского проспекта, выражена в конце повести: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется. Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка…Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того, чтобы показать все не в настоящем виде».
Встреченная Пискаревым на Невском
проспекте красавица также
В «Невском проспекте» рассказ ведется
от лица автора, но этот авторский образ
постоянно изменяется, переключается
из высокой патетики в план иронической
насмешки. Авторский голос придает
повести эмоциональную
Маленький, робкий чиновник Акакий Акакиевич,
главный герой повести «Шинель»
«Бедная история наша неожиданно принимает
фантастическое окончание». У Калинина
моста мертвец, в виде чиновника,
искал утащенную шинель, и отбирал
у прохожих. Это и на правду похоже;
можно и в газете прочесть –
в дневнике происшествий. Однако робкий
Акакий Акакиевич превращен этим
окончанием в призрак. Гоголь создал
образ жертвы огромного и холодного
города, безучастного к маленьким
радостям и страданиям своих обитателей.
Уже Пушкин поставил эту проблему.
Но он утвердил правду «нечеловеческой
личности», ее великой миссии – возглавлять
Империю. Ничтожен перед ней «взбунтовавшийся
раб», поднявший дерзко руку на Медного
Всадника: «Ужо строитель чудотворный!»
У Гоголя мы, таким образом, находим
ту же тему, но мотив «бунта» отсутствует.
Здесь показано полное смирение маленького
человечка. И симпатии его склонились
всецело в сторону жертвы. Гоголю
нет дела до большой жизни
Петербург – оборотень.
В истории мирового романа Федору Михайловичу Достоевскому (1840 – 1881) принадлежит одно из первых мест. Его творчество обогатило художественное самосознание человечества и являлось громадным вкладом в развитие реализма в мировом искусстве. Великий художник-гуманист, он неустанно обличал социальную дисгармонию буржуазного мира и его тлетворное влияние на человеческую душу.
У Достоевского был необычайный
талант: его отличала особенная чуткость
к страданиям униженных людей, оскорбленных,
возмущенных социальной несправедливостью.
Это был гениальный художник-психолог
и великий социальный писатель. Достоевский
однажды сказал, что произведения
Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными
вопросами, вызывают в русском уме
самые беспокойные мысли». Но, пожалуй,
с еще большим правом мы можем
отнести эти слова к романам,
повестям, публицистике самого Достоевского.
В нравственных терзаниях его
героев, в их стремлении осмыслить
современные им общественные отношения
преломились острейшие
У нашего великого романиста свой
образ Петербурга, глубокий и значительный.
Раскрытие его чрезвычайно
Значительная часть жизни
Долгая жизнь в Петербурге отразилась на творчестве Достоевского и северная столица получила в нем цельное и многообразное отражение.
Характеристике образа Петербурга следует предпослать беглое начертание его топографии в произведениях Достоевского, отметить те места, которые упомянуты на страницах его личного литературного наследия.
К примеру возьмем обзор района у Исаакиевского собора, столь выразительно определяющего облик Петербурга.
На Исаакиевскую площадь выходит Конногвардейский бульвар. На нем разыгрывается сцена встречи Раскольникова с подвыпившей, опозоренной девочкой. На нем находилась кондитерская Миллера, описанием которой начинается роман «Униженные и оскорбленные».
«Посетители этой кондитерской большею
частью – немцы. Они собираются сюда
со всего Вознесенского проспекта;
всё хозяева различных
В этой спокойно описанной картине
быта полного «благообразия» и сытого
довольства живо обрисована одна из характерных
сторон Петербурга, отмеченная еще
раньше Пушкиным и Гоголем. Кто не
помнит петербургского утра, на фоне которого
несколькими словами
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж открывал свой вас-ис-дас.