Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:58, научная работа

Описание работы

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
• проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
• подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
• сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
• выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.

Файлы: 1 файл

obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

        «Солнце наивного реализма закатилось»,- вынес свой приговор А.Блок. Н.А. Бердяев писал: «…многие чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще не известная». (на слайде) <«А.Белый в своих воспоминаниях характеризует напряженность своего кружка поэтов- символистов как ожидание зорь и как видение зорь. Ждали восхода солнца Грядущего дня. Это было ожидание не только совершенно новой коллективной символической культуры, но также ожидание грядущей революции» (из кн. Н.А.Бердяева «Русская идея»).>

  Кого-то новый век захватывал ожиданием нового, кто-то предрекал конец цивилизации и полное разрушение. Предсказания «гибели России», «края истории», «конца культуры» звучали как тревожный набат. И Солнце  как воплощение  внеземного, недосягаемого постепенно меняет свой облик и статус в творениях поэтов, художников, композиторов «серебряного» века.

 

1 ученик  8 слайд «Портрет Бальмонта»

             Константин Дмитриевич Бальмонт, поэт-символист первой волны, царил на российском Парнасе последнее десятилетие XIX века. Тема света, огня, солнца стала как бы сквозной в его поэзии, отсюда и названия книг “Солнечная пряжа”, “Сонеты солнца, меда и луны”, “Северное сияние”.

Солнечные стихи Бальмонта великолепно демонстрируют его виртуозную игру поэтическими ритмами.

 

<Я тебя воспеваю, о яркое, жаркое Солнце,

 Но хоть знаю, что я и  красиво, и нежно пою,                           На слайде!

 И хоть струны поэта звончей  золотого червонца,

 Я не в силах исчерпать  всю властность, всю чару твою.>

 

Удивительно, гордый поэт признается в своем бессилии перед солнцем, выражает стремление служить ему. Солнце - источник жизни. Огненное начало, по Бальмонту, - сама сущность жизни. С солнцем связывает Бальмонт осуществление своей мечты, именно оно соединяет человека со Вселенной, где царят вечные Добро и Красота. “Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила, ” – писал В. Брюсов. Сам Бальмонт называл свои стихи “солнечной пряжей”.

Хрестоматийным в символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце». Солнцу – идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Современная душа, по Бальмонту,- это горение, пожар чувств. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, которого можно было бы поставить в один ряд с Бальмонтом по страстности мироощущения:

                                     Я в этот мир пришел, чтоб  видеть Солнце

                                       И  синий кругозор.

 

В своих стихах поэт проявлял себя не только музыкантом (стихия музыкальности захлестнула его творчество), но и живописцем, выстраивая сложный ряд звуковых и зрительных ассоциаций.

 

2 ученик

А художники-символисты? Стремились ли они в эпоху перемен уловить зов вечной музыки и показать музыкальность красок? Конечно. 

 

9 и 10 слайды      «Картины художника М.Чюрлениса. 

 «Музыкальной живописью» называл М.Горький полотна художника М.Чюрлениса, чье творчество неразрывно связано с  русской культурой начала XX века. Художник мечтал создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и изобразительный аналог. Удивительно «звучат» его полотна - сонаты: «Весенняя», «Летняя», «Соната моря».

Его композиция «Соната солнца» - это настоящий гимн могущественному светилу. На  картине «Баллада о черном солнце» над миром восходит черное солнце, черные лучи пересекают небо, гасят его краски, в небесах реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Двойственное впечатление складывается, глядя на его полотно и текст баллады: мы чувствуем и восхищение, и надежду, и в то же время трагическую безысходность, ощущение надвигающейся катастрофы в новом веке, и стремление сохранить вечное и незыблемое.

Чюрленис открылся нам не только художник, но и как композитор, и поэт. Нам удалось найти его поэтическое произведение, посвященное вечному Солнцу. Вот его содержание, а внизу подпись самого автора. ( на экране).

 

1 ученик

               Новаторство во всех областях  искусства, обновление его – таковы  лозунги молодых российских бунтарей  от искусства. В искусстве авангарда новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности, эталоном современности. То была вера, пусть наивная, в наступление новой эры в истории народов - эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо-техники, меняющей отношения людей друг с другом и , главное, с природой.

 

11 слайд        «Иллюстрации   оперы «Победа над солнцем».

            Особый резонанс вызвала новая опера «Победа над солнцем». Художник Казимир Малевич сам делал огромные декорации, поэт Крученых выступал как актер, композитор Матюшин был организатором спектакля. В чем же заключалась основная идея оперы? Об этом лучше всего сказал сам композитор: «…опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, вся «Победа над солнцем» есть победа над старым привычным понятием о солнце как красоте». Иначе говоря, «Победа над солнцем»- это эмблема нового индустриального века. Побежденное солнце – это и символ, и элемент действия одновременно. В начале действия разрывался занавес, на котором был изображен черный квадрат. Сами декорации - это образ будущего урбанистического мира, мира без солнца. Вся обстановка сцены демонстрировала освобождение от земного тяготения и торжество технических идей,здесь были части самолета, небоскребы с раздвигающимися стенами, повернутые внутрь окна:

                      Мы вырвали Солнце со свежими корнями.

                      Они пропахли арифметикой ,жирные,

                         Вот оно , смотрите!

Опера вызвала неоднозначные оценки, выдержав всего два показа. Но выстрел в прошлое, музыкальный бунт состоялся. Состоялся синтетический, объединивший разные искусства спекталь. Реконструирована опера была в 80-е годы на сцене Берлинской Академии искусств, а в 1989 г. спектакль возобновили в России в Петербурге во Дворце молодежи. Музыку Матюшина дополнили сочинениями современников.   

 

2 ученик

             Панибратское отношение к Солнцу – не новость в среде футуристов. Борьба с солнцем, отрицание его силы для футуристов (или «будетлян», как они себя сами называли) становится существенным мотивом творчества. Эти настроения прекрасно выразил Маяковский В. в своем известном стихотворении «Необычайное приключение…»:

 

12 слайд «ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО»

 

Чтение стихотворения МАЯКОВСКОГО (отрывок наизусть)

 

Жара, пекло, тяжелая работа, затем взрыв и вызов Солнцу, в разговоре по душам выясняется, что поэту тяжело все время писать плакаты для РОСТа,а Солнцу тяжело нести свет людям. Работа непростая, но людям тяжело жить без света. Когда Солнце уходит за горизонт, светит поэзия. Таким образом, герой и Солнце сходны в том, что оба противостоят тьме. Но ты взялся за ношу и обязан нести ее, по мнению Маяковского. Отсюда бескомпромиссный лозунг, завершающий стихотворение

1 ученик

 

Постепенно ликующее мироощущение поэтов было потеснено наплывом  ощущения предстоящей катастрофы, в которую погружалась Россия, ощущение дисгармонии окружающего мира и его трагичности. Окружающий мир природы и вещей начинают нести отпечаток внутреннего состояния лирического героя поэзии Серебряного века. Возникает образ жестокого, смертельно раненного, разбитого времени.

 

 

13слайд«Стихотворные строки Блока, Мережковского, Мандельштама».

 

<Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!                                    А.Блок

Мы - над бездною ступени.

Дети мрака солнца ждём.                   Д.С.Мережковский "Дети мрака">

 

< Мы в легионы боевые

Связали ласточек – и вот

Не видно солнца: вся стихия

Щебечет, движется, живет;

Сквозь сети – сумерки густые-

Не видно солнца и земля плывет.> Осип Мандельштам 1918 г.

 

14 слайд   «ПОРТРЕТ О.МАНДЕЛЬШТАМА».

 

Интересно, что в стихотворениях Мандельштама совсем не присутствует Солнце желтого цвета. Либо оно отсутствует, либо оно темное. Устойчивый образ темного Солнца находим  в стихотворениях поэта довольно часто: «черное солнце, ночное солнце, вчерашнее солнце». Образ черного, ночного солнца - нередкий гость в мировой литературе, особенно религиозной. Затмение солнца - черное солнце - предвестие гибели.

 

<«Страсти дикой и бессонной

Солнце черное уймем».

 «Солнце черное взошло».

……………………..                                                             На слайде!

«Я проснулся в колыбели,

Черным солнцем осиян».

«Человек умирает, песок остывает согретый,

И вчерашнее солнце на черных носилках несут».

 «А ночного солнца не заметишь ты»

 

Читаем в стихотворении 1920 г.:

                         «В Петербурге мы сойдемся снова,

                           Словно солнце похороним в нем»

Из воспоминаний О.Мандельштама своей жене в 1930 г.:

«..Запутали меня, как в тюрьме держат, свету нету. Все хочу ложь смахнуть- и не могу, все хочу грязь отмыть – и нельзя. Стоит ли тебе говорить, какой бред, какой дикий тусклый сон все, все, все…». Век-зверь обернулся для поэта веком-волкодавом.

В стихотворении 1937 г. читаем: «И неба круг мне был недугом». Трагическая судьба поэта находит отражение в мироощущении лирического героя поэзии О.Мандельштама, и отсутствие солнечной символики свидетельствует о тяжелой душевной драме поэта.

 

1 ученик

 

 15 слайд       «ПОРТРЕТ  А.Ахматовой»

          Существование Ахматовой полностью вписано в окружающий мир. Она ощущает, что нечто бессловесное, подземное стремиться через нее обрести голос («Многое еще, наверно, хочет/ Быть воспетым голосом моим…»). Именно поэтому в лирике Ахматовой практически нет пейзажей. Природа для поэтессы - способ характеристики не только людей, их качеств, чувств и переживаний, но и средство передачи через слово характеристик предметов. Так как для Ахматовой характерно  больше вечернее и ночное восприятие города, то  образ "луны" представлен в большей степени, чем "солнце".

Но мы постарались найти и проанализировать некоторые строки.

 

«Молюсь оконному лучу -

Он бледен, тонок, прям.                                                       На слайде

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам».  1910 г.

 

       Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японское хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, "такой невинный и простой", с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром этого удивительного стихотворения.

Образ солнца в поэзии Ахматовой представлен следующими вариантами: "солнце", "лик солнца", "луч солнца" или "солнечный луч". В ранних стихотворениях часто применяется Ахматовой  цветовая характеристика Солнца: «малиновое, бледное, тусклое, морозное».

В стихотворениях 1916 -1922 г. Солнце  каменеет, скрывается в туманном свете или предстает  в виде кровавой зари:

 

«Сводом каменным кажется небо,

Уязвленное желтым огнем» 1916 г.                            На слайде

«Казалось, небо сожжено

Червонно-дымною зарею» 1916 г.

 

«Еще на западе земное солнце светит

И кровли городов в его лучах блестят.

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят»    Зима 1919 г.

 

«Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых

И запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник..» сентябрь 1922 г.

 

Несмотря на  трагические события, происходящие вокруг, лирическая героиня Ахматовой не жалуется, а спокойно и мужественно принимает возложенную на нее миссию. Божественный поэтический дар позволяет видеть  мир с высоты: и последний луч солнца, и облака в крови, «….И свод  светло-зеленый, Размытый, мутный, в солнечной пыли». В поздних философских стихотворениях Ахматовой Солнца практически нет. В 1945 г. она напишет:

«И заря притворилась  тьмой» 1945 г.

 

1 ученик

 

16 слайд     « ПОРТРЕТ М.Цветаевой».

           Марина Цветаева, поэт предельной правды чувства, со всей своей не просто сложившейся судьбой, со всей своей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию первой половины 20 века. По результатам нашего поиска и по нашим  личным впечатлениям, Марина Цветаева предстала нам как один из самых «солнечных» поэтов.

Солнце у нее – «светоносное, божественное, солнце в груди, солнце –одно» Солнце  будто «пронзает» строки Цветаевой, которая буквально поклоняется Божественному всемогущему светилу:

Информация о работе Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века