Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 15:58, научная работа

Описание работы

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
• проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
• подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
• сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
• выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.

Файлы: 1 файл

obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

«Шли от него лучи,-

Жаркие струны по снегу.

Три восковых свечи-

Солнцу-то! Светоносному!» 1916 г.

 

«Ударило в виноградник-

Такое сквозь мглу седу -

Что каждый кустик, как всадник,

Копьем пригвожден к седлу.

Из туч с золотым обрезом-

Такое – на краснозем,

Что весь световым железом

Пронизан – пробит – пронзен.

Пред солнца Масонским оком

Куст служит; боготворит…»  сентябрь 1935 г.

 

Или вот еще  строки:

“Солнце – одно, а шагает по всем городам.

Солнце-мое. Я его никому не отдам.                                     На слайде.

Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.-

Никому. – Никогда.

Пусть себе руки , и губы, и сердце сожгу!..»   1919 г.

 

 У этого стихотворения нет названия, поэтесса не хочет сузить рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для понимания авторского замысла? Солнце – любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает, т. е. любовь у Цветаевой – насущно необходимое чувство. Есть у поэта и образ вечернего солнца. Это не тревога, не закат, не одиночество. Это жар творчества, поиск истины, стремление к совершенству:

 

Чтение наизусть стихотворения М. Цветаевой «Солнце вечера-добрее»

Солнце Вечера – добрее

Солнца в полдень.

Изуверствует - не греет -

Солнце в полдень.

 

Отрешеннее и кротче

Солнце - к ночи.

Умудреннее – не хочет

Бить нам в очи.

 

Простотой своей тревожа-

Королевской.

Солнца Вечера дороже

Песнопевцу!

 

Низвергаемый с престолу,

Вспомни – Феба!

Низвергаемый – не долу

Смотрит – в небо!

 

О, не медли на соседней

              Колокольне!

Быть хочу твоей последней

              Колокольней!

 

 

17 слайд   Подведем итоги нашей проектной работы:

 

2 ученик

         В древней мифологии образ Солнца, огня связан в первую очередь с теплом, домашним очагом, является символом жизни, тепла. В различных религиях и философских школах, как правило, огонь имел очищающее значение и воспринимался как стихия возрождения, очищения, диалектического устройства мира. На протяжении всего периода развития литературы  в прозаических и поэтических произведениях присутствует образ Солнца.

1 ученик

         Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. «Будем как солнце!» — восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма. В центр мира он ставит Солнце — источник света и совести, источник жизни.

Мы видим, что творчество поэтов серебряного века резко отличается от воспевания солнца в древней славянской культуре. На творчество поэтов серебряного века накладывает отпечаток эпоха, в которой они живут и творят. Это время революционного настроя, стремления к изменению не только жизненного уклада, но и искусства, которое шагало бы в ногу со временем.

         Мы постарались увидеть, каким представляли солнце поэты, художники в эти испепеляющие годы. В русское искусство вновь входит образ Вселенной- необъятной, зовущей. Для одних - это воплощение восторга и трепета перед вечной красотой сотворенного Богом, для других - отражение религиозных чувств или полное отрицание. Но главное, что на вдохновенных страницах вновь и вновь возникает извечное желание художников всех времен и народов: открыть космос Души, осветить его, тронуть струны, звучащие во внутреннем человеческом оркестре, отразить невидимые миру слезы и страдания. Эти желания творцов вечны, как вечно всемогущее Солнце.


Информация о работе Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века