Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы выявить функционально-эстетические особенности смыслового наполнения образных средств в поэтических текстах конкретного автора.
Курсовая работа ставит следующие задачи:
1.Рассмотреть структурно-семантические особенности использования об-разных средств (эпитетов, метафор)в поэтических текстах.
2.Выявить эпитеты в избранных текстах, определить их значение.
3.Исследовать функционально-семантическую нагрузку образных средств (эпитетов, метафор) в стихотворных текстах А.А. Ахматовой.
1Введение
2. Глава I. Особенности использования образных средств (метафор, эпите-тов) в поэтических текстах
2.1 Понятие метафоры, её структурно-семантические характеристики.
2.2 Понятие эпитета, его свойства и функции
3 ГлаваII Характеристики эпитета в произведениях А.Ахматовой
3.1 Семантическая характеристика эпитетов.
3.2Грамматическая характеристика
4 Заключение
5 Библиография
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима Танка»
Курсовая работа
по специальности «Русский язык и литература»
на тему:
«Образные средства в творчестве А.А. Ахматовой (сравнение)»
Выполнил: студент Пекарская В.В.
Руководитель: Чернышова Л.В.
Минск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
2. Глава I. Особенности использования образных средств (метафор, эпитетов) в поэтических текстах
2.1 Понятие метафоры, её структурно-семантические характеристики.
2.2 Понятие эпитета, его свойства и функции
3 ГлаваII Характеристики эпитета в произведениях А.Ахматовой
3.1 Семантическая характеристика эпитетов.
3.2Грамматическая
4 Заключение
5 Библиография
6 Приложение
1 Введение
Ваш образ так оформлен славой,
Так ею властно завершен,
Что стал загадкою, забавой,
Навязчивой легендой он.
Сергей Спасский
1941 год
Что касается поэтического творчества Ахматовой, то следует сказать о том, что оно, как и жизнь поэтессы , было сложным и многогранным. Анна Андреевна Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Многое было пережито ею, и ничего не забыто. Никогда она не переставала писать. Следовательно, и лирическое «я» художницы слова менялось вместе со временем. Лирическое «я» у Ахматовой предстает в самых разнообразных ликах. То она повелительница светских салонов, то нищенка, бредущая с сумой, то библейская героиня, то Жанна д’Арк, то прокаженная с трещоткой в руке, то истовая молитвенница, то мать всех детей, погибающих в ленинграде.
В реальной жизни она тоже породила многоликую галерею портретов. В образе музы изобразила ее Вос-Кардовская, в образе современной мадонны-Петров-Водкин. У Данько – статуэтка грации. На фотографии 1940 года трагическое лицо, которым Аманда Хейт иллюстрирует «Реквием». На рисунке Модильяни она, по словам Н. Харджиева, напоминает «Ночь» Микеланджело: «Она дремлет, но это полусон ясновидящей».
Актуальность исследования определяется необходимостью применения теории эпитета и метафоры к материалу поэтических текстов А.А.Ахматовой, что позволяет рассматривать указанные образные средства не как отдельные стилистические приёмы, характеризующие автора, а как одно из звеньев в цепи развития русского литературного языка.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы выявить функционально-эстетические особенности смыслового наполнения образных средств в поэтических текстах конкретного автора.
Курсовая работа ставит следующие задачи:
1.Рассмотреть структурно-
2.Выявить эпитеты в избранных текстах, определить их значение.
3.Исследовать функционально-
. В композиционном плане работа включает: введение, основную часть, заключение.
2 Особенности использования образных средств (метафор, эпитетов) в поэтических текстах
2.1 Понятие метафоры, ее структурно-семантические характеристики
В различных языковых стилях, особенно в стилях художественной литературы, широко используются языковые средства, усиливающие действенность высказывания. Это усиление происходит благодаря тому, что к чисто логическому его содержанию добавляются различные экспрессивно-эмоциональные оттенки. Художественная речь отличается от всех прочих форм речи, прежде всего тем, что она выполняет эстетическую функцию. Реализация этой функции означает представление окружающей действительности в образной, конкретно-чувственной форме. Слова, типичные для художественной литературы, особенно для поэзии, не просто информативны, а описательны. Это означает, что они обладают способностью давать определенному предмету характеристику, дополнительную к тем его признакам, которые закреплены за данной словарной единицей и зафиксированы в словарях.
Общеизвестно, что слово может менять свое значение и семантический сдвиг происходит тогда, когда слово попадает в необычный для него контекст.
Приемы изменения основного
значения слова именуются тропами.
В тропах разрушается основное значение
слова: обыкновенно за счет этого
разрушения прямого значения в восприятии
выступают вторичные его
К средствам словесной образности относят, прежде всего, тропы (метафору, метонимию, эпитет, образное сравнение, олицетворение и др.), а также синтаксико-поэтические фигуры (анафору, эпифору и др.
Тропы – явления лексико-
Метафора считается многими самым главным тропом и настолько характерна для поэтического языка, что само слово это иногда употребляется как синоним образности речи, как указание на то, что слова действуют здесь не в прямом, а в переносном значении. Метафорический язык часто означает «иносказательный» или «образный» язык (в переводе с древнегреческого метафора и означает «перенос»).
Под метафорой понимают слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении для определения предмета или явления на основе какой-либо аналогии, сходства. Однако при этом обычно различают метафоры общеязыкового характера, метафоры, сохраняющие «свежесть», и метафоры собственно поэтические, которые отличаются индивидуальным характером.
Общеязыковые окаменелые метафоры со стёршейся образностью (рукав реки, подножие горы и т.п.) к средствам словесной образности не относятся. Стилистическим средством этого рода являются метафоры широкого употребления, так сказать, с заранее готовой образностью, но не утратившие свежести (их образность ясно ощущается говорящими): золотая осень, горячая пора, дуб (о человеке), теплота встреч. К ним относятся и так называемые народнопоэтические постоянные метафоры и метафорические эпитеты: лебёдушка, голубушка (о женщине), соколик (о мужчине), гроза (нечто устрашающее). Однако когда речь идет о собственно образных средствах, прежде всего, имеются в виду случаи новой, оригинальной метафоризации, создающей яркие индивидуализированные образы, или случаи обновления, «освежения» различными способами общеязыковых метафор [15.C.218].
Именно свежесть, новизна метафоры является одним из главных её признаков как образного средства, характерного, прежде всего, для поэтической речи. Для создания неповторимой метафоры необходимо образное восприятие мира и особый талант.
Истрически метафора возникает в эпоху распада мифологического сознания, в древнейшем мифологическом сознании с его нерасчлененностью познаваемого мира и познающего мир человека метафора существовать не могла. Возникновение метафоры становится началом процесса абстрагирования конкретных представлений, рождения художественного образа. Средневековое искусство и книжность, основанные на монотеистическом сознании, когда человеческая жизнь осмысляется как «предстояние» Богу и всё в мире исполняется тайного, символичного смысла, создает сложную, но единую и цельную символическую систему, которая насквозь метафорична [19.С.163]
Будучи многоаспектным явлением, метафора составляет предмет изучения ряда отраслей знания и разделов лингвистики. Как определённый вид тропов, метафора изучается в поэтике (стилистике, риторике, эстетике), как источник новых значений слов – в лексикологии, как особый вид речевого употребления – в прагматике, как способ мышления и познания действительности – в логике, философии и т.д. Наиболее полно метафора изучена в лексикологии. Оба основных типа полнозначных слов – имена предметов и обозначения признаков – способны к метафоризации значения. Чем более многопризнаковым, информативно богатым и нарасчленненным является значение слова, тем легче оно метафоризируется.
Существует несколько
классификаций метафор
Номинативная метафора может быть источником новых значений слов, которые наряду с характеризующей способны выполнять номинативную (классифицирующую) функцию, закрепляясь за индивидом в качестве егонаименования (медведь – в качестве прозвища).Либо метафора может стать языковой номинацией некоторого класса объектов: роза ветров. Образная метафора связана с переходом идентифицирующего значения в предикатное. Когнитивная метафора является результатом сдвига в сочетаниипредикатных слов (т.е. переноса значения вырадений). Когнитивные метафоры делятся далее на второстепенные (побочные) и базисные (ключевые). Первые определяют представление о конкретном объекте: совесть = когтистый зверь.Вторые определяют способ мышления о мире. В качестве примера можно привести известную всем фразу: Весь мир – театр, и люди в нем актеры. Генерализирующая метафора стирает в лексическом значении слова границы между логическими порядками [1.С.141].
В типологи В.Г.Гака существует:
В типологии Ю.И.Левина рубрики вычленяются по способу реализации компаративного элемента:
Также лингвисты выделяют такие виды метафоры, как:
Если присутствие метафор в практической речи наталкивается на существенные ограничения, налагаемые коммуникационными целями, а проникновение метафоры в научный текст может вызвать обоснованные протесты, то употребление метафоры в художественном произведении всегда ощущалось как естественное и законное. Метафора органически связана с поэтическими видением мира.
Возможность развития в слове переносных значений создает мощный противовес образованию бесконечного числа новых слов. Как верно подметил Парандовский, «метафора выручает словотворчество: без метафоры словотворчество было бы обречено на непрерывное производство все новых и новых слов и отяготила бы человеческую память неимоверным грузом»[19.С.29-64].
Информация о работе Образные средства в творчестве А.А. Ахматовой (сравнение)