Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы выявить функционально-эстетические особенности смыслового наполнения образных средств в поэтических текстах конкретного автора.
Курсовая работа ставит следующие задачи:
1.Рассмотреть структурно-семантические особенности использования об-разных средств (эпитетов, метафор)в поэтических текстах.
2.Выявить эпитеты в избранных текстах, определить их значение.
3.Исследовать функционально-семантическую нагрузку образных средств (эпитетов, метафор) в стихотворных текстах А.А. Ахматовой.
1Введение
2. Глава I. Особенности использования образных средств (метафор, эпите-тов) в поэтических текстах
2.1 Понятие метафоры, её структурно-семантические характеристики.
2.2 Понятие эпитета, его свойства и функции
3 ГлаваII Характеристики эпитета в произведениях А.Ахматовой
3.1 Семантическая характеристика эпитетов.
3.2Грамматическая характеристика
4 Заключение
5 Библиография
1961
До сих пор продолжается
и, возможно, будет еще долго продолжаться
спор: кого считать первой женщиной-поэтом
- Ахматову или Цветаеву? Цветаева была
поэтом-новатором. Если бы поэтические
открытия запатентовывались, то она была
бы миллионером. Ахматова не была новатором,
но была хранительницей, а точнее - спасительницей
классических традиций от поругания моральной
и художественной вседозволенностью.
Она сохранила в своем стихе и Пушкина,
и Блока, и даже Кузмина, развив его ритмику
в «Поэме без героя». Ахматова была дочерью
морского инженера и провела большую часть
детства в Царском
Селе, и, может быть, поэтому ее стихам
свойственна величавая царственность.
Первые ее книги («Вечер» (1912) и «Четки»
(1914) переизданы одиннадцать раз) возвели
ее на трон царицы русской поэзии. Она
была женой Н. Гумилева, но, в отличие от
него, так называемой литературной борьбой
не занималась.
Впоследствии, после расстрела Гумилева,
арестовали их сына - Льва, которому удалось
выжить и стать выдающимся ученым-востоковедом.
Эта материнская трагедия объединила
Ахматову с сотнями тысяч российских матерей,
от которых «черные маруси» увозили их
детей. Родился «Реквием» - самое знаменитое
произведение Ахматовой.
Мы выше писали о классификации эпитетов с данной позиции. В лирике данного автора присутствует все эти группы эпитетов. Рассмотрим их непосредственно на примерах.
Зооморфные эпитеты. По сравнению, например, с количеством бытовых эпитетов у Ахматовой, состав зооморфных эпитетов у неё не столь велик. Зооморфизм (от греч. Zoo–животное и morphe) – представление богов, людей, предметов и явлений в образах животного мира. Следовательно, зооморфные эпитеты – это характеристика предмета, явления, движения души через образы животного мира.
Самым явным эпитетом из этой области у Ахматовой является:
«Это рысьи глаза твои, Азия,
Что-то высмотрели во мне,
Что-то выдразнили подспудное…»
Здесь она будто не познает мир, а узнает когда-то виденное. Приехав в Азию, не лирическая героиня открывает ее, но Азия открывает героиню. Ахматова расскажет, как в Азии ее «поймало в сети» одиночество и как «глаз столетний» глядит на нее сквозь глаза хозяйкиного кота. тАхматова познает мир, чтобы обрести в нем свое «я». Мы видим не просто сравнение Азии с рысью, а то, что Азия заманивает, поглощает. Вообще, Ахматовой присуще называть вещи своими именами, но часто она использует то или иное образноесредство для номинации чего-то явного через признак, который кажется явным только ей самой. Она почти никогда не объясняет, она показывает. Достигается это и выбором образов, очень продуманным и своеобразным, но главное – их подробной разработкой.
Сравнивая любовь, чувство, которое всегда жило в ней, в нее творчестве, с миром животных, Ахматова пишет так:
«То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует». («Любовь»)
И пусть здесь эпитет не выражен прилагательными, видно, что Ахматова характеризует любовь то как змейную, то как голубиную. Для чего? Поэтесса показала через данное определение то качество этого чувства, как его многоликость: любовь бывает не только верная, чистая, но и настолько ядовита, насколько сладка. Но сравнивала Ахматова с животными не только душевные качества, но и себя саму:
«В белом поле я тихою девушкой стала,
Птичьим голосом кличу любовь». («Ты поверь…»)
Вообще, «птичьи» эпитеты – самые распространенные у Ахматовой: это и крики аистов и ворон, и «крылатый» Бог, и «небо цвета вороновой стали», и «острый крик отсталых журавлей», «и я не могу взлететь,/ а с детства была крылатой», «ставши лебедем надменным» и др. Образ птицы (например ласточки, голубя, кукушки, лебедя, ворона) глубоко символичен. И эту символику использует Ахматова. В ее творчестве «птица» обозначает многое: стихи, состояние души, Божьего посланника. Птица – это всегда олицетворение свободной жизни, в клетках мы видим жалкое подобие птиц, не лицезрев их парения в небе.
Так же и в судьбе поэта: подлинный внутренний мир отражается в стихах, созданных свободным творцом. Но именно ее, свободы, в жизни всегда не хватает. Если продолжать разговор о зооморфных эпитетах у Ахматовой, то здесь следует отметить, что редко автор употребляла зооморфизмы, но довольно часто находим мы у нее наделение предметов, переживаний, природных явлений теми качествами, которые присущи непосредственно животным. Например:
«Там малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом (ср. лохматый медведь);
И что память яростная мучит…(ср. яростный волк);
Мы хотели муки жалящей…(ср. жалящая оса);
Бензина запах и сирени,
Насторожившийся покой…(ср. насторожившийся зверь) и др.
Мы видим, что зооморфный эпитет «в руках» Ахматовой переливается всеми оттенками значений, что придает ее стихам не только загадочную символичность, но и подчеркнутую выразительность.
Природные эпитеты.
Данная группа эпитетов занимает самое значительное место в лирике Ахматовой и по своей численности, и по своему качеству. Не только среди людей, но и среди природы она ощущает себя одним из природных начал и потому чувствует себя двойником не только многих человеческих сестер, но и «родной сестрой заречных ив». «Серебряная ива – один из любимых ее двойников. Ей соприродны журчащие воды, крапива, лопухи. Внятен «иволги всегда печальный голос», понятен «голос ветра».
Природа для поэтессы – способ хаактеристики не только людей, их качеств, чувств и переживаний, но и средство передачи через слово характеристик предметов. Это подтверждается ахматовскими строками:
«Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!..
Не надо мне души покорной,
Пусть станет дымом, легок дым,
Взлетев над набережной черной,
Он будет нежно-голубым.
Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло,
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло…
Но не только посредством
природных характеристик
Антропоморфные эпитеты.
Как и предыдущая группа эпитетов, данная разновидность эпитетов довольно широко представлена в поэзии Ахматовой. У нее мы видим как сочетается порой несочетаемое: «огненный недуг», «исчерпанная тьма», «неизбежные глаза», «тоскующая скрипка» и др. Рассмотрим для примера, как у Ахматовой широко распространенный в поэзии образ луны. В «Новогодней балладе» месяц, заскучав, «бросил в горницу тусклый взор» (не его созерцают, а он видит картину ночного пира).
В «Поэме без героя» Ахматова пишет:
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл, –
То это никак не пейзаж, Месяц – знаковый символ. Все стихи одушевлены. Можно подытожить тем, что Ахматова не просто жила сама, она наполняла жизнью, сознанием, чувствами все, ее окружавшее.
Цветовой эпитет.
Ему принадлежит одно из значительных мест в поэтических произведениях Анны Ахматовой. Она не только одушевляла, она и окрашивала. Если говорить о месте колоризмов в ее лирике, то им следует отвести более 30% из общего количества ахматовских эпитетов. Каждое второе ее стихотворение имеет в своем составе хотя бы один цветовой эпитет.
Цветовых определений очень много в стихаха Ахматовой, и чаще всего для желтого и серого, до сих пор самых редких в поэзии. Например,
«Вижу выцветший флаг над томожней
И над городом желтую муть.
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора.
Помимо желтых и серых тонов обыденности, часто встречаются у Ахматовой белый, голубой, серебристый, а также красный цвет. Всем известно ,что цвета влияют на наше мышление и чувства. Они становятся символами, служат сигналами, предостерегающими нас, радуют, печалят, формируют наш менталитет и влияют на нашу речь. Белый – цвет невинности и чистоты. Белый цвет символизирует чистоту помыслов, искренность, юность, не испорченность, неискушенность. Белый жилет придает облику изысканность, белое платье невесты означает невинность. На Руси белый цвет – любимый цвет, это цвет «Духа Свята». (Он спускается на землю в виде белого голубя). Белый цвет повсеместно присутствует в национальных одеждах и орнаментах. Но белый цвет имеет кроме радостной и свою печальную сторону значений. Белый – это и цвет смерти. Недаром такое время года, как зима, ассоциируется со смертью в природе. Земля покрыветмся белым снегом, словно саваном. Тогда как весна – это зарождение новой жизни. «Белый», как олицетворение вдохновения, творчества, находит отражение в следующих строках:
«Я голубку ей дать хотела,
Ту, что всех в голубятне белей,
Но птица сама полетела
За стройной гостьей моей. («Муза ушла по дороге», 1915)
Белая голубка – это символ вдохновения – улетает вслед за Музой, посвящая себя творчеству.
Встречаются в лирике Ахматовой различные оттенки красного цвета. Красные у ахматовой и ослепшая стена, и тюльпан, и китайский зоник, и плюш кресел, и черти. Их оттенков красного мы видим «розового друга какаду», «заалелый рот», «розовые губы», малиновый платок» и др. Как видим, поэтесса использует данный цвет не только как символ страсти, но и как символ некой дьявольщины.
Голубой цвет – это признак светла, чистоты и незапятнанности, цвет неба и лазури, цвет моря и слезы. Голубыми у Ахматовой выступает прибой, туман, полумрак и тд.
Одно из самых важных мест
в ахматовской палитре
Бытовые эпитеты.
В стихах Ахматовой много эпитетов рождаются из целостного, нераздельного, слтного восприятия мира. У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского немудреного быта – вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Нвольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой в старости, о том, что стихи «растутиз сора», что предметом поэтического воодушевления и излбражения может стать даже пятно плесени на сырой стене.
«Молюсь оконному лучу –
Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам.
На рукомойнике моём
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
Так и в этом раннем стихотворении. Нам не столь важно, что именно произошло в жизни героини? Ведь самое главное – боль, растерянность и желание успокоиться хотя бы при взгляде на солнечный луч. Солнечный луч, «такой невинный и простой», с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром, этого удивительного стихотворения. Большинство бытовых эпитетов подчеркивает именно бедность и неяркость предмета: «протёртый коврик, стоптынные каблуки, выцветший флаг» и т.д. Ахатовой, чтобы полюбить мир, нужно видеть его милым и простым.
3.2 Грамматическая характеристика
С точки зрения грамматики, т.е. морфологии, выше мы писали о том, что в лирике Ахматовой присутствуют эпитеты, по частеречной принадлежности относящиеся и к прилагательным:
«А бешенная кровь меня к тебе вела
Сужденной всем, единственной дорогой.
Так отлетают темную души…
Он награжден каким-то вечным детством…
и к именам существительным:
Горячий шелест лета…
…песня разлуки…
и к наречиям:
Дождь косил свои глаза гневливо…
Из зеркала смотрит пустого
И что-то бормочет сурово.
Там кто-то беспомощно плачет…
Все мертвенно, пусто, светло…
и к глагольным формам, причастиям:
Уколола палец безымянный
Мне звенящая оса.
И, говорят, в одном из тех домов
Уже ковром закрыт проклятый профиль.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой…
В стихотворениях Ахматовой также есть и субстантивированные формы эпитетов-прилагательных:
Многое ещё, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что, бессловесное, грохочет…
А вот ещё: тайное бродит вокруг–
Не звук и не цвет, не цвет и не звук…
Говоря о частеречной принадлежности эпитетов, следует упомянуть и о выполняемых ими синтаксический ролях. Так, ахматовский эпитет чаще всего выступает в роли определения:
«По шее лебяжьей все также спокоен наклон. («Клеопатра»)
Реже выполняет функции подлежащего, обращения и дополнения:
«И в город печали и гнева
Из тихой Корельской земли…
Все грозней бушует, непреклонный,
Словно здесь еретиков казнят…
Пророчишь, горькая и руки уронила…
Так как эпитетом могут являться и наречия и слова категории состояния, то, следовательно, они могут являться в предложении и обстоятельствами образа действия:
«Или живым прощаешь благосклонно
Твое изнеможенье и позор…
Следил ты уже бесстрастно…
Как беспомощно, жадно и жарко гладит
Холодные руки мои.
4 Заключение
В своей жизни, длившейся почти 79 лет (1889–1966), Анна Андреевна Ахматова знала славу, бесславие и новую славу, еще большую, чем начальная, в силу того, что ее личность и сочинения стали предметом всеобщего внимания. После смерти поэта это всеобщее внимание, слава эта оказались настолько глубокими и прочными, что мы с уверенностью можем сказать, что Анна Ахматова вошла в высокий круг классиков русской литературы.
Информация о работе Образные средства в творчестве А.А. Ахматовой (сравнение)