Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 00:11, реферат
Рассказы Чехова о детях – это соприкосновение детей с миром взрослых. Писатель, много размышлял о детях и их проблемах, они стали для него «больным вопросом». Дети для А. П. Чехова - особые люди. Чехова нельзя назвать детским писателем, но литература для детей привлекала его, как привлекало его само детство, и притягивал внутренний мир детей. Произведения Чехова о детях начинают появляться во второй половине 1880-х гг., когда Чехов расстаются с амплуа юмориста и становится драматическим художником.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Детская тема в творчестве А.П. Чехова………………………...5
1.1. «Очарование детства» в рассказах А.П.Чехова………………..5
1.2. Нерадостный мир в рассказах А.П. Чехова…………………...10
Заключение………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………18
Федеральное
государственное бюджетное
«Всероссийский
государственный университет
Кафедра Продюсерство кино и телевидения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История русской литературы»
Выполнил: студент 1 курса факультета продюсерства и экономики заочного отделения Специальность: Продюсерство Андреев А.С. | |
Проверил: ______________________________ (ф. и. о., ученая степень, звание) «____»______________20 г. |
Москва – 2013г.
Образы детей в рассказах А.П.Чехова («Спать хочется», «Ванька», «Детвора», «Степь», «Мальчики», «Беглец», «Гриша», «Кухарка женится», «Устрицы»).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………18
Введение
Рассказы Чехова о детях – это соприкосновение детей с миром взрослых. Писатель, много размышлял о детях и их проблемах, они стали для него «больным вопросом». Дети для А. П. Чехова - особые люди. Чехова нельзя назвать детским писателем, но литература для детей привлекала его, как привлекало его само детство, и притягивал внутренний мир детей. Произведения Чехова о детях начинают появляться во второй половине 1880-х гг., когда Чехов расстаются с амплуа юмориста и становится драматическим художником.
В 80-е годы XIX века А.П.Чехов создал более двадцати рассказов, главными персонажами которых являются дети. В них мы встречаем маленьких героев, начинающих осваивать сложный мир человеческих отношений, страдающих из-за жестокого отношения к ним взрослых.
Чехов часто изображает детей существами страждущими или угнетенными и подневольными. В своих рассказах он описывал то, что хорошо знал и наблюдал. Чеховские дети-герои вызывают у читателя грусть, боль и тоску.
«В детстве у меня не было детства», — говорил писатель. Своих братьев и себя он называл «маленькими каторжниками», имея в виду работу в лавке, родительские наказания, деспотизм отца. Но такая жизнь не омрачила его души, напротив, возбудила жажду любви к жизни и людям.
Рассказы Чехова о детях можно разделить на два аспекта: 1) как своими глазами воспринимает мир ребенок и 2) восприятие детского мира взрослыми. Чехов строит свои рассказы на столкновении детского сознания с миром взрослых, чужим и непонятным. В одних произведениях оба мира как бы пересекаются. События изображены таким образом, что их видят и взрослый, и ребенок. В других произведениях мир изображен так, что маленький человек находится целиком в его восприятии.
Чехов знаток детской психологии и поведения. Его произведения поражают наблюдательностью, фантазией, даром перевоплощения, умением смотреть на мир глазами своих героев. Каждый ребенок для Чехова личность со своими интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче. Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, им непонятен, чужд и страшен.
Маленькие герои Чехова живут рядом с ним: они любознательные и не очень, добрые и завистливые, из благополучных семей и сироты, веселые или уже по-взрослому серьезные. Они – разные.
Рассказы Чехова о детях строятся обычно как сценки; в них преобладают прямая речь, лаконичные, экспрессивные диалоги.
Интерес Чехова к миру детства связан с поиском тех необходимых качеств для ребенка, которые помогут ему вырасти личностью. Чехова тревожила современная педагогическая практика, он считал бездушным и формальным отношение большинства взрослых к детям. По его мнению, «особое племя» детей никогда не будет понято миром взрослых в полной мере.
Знаток детской психологии, Чехов обладал способностью воспроизводить мысли и ощущения даже самых маленьких детей. Так, в рассказе «Гриша» внешних событий практически нет, зато есть удивительно точное описание первых открытий мира малышом двух лет и восьми месяцев от роду. Чехов сообщает точный возраст ребенка потому, что каждый месяц в раннем детстве значительно влияет на развитие личности. Взрослые в рассказе заботятся о физическом состоянии малыша: няня и мама кормят, одевают, укладывают спать. Личность его еще не сформирована, скорее, речь идет об общих чертах раннего детства. Привыкший жить в «четырехугольном мире» детской комнаты, малыш все меряет по своему мизерному жизненному опыту - мама для него «похожа на куклу», а кошка - «на папину шубу»1, солнце - на лампаду, иными словами, ему больше знаком «не неживой, предметный мир. Первая в его жизни прогулка переворачивает все прежние представления, открывая перед Гришей мир огромный, до сих пор неведомый. В этом мире «солнце режет глаза», - «столько пап, мам и теть, что не знаешь, к кому и подбежать»; в нем действуют непонятные законы, единственный ориентир в которых - уроки грубой няньки. Гриша тепло одет, ему жарко на «разгулявшемся апрельском солнце», но няня не замечает этого. Большая часть короткого рассказа посвящена тому, что нянька заходит в гости к нужным ей людям, а Грише она приказывает подождать, и ребенку становится невыносимо душно и плохо. Чтобы он не мешал, ему даже дают отхлебнуть из рюмки и смеются реакции кашляющего малыша.
Переполненный впечатлениями от увиденного на прогулке, Гриша не может заснуть, плачет и пытается поделиться увиденным с мамой, но не умеет объясниться, «говорит... не столько языком, сколько лицом и руками», «показывает, как светит солнце, как бегают лошади, как глядит страшная печь и как пьет кухарка».
Мама же и впрямь «похожая на куклу», не понимает малыша и не особо задумывается над причиной его переживаний. «Вероятно, покушал лишнее...», - решает она и, вместо того, чтобы разделить с сыном «впечатления новой, только что изведанной жизни», поит ребенка, на всякий случай, касторкой2.
Рассказ «Гриша» чем-то напоминает «Каштанку», во всяком случае, принцип тот же: мир, увиденный глазами совсем маленького мальчика. Попытка почувствовать за человека, еще не очень умеющего говорить, вообразить, каким ему представляются мама, кошка, печка, толпа. Показательно, что, кроме писателя, маленького Гришу понять никто не пытается.
В рассказе «Кухарка женится» такой же Гриша, но уже «семилетний карапузик», с удивлением наблюдает за событиями взрослой жизни. Кухарка краснеет, волнуется, всхлипывает, и есть отчего: к ней на кухню привели страшного, огромного извозчика и хотят, чтобы она «на нем женилась». Мальчик не понимает, зачем нужно жениться, но чувствует, что это «ужасно совестно», - над Пелагеей все посмеиваются и дразнят ее извозчиком. Мы так и не узнаем, нравится ли кухарке ее жених или она идет за него, потому что так надо. Но когда наутро после свадьбы извозчик заходит на кухню и, «взглянув сурово на Пелагею», просит барыню за ней «поглядывать», понимаем: жизнь новобрачной предстоит несладкая. Чувствует это и маленький Гриша: чтобы приласкать, утешить «жертву человеческого насилия», он выбирает в кладовой самое большое яблоко и, сунув его в руку Пелагее, опрометью убегает.
Этюды по детской психологии. Забавные сценки о том, как дети чувствуют себя в мире взрослых - не понимают мира взрослых.
В чудесной стране, полной приключений и настоящей жизни, мысленно обитают подростки-гимназисты из рассказа «Мальчики». Естественно их стремление к всему яркому и необычному, желание уехать далеко из ласкового, но очень уж обыкновенного дома. Мальчики полностью погружены в свои планы бегства, вполне всерьез рассчитывают добывать слоновую кость и золото, сражаться и побеждать, для них романтика дальних странствий предметней и значимей того, что вокруг. Но эти мечты, мальчишеские фантазии, жажда настоящей жизни, совершенно непонятны довольным собой и своим существованием родителям, кажутся им непростительным легкомыслием, воспринимаются и расцениваются ими как чудаческие. В конце концов благоразумие и привычка к налаженной жизни берет верх в Володичке, и он совершает тихое предательство Чечевицына - Монтигомо Ястребиный Коготь.
Происходящее в «Мальчиках», как и в рассказах «Гриша», Кухарка женится», внешне не выглядит конфликтным. Непонимание взрослыми детей здесь едва обозначено и упоминается параллельно основному действию.
Так, в «Мальчиках» писателя больше занимает вопрос, почему его герои - друзья и потенциальные соратники, - на деле оказались столь различными. Почему один легко отказался от того, чему другой остался верен? И кто же прав из этих мальчиков: Володя, оценивший любовь близких и верность семейным традициям выше своей мечты о заокеанской экзотике, или все же Чечевицын, не избалованный любовью, но страстно желающий изменить «пресную», обыденную жизнь к лучшему? Важен для писателя и другой вопрос: почему вроде бы благополучные дети, у которых есть дом и семья, рвутся куда-то в даль, пытаясь в корне перестроить свою жизнь?3 Ответ на него легко найти в других рассказах Чехова, где конфликт старших с младшими более явственен и очевиден.
Один из самых добрых рассказов о детях — «Детвора». Он несет в себе интонацию уютного домашнего вечера: родители ушли в гости, дети играют в лото. Шесть неповторимых детских портретов составляют суть произведения, в котором, кроме игры, ничего не происходит. Но именно за игровым столом раскрываются настоящие характеры и темпераменты, проектируется будущая личность. Девятилетний Гриша играет «из финансовых соображений». Сестра его Аня — из самолюбия. Шестилетняя кудрявая Сонечка, «с цветом лица, который бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры». Умильное ее личико выражает радость, кто бы ни выиграл, она хохочет и хлопает в ладоши. Самый маленький Алеша пучит глаза на карты, но пропускает числа. В игре он любит недоразумения и «разборки». «Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стеклышек и копеек». Пятый партнер — кухаркин сын Андрей — болезненный, вялый и на вид безучастный игрок. В игру не берут старшего брата Васю, так как он не разменял рубль на копейки.
Во время игры дети смотрят, как Андрей двигает ушами, обсуждают звон в церкви, дерутся, уличая другого в мошенничестве, и тут же мирятся, смешно выкрикивают числа: семь — кочерга, одиннадцать — палочки, девяносто — дедушка и т.д. Играют бойко, выигрывают и проигрывают: по разному, в зависимости от характеров: « У меня партия! - кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча». - «Партия! - вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги. — У меня партия! Проверяйте, если хотите»4. Уронивший монету Гриша всех заставляет ее искать, за это время успела уснуть Соня. Ее ведут всей гypьбою на мамину постель, и через пять минут вся компания засыпает на широкой хозяйской кровати. «Спокойной ночи!» - заканчивает милую картину Чехов5.
Есть у Чехова совсем другие рассказы о детях - страшные. Их все знают: «Спать хочется», «Ванька», «Устрицы»... Социальная тема приобретает здесь особенно трагический характер, потому что жертвами общества выступают дети, которые должны состоять «в ангельском чине даже у разбойников и крокодилов». Чехов много видел несчастных деревенских детишек, отданных в город «в ученье», - знали бы родители, на какую «легкую, городскую» жизнь они их отвезли!.. Такими были в его таганрогском детстве мальчишки в лавке: мерзли, недосыпали, недоедали, драли их, чуть, что не так.
О том, как порой складывается жизнь ребенка «в людях» рассказы «Ванька» и «Спать хочется».
Первый из названных рассказов принято рассматривать кик произведение о «горестной безысходной судьбе эксплуатируемого ребенка», «маленького каторжника». Бесспорно, эта трактовка по-своему верна. Действительно, и «шпандырем» мальчика «отчесали» за оплошность, и «селедкиной мордой» «в харю тыкали», и «еды нету никакой», но ведь и дома ему было не так уж сладко: еды не хватало, помогать взрослым приходилось, и высечь тоже могли... В чем же тогда разница между жизнью «в людях» и родным сиротским домом Ваньки? Вероятно, в том, что дома Ваньку любили, по крайней мере, не обижали, в Москве же над ним все «насмехаются», «велят красть», «колотят», а главное - «скука такая, что и сказать нельзя»... Таким образом, оказывается, что атмосфера нелюбви, которой пропитано все в нынешней ванькиной жизни, убивает ребенка не меньше, чем тяжелый труд, и может, и больше, делает его жизнь «совсем пропащей»6.
Девять лет счастливой деревенской жизни мальчика и три месяца московской, у сапожника Аляхина, — такие разные. В деревне были родня, добрые господа, у которых служила мать, рыбалка, праздники. Однако Ваньку после смерти матери «спровадили» в люди, уже нельзя не заметить. «Спровадили» — сбыли за ненадобностью, это просторечное слово означает «выпроводить, заставить удалиться». Насильно вывезенный в Москву девятилетний мальчик активен, смышлен, наблюдателен по-прежнему. Он не боится никакой работы, почитайте его письмо об этом к деду: и табак готов тереть, и в подпаски пойдет, ему и в доме сапожника все приходится делать. Не в труде дело, не в трудностях, а в том, что унижают его уже сформировавшееся чувство собственного достоинства: бьют, насмехаются, не кормят. Жена сапожника могла бы заменить Ваньке мать — так она селедкой в лицо тычет ребенку, ни разу в жизни не выполнявшему ту домашнюю работу, которую она заставила его делать.