Образы детей в рассказах А.П.Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 00:11, реферат

Описание работы

Рассказы Чехова о детях – это соприкосновение детей с миром взрослых. Писатель, много размышлял о детях и их проблемах, они стали для него «больным вопросом». Дети для А. П. Чехова - особые люди. Чехова нельзя назвать детским писателем, но литература для детей привлекала его, как привлекало его само детство, и притягивал внутренний мир детей. Произведения Чехова о детях начинают появляться во второй половине 1880-х гг., когда Чехов расстаются с амплуа юмориста и становится драматическим художником.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Детская тема в творчестве А.П. Чехова………………………...5
1.1. «Очарование детства» в рассказах А.П.Чехова………………..5
1.2. Нерадостный мир в рассказах А.П. Чехова…………………...10
Заключение………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………18

Файлы: 1 файл

История русской литературы.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Один раз в рассказе пренебрежительное имя «Ванька» заменено на ласковое — «Ванюшка», в эпизоде, когда дед Константин Макарыч и внук ходят в лес за елкой для новогоднего праздника. «Веселое было время, — пишет Чехов, — и мороз крякал, и дед тоже». В конце письма, которое мальчик пишет «на деревню дедушке», уже нет жалобы на суровую жизнь в чужом доме -подвале. Письмо подписано по-взрослому: «Иван Жуков», и в этом тоже проявление достоинства трудящегося человека7.

Развивает тему нелюбви и убийственного равнодушия взрослых по отношению к детям Чехов в одном из самых страшных рассказов - «Спать хочется», который многие современники писателя сочли неправдоподобным и искусственным. Однако в «Русских ведомостях» были опубликованы сходные истории, реально происшедшие в жизни.

Чехов, врач по профессии, художественными средствами воспроизводит клиническую картину безумия своей героини -тринадцатилетней Варьки, доведенной до состояния утраты сознания и убийства младенца непосильной работой и бездушием окружающих ее взрослых.

Варька, как и Ванька, прислуга «на побегушках», однако ее жизнь складывается трагичней, чем у мальчика. Это видно уже но тому, что, в отличие от Ваньки, она не мечтает о лучшей доле, не вспоминает счастливые мгновения прошлой жизни; ее воспоминания ужасны, полны страданий и смерти. Писатель передает всю безысходность жизни Варьки в деревне рядом с умирающим отцом и в городе у ленивых и недалеких хозяев в услужении. В памяти Варьки не сохранилось ни одного светлого события, ее слабому сознанию не на что опереться, чтобы трезво оценить окружающую жизнь, чтобы надеяться на лучшее. Ее сознание постепенно затухает, она перестает контролировать свое поведение. Яркий момент рассказа — голова девочки, как ей кажется, становится маленькой, как булавочная головка. А все ее силы направлены на преодоление неимоверной физической усталости и душевной тоски.

Настоящее Варьки также безрадостно. Девочка изнемогает от непрерывной, без минуты отдыха, работы, а ночью она беспрестанно укачивает ребенка, который «давно уже осип и изнемогает от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется». Усталость, помноженная на периодические побои и ругань хозяев, приводит к тому, что постепенно девочка погружается в состояние дурмана, определяемого двумя словами «спать хочется». Свидетельством «помрачения» сознания девочки, а затем и его утраты, становятся ее странные «туманные грезы» - ей мерещатся ожившие тени и зеленое пятно, которые лезут в «полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки.., мигают ей и ...овладевают ее мозгом», в конце концом, создавая «ложное представление» - страстное желание избавиться от «той силы, которая сковывает ее по рукам и ногам, давит ее и мешает ей жить». Но Варька не в состоянии понять природу этой силы и ложно обвиняет в своих бедах ребенка, которого в конце концов и убивает, «смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами»...

Писатель ненавязчиво подчеркивает, что все описанное происходит непосредственно перед глазами взрослых, по существу, главных виновников трагедии. Ведь именно они в своем преступном пренебрежении к чувствам и состоянию Варьки загоняли, замучили ее до безумия в прямом смысле сказанного (не случайно, задушив ребенка, девочка «спит... как мертвая»; разум ее давно уже «спал», наконец, «заснуло» и тело)8.

Да что там Варька - нянька по найму, чужая хозяевам девочка... Их равнодушие и бесчувственность таковы, что и собственным ребенком они также пренебрегают. Малыш (девочка? мальчик? - неизвестно; безликий «ребенок») бесконечно «кричит и изнемогает от крика», но всем недосуг разобраться, отчего. «Плачет, - констатирует «толстая, плечистая хозяйка». - Должно, сглазили». И все. Никто, кроме малолетней няньки, не пытается утешить ребенка, не заботится о нем. Зато попойка с гостями продолжается до глубокой ночи...

Рассказ воспринимается как обвинение безграничной жестокости взрослых, обрекающих детей на непосильный труд, и их циничному равнодушию равно к чужим и своим детям. Ведь в пирамиде власти самым угнетенным и униженным оказывается именно ребенок, которого некому защитить и чья жизнь ничего не стоит... При этом не так уж и важно, выживет ребенок в этих нечеловеческих условиях жизни или нет. Нелюбовь, бездушие, униженность рано или поздно убьют в ребенке все непосредственное, доброе, живое, уничтожат его личность, и, в конечном счете, превратят в такого же бесчувственного взрослого, как те, кто его окружал и губил.

Невнимание взрослых к внутренней жизни ребенка и составляет конфликт сюжета. Идея сочувствия, ласки, оберега тонкой душевной конституции малыша одна их самых любимых у Чехова, она лежит в основе многих рассказов. Один из них — «Беглец».

Беглецом назван семилетний Пашка Галактионов, приведенный матерью-крестьянкой и больницу по осени, после уборочных работ, хотя рука у мальчика болит с Пасхи, Сустав распух, доктор ругает мать за запущенную болезнь, предлагает операцию. Пашка впервые в больнице, очень боится новой обстановки, запахов, людей. События больничной жизни передаются через восприятие ребенка, сливаются с авторской наблюдательностью, рождая оригинальный уровень прямой речи: «Доктор, по-видимому, веселый и покладистый малый, рад был компании; Пашка захотел уважить его, тем более что отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы поглядел на живую лисицу (так обещал доктор, уговаривая героя остаться в больнице), но как обойтись без матери? Подумав немного, он решил попросить доктора оставить в больнице и мать, но не успел и раскрыть рта, как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице...»9 В дооперационный период произошло много хорошего, но и такого, что вынудило Пашку бежать домой: он видел страдающего мужика, больного оспой, старика, кашляющего со свистом, вынос мертвеца. Мальчик решился на побег, перебежал больничный двор и остановился в нерешительности: за корпусом белели могильные кресты кладбища…

Рассказ заканчивается тем, как обезумевший от страха беглец вдруг заметил свет в окне доктора Ивана Миколаича, увидел его самого «и, смеясь от счастья», протянул к окну руки. Рассказ «Беглец», как сказка, со счастливым концом: больной мальчик вознаграждается за свою чистую душу доброй улыбкой «весёлого доктора»10.

Сложная ситуация в рассказе «Устрицы», где герой, маленький мальчик (восьми лет и трех месяцев), болен неизвестной болезнью, «которой нет в медицинских учебниках», и эта болезнь - голод. Место всех событий большая московская улица, где на тротуаре под дождем стоит этот мальчик, у которого уже от своей болезни «подгибаются ноги, слова становятся поперек горла, голова бессильно склоняется на бок…». Наступает чувство беспомощности и ненужности, а у читателей жалости к маленькому ребенку.

Может быть, он и не страдал  от голода, если бы его отец нашел  работу или хотя бы убил свое самолюбие и гордость, которые мешали ему просить милостыню. Отец не хотел выглядеть бедным и всячески скрывал это: «боясь, чтобы люди не увидели, что он носит калоши на босу ногу, натянул на голени старые голенища», он стыдился своей бедности, но мальчик любит его таким, какой он есть, несмотря на то, что он «суетный человек», «бедный, глуповатый чудак».

         В этом рассказе показана  жестокость взрослых по отношению к ребёнку, они с удивлением смотрят и смеются, видя, как он возится с устрицами, хотя могли бы пожалеть его и накормить нормальной едой, а не экзотическим животным, или просто дать денег.

Повесть Чехова «Степь» — самое «волшебное» произведение писателя. Герой этой повести — девятилетний Егорушка — едет со своим дядей в губернский город поступать в гимназию. Дядя отправляется по делам торговым, купеческим, и часть пути мальчик проводит на одном из огромных возов, груженных тюками с шерстью. Степь — безмерное пространство, древняя, высохшая от зноя земля. То ли оттого, что Егорушка, сидя на тюках высоко над землей, видит все по-особому, то ли от зноя, то ли от однообразия мерного, неспешного хода возов, — но все окружающее представляется мальчику исполненного тайного  смысла. Иногда они останавливаются у редких хуторов, и встречи с людьми, населяющими эту землю, волнуют и тревожат душу ребенка. Хозяин этого края — некий Варламов, купец и богач, владелец несметных отар.

О нем спрашивают разные люди, его ищут по неотложным делам, а он неуловим и таинственен, и Егорушка невольно наделяет Варламова способностью исчезать и появляться, ускользать от погони и растворяться в дрожащем степном мареве. Посреди безмерной пустыни живет еврейская семья — два брата, один из которых, Соломон, — безумен. Наверное, только на древней, пустынной земле представитель библейского племени может испытать потребность обрести изначальную, первородную свободу. Соломон, к горестному удивлению своего брата, совершает поступок столь нелепый и дикий в представлении любого еврея, что только полная утрата рассудка может если не оправдать, то объяснить то, что он сделал: он сжег деньги. Свою долю наследства, шесть тысяч рублей — огромную по тем временам сумму — Соломон своими руками отправил в печь. Лишь праведники и безумцы могут вступать в диалог с Богом напрямую, без посредников и свидетелей. Итог подобной свободы — одиночество, цена ей — гордыня...

Егорушка не умом, но душой постигает странности людей и природы. Однажды откуда-то возникла прекрасная женщина — графиня Драницкая — и поцеловала засыпающего мальчика. Волшебная красавица тоже ищет таинственного Варламова и, не найдя, исчезает столь же внезапно, как и появилась. Чехов бережно провожает своего героя до крайних пределов степи, приводит в город, где люди, дома и деревья обретают привычные очертания. Волшебство прошло, Егорушка горько плачет. И писатель оставляет ребенка наедине с жизнью: «Какова-то будет эта жизнь?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Писательское мастерство Чехова позволило ему в немногочисленных рассказах обрисовать детский мир, отношения взрослых и детей многогранно и с высокой степенью полноты. Будь перед ним ребенок двух лет или тринадцати, крестьянский или господский, для Чехова он всегда ребенок, наделенный «родовыми» свойствами и качествами детства - непосредственностью, чистотой нравственного чувства, способностью к фантазии и высоким порывам души, богатством внутреннего мира. Писатель видит глазами ребенка, легко воссоздает речевые особенности возраста: игрушечная лошадь - «дохлая», селедочная голова - «морда», кошка «ощенилась», котята похожи на мышов».

Чехова интересует специфическое сознание детей, особенности их восприятия мира, в котором преобладают радость знакомства с новым, способность удивляться и жажда все понять, и также склад души детей - беззлобный, бесхитростный и открытый.

Герои произведений Чехова обыкновенны, да и события, лежащие в основе рассказов, как правило, внешне довольно ординарны. Зато они значимы с точки зрения этапов внутреннего роста ребенка, значимы для понимания сложности и противоречивости взрослого мира, а также для осознания трудности вхождения в этот мир естественного и наивного существа - ребенка. Противопоставляя нравственность и человечность детей бездуховности и обывательщине современной писателю жизни, Чехова сохранял надежду на появление в будущем «веселого и свободного» человека, живущего «чистой, изящной, поэтической» жизнью.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Акулина Э.Р. Тема детства в рассказе А.П.Чехова "Спать хочется" и стихотворении Н.А.Некрасова "Плач детей". YII класс / Эльвира Растамовна Акулина // Уроки литературы. - 2006. - № 8. - С. 8-9.

 

2. Арзамасцева И.Н. Детская литература : учебник для студентов вузов / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - 4-e изд., испр. - М. : Академия, 2007. – С. 229-235.

 

3. Валагин А. Звук лопнувшей струны. Про любовь к детям / Александр Валагин // Уроки литературы. - 2006. - № 8. - С. 1-5.

 

4. Евдокимова Л. Развитие творческих читательских способностей / Л. Евдокимова // Домашняя школьная библиотека. - 2004. - № 1. - С. 18-22.

 

5. Зурабова К. Настоящий человек : к 150-летию со дня рождения А.П. Чехова / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 56-66.

 

6. Короткова М.С. Нерадостный мир детства в рассказах А.П.Чехова : урок внеклассного чтения : V-VI классы / Марина Сергеевна Короткова // Литература в школе. - 2013. - № 6. - С. 35-39.

 

7. Короткова М.С. "Очарование детства" в рассказах А.П.Чехова : V-VI классы / Маргарита Сергеевна Короткова // Литература в школе. - 2013. - № 3. - С. 35-39.

 

8. Мескин В. Как сделан рассказ "Ванька" А.Чехова / Владимир Мескин // Русский язык и литература для школьников. - 2012. - № 8. - С. 17-21.

 

9. Первова Г.М. Феномен детства в произведениях А.П. Чехова / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С. 61-64.

 

10. Рыжкова Т.В. Рассказ А.П.Чехова "Гриша" в контексте темы "Мой дом - мой мир" / Татьяна Вячеславовна Рыжкова // Литература. - 2013. - № 3. - С. 15-18.

 

11. Семанова М.Л. Чехов - художник / М.Л. Семанова. - М. : Просвещение, 1976. – С. 30-47.

 

12.  А.П. Чехов в школьном изучении : сборник статей и материалов по биографии и творчеству поэта / Ред. М.И. Мещерякова. - М. : Мегатрон, 2000. – С. 119-125.

1 Здесь и далее по тексту Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т.  Т.4. / А.П. Чехов. - М., 1982. – С. 163-166.

2 Первова Г.М. Феномен детства в произведениях А.П. Чехова / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С. 61-64.

3 Валагин А. Звук лопнувшей струны. Про любовь к детям / Александр Валагин // Уроки литературы. - 2006. - № 8. - С. 1-5.

4 Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т.  Т.4. / А.П. Чехов. - М., 1982. – С. 75-80.

5Семанова М.Л. Чехов - художник / М.Л. Семанова. - М. : Просвещение, 1976. – С. 30-47.

 

6Мескин В. Как сделан рассказ "Ванька" А.Чехова / Владимир Мескин // Русский язык и литература для школьников. - 2012. - № 8. - С. 17-21.

 

7 Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т.  Т.5. / А.П. Чехов. - М., 1982. – С. 213-216.

8Первова Г.М. Феномен детства в произведениях А.П. Чехова / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С. 61-64.

 

9 Чехов, А. П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т.  Т.6. / А.П. Чехов. - М., 1982. – С. 201-208.

10 А.П. Чехов в школьном изучении : сборник статей и материалов по биографии и творчеству поэта / Ред. М.И. Мещерякова. - М. : Мегатрон, 2000. – С. 119-125.




Информация о работе Образы детей в рассказах А.П.Чехова