Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:25, курсовая работа
Целью работы является исследование образов детства в творчестве современных писателей.
Достижение цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:
Рассмотреть тему образов детства в художественной литературе в исторической ретроспективе и в творчестве современных писателей
Провести анализ художественных произведений в аспекте исследования образов детства
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕМА ОБРАЗОВ ДЕТСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ И В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ 6
1.1. Обзор темы образов детства в литературе XIX-XX веков 6
1.2. Образы детства в современной литературе 9
2. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В АСПЕКТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВ ДЕТСТВА 12
2.1. Особенности образов детства в повести А.Иванова «Географ глобус пропил» 12
2.2. Образы детства в сборнике З.Прилепина «Восьмерка» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21
СОДЕРЖАНИЕ
Образы детства в мировой литературе – это одна из вечных тем, которая на протяжении времени изменяется, интерпретируется с учетом временных реалий, но остается такой же тонкой и уязвимой, как и в классических произведениях.
Впервые проявление интереса к образу детства в литературе можно увидеть в произведениях эпохи Просвещения. Именно ей европейская и русская литература обязаны появлением детских образов в художественных произведениях и литературы для детей.
Современная литература часто обращается к образам детства своих героев, чтобы точнее передать их душевное состояние уже во взрослой жизни. Исследование детского мира, детских воспоминаний в художественной литературе отражает духовные настроения общества в целом и ярко характеризует морально-этические ценности современного мира во всех его сложных проявлениях.
Пронзительность и исповедальность русской литературы, исследующей духовное состояние своих героев, также определила значительное место образам детства на своей территории. По этому поводу А.С.Михайлов пишет: «Русская литература всегда размышляла над тем, как уберечь человеческую душу от полного грехопадения и от окончательной гибели. И трудно найти такого писателя, который, мучаясь этим вопросом, не обращался бы памятью и мыслями к детству. Именно в эту благословенную пору, когда еще ничем не замутилась божественная ясность души, когда она чувствует сокровенное и ищет его, когда вера чиста и искренна, душа нуждается в духовном покровительстве и наставничестве».1
В детстве закладываются те нравственные основы, которые становятся основным жизненным стержнем взрослого человека, именно они, чаще всего, удерживают человека в рамках тех жизненных ценностей, которые приняты в его обществе.
Исследованию проблем соотношения детства и взрослых поступков героев посвящено достаточно много литературоведческих исследований. Эта тема освящается в работах С.Г.Леонтьевой, Л.В.Долженко, Л.В.Овчинниковой, А.С.Михайлова и ряда других исследователей.
Таким образом, можно говорить о том, что состояние изучения данного вопроса в литературе имеет достаточно широкие границы и дополняется новыми исследованиями.
Перечисленные обстоятельства определили актуальность сферы исследования и обусловили выбор темы работы, постановку цели и основных задач.
Целью работы является исследование образов детства в творчестве современных писателей.
Достижение цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:
Объектом исследования является художественная литература. Предметом исследования – художественные произведения, в которых представлены образы детства.
При написании работы были использованы следующие методы:
метод синтеза информации.
Информационной базой исследования являются художественные тексты, учебники, учебно-методические пособия, статьи отраслевых журналов, Интернет-информация.
В XIX веке русской литературе образы детства являются одной из центральных тем в творчестве С.Т. Аксакова, В.М.Гаршина, Ф.М.Достоевского, В.Г.Короленко, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Д.Н.Мамина-Сибиряка и ряда других писателей.
Тема детства, его образы определяются писателями как время чистоты и глубокой нравственности. Дети нравственно чище, лучше себя, взрослых. Они лгут только тогда, когда им страшно, а став взрослыми принимают нормы той морали, которая их «окружает». В детстве они могут сближаться со сверстниками, не задумываясь над их социальным статусом, а став взрослыми стыдятся себя или своих друзей, не соответствующих жизненными ценностям, предлагаемым в обществе.
Писатели считают, что нужно учиться пониманию истинного добра и ценности жизни, так как это происходит в детстве. Именно такой подход к пониманию жизни мы видим в «Детских годах Багрова-внука» С.Т.Аксакова.
Это произведение наполнено образами детства писателя, людьми, с которыми связаны его детские воспоминания. С особой правдивостью Аксаков повествует о своих детских переживаниях, наполненных всеми ощущениями человеческих чувств, от первых едва уловимых ощущений и до полного ощущения жизни.
Чувством природы наполнена жизнь героя произведения. Ощущения оживающей под весенним солнцем природы, слияние с ней помогут уже взрослому писателю так трогательно описать мир, окружающий ребенка. «В конце фоминой недели началась та чудная пора, не всегда являющаяся дpужно, когда пpиpода, пpобудясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волненье, движенье, в звук, в цвет, в запах. Ничего тогда не понимая, не разбирая, не оценивая, никакими именами не называя, я сам почуял в себе новую жизнь, сделался частью природы, и только в зрелом возрасте, сознательных воспоминаний об этом времени сознательно оценил всю его очаровательную прелесть, всю поэтическую красоту».2
Мир, окружающий ребенка с детства благотворно влияет на его поступки в зрелые годы, при этом детские воспоминания писателя не всегда полны гармонии. Он сознает несовершенство мира, но детские ощущения радости жизни помогают ему во взрослой жизни.
Трилогия Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность» – это новый подход к теме детства. Повествование здесь ведется от лица главного героя.
Однако рядом с детским и юношеским образом Николеньки Иртеньева в трилогии дан четко очерченный образ авторского «я», образ взрослого, умудренного опытом жизни «умного и чувствительного» человека, взволнованного воспоминанием о прошлом, заново переживающего, критически оценивающего это прошлое. Тем самым точка зрения самого Николеньки Иртеньева на изображаемые события его жизни и авторская оценка этих событий отнюдь не совпадают.3
В повести Толстой представляет детство как счастливейшую пору жизни человека, которая оказывает влияние на него всю последующую жизнь. Образы детства настолько ярко раскрываются в произведении, что сама детская тема становится доминирующей, открывающей окружающий мир глазами ребенка.
Образы детства по-новому раскрываются на рубеже XIX-XX веков в творчестве А.М.Горького. Большинство его произведений, предназначавшихся для взрослой аудитории, связаны с образами детства. «Изображая жизнь детей, А.М. Горький широко использовал свои обширные самарские и нижегородские наблюдения и впечатления. Он во многих произведениях точно обозначил нижегородские улицы, и даже дома. В описании А.М.Горьким жизни Самары, и особенно Нижнего Новгорода, «очень отчетливо выступали характернейшие черты капиталистической действительности с ее противоречиями между миллионными богатствами и ужасающей нищетой».4
Образы детства социальных низов очень характерны для творчества писателя. Именно выходцы из этого мира станут впоследствии участниками той социальной ломки, которая будет происходить после семнадцатого года. Именно детские воспоминания ужасов нищеты и бесправия поставят их в ряды тех, кто попытается построить новый мир. Образы детства у Горького вызывают двойственное ощущение. С одной стороны – детство – это самая счастливая пора жизни, с другой – это ужас нищеты, тяжкого труда, раннее взросление и самостоятельная жизнь еще совсем юных людей. Реализм таких детских воспоминаний отчетливо ощущается в действиях героев многих произведений писателя, формируя новые подходы к пониманию жизни во всех ее проявлениях.
Несколько иной подход к теме детства у писателя Л.Кассиля. Детство, ограниченное рамками семьи, как у писателей XIX века и детская борьба за выживание в художественных произведениях начала XX века, уходит в историю.
Жизнь героев Л.Кассиля наполнена «исследованием» всего того, что их окружает. «Юмор писателя отражает своеобразное восприятие мира детьми; игра, фантазия, выдумка тесно связаны с прекрасным реальным миром».5
Автор, исследуя образы детей, отчетливо соотносит их с самим собой, уже ставшим взрослым, но при этом не растерявшим интереса к миру. Такой подход к пониманию образа детства характерен для литературы первой половины XX века, когда жизнь вдруг настолько стремительно начала меняться, что ее динамика передалась и литературным героям. Они познавали жизнь через призму своего детского мировосприятия, и главным здесь было движение параллельно с ней в прекрасное будущее, о котором так чудесно рассказывали.
Современная проза пытается снова осмыслить тему семьи, а значит и образов детства, связанных с ней. За несколько десятилетий понятие семейных ценностей было утрачено и в реальной жизни и в литературе. Именно поэтому образы детства в современной интерпретации достаточно сильно отличаются от тех, которые представлены в классической литературе.
Современные писатели, изображая своих героев, чаще всего не акцентируют внимание на их детстве, они как бы подразумевают его. Так в рассказах В.М.Шукшина мотив детства, не перерастая в тему или проблему, выступает как важный компонент текста, иногда зашифрованный или не акцентируемый.
Это объясняется писательским пониманием «незаметности», или органичности роли детства (во всей его многоаспектности) в жизни человека.
«Даже в ограниченном пространстве рассказа писатель считал необходимым дать информацию о детстве героя. Это позволяло углубить мотивировку поведения.6
Воспоминания о трудовом деревенском детстве делают образы героев рассказов более выпуклыми, реальными. Такими являются Федор Кузьмич и его брат Егор в рассказе «Как зайка летал на воздушных шариках», Максим Думнов в рассказе «Наказ». Образы детства позволяют В.Шукшину раскрыть характер совсем не положительного героя рассказа «Беседы при ясной луне» старика Николая Ферапонтыча Баева. Завышенная самооценка героя – «он редкого ума человек» –объясняется автором детскими проблемами: ребенок хотел учиться, а отец не позволил, это осложнило их отношения настолько, что сын не нашел в себе сил простить отца даже перед его смертью, до собственной старости считал отца виновником нереализованности своих способностей.7
Истоки странного поведения героя рассказа «Выбираю деревню на жительство» лежат в плоскости эмоциональной памяти о деревенском детстве, а неоднозначность шукшинского Чудика, ставшего знаковой фигурой своего времени определяется фразой в конце рассказа «В детстве мечтал быть шпионом».
Современное осмысление образа счастливого детства показывает в своем рассказе «Два сюжета в жанре мелодрамы» Е.Долгопят. Герои рассказа живут в жесткой реальности, они воспитаны не на традициях семейных ценностей, а на компьютерных «стрелялках» и телевизионной рекламе. При этом главный герой стремиться обрести семью, и для достижения цели он переступает через все «нравственные барьеры». Это его детство, а что же будет, когда он вырастет.
Рисуя образы детства, современная проза соотносит их с теми взрослыми людьми, вышедшими их тех детских воспоминаний, которые, в любом случае, оказали воздействие на формирование их характера и поведения в обществе.
Таковыми являются произведения А.Иванова «Географ глобус пропил» и «Восьмерка» З.Прилепина.
Произведение А.Иванова «Географ глобус пропил» можно воспринимать неоднозначно. Кто-то скажет «ни о чем», а кто-то увидит наброски реальной жизни, той, которая нас окружает.
Исследуя повесть А.Иванова увидеть достаточно много из того, что было присуще художественной классике. Тема семьи достаточно отчетливо прописывается у автора, но при этом она не является центром притяжения для героев, она существует, как бы, сама по себе, потому что так нужно. Утрата семейных ценностей формирует несколько странный характер – он уже и взрослый, но еще и ребенок.
Таким выглядит Виктор Служкин – «взрослый ребенок». Его поступки более характерны юноши, чем для взрослого человека при этом его мировосприятие – это взрослая жизнь. Может быть, именно поэтому он так своеобразно ведет уроки географии в школе. Образ непроходящего детства очень характерен для главного героя. «Служкин безвылазно, как в трясине застрял в своем прошлом. Тело Служкина выросло, а душа осталась принадлежать все тому же подростку Витусу, который умел смешить окружающих, пользовался какой-то ущербной, но славой, заигрывал с одноклассницами, хоть и без успешно, да так и не смог по прошествии лет отпустить ни одну из тех, кто ему нравился».8