Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:21, реферат
Как отмечает Я.С. Лурье, за последние годы в науку было введено немало новых летописных текстов; большинство из них относится к XVI—XVII вв. и даже к XVIII—XIX вв., но многие восходят к протографам XV в., а иногда и XIV в.. Большой вклад был внесен А.А.Шахматовым и его последователями, разработавшими особую методику сравнительно-исторического исследования летописей. Первой стадией текстологического исследования летописей является полное сравнение сходных летописей (как зарегистрированных в научной литературе, так и впервые привлекаемых). Такое сравнение дает возможность установить взаимоотношения между ними и — в ряде случаев — наличие общего текста («основного свода»), к которому они восходят.
Новые находки рукописей подтвердили предположения о существовании в 70-х годах XV в. в двух летописных сводов - 1471-1472 и 1479-1480 гг., но степень доказанности этих двух предположений осталась неодинаковой.
Несколько иначе характеризовал
источники свода 1479 г. М. Д. Приселков.
Основным предшественником этого свода
он считал свод 1472 г., отразившийся в
Никаноровской и Вологодско-
Основные отличия свода 1479 г. от свода 1472 г. определялись использованием в Московском своде особой обработки свода 1448 г., устранившей компромиссные тенденции, характерные для свода 1448 г. и сильно расширившей фонд общерусских известий за XII-XIV вв.
В основание свода 1479 г. с самого начала положена Софийская I летопись. Так, до 1074 г. тексты этих сводов почти тождественны между собой. После 1074 г., хотя Софийская I представляет собой сильное сокращение общерусской летописи, а у сводчика 1479 г., пишет автор, было в распоряжении несколько сводов, могущих представить текст за это время более полный, сводчик 1479 г. руководится в своей основе Софийской I на всем пространстве XI и XII вв. При определении той редакции, к которой мы могли бы отнести эту использованную сводчиком 1479 г. Софийскую I летопись, мы встречаемся с тем затруднением, что ряд чтений, несомненно, восходит к редакции древней, в младшей даже просто отсутствующих, тогда как другой ряд чтений ведет к этой именно младшей редакции и невозможен для редакции древней.
Отсюда Я.С.Лурье заключает, что
сводчик 1479 г. пользовался и первой
и второй редакциями Софийской I, т.
к. предшествующий свод 1472 г. содержал
в древней своей части
Текст свода 1479 г., включая заключительный рассказ о присоединении Новгорода и построении главной Кремлевской соборной церкви – Успенского собора, лег в основу всего официального общерусского летописания последующего времени – великокняжеского и царского и может быть характеризован как новый приступ в летописном деле к особого рода согласованию настоящего с далеким прошлым.
Глава IV.Независимое летописание 70-х годов XV в.
Наряду с великокняжеским летописанием на Руси во второй половине XV в. продолжало существовать летописание, не имевшее официального характера и иногда противостоявшее великокняжеским сводам. Как и великокняжеские своды второй половины XV в., неофициальные летописи этого периода были открыты для науки А. А. Шахматовым.
В исследовании Ермолинской летописи, А. А. Шахматов рассматривал группу летописей, имеющих сходные известия за вторую половину XV в. В их числе Новгородская IV (V) летопись по Хронографическому списку, Отрывок русской летописи по Воскресенскому Новоиерусалимскому списку и Новгородская летопись по списку Дубровского — летописи, восходившие, по мнению Шахматова, через «новгородский свод 1491 г.» к какому-то «своду неновгородского происхождения». Тот же свод отразился в последней части (после 1447 г.) Софийской I летописи по списку Царского и в неизданной летописи, открытой Шахматовым в рукописи Погодинского собрания. Поскольку ряд известий этих летописей за XV в. совпадал с Ермолинской (например, известие о ярославских чудотворцах), Шахматов возводил их к ростовскому владычному летописанию. Отражением летописания ростовских архиепископов исследователь считал также Типографскую летопись и, кроме того, Тверской сборник, Софийскую II и Львовскую летописи.
Очень много сделал для исследования летописной традиции XV в., независимой от великокняжеской власти, А. Н. Насонов. Прежде всего, он доказал, что общерусское летописание, противостоящее великокняжеской власти, существовало в XV в. и вне Ростова. Исследуя свод, лежащий в основе Софийской II и Львовской летописей, Насонов пришел к выводу, что этот свод не только не отражал политики ростовских владык, но в ряде случаев выступал против них (и против великого князя), защищая позиции митрополита Геронтия.
Сопоставление текстов Ермолинской летописи и Сокращенных сводов открывает для автора возможность реконструкции их общего протографа. Прочную основу для этого дает текст этих летописей за вторую и третью четверть XV в., а также Устюжский летописец. Перечисляя основные совпадающие известия в Ермолинской летописи и Сокращенных сводах за этот период, автор намечает состав их общего протографа за соответствующий период. Первое совпадение обнаруживается уже под 6936 г. — одинаково определен размер порховской дани, выплаченной новгородцами Витовту. Начиная с 6950 г. сходные известия в обоих памятниках становятся преобладающими. Но в некоторых случаях автор предпочитает предполагать первичность текста Сокращенных сводов по сравнению с Ермолинской летописью, говоря о том, что в основе Сокращенных сводов и Устюжского летописца лежал некий общий источник, в ряде случаев переданный в Летописце полнее, чем в Сокращенных сводах. Например, автор признает, что Устюжский летописец дает более первоначальный текст известия 6936 г., чем Сокращенные своды и Ермолинская летопись (сохранились такие подробности рассказа, которые отсутствуют в этих летописях, но читаются в новгородских).
Сравнительно-текстологическое исследование Ермолинской летописи, Сокращенных сводов и Устюжского летописца позволяет Я.С. Лурье наметить состав их общего протографа — северорусского свода 70-х годов XV в. (более определенной может быть реконструкция этого свода в последней части, охватывающей XV век, и менее определенной — реконструкция предшествующего раздела свода). Источником северного свода 70-х годов мог быть, считает автор, великокняжеский свод начала 70-х годов, отразившийся в Никаноровской, Вологодско-Пермской и близких к ним летописях. И, таким образом, имеющееся предположение о кирилло-белозерском происхождении исследуемого общерусского свода 70-х годов XV в. наилучшим образом объясняет и географический кругозор, и политические тенденции этого свода.
Глава V. Независимое летописание 80-х годов XV в.
Типографская, Софийская II и Львовская летописи стали известны в науке раньше, чем большинство общерусских летописей XV в. - они были изданы уже в конце XVIII в. – первой половине XIX в.
В результате исследования А.А. Шахматовым было доказано, что Софийская II и Львовская летописи имеют в основе свод 1518 г., также отражая ростовское владычное летописание. Некоторые разделы этого свода восходят к его дополнительным источникам - великокняжескому летописанию, ростовскому своду и своеобразному своду 80-х годов XV в., существование которого предполагал А. Н. Насонов: ряд известий свода 1518 г. совпадает с известиями Московского свода конца XV в., Симеоновской летописи и других памятников великокняжеского летописания; другая группа известий совпадает с Типографской летописью; обнаруживается сходство с Ермолинской летописью и близкими к ней Сокращенными сводами конца XV в.
Особенно важны для понимания истории Софийской и Львовской летописей их взаимоотношения с другими летописями, прежде всего с Типографской, совпадения с текстом которой обнаруживаются при анализе, наряду с текстами Московского свода.
В основе же Типографской летописи лежали ростовские владычные своды разных редакций, Московский свод 1479 г. Историю ее двух редакций можно представить следующим образом: в конце 80-х годов XV в. лицом, связанным с ростовской архиепископской кафедрой, был составлен неофициальный свод, доведенный до 6998 г. и основанный на материалах влыдычного летописания. В конце XV – начале XVI в. в кругах, близких к ростовскому владыке Тихону, свод этот был несколько отредактирован: сокращено окончание и заменено текстом из великокняжеской летописи с добавлением более пространного известия о поставлении владыки.
Автор признает, что решение вопроса о составе и характере свода конца XV в., отразившегося (через свод 1518 г.) в Софийской II и Львовской летописях, представляет особые трудности. Для решения вопросов о своде нет определенных текстологических данных – тексты летописей совпадают до 1518 г. и сравнение их не обнаруживает какой-либо специфической грани под 1489 г.
Еще в 80-х годах XV в. в Русском государстве могли появляться такие памятники, как ростовский свод 1489 г. и еще более смелый московский свод, дошедший до нас в Софийской II и Львовской летописях, то это объяснялось, видимо, тем, что эти своды составлялись не в митрополичьей или архиепископской канцелярии, а неофициально. Однако, в конце концов, и такие своды должны были вызвать противодействие со стороны государственной власти, и она сумела наложить руку и на неофициальное летописание. С конца XV в. независимое общерусское летописание было прекращено.
Заключение.
Своды Северо-Восточной Руси, дошедшие до нас в летописях XIV – XVI в. Непосредственные протографы этих летописей относились к периоду от начала XIV в. и до 80-ми годами XV в. Однако тексты самих летописей далеко не всегда оканчиваются на том году, до которого были доведены их протографы.
Жесткая унификация русской культуры в XVI в., особенно во второй половине этого столетия, сказалась не только на судьбе светской повествовательной литературы, но и на истории русского летописания. Летописание велось в XVI в. с большой тщательностью и полнотой, но в основном это было (если не считать псковских и других местных летописей, не претендовавших на общерусский характер) официальное и сугубо централизованное летописание. Летописи XVI в. почти никогда не «спорят» между собою; они лишь послушно реагируют на изменения в государственной политике. В таком унифицированном виде общерусское летописание просуществовало с конца XV до 60-х годов XVI в., пока резкие политические перемены в годы опричнины не привели сначала к срочной переработке официальной летописи, а затем и к полному ее прекращению.
Информация о работе Общерусское летописание XIV- начала XV в