Обучение детей художественной литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Файлы: 1 файл

Домашняя контрольная работа по дисциплине Методика развития детской речи.docx

— 57.66 Кб (Скачать файл)

- Идем дальше. У нас  на пути домики. Нужно отгадать  из каких они сказок, кто в  них живет? (Рисунки домиков сказочных  персонажей прикреплены к доске,  после того как дети отгадают, рисунки снимаются, под ними  обнаруживаются знаки, по которым  можно идти дальше.)

-У нас на пути музыкальный  домик. В нем живут песни  из разных сказок. Хозяйка домика, Фея, просит каждую команду  вспомнить эти песенки. (Звучат  записи песен из «Буратино», «Волк  и семеро козлят», «Незнайка», «Вини Пух», дети угадывают.)

- Путь продолжается. Но  что это? Тревожные крики слышатся в лесу - это загорелся Кошкин дом.

                                                     

   Надо как можно быстрее потушить пожар. (Проводится конкурс-эстафета пожарных - дети вспоминают, какими словами в сказке созывали на пожар: «Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом!» С этими словами проводится эстафета, дети (по одному от каждой команды) бегут к стульям, на которых разложены принадлежности для тушения огня - ведро, макет огнетушителя, совок, берут по одному предмету и возвращаются к команде. Проводится эстафета.)

- Итак, кошкин дом спасен, можно двигаться дальше. На пути домик Бабы Яги. Она преграждает дорогу и не хочет пропускать детей, пока они не выполнят ее задание. Приходится соглашаться – ведь в избушке Бабы Яги заколдованы герои сказок. А задание такое: вот картинки с героями сказок, нужно определить из какой сказки эти персонажи. (Показ картинок: лягушка, добрый молодец, кощей, царевна, поросята, волк и т. д. Ответы детей.)

Ура, наши герои на свободе  и мы идем дальше. Впереди нас  ждет сказочная почта. Тут мы прочитаем  телеграммы, присланные сказочными персонажами, и подумаем, кто бы мог послать  их. (Воспитатель зачитывает «сказочные»  телеграммы, а дети отгадывают герои каких сказок могли бы послать эту телеграмму)

«Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев!» «Буду, буду умываться по утрам и вечерам». «Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!» «Помогите найти  Кая». «Поздравляю Иа с днем рождения!» «Спасибо, ласточка, за чудесное спасение!»

(Дети отвечают, воспитатель  раздает последние лепестки, дети  наклеивают их на лист.)

- Посмотрите, у каждой  команды получился красивый цветок  с разноцветными лепестками. А  мы сможем вспомнить сказку, в  которой у главного героя, девочки,  тоже был замечательный волшебный  цветок? (Ответы детей.)

Молодцы! Вам понравилось путешествие со сказочными героями? На этом наше путешествие в мир сказок и приключений заканчивается, но впереди вас ждет еще много новых встреч с удивительными сказками и приключениями. А сейчас я хочу предложить вам нарисовать героя любой сказки. Постарайтесь нарисовать так чтобы можно было узнать, из какой сказки ваш герой. Это может быть и добрый и злой персонаж. Мы устроим выставку ваших рисунков в фойе детского сада. (Дети рисуют.)

 

 

 

 

 

                                         

           Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста 
                                             «Весенняя сказка»

                                      Программные задачи:

-учить составлять сказку на предложенную тему и изображать её на бумаге, передавая особенности сказочного жанра.

-Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам.

-Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.

-Закреплять уже известные способы словообразования.

-Развивать способность передавать интонацией различные чувства.

-Развивать художественные и творческие способности.

                                      Материал и оборудование:

игрушка «Солнечный зайчик»; весенние и зимние пейзажи; большие  листы белой бумаги с наклеенными  изображениями персонажей сказки К. Ушинского «Утренние лучи», акварельные  краски, кисти 2-х размеров (на каждого ребёнка); палитра, карточки с графическими упражнениями (на каждого ребёнка); спокойная музыка (по выбору)

                                                  Ход занятия:

Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо? 
Ну, конечно, не слониха, 
И, конечно, бегемот 
Тихо так пройти не мог. 
И никто из вас не слышал, 
Как листок из почки вышел, 
И услышать не могли вы, 
Как зелёные травинки, 
Сняв зелёные ботинки, 
Тихо вышли из земли. 
И подснежник тихо вышел. 
И повсюду тишина. 
Это значит, это значит: 
Тише всех пришла весна.

   Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т.д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя). Как можно ласково назвать солнце? (солнышко).

Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! 
В гости к нам кто-то пришёл. Кто же это? Это солнышко послало нам свой волшебный лучик (вносит игрушку Солнечный зайчик). Сейчас этот добрый волшебник прикоснётся к каждому из вас, и вы, превратитесь в великих сказочников! Давайте порадуем нашего гостя весенней сказкой? Поможет нам сочинить сказку волшебное блюдце.

Ой, весна моя, ты весняночка. 
Из-за тёмных лесов, 
Из-за синих морей приходи, 
Солнцем, светом озари. 
В нашу сказку ты войди. 
Ты, яблочко волшебное, катись! 
Наша сказка расскажись!

   Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеёк, трава, дерево, звери… На нашем волшебном блюдце кто-то поселился. Это кот. Давайте сочиним вместе сказку. А называться она будет «Сосулька и кот»

  «Жил был кот. Звали его …….. Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла тёплая, ласковая ……… Вышел кот на крыльцо на солнышке погреться. Только улёгся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую ……..» И так далее.

   Наше волшебное занятие продолжается. Солнечный зайчик опять коснулся нас своими лучиками. Теперь он превратил детей в художников. Итак, сказка продолжается.

Чтобы нарисовать весеннюю сказку, нужно проложить в сказку весенние дорожки. (Дети выполняют графические упражнения на карточках) 
Что ж, дорожки в сказку проложены. А вот и солнышко взошло и стало рассыпать повсюду свои золотые ручьи, будить землю. Первый лучик коснулся зайчика, пошевелил ушками зайчик и весело запрыгал к ….(Даше). Второй лучик попал в ручеёк, зажурчал, зазвенел ручеёк и побежал к … И так далее.

  А нарисовать весеннюю сказку нам помогут акварельные краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеёк. И голубое небо … Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой сказки? (Воробья, муравья) А из голубой? И т.д.

Дети рисуют на листах бумаги свою сказку.

 

                          

 

 

 

 

 

Занятие по ознакомлению с художественной литературой

                           в средней группе детского сада.

Тема:  Творческое рассказывание по сказке «Теремок».

                                                      Цели:

1. Учить детей составлять  рассказ по сюжету знакомой  сказки с самостоятельно придуманными  героями. 
2. Развивать ассоциативное мышление и творческое воображение через использование заместителей; развивать речь: учить детей подбирать признаки заданному предмету, расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов. 
3. Воспитывать интерес к самостоятельному придумыванию историй (фантазированию), умение выслушивать взрослого и друг друга.

Материал: фланелеграф, домик, 3 круга белого цвета разного размера в убывающем порядке, треугольник.

                                                   Ход занятия: 

1. Орг. момент 

– Давайте поиграем с  пальчиками. Пальчиковая игра:

Будем пальчики считать, будем сказки называть.  
Эта сказка «Колобок», эта сказка «Теремок»,  
Эта сказка «Репка» про внучку, бабку, дедку.  
«Волк и семеро козлят»- этим сказкам каждый рад.

                                          - актуализация знаний:

- Сегодня мы сочиним  сказку, а поможет нам придумать  свою сказку уже знакомая. А  как называется сказка – отгадайте.  Эта сказка о красивом, деревянном, с узорами на крыше домике, в нем дружно жили звери.

- Правильно, это сказка «Теремок».

Но по-старому нам уже  неинтересно рассказывать сказку, мы сегодня придумаем, как по-другому  ее рассказать. Хотите?

- Придумайте, а кто еще  мог жить в теремке? – варианты  детей.

- Кто мог найти теремок  самый маленький? – варианты  детей.

- А можно я предложу? – К теремку прилетела птичка - синичка.

- Какой фигурой мы ее обозначим? – Маленьким кругом ( Показать кружок и поставить на фланелеграф).

- Кто еще больше, чем  синичка, пришел к теремку?  – варианты детей.

– Давайте выберем колобка. – Какой фигурой мы его обозначим? – Да, кругом побольше. (Показать кружок и поставить на фланелеграф).

- Кто еще больше, чем  колобок, мог прийти к домику? – варианты детей.

- Давайте выберем сосульку. –– Какой фигурой мы ее можем обозначить? – Да, треугольником. (Показать треугольник и поставить на фланелеграф).

- Кто самый большой  мог прийти к теремку? –  варианты детей.

- Давайте выберем снеговика. –– Какой фигурой его обозначим? – Да, большим кругом. (Показать кружок и поставить на фланелеграф).

- Давайте повторим, кого  мы выбрали в новую сказку:

                                               

- птичку - синичку – ее мы обозначили маленьким кругом,

 Колобка – его обозначили кругом по больше, сосульку – ее обозначили треугольником, снеговика – его мы обозначили большим кругом.

                                            Физ. минутка:

- По сугробам мы шагаем, ноги выше поднимаем,  
Притоптали снег слегка – вот какая красота.  
Мы сугробы обойдем и на стульчики пойдем.

                                          2. Основная часть: 

– Как начнем сказку? –  Говорят дети: – Жил- был теремок. (Поставить домик на фланелеграф.)

Воспитатель: – Я предлагаю  начать сказку красиво: на заснеженной  лесной полянке стоял теремок.

– Какой он был? – Дети: – Нарядный, деревянный, высокий, грустный.

- А почему грустный? –  Дети: – Он был один. Не было  у него друзей.

- Но вот однажды мимо  летела птичка- невеличка синичка. (взять маленький круг и поднести к домику)

– Какая она была? –  Дети: – Маленькая, шустрая, желтогрудая, черноглазая, юркая.

- Повторить с отдельными  детьми прилагательные для запоминания.

– Увидела синичка теремок, обрадовалась.- Почему она обрадовалась?

Дети: – На улице зима, ей холодно и голодно, а домике тепло.

- Подлетела она к теремку,  клювиком постучала: вот так  (пальцы сложить щепоткой и  постучать по ладони). – Никто  ей не ответил, влетела синичка  в домик и стала жить в  теремке… Дети хором: – Одна.

- На другой день слышит  синичка, кто-то поет:

- Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…- Кто  это? – ответы детей.

– Мимо катился колобок. – Какой?

Дети: – Круглый, румяный, масленый, ароматный, душистый, поджаристый, сладкий.

– Укатился он от бабушки  и дедушки, заблудился и негде  ему жить. Был колобок какой?

Дети: – Грустный, печальный.

- И вдруг колобок увидел  домик-теремок. Обрадовался колобок и стало ему весело.

– Что сделал колобок? (пододвинуть  круг к домику) – Подкатился колобок  к теремку, постучал: тук-тук и  спросил: – (дети хором вместе с воспитателем)- кто-кто в теремочке живет, кто- кто в невысоком живет ?

– Выглянула в окошко синичка и говорит: (хором вместе с воспитателем) – я птичка- невеличка синичка, маленькая, шустрая, желтогрудая, черноглазая, юркая, а ты кто?

- Я – колобок – румяный  бок, масленый, душистый, я добрый. Пусти меня к себе жить, а то я замерз – Заходи – вкатился колобок в домик и стали они жить (хором) вдвоем.

                                  

- На другой день бежала мимо – кто?- (взять треугольник) – сосулька.

- Какая? – Дети:- длинная, прозрачная, как будто стеклянная, хрупкая, ее легко сломать, холодная, острая – (пододвинуть треугольник к домику)

- Подбежала сосулька к  домику и постучала: (хором) тук-тук  и спросила: – Кто-кто в теремочке  живет, кто-кто в невысоком живет?

– Выглянула в окошко синичка и говорит: (хором) – я птичка невеличка синичка, маленькая, шустрая, желтогрудая, черноглазая, юркая. Я – колобок – румяный бок, масленый, душистый. – А ты кто?

– Я – сосулька, длинная, прозрачная, как будто стеклянная, хрупкая, острая. Пустите меня к себе жить. – Заходи. – Вбежала сосулька в домик и стали они жить (хором) – втроем.

– Последним пришел –  кто?- (взять большой круг) – снеговик.- Какой он? -Дети: – белый, большой, снежный, его слепили из снега, холодный, у него круглое туловище и круглая голова, нос морковкой, на голове ведро.

– Подошел снеговик важно  и постучал: (хором) тук-тук и спросил: кто-кто в теремочке живет? –  Выглянула в окошко синичка и  говорит: (хором) – я птичка- невеличка синичка, маленькая, шустрая, желтогрудая, черноглазая, юркая. Я – колобок – румяный бок, масленый, душистый. – Я – сосулька, длинная, прозрачная, как будто стеклянная, хрупкая, острая. – А ты кто?

Информация о работе Обучение детей художественной литературе