Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 05:24, творческая работа
Будущий поэт учится сначала в Острогожской гимназии (под Воронежем), затем — в Петербургской и, наконец, в Ялтинской. Лучшее образование им было получено в годы обучения в Петербурге, где Самуил пропадал целыми днями в публичной библиотеке.
Закончил своё образование Маршак гораздо позднее, вдали от родины: в 1912 году он учится в лондонском политехникуме, а затем — в Лондонском университете.
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………2
2. Жизненный путь……………………………………………………………………4
3. Малоизвестные страницы жизни………………………………………………….8
4. Список стихотворений С. Я. Маршака для детей………………………………..9
5. Своеобразие поэтики С. Я. Маршака в стихах для детей
5.1 Раскрытие особенностей поэтики на примере стихотворений из цикла «Детки в клетке»…………………………………………………………………..10
5.2 Раскрытие особенностей поэтики на примере рассказа в стихах - «Пожар»……………………………………………………………………………12
5.3 Раскрытие особенностей поэтики на примере стихотворений «Дом, который построил Джек», «Багаж», «Вот какой рассеянный»………………...15
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………20
7. Приложение………………………………………………………………………..21
8.Список литературы………………………………………………………………...25
Формально "Дом, который построил Джек" - перевод. На самом деле - это мичуринская работа. Маршак так умело привил английскую сказку-игру к русскому стиху, что только иностранное имя Джек напоминает о ее происхождении. О нем вспоминаешь так же редко, как об иноземном происхождении картошки. А вместе с тем колорит английского фольклора сохранен!
В "Доме, который построил Джек" веселая игра словом, повторением слов не только сложнее по конструкции, чем в "докучных сказках" и дразнилках, - она подчинена смысловой задаче - созданию все усложняющейся картины.
Дальше по этому пути пошел Маршак в "Багаже". Здесь снова игра на повторении великолепно подобранных слов, строк, которые так и просятся на язык - "диван, чемодан, саквояж, корзину, картину, картонку и маленькую собачонку". Но игра включена не в расширяющееся с каждой строфой изображение, как в "Доме, который построил Джек", а в комический сюжет - анекдот о том, как удравшую из багажного вагона собачку подменили большим псом, уверяя даму, что "за время пути собака могла подрасти".
Конечно, наслаждение ребенка возрастает, если игра словом не исчерпывает смысл стиха, а становится способом изложения веселой истории.
В 1930 году, создавая стихотворение "Вот какой рассеянный", построенное на чередовании смешных ситуаций, Маршак использовал очень забавную игру словами - на этот раз "перевертышами" - не как основу стихотворения, а лишь как одно из средств выразительности, усиливающее комичность эпизода:
- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?
Эта игра словами характеризует героя произведения так же отчетливо и в том же плане, что забавные поступки рассеянного - тоже как бы "перевернутые".
Процесс, характерный не только для Маршака, но и для всего первоначального развития советской детской поэзии началось с поисков выразительных средств, которые обновили бы строй стихотворной речи, приблизили ее к особенностям восприятия детей, к их играм, к их способу усвоения языка, познания реального мира и в то же время были бы подлинно художественными. В ту пору игра словом, затейливая шутка часто исчерпывали смысл стихотворения. А потом находки сливались с другими и уже служили широким смысловым, идейным задачам, помогали создавать "большую литературу для маленьких".
В поисках русских соответствий английскому народному стиху - не просто соответствий, а пригодных для специфического читателя (вернее, слушателя) - для малышей, Маршак обрел ту виртуозность стиха, ту свободу владения поэтическим словом, которая позволила ему постоянно расширять диапазон тем, понятий, образов в стихах для детей. Он был мастером в первых же своих произведениях - в них нет срывов, признаков неуверенности, по которым мы узнаем начинающего поэта. А находок очень много, и особенно много потому, что он начал поиски, разведку боем сразу в нескольких направлениях.
"Детки в клетке" и "Пожар" вышли в 1923 году. "Дом, который построил Джек" - в 1924-м. Вот три разных направления поисков. Каждое получило широкое и разнообразное развитие в творчестве Маршака - и познавательные стихи, и поэтический рассказ о профессии, и стихи веселые, игровые.
Таким образом, рассмотрев
на примерах некоторых
Стихи Маршака для детей - прежде всего полноценная поэзия. И, как всякая настоящая поэзия, они нужны, доставляют эстетическое наслаждение людям любого возраста. Но они обогащены специфическими качествами, необходимыми, чтобы дети восприняли их смысловое и эмоциональное содержание.
Маршак, опираясь на классическую и народную поэзию, виртуозно владея техникой стиха, нашел емкие, острые формы, соответствующие весомости, характеру выбранных им тем и в то же время естественные, удобные для восприятия малышей.
В поэтическом таланте Маршака есть черты, объясняющие, почему он много работал для детей, и почему дети так любят его стихи. Огромный динамизм, темперамент его поэтического дарования определяют и стремительное движение сюжета в сказках, повестях, балладах и ритмический напор стихов. В изображении пейзажа стих так же подвижен, энергичен, как в сюжетном повествовании.
Юмор поэта привлекает своей непосредственностью, искренностью, радует широтой диапазона - от ласковой усмешки до резкой сатиры. Маршак умеет смеяться просто потому, что весело, потому, что придумал забавную ситуацию или занятную игру словом, звуком, но он умеет и зло высмеивать плохое, враждебное.
Поле зрения поэта очень широко: одним взглядом он обнимает и природу и людей - природу в движении, людей в труде. Его глаз приметлив: во всем, что видит, он находит самые важные, самые интересные для детей черты, детали четкой формы и богатой окраски, которые дают представление о целом. Его поэтические изображения запоминаются на долгие годы, воспитывают чувства и эстетический вкус, вызывают у детей множество ассоциаций и мыслей.
Каждой, строкой своих стихов он учит любить умелый труд и высокий подвиг, людей и поэзию, лес и город, смех и скромность - учит душевной многогранности, широте интересов, зоркости, гуманизму.
3
6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маршак понимал и чувствовал отношение детей к предмету, слову, звуку, ко всему окружающему их миру - и самых маленьких детей, и школьников.
Стихи Маршака для детей - прежде всего полноценная поэзия.
Таким образом, Самуила Яковлевича Маршака можно считать классиком советской поэзии для детей, полноправным ее родоначальником, ведь именно он создал нашу культуру, через свои замечательные стихотворения.
1
«URL:» http://biografix.ru/biografii/
2
«URL:» http://www.myjulia.ru/post/
3
«URL:» http://s-marshak.ru/articles/
Информация о работе Описание жизни и творчества писателя: Самуил Яковлевич Маршак