Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:06, реферат
В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Здесь в 1900-1907гг. заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений - Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией, музыкой, театром (директор училища поэт-символист Вл.Гиппиус способствовал этому интересу). После окончания училища Мандельштам пытается вступить в Финляндии в боевую организацию эсеров, но не принимается туда по малолетству
1) Краткая биографическая справка
Осип Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве в еврейской семье. Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам (1856—1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Овсеевна Вербловская (1866—1916), была музыканткой.
В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Здесь в 1900-1907гг. заканчивает одно из
лучших петербургских учебных заведений
- Тенишевское коммерческое училище, давшее
ему прочные знания в гуманитарных науках,
отсюда началось его увлечение поэзией,
музыкой, театром (директор училища поэт-символист
Вл.Гиппиус способствовал этому интересу). После окончания училища Мандельштам
пытается вступить в Финляндии в боевую
организацию эсеров, но не принимается
туда по малолетству
Обеспокоенные за будущность сына родители
спешат отправить его учиться
заграницу.
В 1907 Мандельштам уезжает в Париж, слушает
лекции в Сорбонне, знакомится с Н.Гумилевым.
Интерес к литературе, истории, философии
приводит его в Гейдельбергский университет,
где он слушает лекции в течение года.
В промежутках между зарубежными поездками
бывает в Петербурге, где посещает лекции
по стихосложению на «башне» у Вячеслава Иванова.
Литературный дебют Мандельштама состоялся
в 1910, когда в журнале "Аполлон" были
напечатаны его пять стихотворений. В
эти годы он увлекается идеями и творчеством
поэтов-символистов, становится частым
гостем В.Иванова, теоретика символизма,
у которого собирались талантливые литераторы.
К 1911 году семья начала разоряться и обучение в Европе сделалось невозможным.
10 сентября того же 1911 года он зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета, где обучается с перерывами до 1917 года. Учится безалаберно, курса так и не кончает. .В 1912 году знакомится с А. Блоком. К этому времени он прочно входит в литературную среду - он принадлежит к группе акмеистов (от греческого акме - высшая степень чего-либо, цветущая сила), к организованному Н.Гумилевым "Цеху поэтов", в который вхолили А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин и др. Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы. Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым) считал одной из главных удач своей жизни.
В 1913 вышла в свет первая книга стихотворений О.Мандельштама - "Камень", сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. Находится в центре поэтической жизни, регулярно публично читает стихи, бывает в «Бродячей собаке», знакомится с футуризмом, сближается с Бенедиктом Лившицем.
В 1915 году знакомится с Анастасией и Мариной Цветаев
После Октябрьской революции работает в газетах, в Наркомпросе, ездит по стране, публикуется в газетах же, выступает со стихами, обретает успех. В 1918 Мандельштам живет то в Москве, то в Петрограде, потом в Тифлисе, куда приехал ненадолго и потом приезжал снова и снова. Н.Чуковский написал: "...у него никогда не было не только никакого имущества, но и постоянной оседлости - он вел бродячий образ жизни, ...я понял самую разительную его черту - безбытность. Это был человек, не создававший вокруг себя никакого быта и живущий вне всякого уклада".
В 1919 году в Киеве знакомится с будущей женой, Надеждой Яковлевной Хазиной.
После Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу «Tristia» («Скорбные элегии», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году в Берлине. В 1922 же году регистрирует брак с Надеждой Яковлевной Хазиной. Знакомство с Борисом Пастернаком
В 1923 выходит «Вторая книга» и с общим посвящением «Н. Х.» — жене.
В гражданскую войну скитается с женой по России, Украине, Грузии; бывал арестован.
С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает пауза в поэтическом творчестве. В это время пишется проза, к созданному в 1923 «Шуму времени» (в названии обыгрывается блоковская метафора «музыка времени») прибавляется варьирующая гоголевские мотивы повесть «Египетская марка» (1927).
На жизнь зарабатывает стихотворными переводами.
В 1928 году печатается последний прижизненный поэтический сборн
В 1930 году заканчивает работу над «Четвёртой прозой». Н. Бухарин хлопочет о командировке Мандельштама в Армению. После путешествия на Кавказ (Армения, Сухум, Тифлис) Осип Мандельштам возвращается к написанию стихов.
Поэтический дар Мандельштама достигает расцвета, однако он почти нигде не печатается. Заступничество Б. Пастернака и Н. Бухарина дарит поэту небольшие житейские передышки.
В мае 1934 Мандельштам арестован (за "эпиграмму" и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть ("Стансы", так называемая "ода" Сталину.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или "эзопов язык". Центральное произведение воронежских лет "Стихи о неизвестном солдате", самое темное из сочинений Мандельштама. Он то надеялся, что "ода" спасет его, то говорил, что "это была болезнь", и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, "как в страшном сне". В мае 1938 его арестовывают вторично "за контрреволюционную деятельность" и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.
2) Место поэта
в литературе серебряного века
Осип Мандельштам (1891 – 1938)
Осип Мандельштам (1891 – 1938) занимает особое место среди поэтов Серебряного века России. Во времени эпохи одна от другой отличаются, как страны в пространстве, и когда речь идет о нашем "серебряном веке", мы представляем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающееся от того, что было до и что наступило после. Тем не менее эпоха "серебряного века" простирается между временем Александра III и 1917 годом. На протяжении "серебряного века" в нашей литературе проявили себя четыре поколения поэтов: бальмонтовское (родившиеся в 60е и начале 70-х годов XIX века), блоковское (родившиеся около 1880го), гумилевское (родившиеся около 1886 г.), и, наконец, поколение, родившееся в девяностые годы: Г. Адамович, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, О. Мандельштам и другие.
Его стихи невозможно
отторгнуть от полноты русской поэзии.
Конечно, всегда найдутся люди, которых
Мандельштам просто раздражает. Что
же, в его мысли, в его поэзии,
во всем его облике и впрямь есть
нечто царапающее, задевающее за живое,
принуждающее к выбору между преданностью,
которая простит все, и нелюбовью, которая
не примет ничего. Но отнестись к нему
безразлично невозможно.
В мир русской литературы Мандельштама
ввел его учитель Вл. Гиппиус, один из поэтов,
тесно связанных с ранним русским декадентством.
Поэтому ранние произведения Мандельштама
написаны под влиянием поэзии символизма.
Для этого этапа творчества было характерно
представление поэта о Вселенной как о
"мировой туманной боли", "бедной
земле". Однако уже в стихотворениях
той поры чувствовалось мастерство молодого
поэта, умение владеть поэтическим словом,
использовать широкие музыкальные возможности
русского стиха, особенно ямба.
Первая русская революция и события, сопутствующие ей, для мандельштамовского поколения совпали со вступлением в жизнь. В тот период Мандельштама заинтересовала политика, но тогда, на переломе отрочества к юности, он оставил политику ради поэзии.
Поэзия Осипа Мандельштама производит впечатление одновременно и капризной, и дисциплинированной. Она кажется и непредсказуемой, и строго выверенной. Стихи поэта заполнены образами пчел, стрекоз, ласточек.
Я словно позабыл, что я хотел сказать
Слепая ласточка в чертог теней вернется,
На крыльях срезанных, с прозрачными
играть… («Ласточка», 1920)
А вот еще в этом же стихотворении:
И медленно растет, как бы шатер иль храм,
То вдруг прикинется безумной Антигоной,
То мертвой ласточкой бросается к ногам…
(Здесь, в слове "прИкинется", в некоторых изданиях написано прОкинется)
И еще в нем же:
Bсе не о том прозрачная твердит,
Все ласточка, подружка, Антигона...
А это еще одно стихотворение:
И каждый совершил душою,
Как ласточка перед грозою,
Неописуемый полет. (1910)
А вот о стрекозах и шмелях:
Стрекозы быстрыми кругами
Тревожат черный блеск пруда,
И вздрагивает, тростниками
Чуть окаймленная, вода.
То — пряжу за собою тянут
И словно паутину ткут,
То — распластавшись — в омут канут —
И волны траур свой сомкнут.
И я, какой-то невеселый,
Томлюсь и падаю в глуши —
Как будто чувствую уколы
И холод в тайниках души... (1911)
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель. («Импрессионизм»,
1932)
Непредсказуемость полета
этих созданий нам кажется сумбурной,
а на самом деле их полет подчиняется
строгой дисциплине. Они носятся
в небе, от цветка к цветку, зависают
над гладью озера, чтобы потом внезапно сорваться и улететь
куда-то далеко-далеко, куда им необходимо
попасть…
Критики Мандельштама (например, А.А.Измайлов)
и называли его стихи «сущей ерундой»,
и утверждали, что в них нет совсем содержания.
Но сам поэт постоянно утверждал в своих
теоретических и критических статьях,
что для поэзии необходима «узда».
Кроме поэзии, Мандельштам очень
ценил архитектуру и сравнивал
с ней поэзию. Это очень хорошо
видно в стихотворении из первой
книги «Камень», посвященном собору
Парижской Богоматери.
3)Литературное направление.
Начало его творческой деятельности
связано с литературным направлением,
получившим название акмеизм (от греческого
акме – высшая ступень чего-либо;
расцвет; вершина; острие).
Начал Мандельштам с увлечения символизмом.
В стихах этого периода он утверждал, что
музыка – это первооснова всего живого.
Его стихи были музыкальными, он часто
создавал музыкальные образы, обращался
к творчеству композиторов Баха, Глюка,
Моцарта, Бетховена и других.
Образы его стихов были еще нечеткими,
автор словно хотел уйти в мир поэзии.
Он писал: «Неужели я настоящий, / И действительно
смерть придет?»
Знакомство с акмеистами меняет тональность
и содержание лирики Мандельштама. В статье
«Утро акмеизма» он писал, что считает
слово камнем, который акмеисты кладут
в основу здания нового литературного
направления. Свой первый сборник стихов
он так и назвал – «Камень». Мандельштам
пишет, что поэт должен быть зодчим, архитектором
в стихах. У него самого изменились тематика,
образный строй, стиль и колорит стихов.
Образы стали предметными, зримыми и вещественными.
Поэт размышляет о философской сути камня,
глины, дерева, яблока, хлеба. Он наделяет
весом, тяжестью предметы, ищет в камне
философско-мистический смысл.
В его творчестве часто встречаются образы
архитектуры. Говорят, что архитектура
– это застывшая музыка. Мандельштам доказывает
это своими стихами, которые завораживают
красотой линий и глубиной мысли. Поражают
его стихи о Соборе Парижской Богоматери,
об Адмиралтействе, о Софийском соборе
в Константинополе, об Айя-Софии, об Успенском
храме Кремля в Москве и Казанском соборе
в Петербурге и многих других шедеврах
архитектуры. Поэт в них размышляет о времени,
о победе изящного над грубым, света над
тьмой. В его стихах ассоциативность образов
и импрессионизм письма. Ценность этих
стихотворений в их философском и историко-культурном
содержании. Мандельштама можно назвать
певцом цивилизации:
Природа – тот же Рим и отразилась
в нем.
Мы видим образы его гражданской мощи
В прозрачном воздухе, как в цирке голубом,
На форуме полей и в колоннаде рощи.
Поэт пытался осмыслить
историю цивилизаций и народов
как единый, бесконечный процесс.
Так же талантливо Мандельштам описывал
мир природы в стихотворениях «Раковина»,
«Есть иволги в лесах, и гласных долгота…»
и других:
Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
В стихах поэта замедленный
ритм, строгость в отборе слов, что
придает каждому произведению торжественность звучания. В этом проявляется
уважение и почтение ко всему, что создано
людьми и природой.
В высокой книжной поэзии Мандельштама
много отсылок к мировой культуре, что
свидетельствует об эрудиции автора. Стихотворения
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Бах»,
«Кинематограф», «Ода Бетховену» показывают,
что дает поэту вдохновение для творчества.
Сборник «Камень» сделал поэта знаменитым.
Я вернулся в
мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся
сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее
декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я
еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У
меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице
черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь
напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы. Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях. Однако Мандельштам всегда мечтал вернуться в Петербург, который теперь назывался Ленинградом, но, сменив имя, остался все тем же величественным, красивым и удивительно притягательным городом для поэта.
В конце 20-х годов мечта Мандельштама осуществилась, однако ему понадобилось некоторое время, чтобы придти в себя от увиденного. Город преобразился, а его улицы заполнили люди самых различных национальностей и социальных слоев. Правда, на набережной Мойки уже невозможно было встретить романтических барышень в кисейных платьях и кавалеров в элегантных костюмах – их место заняли угрюмые мужики в лаптях и растоптанных сапогах, а также крестьянские бабы в платках. Но этот по-прежнему был город юношеских грез поэта.