Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:06, реферат
В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Здесь в 1900-1907гг. заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений - Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией, музыкой, театром (директор училища поэт-символист Вл.Гиппиус способствовал этому интересу). После окончания училища Мандельштам пытается вступить в Финляндии в боевую организацию эсеров, но не принимается туда по малолетству
Удручающее впечатление на Мандельштама произвели старинные питерские особняки, превращенные в коммуналки, где в каждой квартире могло проживать до 50-60 человек. Она из таких коммуналок стала домом и для Осипа Мандельштама с супругой. Но поэт был по-настоящему счастлив, пообещав себе, что больше никогда не покинет этот удивительный город. Тем не менее, в 1930 году ему пришлось по просьбе члена Политбюро ЦК ВКП(б) Николая Бухарина отправиться в командировку на Кавказ, где поэт, к тому времени уже практически переставший писать стихи, проводит несколько месяцев. По возвращении из командировки он создает стихотворение «Ленинград», в котором не только признается в любви своему городу, но и словно бы открывает его для себя вновь.
Действительно, всего за 13 лет город, созданный Петром I, изменился до неузнаваемости, однако для Мандельштама он по-прежнему «знакомый до слез», и «рыбий жир ленинградских речных фонарей» дарит поэту давно забытое чувство умиротворения. Тем не менее, автор ощущает себя в родном городе чужестранцем, который словно бы совершил путешествие во времени, зловещее и необратимое. Обращаясь к любимому городу, поэт заявляет: «Петербург, я еще не хочу умирать». Он словно бы предвидит свою судьбу и предчувствует, что стрелка часов, именуемых жизнью, лично для него уже начала свой обратный отсчет. Цепляясь за прошлое и, вместе с тем, не видя себя в будущем, Мандельштам отмечает, что где-то в недрах города еще сохранились телефонные номера, принадлежащие поэту, а также старые адреса, по которым он может найти «мертвецов голоса». Последнее образное выражение, к сожалению, не является преувеличением, так как большинство друзей юности автора давно уже нашли свой последний приют в болотистой питерской земле. А их квартиры, знавшие звонкий смех и жаркие споры литераторов, теперь служат пристанищем для вчерашних крестьян, которые даже понятия не имеют о том, чьи именно занимают апартаменты.
Сам же поэт утверждает: «Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок». Это заявление соответствует действительности, так как семья Мандельштама действительно снимает каморку под лестницей в бывшем доходном доме на 8 линии Васильевского острова. При этом поэт опасается ареста, отмечая: «И всю ночь напролет ожидаю гостей дорогих».
Предчувствия Мандельштама не обманывают, так как спустя 3 года он первый раз будет взят под стражу, а в 1937 году вновь попадет в застенки НКВД. Но это случится в Москве, чужой и холодной. А угрюмый послереволюционный Ленинград навсегда останется для поэта самым уютным и дорогим местом на земле.
В своем
творчестве Мандельштам опирается
на богатые традиции мировой культуры,
включая в свои произведения идеи и образы
художников разных эпох и разных народов,
события многовековой истории и нетленного
искусства. Это было общей чертой поэзии
Серебряного века. Но Мандельштам в подходе
к культурно-историческому наследию отличается
от многих своих современников. У Мандельштама
культурно-исторические реалии вплотную
приближены к современности, входят в
сегодняшнюю жизнь.
Одна из его излюбленных тем - политическая.
Еще со времен революции, когда Мандельштам
уже был сложившимся поэтом, его волновало
происходящее вокруг. Поэт готов добровольно
присоединиться к усилиям тех, кто пытается
двинуть человечество в новом, неведомом
направлении: «Ну что ж, попробуем огромный,
неуклюжий, скрипучий поворот руля...»
Но он знает, что наступили «сумерки свободы»
и «мы будем помнить и в летейской стуже,
что десяти небес нам стоила земля!» В
этой оде - явная готовность принять революцию,
при полном сознании размеров уплаты.
Быть пассивной, безличной жертвой, «неизвестным
солдатом» колеса истории Мандельштам
не хотел и не мог - и вступил в беспримерный
поединок со своим временем. Поэзия Мандельштама
в начале 30-х годов становится поэзией
вызова. Так появилось произведение «За
гремучую доблесть грядущих веков…» (1931-35
гг.).
Стихотворение написано разностопным
анапестом, это должно было сделать тон
и ритм стихотворения мягким и плавным.
Но перекрестная мужская рифма, а также
отсутствие пиррихиев сообщает всему
произведению жесткий, устойчивый ритм,
который отвечает идейному содержанию.
Поэт пишет о доле благородного человека,
о том, что его окружают только «трусы»,
«хлипкая грязца». Достаточно вспомнить,
в какое время написано стихотворение,
и станет все понятно. Это время радикальных
чисток среди русского народа, время коллективизации,
время, когда человек должен был безропотно
подчиняться партии, иначе - «черный воронок».
Все происходило под лозунгом «Все для
коммунизма!», но под этим лозунгом скрывались
не только светлые идеи, но и грязь, подлость,
жестокость и глупость. Поэт пишет в первом
четверостишии:
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Да, то время лишало чести, так как ради
того, чтобы выжить, необходимо было «искренне»
поддерживать политику, иначе, опять же,
- «черный воронок». Выбор стоял между
жизнью и честью. Жестокость этого выбора
поэт выражает в эпитете «век-волкодав»:
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
Поэт не желает делать выбора, так как
понимает, насколько это глупо и нелепо.
Подлость нельзя поддерживать своей жизнью.
Поэтому лирический герой решает уйти
от этого общества. Он согласен на ссылку:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Природа русской земли, вдали от цивилизации,
а самое главное - вдали от директив партии,
представляется поэту раем.
Для описания счастья свободы и того настоящего
ужаса, который окружает лирического героя,
автор использует прием антитезы. В третьем
четверостишии первые две строки описывают
окружающую реальность, вторые – недостижимый
рай, природу Сибири:
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе...
Антитеза усиливается и цветовым противопоставлением:
красный («кровавых кровей») и голубой
(«голубые песцы»). Сибирь вообще описывается
поэтом в ассоциативной голубой гамме:
«Енисей», «до звезды» (небо):
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает...
Последние две строки стихотворения являются
как бы квинтэссенцией всего произведения.
В них лирический герой не только еще раз
подчеркивает свою непринадлежность к
«волкам» (на тюремном жаргоне это означает
«предатели»), но и указывает на то, что
его «убийцам» до него не дотянуться. То
есть не сломить дух героя, не заставить
его стать «волком», не заставить его предать:
Потому что не волк я по крови своей,
И меня только равный убьет.
Анализ стихотворения
"На бледно-голубой
эмали..." 1909 года:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, -
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
Это стихотворение О. Мандельштама - своего
рода словесная акварель, но живописное
начало подчинено здесь задаче сугубо
литературной. Весенний пейзаж
- лишь повод для размышления о мире, сотворенном
Богом, и произведении искусства, которое
материализовано в вещи, созданной человеком;
о сущности творчества художника.
Эти строки можно было бы назвать декларацией
поэтического импрессионизма, если бы
не одно обстоятельство: живописный образ
здесь сменяется графическим, "пятно"
- рисунком, преходящее - устойчивым. Сначала
в поле зрения поэта-созерцателя попадают
"вечереющие" березы, а затем его
зрение как бы суживается и улавливается
"тоненькой сеткой" мелких веточек.
Взгляд останавливается не на стволах,
говорящих нам о росте, о стремлении вверх,
а именно на этом "отточенном и мелком"
узоре. Если признать, что дерево - символ
жизни в нашем коллективном бессознательном,
то здесь чувство жизни явно ослаблено.
Да и вся картина заключает в себе некое
противочувствие: весна, пробуждение земли,
и в то же время - вечер, угасанье, умиранье.
Такая же двойственность и в образе художника:
это не живописец, создающий некую "вечную
ценность", а художник по фаянсу, расписывающий
хрупкое изделие, могущее в любую минуту
разбиться. То есть здесь те же "стекла
вечности", ощущение хрупкости бытия.
Очень важно для этого
стихотворения взаимопроникновение природного
и искусственного начал. Ведь настоящие деревья здесь
как бы нарисованы на "бледно-голубой
эмали". Такое восприятие природы как
некой декорации еще резче выражено в
других стихах того же, 1909 года: "На темном
небе, как узор, / Деревья траурные вышиты"
или: "Простор, канвой окутанный, / Безжизненней
кулис, / И месяц весь опутанный, / Беспомощно
повис" / ("Сквозь восковую занавесь...").
Впоследствии это взаимоотражение природного
и искусственного приобретет у Мандельштама
культурологический смысл, но здесь смысл
- экзистенциальный: поэт осознает себя
пребывающим в неком замкнутом пространстве,
в "темнице мира", в "голубой тюрьме",
по выражению Андрея Белого. Природа -
это только декорации, за которыми пустота,
ничто. Прорыв декораций - провал в пустоту....
Образ “незаметно вечереющих” берез
поражает нас глубиной ощущения поэтом
природы, осознания себя ее частью.
Уже в раннем творчестве О. Мандельштама
начинает обрисовываться главная тема
его поэзии — тема общечеловеческой, не
знающей границ культуры. В стихах Мандельштама мы
не найдем прямого изображения важных
общественных событий того времени. Каждый
этап развития человечества оценивается
поэтом как новая степень развития культуры.